От себя добавлю несколько хитростей:
1. 2 корабля могут перекрыть узкий пролив (брод\перешеек и так далее), тем самым заставляя "сухопутных" юнитов искать обходной путь. Этим можно умело пользоваться Византии, Дании, Испании, Мавритании и другим. Это очень помогает, например Дания спокойно "торгует" на Скандинавском полуострове, так как пешком торговцы не пройдут, а ИИ их не десантируют.
2. Количество прибыли от торговцев измеряется дальностью от столицы. То есть, чем ближе столица - тем меньше мы получаем. Объявляем столицей удаленный замок и увеличиваем доходы купцов. но есть и негативный момент - ломается схема торговых путей(!).
3. Использование крестовых походов против отлученных от Церкви государств. Провоцируем ИИ на войну (я обычно расхаживаю отрядами по его территории), ждем несколько ходов, планомерно отступая. В это время Папа строчит всем письма о прекращении, а игрок в открытую не нападает на ИИ, но действует тихо - через лазутчиков и убийц. Обычно ИИ агрессивны (по крайней мере мне попадались такие), поэтому Папу ставят в игнор и продолжают нападать на меня (иногда ощутимо). Следующий шаг - отлучение от Церкви "королевства - еретика". Ну а дальше - по накатанной схеме: Папе предлагаем поход (если ломается - денег даём) и прямым ходом на врага. Это даст нам не только повышенную скорость передвижения, но и дополнительные юниты по бросовой цене. Но воевать надо осторожно, дабы не убить в первой же битве правителя, так как крестовый поход закончится и Папа будет уже настаивать на перемирии.
3. Убийство последнего Правителя, если перебили всех наследников - это победа. Сам удивлялся - у Франции оставалось 3 замка и 1 город, но при убийстве короля - держава повержена, а поселения стали мятежными. Потом только понял, что полководцы не могут наследовать престол и держава загнулась.
1. 2 корабля могут перекрыть узкий пролив (брод\перешеек и так далее), тем самым заставляя "сухопутных" юнитов искать обходной путь. Этим можно умело пользоваться Византии, Дании, Испании, Мавритании и другим. Это очень помогает, например Дания спокойно "торгует" на Скандинавском полуострове, так как пешком торговцы не пройдут, а ИИ их не десантируют.
2. Количество прибыли от торговцев измеряется дальностью от столицы. То есть, чем ближе столица - тем меньше мы получаем. Объявляем столицей удаленный замок и увеличиваем доходы купцов. но есть и негативный момент - ломается схема торговых путей(!).
3. Использование крестовых походов против отлученных от Церкви государств. Провоцируем ИИ на войну (я обычно расхаживаю отрядами по его территории), ждем несколько ходов, планомерно отступая. В это время Папа строчит всем письма о прекращении, а игрок в открытую не нападает на ИИ, но действует тихо - через лазутчиков и убийц. Обычно ИИ агрессивны (по крайней мере мне попадались такие), поэтому Папу ставят в игнор и продолжают нападать на меня (иногда ощутимо). Следующий шаг - отлучение от Церкви "королевства - еретика". Ну а дальше - по накатанной схеме: Папе предлагаем поход (если ломается - денег даём) и прямым ходом на врага. Это даст нам не только повышенную скорость передвижения, но и дополнительные юниты по бросовой цене. Но воевать надо осторожно, дабы не убить в первой же битве правителя, так как крестовый поход закончится и Папа будет уже настаивать на перемирии.
3. Убийство последнего Правителя, если перебили всех наследников - это победа. Сам удивлялся - у Франции оставалось 3 замка и 1 город, но при убийстве короля - держава повержена, а поселения стали мятежными. Потом только понял, что полководцы не могут наследовать престол и держава загнулась.