На Западе, после распада Римской империи, медицинская наука в определенных секторах пришла в упадок, некоторые знания были утеряны или, в любом случае, остались наследием немногих. С другой стороны, арабы поддерживали эту дисциплину очень живо, давая жизнь сложной культуре, которая была одновременно местом для синтеза различных медицинских школ и местом для автономных исследований в области здравоохранения. Фактически, они собрали наследство греков и латинян, но также и ассирийцев, евреев и индийцев (последние ответственны за использование таких веществ, как борат, квасцы, сульфат железа и т. Д.), И внес личный вклад в прогресс медицины, представив новые лекарственные растения, такие как анис, корица, роза, сандал, тыква, мускатный орех и т.д., в то время как сиропы были приготовлены с использованием спирта и тростникового сахара, варенья, эликсиры.
Мы в долгу перед арабо-исламской культурой, если в более позднее время средневековая Европа смогла восстановить то, что было утрачено из огромного багажа, унаследованного от классического мира, с важными новыми дополнениями. И это произошло, когда начались переводы текстов с арабского на латынь. Знаменитая Артичелла, собрание медицинских текстов Галена, Гиппократа и других классиков, вместе с трудами арабских комментаторов, заслуживает упоминания из-за ее важности в тот период. Но сам средневековый мир смог придать особый импульс и особый отпечаток всей этой доктринальной системе, что можно увидеть, например, в оперетте Юга де Фуйуа De Medicina animae.
Во всех досовременных культурах природа рассматривается как книга, язык которой можно понять, с божественной помощью, прямо или косвенно через животных как посредников божественности. Что касается последнего аспекта, то сегодня на самом деле существует дисциплина, естественно в светском ключе, называемая зоофармакология, которая подчеркивает конкретность древних подходов. Недавнее исследование Калифорнийского университета показало, что, как уже указывалось в традиционной культуре, некоторые птицы и млекопитающие используют растения с антипаразитарными свойствами для укладки своего гнезда или своего убежища, или, как в случае с некоторыми обезьянами Америки, вотрите листья определенных растений в волосы с защитным или лечебным действием от насекомых. Также было замечено, что африканские бабуины едят листья и ягоды Balanites aegyptica, чтобы успешно защитить себя от заражения паразитическим червем Schistosoma mansonii. Можно привести и другие примеры.
Однако, если определенные фармакологические исследовательские процедуры аналогичны процедурам прошлого, следует помнить о глубоком концептуальном различии между традиционной медициной, примером которой является средневековье, и современной медициной. Согласно текущему определению, лекарство - это вещество ( активное вещество) с известной химической структурой, которое действует посредством известного механизма действия или, по крайней мере, мыслимого в рамках научных парадигм аллопатической (современной) медицины.
Важные аспекты:
поддержание вещества, которое не должно ухудшаться при манипуляциях (например, как это могло произойти в прошлом, во время высыхания листьев или семян) или в период хранения перед использованием или, опять же, во время процедуры экстракция (например, при приготовлении травяных чаев);
оптимальная концентрация действующего вещества на участке или участках действия;
исключение активных ингредиентов разных видов, которые могут отрицательно повлиять на его терапевтическую активность, подавляя ее отсутствие серьезных побочных эффектов.
Поэтому важно не только наличие соответствующего активного вещества для лечения определенной патологии, но и то, что он должен быть неповрежденным и работать в правильной концентрации, стабильной в течение более или менее длительного периода, в зависимости от случая. Кроме того, не должно быть мешающих факторов, и эту возможность не следует упускать из виду, если используются сложные «лекарства» с не совсем ясным химическим составом.
В средние века действовал принцип «contraria contrariis curentur», понимаемый в смысле использования лекарств животного, растительного или минерального происхождения, обладающих качествами (холодный, горячий, влажный, сухой), противоположными свойствам патологии, которую нужно лечить, предполагая механизм «противовес и баланс» по отношению к дисбалансу, присутствующему в пациенте. Кроме того, он был основан на доктрине «сигнатуры» (аналогии), согласно которой, особенно в случае сходства формы между растениями и человеческим телом, определенные части растений должны были использоваться для лечения тех, с которыми предполагалось формальное сходство (это классический случай мандрагоры): similia similibus.
