Фигуры пилотажа
Пилота?ж (фр. pilotage) — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.
Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту.
Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.
Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
Пилота?ж (фр. pilotage) — пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью поражение противника или выполнение фигур в воздухе.
Фигурой пилотажа принято называть движение летательного аппарата по заранее определённой траектории, при этом ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полёту.
Пилотаж принято различать по степени сложности на простой, сложный и высший, по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.
Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты. Многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.
Фигуры простого пилотажа (Reveal)
К фигурам простого пилотажа (пилотаж с углами до 30°) относятся: вираж (с углами до 60°), горизонтальная восьмерка, спираль, пикирование, горка (с углами до 30°), боевой разворот по типу спирали. Эти фигуры могут выполняться на большинстве самолетов.
* Горизонтальный нож
фигура пилотажа, при которой самолет выполняет полет в горизонтальной плоскости с креном, близким к 90°, без изменения направления полета.
* Вираж
Вираж - это фигура пилотажа, при выполнении которой самолет, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной плоскости на 360°. Фигура выполняется с постоянным креном и скоростью.
* Горизонтальная восьмерка
Представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого без потери и без набора высоты.
Восьмёрка выполняется также как и вираж. При выполнении правого виража двигатель должен работать на более низких оборотах, чем при выполнении левого виража. В конечном итоге это зависит от конструкции самолёта и соответственно от направления вращения витомоторной группы.
* Спираль
Фигура пилотажа, в процессе которой самолёт движется по спиральной траектории на эксплуатационных углах атаки с набором высоты или со снижением.
Восходящая спираль - фигура пилотажа, при которой самолет, двигаясь в режиме установившегося подъема, разворачивается в горизонтальной плоскости с постоянным радиусом кривизны. Применяется для потери высоты в ограниченном районе.
В чистом виде восходящая спираль используется для набора высоты в пилотажной зоне при проведении тренировок и соревнований по самолетному спорту.
Нисходящая спираль - фигура пилотажа, при которой самолет, двигаясь в режиме установившегося снижения, разворачивается в горизонтальной плоскости с постоянным радиусом кривизны. Применяется для потери высоты в ограниченном районе.
* Пикирование (с углами наклона до 45°)
В авиации различают тангаж с увеличением угла (когда нос поднимается вверх) — кабрирование и тангаж с уменьшением угла (когда нос опускается вниз) — пикирование.
* Горка (с углами наклона до 45°)
Фигура пилотажа, представляющая собой движение по восходящей траектории с целью перевода самолёта или планёра в прямолинейный нормальный полёт на высоте, превышающей исходную. Г. может выполняться с торможением, с разгоном или на постоянной скорости, а также в сочетании с элементами др. пилотажных фигур.
* Боевой разворот
Быстрый разворот на 180° с набором высоты. Боевой разворот является одним из видов маневрирования самолета. Применяется при необходимости быстро изменить направление полета на 180° и одновременно набрать высоту. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счет запаса кинетической энергии движения (запаса скорости).
* Штопор
Особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим самовращения (авторотации).
Штопор подразделяется по виду:
* нормальный (прямой) (самолёт движется на положительных углах атаки)
* перевёрнутый (обратный) (самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях»)
по углу наклона продольной оси самолёта к горизонту:
* крутой (50-90°)
* пологий (30-50°)
* плоский (<30°)
по направлению движения самолёта:
* левый штопор (вращение против часовой стрелки)
* правый штопор (вращение по часовой стрелке)
по степени изменения средних параметров движения самолёта в штопоре от витка к витку:
* установившийся (устойчивый) (параметры практически неизменны)
* неустановившийся (неустойчивый) (параметры изменяются)
по характеру изменения параметров движения самолёта в процессе выполнения одного витка:
* равномерный (все параметры движения самолёта в режиме близки к своим средним значениям, изменение по времени угловых скоростей, углов атаки и скольжения небольшие)
* колебательный штопор — параметры движения самолёта изменяются значительно.
* Горизонтальный нож
фигура пилотажа, при которой самолет выполняет полет в горизонтальной плоскости с креном, близким к 90°, без изменения направления полета.
* Вираж
Вираж - это фигура пилотажа, при выполнении которой самолет, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной плоскости на 360°. Фигура выполняется с постоянным креном и скоростью.
* Горизонтальная восьмерка
Представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого без потери и без набора высоты.
Восьмёрка выполняется также как и вираж. При выполнении правого виража двигатель должен работать на более низких оборотах, чем при выполнении левого виража. В конечном итоге это зависит от конструкции самолёта и соответственно от направления вращения витомоторной группы.
* Спираль
Фигура пилотажа, в процессе которой самолёт движется по спиральной траектории на эксплуатационных углах атаки с набором высоты или со снижением.
Восходящая спираль - фигура пилотажа, при которой самолет, двигаясь в режиме установившегося подъема, разворачивается в горизонтальной плоскости с постоянным радиусом кривизны. Применяется для потери высоты в ограниченном районе.
В чистом виде восходящая спираль используется для набора высоты в пилотажной зоне при проведении тренировок и соревнований по самолетному спорту.
Нисходящая спираль - фигура пилотажа, при которой самолет, двигаясь в режиме установившегося снижения, разворачивается в горизонтальной плоскости с постоянным радиусом кривизны. Применяется для потери высоты в ограниченном районе.
* Пикирование (с углами наклона до 45°)
В авиации различают тангаж с увеличением угла (когда нос поднимается вверх) — кабрирование и тангаж с уменьшением угла (когда нос опускается вниз) — пикирование.
