Аспарух (21 августа 2013, 00:17):
Анархист
Уважаемый камрад, одним коротеньким сообщением открывать тему не годится! Дайте подборку литературы. Какие версии и дискусии. Добавьте карты. И попрошу Вас не политизировать тему!
Ваша позиция понятна: Цитата
Сам я являюсь сторонником экономической теории происхождения казачества, которую в ходе дискуссии и попытаюсь изложить. Суть ее заключается в том, что первые казаки за пороги Днепра ходили не из классовых и не из национальных соображений, и не являются каким то особым пришлым этносом. А это были по большей частью местные ребята которые отправлялись вниз по Днепру с целью промысла: зверного, рыбного и может что еще там добудут (бывало и такое).
Обоснуйте её пожалуйста!
Кроме того хрнологически не совсем верно эту тему создавать в Средневековом!
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Хотя конечно Запорожская Сеч, это не всё козачество!
Если в вопросе от какого события считать эпоху Средневековья разногласий у историков нет, то о событии когда она закончилась общего мнения нет и охватывает период от падения Константинополя до Великой Французской революции. Я сторонник так называемого "долгого Средневековья" - Французская Революция. Ничего страшного нет если тему перенесут в другой раздел.
Я не политизирую тему , а предупреждаю о ее политизации. Хотя 90% комментариев на форума политизированы, что является нормой, поскольку история с древних времен использовалась для воспитания лояльного к системе , патриотически подкованного подданного.
Тема на которую Вы указали ставит вопрос о том можно ли считать Запорожскую Сечь государством, а не происхождение нижнеднепровского казачества как такового.
Другие теории я излагать не буду дабы не отбирать "хлеб" у возможных оппонентов. Подробно излагаю экономическую:
1. Казачество было массовым движением, которое затронуло все слои и сословия населения Руси, кроме того поддерживалось всей государственной системой.
2. Причины его возникновения были исключительно экономические: опустошение южных и восточных земель сделало эти земли крайне привлекательными для рыбного и охотничьего промысла. Дело конечно опасное, но прибыльное, и назывались люди уходящие на промысел в "дикое поле" казаками – в смысле"авантюрист". В нем участвовали свободные крестьянские общины, различные промысловые артели, феодалы также снаряжали экспедиции в "дикое поле".
3.Ослабление татарских ханств и организация защиты приграничных земель, путем наема в так называемые городовые казаки (категория служилых людей для приграничной службы) за денежную или поместную плату , способствовало притоку населения к приграничным районам, что давало новых желающих попытать удачи в "диком поле".
Плюс к этому сами приграничные феодалы создавали благоприятные условия для притока населения, снижая налоги и предоставляя новоприбывшим льготы. Кроме того отказ от сыска беглых , включая явный антисоциальный элемент, тоже способствовал притоку людей на границу. Под этими асоциальным и антисоциальным элементом подразумеваются любые беглые из всех слоев населения: от "убежал от жинки", до "убежал от виселицы".
И конечно же, как в любом массовом движении, основную часть составляли выходцы из наиболее многочисленных слоев населения. А что касается антисоциального элемента , то разумеется наиболее многочисленные слои населения и самые социально незащищенные тоже большинство было из низших слоев.
4. Сначала это были сезонные вылазки, но конечно экономически выгодней если бы в "диком поле" постоянно оставалась бы группа людей, что-бы постоянно заниматься промыслом, не теряя весной время на путь до места промысла, а осенью на путь обратно. Кто в первую очередь оставался в таких группах на "постоянную вахту"? Тот у кого в цивилизации остались родные и близкие, дом и хозяйство ? Нет. Это именно наш асоциальный и антисоциальный элемент. Первым в цивилизации делать было нечего , а вторым опасно (а пока криминалитет оставался в "диком поле" он имел негласную амнистию).
Количество таких вахт постепенно росло, наращивая свою силу они отделялись от работодателей, ведя промысел и сбывая добычу самостоятельно.
Что касается грабежей, то конечно в условиях отсутствия властей в "диком поле" и попустительства с их стороны в случае подозрения на таковые при сбыте добычи на рынке, способствовало распространению разбоя.
5. Что касается организации людей с таких промысловых застав в административно-военную единицу , то конечно здесь главную роль сыграли представители элиты. Например, в таком объединении и организации приднепровских казаков сыграл важнейшую роль князь Вишневецкий Д. (Байда). И опять же по экономическим и политическим мотивам: взяв под контроль множество промыслово-разбойничих ватаг, вывел их на законный уровень (приграничная служба), получение от государства денег за приграничную службу и участие в боевых действиях, поставил военный разбой на значительно более крупный масштаб, взял под контроль большие богатые территории, да еще поднял свой политический авторитет.
Именно поэтому беглым (асоциальному и антисоциальному элементу) выделяется определяющую роль не в возникновении казачества как движения вообще, а в формировании Запорожского Казачества - значение слова "казак" - "изгой", "разбойник","авантюрист". Они превратились в авангард нового заселения "дикого поля".