Но это также относилось и к терапевтическому использованию животных, чьи мозги съедали, например, для увеличения памяти и т. Д., Всегда на основе того же принципа аналогии, одного из краеугольных камней средневековой мысли. Однако все должно было служить лишь подспорьем врожденной способности природы восстанавливать здоровье больных (vis sanatrix naturae) после того, как болезнь прошла четыре классические фазы: Principium, augmentum, status, decinatio. Исцеление происходило с приготовлением материи орехов пекан и с ее изгнанием из организма (отсюда и использование мочегонных, слабительных, рвотных средств и кровопускания, практикуемых как с порезами для слива крови, так и с пиявками, также используется для заживления ран, которые долгое время оставались открытыми.
Во времена Фридриха II главными центрами медицинской культуры были Салерно (уже с IX века) и университеты Болоньи (основаны в 1088 году) и, во вторую очередь, Падуи (основаны в 1222 году).
Среди них наиболее важной была знаменитая школа Салерно, о которой средневековые хроники богаты информацией, достигшей вершина великолепия в XII веке.
Легенда гласит, что она была основана четырьмя докторами, которые являются символическими персонажами: арабом Аделой, евреем Гелином, греческим Понтом и латинским Салерном, что означает, что здесь сошлись медицинские традиции четырех разных культур. Конечно, здесь было первоначальное влияние аббатства Монтекассино, где сохранились некоторые медицинские знания древности. Однако школа Салерно была светской, даже если состояла из верующих. У неё было скромное отношение к делу и она осознавала человеческую слабость, как физическую, так и психологическую, - принцип, который применим и к врачу.
Важными фигурами начального периода школы были Альфано (1010-1085), бенедиктинский монах и ученый, и Константин Африканский (1015-1087), гиппократский доктор, ученый, занимающийся наукой халдеев, арабов, персов, индейцев и др.
Он был великим переводчиком текстов с арабского на латынь, настолько, что прославился как первый популяризатор арабской медицинской науки на Западе, связанной с четырьмя символическими основателями.
Посредством передачи преподавания медицины от мастера ученикам - помимо самой медицины, которая очень сложна с теоретической точки зрения, изучались философия, логика, диалектика и т. Д. - была создана традиция мысли, которая повлияла на Италию, но также и на другие народы, такие как Франция. Под давлением школы Салерно также родилась эмбриональная система госпитализации для постоянного наблюдения и лечения больных.
Мы также должны помнить «Регимен Санитатис» (1066), свод правил гигиены (мытье тела и зубов по утрам, расчесывание волос, выполнение некоторых упражнений) и питание (сбалансированная диета), результат светской мудрости, которые предлагают систему жизни, близкой к природе, и преуменьшить значение болезни. Это настоящий оздоровительный вадемекум, который также указывает на процедуры приготовления лекарств с травами. Итак, мы читаем жизненный совет: «если вы не найдете ... врачей, вот три отличных: веселье, спокойствие и умеренное питание», или терапевтические показания для восстановления здоровья: «еда против опьянения и похоти: шалфей и рута успокаивают». пламенные настроения Вакха. Если вы добавите немного роз, Венера будет меньше мучить вас », а« шалфей укрепляет нервы и останавливает дрожание рук. Жестокость лихорадки уступает место своим достоинствам "или еще раз: полынь" стимулирует мочу и устраняет камни; через него аборт происходит быстро; как пессарий и напиток производит тот же эффект; фарш по-прежнему прикладывают к желудку ".
Интересный аспект, в том числе с точки зрения костюма и в противоречие с клише о том, что Средние века были эпохой только для мужчин, когда женщины были исключены из общественной жизни, состоит, по сути, в той важной роли, которую играли женщины в зарождающейся системе госпитализации: хроники помнят Абеллу, Меркуриаду, Ребекку Гуарну, Костанцу Календу, Трокту. Последняя, акушерка, была определена как «мудрая женщина», с которой немногие, даже среди мужчин, могли соперничать. Она является автором различных медицинских текстов, которые долгое время оставались знаменитыми: De mulieribus passionibus in ante et postpartum, De aegritudine curatione, De epilepsia, De oculis, De pleuresi, De gengivis и др.
