Сообщество Империал: Англо-американская война 1812-1815 годов - Сообщество Империал

Renown

Англо-американская война 1812-1815 годов

Англо-американская война 1812-1815 годов
Тема создана: 03 ноября 2013, 22:33 · Автор: Renown
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 1 
 Renown
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 03 ноября 2013, 22:33

С полным правом можно сказать, что тему англо-американской войны 1812-1815 годов для российской историографии заслонили поход Наполеона в Россию и заграничный поход русской армии. Тема эта на русском языке представлена достаточно бледно, по сути можно сказать, что военно-морская часть событий чаще всего излагается по книгам Альфреда-Тайера Мэхэна, рассмотрение же экономического аспекта происходит исключительно с точки зрения американской исторической науки.

На самом деле, по нашему глубочайшему убеждению, рассмотрение следует начать с 1806 года, когда сначала Англия 16 мая объявила о блокаде северного побережья Европы от Эльбы до французского Бреста, а потом, 21 ноября, император Наполеон издал Берлинский эдикт о «Континентальной системе». Суть последнего была в следующем - воспрещалось вести торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами; система распространялась на все подвластные Франции, зависимые от неё или союзные ей страны. Любой англичанин, обнаруженный на территории, подвластной Франции, объявлялся военнопленным, а товары, принадлежащие британским подданным, конфисковывались. Ни одно судно, следующее из Англии или её колоний или заходившее в ее порты, не допускалось во французские порты под угрозой конфискации. Это был жестокий удар для Англии, но нокдаун случился 9 июля 1807 года, когда к Континентальной системе присоединилась Россия. Британские острова оказались перед реальной угрозой краха.

Чтобы понять, в чем тут дело, надо остановиться на предыстории вопроса. Дело в том, что, начиная с середины XVIII века, английский Королевский флот строился исключительно на привозном сырье. Размеры закупок леса, пеньки, льна, смолы, поташа, железа были просто гигантскими. Например, из Риги с 1778 по 1782 год было вывезено 993 лоада[1] мачтового и 1743 лоада рангоутного дерева. А уже в 1805 году Британия ввезла 11841 лоадов дуба из Пруссии. За тот же год весь экспорт русского мачтового леса в Англию составил 12748 стволов[2].

В 1757 году Адмиралтейство определило свою потребность в дубовых бревнах в 22000 стволов в год. Поскольку оптимальным было признано сушить дубовые бревна 3 года - был обозначен стратегический запас, который желательно дополнительно иметь на складах - 66000 бревен.

Эти стандарты существовали до 1771 года. В 1790 года размер стратегического запаса строевого леса приняли равным 88000 бревен. Основными поставщиками строевого леса (а для постройки корпусов кораблей I-V рангов шел исключительно дуб) для Англии были Пруссия, Польша и США. Мачтовое и рангоутное дерево поставляли в основном Россия и скандинавские страны. 80% пеньки, смолы и железа экспортировали Россия и Швеция. Причем, повторимся еще раз, все эти товары шли прямиком на склады Королевского флота! Для торгового флота закупки шли отдельно, и чаще всего через посредников – Данию или Голландию.

И вот, в одночасье, Британия всего этого лишилась[3]! Было от чего потерять голову[4].

Поскольку Королевский флот рассматривался как стратегическая сила, способная победить Наполеона, а отсутствие необходимых запасов ставило его под угрозу, надо было срочно изыскать новых поставщиков и партнеров.

По древесине замену нашли довольно быстро, благо во владении были необъятные леса Канады[5]. Правительством и морским министерством был создан департамент колониальных лесных запасов. Уже в 1802 году экспорт из Канады составлял 9000 стволов в год (тогда вырубали исключительно канадский кедр). Но поскольку основным растением канадских лесов была североамериканская сосна - вскоре переключились на нее. В 1806 году экспорт составил уже 27000 стволов, в 1807 году - 33000 стволов, в 1809-м – 90000 стволов. Канадская сосна оказалась прочнее русской, а также менее подвержена гниению, поэтому оказалась примерно равноценной заменой дубу. С 1808 года корпуса кораблей высших рангов строятся из канадской сосны.

