Laertes
Цитата
Согласен с доводами, но определённые сомнения на счёт "величавости" этого "царства" Аххиява всё же остаются.
Вел. царство Аххиява соотносится с ахейской Грецией - не обязательно со всей, но с большей ее частью. Соответственно, какой-то центр-гегемон у этой части быть должен.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
1) Как видно из текстов Тудхалиаса IV, этот центр УТРАТИЛ гегемонию где-то в третьей четв. 13 века, и само Великое царство Аххиява при этом развалилось;
2) Незадолго до этого в Великом Царстве Аххиява было два брата, один из коих был великим царем этого царства, а другой, по имени Тавагалава-Этеокл, занимался какими-то рейдами в Малой Азии.
3а) Между тем греческий эпос помнит только последнего гегемона Ахейской Греции - Микены, - но при этом совершенно твердо рисует ту картину, что эта гегемония Микен установилась лишь накануне "Тр.в". = на исходе 13 века. Иными словами, того гегемона, который хеттам известен был как великоцарский центр "Вел. царства Аххиява", греческий эпос В КАЧЕСТВЕ ГЕГЕМОНА не помнит вовсе. Это и неудивительно: эпос хранит не историю Греции, а отрывочные сюжеты по отдельным местам, и сама гегемония Микен сохранилась в эпосе только потому, что она реализовалась в важнейшем всем памятном событии - Троянской войне.
3б) При этом греческий эпос для времени чуть более раннего (ок. 1225, если Тр.в. - ок. 1195) говорит о полном крушении могущества Фив в связи со сварой двух братьев, поочередно правивших в Фивах: Полиника и Этеокла. Ситуация в точности совпадающая со сведениями хеттских источников о положении вел. царя Аххиявы и его брата Этеокла и скором крахе после этого самого Вел. цар. Аххиява.
Фивы же предшествующего Полинику и Этеоклу времени (13 в.) античная традиция рисует как настоящую "супердержаву" среди ахейских царств: у Фив общая граница с Коринфом и фиванская армия ходила в северный Пелопоннес.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Чтобы всем был понятен смысл письма , коротко освещу политическую ситуацию на тот момент: в Миллаванде (Милете) обосновался брат ахейского царя Тавагалава . Не все идет хорошо у хеттов на западе, их власть над арцавскими государствами становится все более шаткой; растет недовольство среди союзников, в отношения с которыми все больше вмешиваются греки. и что самое неприятное, могущественный ренегат по имени Пийямарад (вероятно, арцаванин царских кровей) в сговоре с Тавагалавой и греками совершает набеги на Ликию, используя и армию, и флот. Агрессия исходит из Миллаванды (Милета), и в конце концов Хаттусили входит в город, Тавагалава и Пийямарад бегут ?за море?, и Хаттусили, не желающий спровоцировать международный конфликт, хотя и требует экстрадиции Пийямарада, но решает отослать в заложники родственника, чтобы подтвердить отсутствие злого умысла в своих действиях. Он даже извиняется за свою ?солдафонскую? фразу, которая была воспринята как агрессивная!
На протяжении всего письма Хаттусили обращается к ахейскому царю ?
брат мой? ? это стандартное обращение между сильнейшими правителями тех дней. Ключевые строки ? вызвавшие ужасные споры ? те, где Хаттусили намекает, что ахейский царь ? равный ему по рангу. Проблема состоит в том, чтобы оценить тон фразы ? он иронический или даже саркастический? Сделать это сложнее, чем может показаться:
?Если кто-то из моих князей говорит со мной, или даже один из моих братьев, я слушаю его слова. Но сейчас мой брат ? Великий царь, равный мне, написал мне, так почему же я не должен слышать слова равного мне?? Если это ирония, то фраза может означать:
?Я не слышу слов равного мне?. Другими словами:
?Ты Великий царь, или претендуешь быть таковым, равным мне, но я не слышу языка, на котором изъясняются между собой равные?.
На самом деле, есть другие хеттские письма того периода, помогающие понять этот текст. Одно из них было написано тем же царем, Хаттусили III. Хаттусили сместил с должности своего племянника, который даже обратился в Аххияву за помощью. На протяжении всего царствования Хаттусили очень чувствительно относился к упоминаниям о незаконности его власти, и его было легко спровоцировать на споры по поводу его положения. Это важно учитывать при интерпретации психологического контекста ?письма Тавагалавы?. В письме Рамзеса II к Хаттусили в ответ на письмо хеттского императора, в котором выражалась обида на повелительный тон предыдущего письма от египетского фараона (он подумал, что Рамзес имеет в виду, что Хаттусили ниже него и не является ?Великим царем?) говорится:
Я только что выслушал все слова, что ты написал мне, брат мой, гласящие: ?Почему ты, брат мой, написал мне так, будто я просто подданный твой?. Я возмущен тем, что ты написал мне, брат мой, ...ты совершил великие дела во всех землях. Ты действительно Великий царь земель Хатти... Почему я должен писать тебе как подданному? Ты должен помнить, что я твой брат. Тебе надлежит говорить веселящие душу слова: ?Да ощутишь ты радость каждый день?, а вместо этого ты произносишь эти малопонятные слова, не подходящие для послания. .
Что подразумевалось в письме царю Аххиявы, видно в письме Хаттусили или его брата Муваталли, царю Ассирии, нуворишу среди ближневосточных монархов, прибравшему себе долину Евфрата, являвшуюся хеттской территорией. Ассириец объявил себя Великим царем и предложил союз. Разгневанный хеттский правитель отвечает:
Ты похваляешься, что... победил моего союзника и стал Великим царем. Но что такое ты говоришь о ?братстве?? Ты и я, разве мы рождены одной матерью? Отнюдь нет, равно как мой отец и дед не имели обыкновения писать о ?братстве? царю Ассирии [твоему предшественнику], так и ты прекрати писать мне о братстве и Великом царствовании. Я этого не желаю.
Ты не брат мне! Они делают совершенно ясной картину того, что происходит в аххиявских письмах: ?Ахейская земля? рассматривалась хеттской дипломатией наравне с Египтом и Вавилоном. Даже Ассирии не было среди равных, хотя вскоре она таковой станет.