В De mulieribus passionibus in ante et postpartum, настоящем трактате по акушерству и гинекологии, написано о женских заболеваниях, беременности, родах и послеродовом периоде, а также даёт советы по уходу за новорожденным. Последняя часть трактата посвящена женской косметике после родов, чтобы вернуть красоту и сохранить здоровье тела. Следует также помнить, что на юге Италии в средние века «женщины-врачи» играли четко определенную общественную социальную роль, особенно в области гинекологии и хирургии.
Ссылаясь на среду, отличную от салернской школы, мы можем вспомнить фигуру немецкой бенедиктинской монахини Хильдегард Бингенской (1098-1179), настоятельницы монастыря Дисибоденберг, известной своими религиозными провидческими способностями, а также знания в области медицины и здравоохранения и, в более общем плане, в области натуралистики. Например, её текст Causae et curae долгое время представлял собой драгоценный сборник средневековых знаний в этих областях, написанный специально для распространения его среди популярных классов.
Хильдегард поместила свои учения в теологические и космологические рамки большой доктринальной глубины, в которых часто проявляется целостная и эмпатическая концепция творения (например, когда, отвергая астрологию как науку предсказаний о будущем, она утверждает, что звезды связаны с действиями человека и иногда находятся под их влиянием в виде тонкой цепочки действий и реакций).
Настоятельница Дизибоденберг описала различное физическое телосложение и разные темпераменты, которые отличают мужчин и женщин, предложила правила гигиенического образа жизни, диеты, подходящие для каждого периода года или состояния здоровья, и меры предосторожности, чтобы избежать заражения инфекциями, такими как: например, кипячение воды для очистки от «вредных» элементов. Описано также множество болезней, причины которых ищутся, в соответствии с представлениями того времени, и соответствующие лечебные средства, даже для домашних животных. Мы также находим частые ссылки на анатомию человеческого тела, включая репродуктивные органы, и на его физиологию, даже более интимную (например, менструальные явления).
Половая жизнь и удовольствие, которое получают мужчины и женщины, проблемы, связанные с зачатием, родами и грудным вскармливанием, - это другие темы, к которым Хильдегард возвращается несколько раз. Все трактуется с удивительной откровенностью по сравнению с нашими стереотипами о средневековой женщине, причем религиозной! Короче говоря, снова обскурантистское и предвзятое видение Средневековья, которое было передано нам интеллектуалами Просвещения, такими как Жюль Мишлé, полностью ложно, согласно которому единственное терапевтическое знание, которое народные классы могли использовать в течение почти тысячелетия, было только знания «ведьм», учитывая, что Церковь и, в целом, «официальное» общество того времени игнорировали, отрицали какую-либо ценность или даже осуждали такие знания натуралистического и медицинского характера, как люциферианские. Напротив, сама Церковь всегда высоко ценила игумению Дизибоденберг, чья страсть к этим темам была хорошо известна.
Существует также иконографическое свидетельство присутствия женщин в области медицины: действительно, средневековые миниатюры, которые сопровождают медицинские книги, часто показывают женские фигуры с терапевтическими функциями.
Это женское средневековье, настоящее средневековье, о котором нам рассказывала Регин Перну, в котором выделяются не мутные и не очень достоверные фигуры, придуманные некоторыми предвзятыми историками, но яркие и культурные персонажи в различных областях общественной жизни, где помимо «врачей», мы также находим женщин-воинов, дипломатических деятелей, «политических» женщин (некоторые папы и такие персонажи, как Фридрих Барбаросса часто прислушивались к советам самой Хильдегард), женщин Средневековья, которые в области медицины были отменены только начиная с четырнадцатого века, как это ни парадоксально, но не слишком сильно, с формированием и институционализацией университетского преподавательского класса только для мужчин.
Возвращаясь к нашей центральной теме, из текстов того времени мы узнаем, что, как писал мастер Бартоломео ди Салерно (12 век): «Практическая медицина делится на две части: наука, которая сохраняет здоровье, и та, которая лечит болезни ... поддержание здоровья - это то, что можно сделать лучше и с большей уверенностью, чем не восстанавливать здоровье после её утраты ...