Вторым по значимости для Англии стал индийский дуб, произрастающий на Малабарском и Мульмейском берегах. По качеству он был вполне сравним с прусским и польским, а постройка крупных верфей в Бомбее и Калькутте позволила снизить себестоимость его вырубки и перевозки. Уже в 1805 году со стапелей Бомбейской верфи сходит 74-пушечный «Акбар» и 36-пушечный фрегат «Питт», тремя годами позже - фрегаты «Дорис» и «Малакка», линкоры «Минден» и «Корнуоллис».

В 1807-м Адмиралтейство начало закупки стволов гонкало (тигрового дерева, знаменитого своей прочностью) в Бразилии и хвойных деревьев в Южной Африке, а также каури в Новой Зеландии и эвкалипта в Австралии.

Довольно большие трудности возникли при замещении железа. Естественно, сначала Англия резко увеличила закупки в Швеции. Но вскоре, после проигрыша Швецией войны 1808-1809 годов и подключения ее к Континентальной системе, пришлось изыскивать другие источники поставок. Примерно с 1807 года начинается добыча железной руды в Индии, Канаде и Бразилии[6].

Однако самая сложная ситуация сложилась с двумя стратегическими товарами – пенькой и льном. Из пеньки делались канаты, а из льна – паруса. До 1805 года Англия почти на 90 процентов зависела от этих типов товара исключительно от России. Две трети годового экспорта сразу же скупалось британцами на корню, причем платили они за эти товары по предоплате, чтобы гарантированно их получить. Об объемах требуемых закупок много может сказать следующий факт – на один 74-пушечный корабль требовалось 80 тонн пеньки, а это, в свою очередь, эквивалент 350 гектаров, засеянных коноплей.

После вступления России в «континентальную систему» начались периоды разброда и шатания. Выращивать коноплю (из которой делается пенька) пробовали в Ирландии и Шотландии, посевы промышленной конопли были развернуты в Австралии (колония Новый Южный Уэльс), Тасмании, Канаде, ввозили бомбейскую пеньку, пробовали заменить ее джутовыми канатами, но либо объемы были невелики, либо канаты получались непрочными и быстро гниющими. Очень порадовала по своим качествам манильская пенька[7], но ее тогда производилось мало, и даже в 1811 году она смогла закрыть лишь 13 процентов потребностей британского флота.

Та же самая ситуация получилась и с парусами – пробовали заменить их хлопчатобумажными, или перкалем[8], но в условиях тропиков хлопковые паруса сильно гнили и быстро рвались.

С 1812 года большую роль в английской экономике стала играть тасманская пенька, с каждым годом ее количество все возрастало. Под конопляные поля был практически полностью отдан остров Норфолк (недалеко от Австралии), пробовали сеять лен и коноплю и в Новой Зеландии.

Меж тем почти все это стратегическое сырье можно было закупить в стране, которая не так давно была английской колонией. Речь, конечно же, о Соединенных Штатах Америки. САСШ соперничали с Россией в производстве пеньки, льна, конопли, обладали гигантскими запасами строевого леса. Американские дельцы сполна воспользовались сложностями англичан – если в 1801 году пенька стоила 25 фунтов стерлингов за тонну, то к 1809 году ее стоимость возросла до 118 фунтов за тонну. Та же ситуация была с льном и строевым лесом. Более того, в 1807 году американский президент Томас Джефферсон объявил пеньку, лес, лен и коноплю стратегическими товарами и ограничил их экспорт. В конце концов Англия, просто задыхавшаяся без стратегических материалов, начала просто захватывать американские корабли с пенькой, лесом, поташом, льном и другими товарами. Сначала обе стороны пробовали договориться дипломатическим путем, переговоры шли долгих четыре года – с 1808 по 1810-й, но САСШ выдвигали ряд условий, неприемлемых для англичан: в том числе - полный переход торговли между Англией и Вест-Индией в посреднические руки США; монопольный экспорт в Англию продуктов североамериканского производства – кофе, табака, хлопка. Кроме того – САСШ совершенно не собирались отказываться от морской торговли с Францией, и требовали от англичан свободного прохода своих торговых судов в порты Наполеоновской империи. Ну и последней каплей для англичан стал запрет входа иностранных торговых судов в американские порты для закупки американских товаров. То есть САСШ ввели старые добрые английские «Навигационные акты» по отношению к своей бывшей метрополии.

