В эпоху бронзы Анатолия имела важные сухопутные торговые пути. Торговые колонии, основанные ассирийскими купцами, составляли основные торговые артерии во II тысячелетии до нашей эры. Эти ассирийские торговцы перевозили товары из Месопотамии в западные районы Анатолии по торговым путям, способствуя развитию торговли.
Карта ассирийской торговой сети бронзового века
Развитие сухопутных торговых путей в эпоху поздней бронзы постепенно проложило путь к широкому использованию и морской торговли.
Открытие затонувшего корабля Улу Бурун (см.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь и
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь), в частности, подчеркивает, что ко 2-му тысячелетию до нашей эры Восточное Средиземноморье уже стало своего рода центром древнего мира, а морская торговля начала формировать и основу международной экономики.
Доктор Эрик Жан, преподаватель кафедры протоистории и ближневосточной археологии Хеттского университета (Department of Protohistory and Near Eastern Archaeology at Hittite University) рассказывает: «Хетты, поселившиеся в Центральной Анатолии, не были морским народом, но об их потребности в военно-морском флоте можно понять не только из письменных источников, но и из данных, выявленных в ходе археологических исследований».
Так тексты показывают, что флот как минимум снабжался или вообще организовывался левантийскими союзниками хеттов (Амурру, Угарит) или их вассалами. Наряду с географическими преимуществами этих портов, тексты демонстрируют и большое значение их в распределении товаров, импортированных из Средиземноморья в хеттские центры в Центральной Анатолии, подчеркивая этим важность киликийских побережий и портов в самом торговом процессе.
Были ли хетты морской империей?
Обнаружение археологических свидетельств, свидетельствующих о проникновении хеттов на остров Кипр (Алашия) и их торговых связях с островом, а также о ввозе товаров, особенно из Египта и региона Леванта, на Уру (на территории совр.Силифке) поднимает вопрос: были ли хетты морской империей?
Жан вполне оправданно предполагает, что будет весьма интересно узнать о роли хеттов, одной из главных держав того времени в регионе, в их отношениях с морем именно в таком контексте.
Он отмечает: «Если мы послушаем Герни (Gurney): «У хеттов не было флота, и мы не знаем, какие корабли они использовали, чтобы добраться до Кипра, который, похоже, находился под их контролем». Однако, как отметил Озлем сэр Гаваз (Özlem Sir Gavaz), данная ситуация оставляет без ответа то, как именно установилось господство над Алашией. По его словам, «поскольку хетты контролировали Северную Сирию и портовые города в ней, они в связи с этим не только могли получить влияние на сухопутную и морскую торговлю, но и стать владельцами боеспособного флота».
Кипрская керамика бронзового века (Музей Ашмола, Оксфорд).
«Как предполагает наличие у хеттов морских культов, призванных гарантировать безопасность морских границ, контроль над морями был необходим не только для идеологических целей власти и религии, но и для экономического развития. Этот контроль был основан на господстве над территориями подчиненных владений. Хотя хетты и не были мореплавателями, они возглавляли хорошо организованную империю, которая понимала, как делегировать свою власть, учитывая реалии стран, находящихся под их властью, и это приводило к большей эффективности их централизованного управления», — объяснил Жан.
«Мы можем упомянуть и флот у хеттов, уже существовавший у них до покорения Северной Сирии в 14 веке. Участие Кинет Хёюк (Kinet Höyük, совр.Александретта) в делах хеттов в середине 16 века и поставки как красных полированных сосудов, изготовленных на гончарном круге, так и пурпурных тканей, по крайней мере к 15 веку, позволяют предположить, что первоначальный хеттский флот мог быть создан из кораблей Киликии (союзной Киццуватны или региона города Ура). Вероятное производство полированных гончарных сосудов в районе Таврских гор не отменяет роли Уры в снабжении хеттов. Возможно, функция порта Уры и заключалась прежде всего в вывозе этой керамики».
Ура, возможно, сыграл ведущую роль в формировании хеттского флота.
«Большинство современных исторических карт, изображающих международный аспект морской торговли в Восточном Средиземноморье в эпоху поздней бронзы, не показыают порты Киликии. Однако я повторяю, что от Суппилулиума I и до Суппилулиума II, т.е. ещё до того, как хеттские цари стали использовать порты и корабли Угарита, они таким же образом вполне могли использовать и порты Киликии».
Анатолийская торговая сеть Кипра бронзового века.
«Более того, Крис Монро (Chris Monroe) предполагает, что некоторые купцы Уры и работали непосредственно на Хеттское государство, в то время как другие просто могли наниматься различными частными лицами. По предположению Стефано де Мартино (Stefano de Martino), Ура обладал большей независимостью, чем считалось ранее; эта автономия, вероятно, была не только политической, но и экономической. На мой взгляд, если флоты покоренных областей ставились на службу Хеттскому царству, то морская торговля частично базировалась на частной предпринимательской деятельности, что позволяло урским и угаритским купцам обогащаться. Согласно угаритскому документу RS 17.130 13 века, то, как «купцы Его Величества», то есть купцы Уры, заботились о своем комфорте за счет Угарита, может отражать роль, которую Ура сыграл в формировании хеттского флота».
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь