Для империи стоило бы добавить третий режим карты - военной компании (где карта более детализована (города-села, реки-холмы, полки-дивизии имеют определенное расположение - по времени - можно либо реал-тайм, либо по дням-неделям ходы). На страткарте оставить только самое необходимое для дипломатии, политики внешней и внутренней: ключевые места. В армию на страт-карте вербуешь дивизии-полки в зависимости от исследований. Шаблон дивизий-полков получается либо в результате исследований и/или ручной настройкой. Режим военной компании имеет определенный лимит (определенным образом происходит отсчет времени за время которого войска ходят-сражаются), на тактической карте игрок может сыграть генеральное сражение, если армии сойдутся. Для взаимодействия с союзниками необходимо иметь возможность сделать план такой компании (не просто отметить хутор который собираешься захватить а детально куда и какими силами ты пойдешь) например самый крутой генерал на карте - командующий. В зависимости от крутости генерал численности войск(или интриг-политики) роль лидера компании может быть и вражеский генерал, который будет давать указания сам. Примерно такой же вариант при диспозиции на бой. При этом должны быть пункты взаимодействия во время войны, подчиняемость приказам, скорость получения самих приказов, что достигается развитием государства (от чего будут сами исследования).
Вообщем отойти от необходимости строить школы и рынки. Т.е. должна быть существенная экономическая составляемая, где есть бюджет, часть денег уходит на армию, флот, промышленность, образование с одной стороны меньше микроконтроля и кликанья, с другой более гибкая система управления государством чем уменьшить налоги - построить сортиры.