Обе стороны уверенно шли к конфликту, вопрос был только в том, когда же он начнется.

[1] Лоад - бревно общим объемом 40 куб. футов

[2] Здесь и далее в этом разделе данные из R. G. Albion «Forests and sea power; the timber problem of the Royal Navy, 1652-1862.», Hamden, Conn., Archon Books, 1965.

[3] Если в 1806 году в России и Пруссии было закуплено 17000 стволов корабельного леса, то в 1807-м – всего 4700 стволов.

[4] Чтобы понять всю глубину проблемы, приведем следующую таблицу:

Годы


1803


1804


1805

Готовых (высушенных) бревен на складах, дуб, лоады


36829


36831


46810

Потраченных на постройку бревен, дуб, лоады


40034


51394


41506

То есть потрачено бревен было больше, чем подготовлено! Откуда же Королевский флот взял недостающие дубовые бревна? Ответ прост – из недосушенных, недообработанных.

[5] Канаду и раньше рассматривали как поставщика корабельного и рангоутного леса, однако останавливала гораздо большая конечная стоимость – если балтийский лоад обходился Адмиралтейству в 3 фунта 5 шиллингов, то канадский – в 7 фунтов 10 шиллингов.

[6] После захвата французами Португалии в1807 году, в Бразилию эмигрировало правительство страны во главе с королем, и король объявил Бразилию «метрополией», а собственно Португалию – «захваченной врагом колонией».

[7] Манильская пенька — растительное, грубое, значительно одеревенелое волокно, получаемое из растений семейства пизанговых или банановых, принадлежащих к классу ароматических лилий. Другое название – абака.

[8] Перкаль (фр. Percale — тряпка) – хлопчатобумажная ткань повышенной прочности из некручёных нитей.
     Renown
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 04 ноября 2013, 08:47