Наука, которая лечит болезнь, делится на три части: знание болезни; знание болезненных состояний, от которых возникают болезни; знание того, как и где необходимо вмешиваться, чтобы вылечить болезни ... Оно также разделено на следующие три части: диета, зелья и лекарства, хирургия ... врач должен знать цвет лица и его степень; ему также необходимо знать, какие травы, какие специи и какие другие лекарства приносят пользу человеческому организму, то есть он должен распознавать, какие из них горячие, какие холодные, какие влажные и какие сухие и в какой степени, чтобы тела с несбалансированным цветом лица - например, из-за избытка o недостаток влаги и тепла - вводятся лекарства, которые в одинаковой степени представляют избыток или недостаток холода и сухости таким образом, чтобы восстановить баланс между качествами.
Также необходимо различать слабительные и вяжущие средства, полезные они или вредные. Врач также должен быть очень осторожен перед вмешательством, чтобы знать, какие из них эффективны при разрушении камней, которые вызывают мочу, устраняют ветреность, способствуют менструации, уменьшают боль. Зная все это, врач сможет действовать эффективно и безопасно ... Лекарства делятся на два типа: простые: трава, косточка, специи и т.п., сложные: электуарий, мази и любые искусственно упакованные лекарства".
По словам мастера Салерно: «Медицина - это наука о применении правильных мер к правильным мерам или исправления того, что выходит за рамки правильных мер», так что видение здоровья как гармонии, которую следует усиленно защищать с помощью профилактической медицины, все больше укрепляется, где важную роль играет здоровая и контролируемая диета.
Уроскопия приобрела семейологическое значение еще в эпоху Гиппократа. Так было и в средние века, кроме этого исследования, диагноз поставлен не был: использовался особый сосуд, матула, который стал эмблемой врача. Оценивали цвет, количество, вкус и осадок мочи.
Опять же, ссылаясь на распространенную в то время аналогичную концепцию, Мауро ди Салерно также считал важным уровень, на котором наблюдалась мутность: в соответствии с ее расположением в ампуле - высокая-средняя-низкая - ссылка делалась по аналогии с районом тела, которое, следовательно, считалось больным. Были целые трактаты о моче и ее диагностическом значении, так как не было много других «объективных» способов понять патологию, от которой пострадал пациент, кроме гематоскопии, анализа образцов крови, полученных с помощью кровопускания. Последний проводился путем оценки цвета, консистенции, вкуса и запаха крови, когда она текла, свертывалась или застывала в небольших контейнерах. Наконец, мы должны вспомнить ручное тестирование запястья, очень тонкое и действенное для многих аспектов, единственное прямое ручное семейологическое вмешательство, с помощью которого мы намеревались ощутить жизненный дух.
Иногда семья пациента, чтобы проверить навыки врача, на что в некоторых случаях было иронизированно, присылала образец мочи, взятый у животного перед визитом, чтобы узнать, может ли он это заметить (в тексте De cautelis medicorum Арнольда из
Виллановы учит врача, как избегать определенных ошибок, а также предоставляет правила профессиональной этики и предлагает соответствующие методы, позволяющие узнать как можно больше информации о пациенте, даже путем опроса родственников с должной осторожностью).
Помимо уже упомянутых ученых, следует также вспомнить Теддео дельи Альдеротти (1223–1295), прославившего Болонский университет как выдающегося учителя. Упомянутый Данте в «Божественной комедии» как «гиппократист», он возобновил практику клинического обучения у постели больного. Среди прочего, он написал Consilia, которые содержат клинические истории, с мнением врача, профилактическими мерами, диетическим и терапевтическим лечением. Мы знаем от Альдеротти, что он также выполнял упражнения по сравнительной анатомии в дидактических целях.
