«Махабхарата» представляет собой сложный, но органичный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок), что в несколько раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе. «Махабхарата» — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературе народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Авторство «Махабхараты» приписывается мудрецу Вьясе.Материальных свидетельств достоверности событий «Махабхараты» не обнаружено. Однако по мнению учёных, описание битвы основано на реальных исторических событиях середины II тыс. до н. э. и связано с Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. К этому времени индоарийские племена уже достаточно прочно укрепились на Индостане, развились основы брахмано-индуистской философии. Все это нашло отражение в Махабхарате. События Махабхараты связаны с началом Кали-Юги, или эпохи раздора, «железного века». Именно на это время (2 тысячелетие до н.э.) связано с распространением железа.
С другой стороны, индуистская традиция связывает события Махабхараты с более ранним периодом – 3 тысячелетием до н.э. При этом начало Кали-Юги не привязывается к распространению железа, а называется конкретная дата - 23 января 3102 года до н. э.
К тому же поле битвы Курукшетра (кульминация Махабхараты) расположено в долине реки Инд, т.е. на месте существования Хараппской цивилизации. Кроме того, к этому времени относятся и истоки индуистской религии. Логично допустить, что автор Махабхараты Вьяса использовал древние легенды, трансформировав их согласно современной ему ситуации,
У кого есть соображения по поводу реальности событий Махабхараты и возможной их датировки, прошу высказываться.
Авторство «Махабхараты» приписывается мудрецу Вьясе.Материальных свидетельств достоверности событий «Махабхараты» не обнаружено. Однако по мнению учёных, описание битвы основано на реальных исторических событиях середины II тыс. до н. э. и связано с Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. К этому времени индоарийские племена уже достаточно прочно укрепились на Индостане, развились основы брахмано-индуистской философии. Все это нашло отражение в Махабхарате. События Махабхараты связаны с началом Кали-Юги, или эпохи раздора, «железного века». Именно на это время (2 тысячелетие до н.э.) связано с распространением железа.
С другой стороны, индуистская традиция связывает события Махабхараты с более ранним периодом – 3 тысячелетием до н.э. При этом начало Кали-Юги не привязывается к распространению железа, а называется конкретная дата - 23 января 3102 года до н. э.
К тому же поле битвы Курукшетра (кульминация Махабхараты) расположено в долине реки Инд, т.е. на месте существования Хараппской цивилизации. Кроме того, к этому времени относятся и истоки индуистской религии. Логично допустить, что автор Махабхараты Вьяса использовал древние легенды, трансформировав их согласно современной ему ситуации,
У кого есть соображения по поводу реальности событий Махабхараты и возможной их датировки, прошу высказываться.