    Весь XVIII век в Королевский флот в мирное время стояли очереди из опытных матросов, штурманов, унтер-офицеров и юнг. Дело в том, что зарплата в британском флоте считалась достаточно высокой – от 10 (юнга) до 24 (старший матрос) шиллингов в месяц. Это были большие деньги – к примеру, шляпник в Лондоне в этот же период времени зарабатывал около 10-12 шиллингов, то есть на уровне юнги. Башмачник – до 15 шиллингов. Крестьянин зарабатывал 3-4 фунта в год (то есть всего 5-7 шиллингов в месяц).
    Но это не шло ни в какое сравнение с зарплатами коков (2 фунта 2 шиллинга в месяц), боцманов (4 фунта), или штурманов (6 фунтов 6 шиллингов в месяц). Естественно, что господа офицеры получали еще больше, правда в мирное время они сидели на половинном окладе.
    Так что несмотря на довольно жестокие порядки и муштру, народ в Роял Неви тянулся. Да, в торговом флоте была возможность в определенные сезоны заработать и побольше, но арматоры довольно часто обманывали матросов, выплачивая суммы не полностью (или вообще не выплачивая), да и сама непостоянность заработков не внушала мыслей о стабильном доходе.
    Естественно, такое положение дел не касалось военного времени, вернее тех, кто был набран с помощью «прессинга», там работали самые низкие ставки из возможных. Но основной костяк флота, который сохранялся и в мирное время, народ получал зарплату довольно исправно, и суммы были сравнительно большие.
    Кроме того – работа военного моряка была сравнительно легка, да не покажется это утверждение нашим читателям странным. Лорд Хоу в 1793 году писал: «если ввести измерение «человеко-тонны» (которое сродни плотности населения) в морское дело, то окажется, что на каждого матроса в торговом флоте приходится от 10 до 20 тонн водоизмещения, на кораблях Ост-Индской компании – 15 тонн на человека, на военном корабле – 2-3 тонны водоизмещения на человека. Иными словами – на военных кораблях в обычном их состоянии присутствует куча бездельников. Действительно, ведь большая часть экипажа на военном корабле нужна только в бою, в обычном плавании или в порту можно обойтись гораздо меньшим количеством людей».
    Ну и не стоит забывать про социальное обеспечение и льготы. А это и еда за государственный счет, и устройство в случае увечья один из морских госпиталей (для этих целей из зарплаты моряка удерживались шесть пенсов месяц - что-то типа оплаты накопительной части в Пенсионный фонд сегодня), ну и, конечно же, призовые деньги. Да, задержки по выплате зарплаты были, но согласно реформам Энсона в 1757 году было установлено, что при нахождении корабля в домашних водах эта задержка не может составлять более двух месяцев, а если корабль находился на какой-то колониальной станции - то не более шести месяцев. В общем, служба на Королевском флоте имела зримые преимущества перед другими профессиями.
    Такое положение дел продолжалось до конца XVIII века. Но 16 апреля 1797 года на Флоте Канала произошло восстание. Моряки 16 кораблей через своих представителей потребовали увеличения заработной платы (снабжение денежным довольствием шло по «ветхозаветным» указам 1658 года, то есть не менялось со времен Кромвеля, хотя за минувшие без малого полтора века стоимость жизни возросла вчетверо). Также моряки требовали отмены «обедненного» фунта, используемого при выдаче провизии на корабли , и увольнения непопулярных чиновников. Главаря мятежа найти так и не удалось, но позже ходили упорные слухи, что заводилой был Валентин Джойс, квартирмейстер с «Роял Джорджа», флагмана Флота Канала.
    Стоит отметить, что восставшие были не против палочной дисциплины на флоте, не против наказаний, более того – они клятвенно обещали, что если только появятся слухи о выходе французов в море, он сразу же займут свои места согласно штатному расписанию и безропотно подчинятся приказам своим офицеров.
    Адмиралтейство было в шоке. Впервые за уже более чем двухвековую историю английского флота моряки выступили против системы единым фронтом. Некоторые члены морского министерства склонны были видеть в мятеже руку французской разведки, однако эти предположения скорее всего были лишены оснований.
    Дело в том, что фунт стерлингов со времен Кромвеля уже к Семилетней войне «похудел» в четыре раза, к концу же XVIII века инфляция была еще больше. Кроме того, теперь плаваний становилось больше, заходов в порты меньше, и впервые моряки-добровольцы начали дезертировать с Ройял Неви. Ситуация назревала давно, и не французы, а именно страусиная политика Адмиралтейства, так долго закрывавшего глаза на очевидные вещи, привела к конфликту с матросами в разгар войны.
    Мятежники пытались посылать своих представителей в Адмиралтейство, но там с ними никто разговаривать не стал, кроме, разве, лорда Хоу. Последний и смог решить проблему. На заседании в морском министерстве он предложил всего три вещи – отмены правила «обедненного» фунта, увольнение нескольких чиновников, отвечающих за поставки провианта на эскадру, и полное Королевское Прощение (Royal pardon) всем участникам мятежа. Когда это решение было доведено до команд – волнения быстро сошли на «нет».
    Но в начале XIX века появилась новая проблема, которую Королевским Прощением уже было не решить. После того, как САСШ получили независимость, их торговый флот рос бурными темпами, и к 1806 году он оставил далеко позади голландский и французский торговые флоты, и стал вторым в мире. Естественно, что новым «пенителям морей» требовалось много опытных матросов, и американские арматоры установили ставки на своих кораблях в полтора, а то и в два раза больше, чем в Королевском флоте (старший матрос у американцев на военном флоте получал жалование в 10 долларов – эквивалент 2 фунтов стерлингов, мастера, плотники, коки, канониры и т.д. – 17 долларов, или 3 фунта 10 шиллингов. На торговом флоте заработки сильно зависели от сезона, и могли быть гораздо выше). Очевидно, что поскольку оплата была выше, а риска гораздо меньше – к американцам без преувеличения начался исход опытных кадров из Роял Неви. Естественно, такое положение дел совсем не удовлетворяло ни правительство Великобритании, ни Адмиралтейство.
    Раз за разом английские фрегаты и шлюпы начали останавливать американские суда в поисках дезертиров с английских кораблей. Обычно на выловленных дезертирах не останавливались, а с помощью «прессинговых» команд забирали на борт и американских матросов.
    Кроме того, бравые кэптены и лейтенанты Роял Неви чаще всего конфисковывали и груз, обвиняя американцев в нарушении блокады Франции (что было недалеко от истины, ибо Америка с превеликим удовольствием снабжала стратегическими материалами и Англию, и Францию одновременно). Бедствие это стало вскоре настолько всеобщим, что жалобы арматоров просто завалили Конгресс.
    19 апреля 1806 года президент Джефферсон послал в Англию специальных уполномоченных Джеймса Монро и Уильяма Пинкни по вопросу прекращение захватов и обысков американских судов британскими кораблями. Уполномоченные заверили правительство Великобритании, что САСШ поддерживает нейтралитет в войне в Европе, и получили, в свою очередь, формальные заверения, что Англия не будет препятствовать американской торговле.
       AlSlad
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 ноября 2013, 20:35