В трактатах того времени мы часто говорим о «простых» веществах, имея в виду те, которые поступают непосредственно из растительного, минерального или животного мира. Важное значение для изучения простых овощей сыграли «Цирка Истанс» (из первых двух слов текста), написанные Маттео, членом известной семьи врачей Платари. Существовал также полный фармацевтический справочник, во многом благодаря Никколо Салернитано: Антидотариум (11-12 века). В нем упоминается губчатая или снотворная губка, через которую вдыхались наркотические вещества (опиум, мандрагора и др.) Для обезболивания пациентов во время хирургических операций. Губку готовили, пропитывая ее этими наркотическими веществами, а затем сушили: во время использования ее смачивали горячей водой, и активное вещество принималось либо путем питья сока, либо путем ингаляции. Конечно, этот метод был связан с частым риском передозировки, которая могла даже привести к смерти.
Что касается хирургии, надо сказать, что этим термином в средние века обозначалось все, что лечили руками, поэтому он имел более обширное значение, чем нынешнее.
Изучение анатомии, необходимое для любого хирургического вмешательства, обычно проводилось на животных для экспериментальной части и на текстах для теоретической части - см. Анатомия свиньи (Anathomia porci) Кофона Младшего. Элементы можно найти в De mulieribus passionibus Трокты до и после родов и в Practica Петрончелло, но вплоть до XII века, хирургия почти всегда считалась занятием для практиков, «парикмахеров», иногда арабских странников.
Знания часто неизбежно были общими, как видно из некоторых «анатомических атласов», хотя более точные последующие исследования были найдены, например, Пьетро д'Абано (1250-1315). На самом деле анатомические схемы были главной целью - заставить людей понять функции органов, а не описывать их с точностью. Тем не менее, некоторые термины, которые уже использовались тогда, например, для глаза, такие как «конъюнктива», «стекловидное тело», «кристаллический», все еще используются сегодня в отношении тех же анатомических частей. Те, кто пытались расширить свои знания о человеческом теле, используя трупы, подверглись общественному осуждению, поскольку считалось, что они совершили кощунственный поступок.
Только с Руджеро ди Фругардо (который жил между второй половиной XII и началом XIII века) школа Салерно придала хирургии научное достоинство своей книгой «Роджерина» (1180). Есть данные, что Руджеро даже успешно оперировал некоторые поверхностные опухоли. Он был ответственным за изобретение специальных плоскогубцев для уничтожения стрел с металлическими бородами.
Столкнувшись с тем, что мы видели (ограниченно, чтобы не заходить слишком далеко), и, в более общем плане, с тем, что теперь было получено в результате самых последних исторических исследований, абсурдное определение «темных веков», относящееся к средневековью, должно быть отменено, в отличие от «золотых веков», по крайней мере, для некоторых периодов этого века, особенно по сравнению с поистине темными и тревожными временами, такими как шестнадцатый и семнадцатый век.
Основная библиография:
AA.VV., Il farmaco nei tempi, Farmitalia Carlo Erba-Immagine, Milano, 1990.
AA.VV., I secoli d’oro della medicina, Edizioni Panini, Modena, 1986.
AA.VV., La Scuola Medica Salernitana, Electa, Napoli, 1988.
AA.VV, Storia della medicina, Antonio Delfino Editore, Roma, 1994.
Luisa Cogliati Arano, Tacuinum sanitatis, Electa, Milano, 1979.
Ugo de Fouilloi, La medicina dell’anima (De medicina animae), Il leone verde, Torino, 1998.
Ildegarda di Bingen, Cause e cure delle infermità, Sellerio, Palermo, 1997.
Jean-Claude Dousset, Storia dei medicamenti e dei farmaci, con introduzione di W. Sannita, ECIG, Genova, 1989.
P. Murray Jones, Materia medica, The British Library e Centro Tibaldi, 1997.
Frank J. Lipp, Le erbe, EDT, Torino, 1998.
Giacomo Mottura, Il giuramento di Ippocrate – I doveri del medico nella storia, Editori Riuniti, Roma, 1986.
Seyyed H. Nasr, Scienza e civiltà dell’Islam, Feltrinelli, Milano, 1977.
Giuseppe Penso, La medicina medievale, Novartis, Saronno, 1991.
Luciano Sterpellone, La medicina greca, Novartis, Saronno, 1998.
Luciano Sterpellone e Mahmoud Salem El-sheikh, La medicina araba, Novartis, Saronno, 1995.
Tinerario Zucconi, Guglielmo da Saliceto e la chirurgia dei suoi tempi, Monografie di storia locale, Piacenza, 1977.