* Горка (с углами наклона до 45°)
Фигура пилотажа, представляющая собой движение по восходящей траектории с целью перевода самолёта или планёра в прямолинейный нормальный полёт на высоте, превышающей исходную. Г. может выполняться с торможением, с разгоном или на постоянной скорости, а также в сочетании с элементами др. пилотажных фигур.
* Боевой разворот
Быстрый разворот на 180° с набором высоты. Боевой разворот является одним из видов маневрирования самолета. Применяется при необходимости быстро изменить направление полета на 180° и одновременно набрать высоту. Набор высоты при выполнении боевого разворота производится в основном за счет запаса кинетической энергии движения (запаса скорости).
* Штопор
Особый, критический режим полёта самолёта (планёра), заключающийся в его снижении по крутой нисходящей спирали малого радиуса с одновременным вращением относительно всех трёх его осей. При этом самолёт переходит на режим самовращения (авторотации).
Штопор подразделяется по виду:
* нормальный (прямой) (самолёт движется на положительных углах атаки)
* перевёрнутый (обратный) (самолёт движется на отрицательных углах атаки, то есть «пилот висит на ремнях»)
по углу наклона продольной оси самолёта к горизонту:
* крутой (50-90°)
* пологий (30-50°)
* плоский (<30°)
по направлению движения самолёта:
* левый штопор (вращение против часовой стрелки)
* правый штопор (вращение по часовой стрелке)
по степени изменения средних параметров движения самолёта в штопоре от витка к витку:
* установившийся (устойчивый) (параметры практически неизменны)
* неустановившийся (неустойчивый) (параметры изменяются)
по характеру изменения параметров движения самолёта в процессе выполнения одного витка:
* равномерный (все параметры движения самолёта в режиме близки к своим средним значениям, изменение по времени угловых скоростей, углов атаки и скольжения небольшие)
* колебательный штопор — параметры движения самолёта изменяются значительно.
Фигуры сложного пилотажа (Reveal)
К фигурам сложного пилотажа относятся: переворот, петля, полупетля, пикирование (с углами до 60°), горка (с углами до 60°), горизонтальная управляемая бочка, переворот на горке. В боевом сложном пилотаже выполняют управляемые и штопорные вращения на углах до 60° вверх и вниз и штопорную бочку.Эти фигуры могут выполняться не на всех самолетах.
* Виражи с креном более 45°
см. Вираж
* Переворот (обратный Иммельман)
Фигура, при которой самолёт поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямолинейного полёта в перевёрнутый относительно горизонта с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу.
* Мёртвая петля или «петля Нестерова»
Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Свое название — «мёртвая» — получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Вариант: петля Нестерова с бочкой в верхней точке.
* Переворот Иммельмана (полупетля)
Фигура пилотажа, полупетля. Представляет собой половину восходящей петли, которая завершается в верхней точке поворотом на 180 градусов для выхода в обычный горизонтальный полёт.
* Пикирование (с углами наклона до 60°)
см. пикирование
* Горка (с углами наклона до 60°)
см. горка
* Управляемая бочка
Фигура пилотажа, поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов — одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта — горизонтальная, восходящая и нисходящая.
* Ранверсман или поворот на горке
Ранверсман это фигура сложного пилотажа, позволяющая быстро переменить направление полета.
* Виражи с креном более 45°
см. Вираж
* Переворот (обратный Иммельман)
Фигура, при которой самолёт поворачивается вокруг продольной оси на 180° с прямолинейного полёта в перевёрнутый относительно горизонта с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выходом в горизонтальный полёт в направлении, обратном входу.
* Мёртвая петля или «петля Нестерова»
Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Свое название — «мёртвая» — получила из-за того, что первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались. Петля называется правильной, если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Вариант: петля Нестерова с бочкой в верхней точке.
* Переворот Иммельмана (полупетля)
Фигура пилотажа, полупетля. Представляет собой половину восходящей петли, которая завершается в верхней точке поворотом на 180 градусов для выхода в обычный горизонтальный полёт.
* Пикирование (с углами наклона до 60°)
см. пикирование
* Горка (с углами наклона до 60°)
см. горка
* Управляемая бочка
Фигура пилотажа, поворот летательного аппарата вокруг продольной оси на 360° и более без изменения направления движения. По типу выполнения может быть быстрой и медленной, по числу оборотов — одинарная, полуторная и многократная, по наклону траектории полёта — горизонтальная, восходящая и нисходящая.
* Ранверсман или поворот на горке
Ранверсман это фигура сложного пилотажа, позволяющая быстро переменить направление полета.
Фигуры высшего пилотажа (Reveal)
К ним относятся все остальные фигуры и их комбинации. Эти фигуры могут выполняться только на некоторых самолетах.
* Кобра Пугачева (первый исполнитель — В. Г. Пугачёв)
Режим динамического торможения с выходом на максимальный угол атаки.
* Хук
Выполнение Кобры на Вираже.
* Кульбит
* Колокол
Фигура пилотажа при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, а хвост раскачивается из стороны в сторону(или вперёд-назад) напоминая при этом язык колокола.
* Чакра Фролова
Фигура пилотажа при которой самолёт разворачивается в плоскости тангажа на 360°.
* Разворот на кобре
* Переворот на колоколе
* Кобра Пугачева (первый исполнитель — В. Г. Пугачёв)
Режим динамического торможения с выходом на максимальный угол атаки.
* Хук
Выполнение Кобры на Вираже.
* Кульбит
* Колокол
Фигура пилотажа при которой самолёт находится носом вверх на нулевой скорости, а хвост раскачивается из стороны в сторону(или вперёд-назад) напоминая при этом язык колокола.
* Чакра Фролова
Фигура пилотажа при которой самолёт разворачивается в плоскости тангажа на 360°.
* Разворот на кобре
* Переворот на колоколе