      Да, очень любопытный был конфликт. Неправильные предвоенные оценки настроений противоположной стороны, открытый саботаж одного из штатов, позорная сдача важной крепости после спектакля с участием индейцев, удивительные поражения "владычицы морей" на океане и много что еще. Англичане прислали опытные регулярные войска только в 1814 году, когда американцы слегка поднаторели в боевых действиях. Так что королевские войска даже умудрились проиграть битву у Нового Орлеана. Будь они в Новом Свете ранее, то Англия продиковала бы свои условия мира.
      Кстати и в Канаде и в США войну вспоминают как, в общем, удачную для себя. Канадцы считают, что отбили агрессора, а американцы - что отстояли свою независимость.
         Renown
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 24 ноября 2013, 21:59

        Вместо планируемых на войну 50 тысяч солдат США в первый год смогли призвать лишь 10 тысяч, поскольку даже штаты, поддержавшие войну, людьми помогать не торопились (тот же Кентукки дал всего… 400 рекрутов). Может показаться смешным, но основную часть этих самых десяти тысяч призывников дали лояльные правительству меньшинства в северо-восточных штатах (настроенных резко антивоенно), причем в обход указов собственных штатов. Вообще за всю войну север выставил 19 полков, тогда как центральные штаты - 15 полков, а южные и того меньше – 10 полков.
        В связи с этим у правительства Мэдисона начала закрадываться мысль использовать захваченные территории в качестве разменной монеты. Нет, ну а что? В конце концов, как говорит un ami Наполеон, «война кормит войну». Сейчас немного вложимся деньгами, а далее сдерем с англичан большие контрибуции и выкуп, как говорится - «Nothing personal, just business» .
        Вообще рассчитывали на «малую, победоносную, решительную» войну, причем как на суше, так и на море. Уже 21 июня (то есть до официального получения Лондоном ноты о разрыве дипломатических отношений и начале войны) из своих портов вышли в крейсерство фрегаты «Президент», «Конгресс» и «Юнайтед Стейтс» с целью атаковать английские конвои в Канаду. Через два дня «белые слоны» заметили паруса на востоке и устремились к ним. Как оказалось позже – это был 36-пушечный английский фрегат «Бельвидера» (Belvidera), сопровождавший торговый караван из Канады к Ямайке. Британцы поставили все паруса, и полдня грамотно маневрировали, уводя американцев от жирного конвоя (46 «купцов», заполненных пшеницей, лесом, вином, мясом и т.д.). К ночи англичанину удалось скрыться, использовав уловку – с фрегата был спущен маленький плот с копией корабельной мачты. По сигналу топовые огни на англичанине были погашены, а на плоту – зажжены. В результате, американские «слоны» полночи вели прилежный огонь по обычному обрубку дерева, а «Бельвидера» в ночи соединился конвоем и без приключений сопроводил его до Ямайки. На англичанине потерь не было, а вот «Президент» понес первый урон – разорвало одну из пушек, и в результате 4 человека погибли, а 8 – были покалечены.
        Весь о бое быстро пришла в Канаду и генерал-губернатор Британской Новой Англии (Governor-in-Chief of British North America) Джордж Прево (George Prévost) своей властью приказал начать перехватывать американские корабли. Уже 25 июня на реке Св. Лаврентия были остановлены направлявшиеся к озеру Онтарио две торговые шхуны – «София» и «Айлэнд Пэкет». Суда были сожжены, пассажиры и экипажи – взяты в плен.
        Ну а 12 июля 1812 года (как раз тогда, когда на другом конце земного шара Бонапарт занял Минск, а в Москве решили формировать ополчение) началось вторжение в Канаду. Американцы были настроены воинствующе «игриво» – еще Томас Джефферсон в далеком 1807 году заявил на заседании Конгресса, что «захват Квебека – это вопрос всего лишь одного марш-броска», а спикер Палаты Представителей Генри Клэй (Clay) саркастически заметил, что для захвата Верхней Канады и Монреаля вполне хватит трех-четырех сотен кентуккских милиционеров. И вот 12 июля 1812 года 2500 американских ополченцев под командованием генерала Уильяма Халла (имевшего у американских солдат очень «говорящую» кличку – imbecil) перешли реку Детройт и осадили Форт Молден. Одновременно с этим Халл распространил воззвания, высокопарно вещал, что пришел освободить канадцев «от угнетения и тирании», что «если бы сомневался в конечном успехе – я бы попросил, уважаемые канадцы, вашей помощи, но я не сомневаюсь», что «я подготовился к любой случайности и неожиданности». Лучше бы Халл этого не говорил. Почти сразу же после этих заявлений индейские союзники англичан перехватили и уничтожили продовольственный обоз американцев.
        Со стороны же британцев Халлу противостоял ветеран войны в Европе «настоящий полковник» Айзек Брок, участник высадки Мура в Голландии в 1801 году и атаки Копенгагена в 1807-м. Узнав о вторжении американцев Брок, бывший тогда лейтенант-губернатором Верхней Канады, решил не ждать у моря погоды и действовать наступательно. Англичане в данном регионе имели гораздо меньше войск, нежели американцы – всего 1500 человек, из которых только 400 были обстрелянными ветеранами – это 41-полк Его Величества и одна рота артиллерии. Но даже эти силы были размазаны по гарнизонам, и легко могли быть уничтожены по частям.
        17 июля Брок с 300 солдатами (по-суворовски – Быстрота! Глазомер! Натиск!) вышел к реке Детройт и перерезал снабжение американцам. Заодно была захвачена и переписка Халла с Детройтом, позволившая установить численность войск вторжения и их цели. Обеспокоенный Халл, не зная численности английских войск, и окруженный булавочными уколами британцев и индейских союзников, дал сигнал к отступлению, и укрылся в форте Детройт. Брок не отставал – войдя в форт Сэндвич, он организовал артиллерийский обстрел Детройта, правда, совершенно безрезультатный, но сильно попортивший нервы американцам. Весь месяц прошел в вылазках на американский берег и в «обозной войне». Наконец, 15 августа, имея в наличии всего 1000-1200 человек, Брок форсировал реку, чтобы атаковать форт, но… деморализованный Халл сдал Детройт без боя. В плену у англичан оказались 2000 человек, были взяты 35 орудий, крупнейшие армейские магазины с провиантом и снаряжением.
        16 июля 1812 года 45 британских солдат, 180 канадских милиционеров и 400 индейцев высадились на острове Макинак и ночью заняли господствующую над фортом Мичилимакинак высоту. Американский лейтенант Портэр Хэнкс, которого просто забыли предупредить о том, что началась война с Англией, имея гарнизон - 61 солдата, предпочел капитулировать, поскольку очень опасался ярости индейских воинов. 15 августа индейцы захватили форт Дирборн (территория нынешнего Чикаго).
        В июле же английская флотилия обстреляла американский порт Сакет Харбор на озере Онтарио. Американцы благодаря распорядительности капитана Вулси, командира шхуны «Онейда», смогли отразить атаку и не дали англичанам организовать десант, но этим все успехи и ограничились.
        11 октября американский генерал Стивен ван Ренсселар (Rensselaer) попытался атаковать Куинстон Хайтс, канадский форт, расположенный напротив американского форта Ниагара. Однако войска вторжения понесли большие потери (из 950 человек вернулось только 600) и отступили. Ноябрьский марш на Монреаль был сорван из-за бойкота, устроенного нью-йоркской милицией. Войска северных штатов, настроенные резко антивоенно, просто покинули поле боя и ушли по домам. Как писала вермонтская газета в январе, «канадская компания не принесла ничего, кроме катастрофы, поражения, позора и смерти».
           AlSlad
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 25 ноября 2013, 21:19

          Renown

          имевшего у американских солдат очень «говорящую» кличку – imbecil

          Эээ, откуда дровишки? Возможно это какая-то реакция после событий у Детройта, когда из него сделали главного козла отпущения. Но до сдачи крепости такого не отмечается. Дело в том, что Халл не был кадровым военным, а был губернатором недавно созданной Территории Мичиган. Ему было почти 60 лет и последний военный опыт у него был еще во время революции. Так что поначалу он не хотел брать на себя командование, но потом пришлось.

          Renown

          Почти сразу же после этих заявлений индейские союзники англичан перехватили и уничтожили продовольственный обоз американцев.

          Еще одним серьезным осложнением было нежелание ополченцев воевать за территорией штатов.

          Renown

          Наконец, 15 августа, имея в наличии всего 1000-1200 человек, Брок форсировал реку, чтобы атаковать форт, но… деморализованный Халл сдал Детройт без боя. В плену у англичан оказались 2000 человек, были взяты 35 орудий, крупнейшие армейские магазины с провиантом и снаряжением.

          Не упомянута самая мякотка операции - спектакль, который организовал Брок, чтобы убедить гарнизон форта в большой численности своей армии. Всем ополченцам раздали красные мундиры, чтобы со стороны казалось будто основу составляют регулярные части. Солдатам приказывали жечь больше костров и побольше пылить на маршах, создавая иллюзию значительной силы. Броку повезло с предводителем союзных индейцев. Им был Текумсе, тот самый, чьим именем потом назовут проклятье президентов. Текумсе давно противился американской экспансии и не удивительно, что он принял сторону британцев. Зная, что американцы сильно опасаются атаки индейцев было составлено фальшивое донесение с просьбой не присылать больше индейцев, ибо их уже 5 тыс. Депешу подбросили в форт, что естественно негативно повлияло на боевой дух обороняющихся. Текумсе обеспечивал эту легенду, перемещаясь вокруг крепости, а его индейцы издавали громкие боевые кличи. Незадолго до последнего дня осады Брок послал в Детройт требование о сдаче, объяснив, что совсем не желает начинать резню, но большое число индейцев под его началом будет трудно проконтролировать после начала сражения. Последней каплей для Халла стал снаряд, угодивший внутрь форта. В результате у американцев погибло человек 7, а у англичан всего 2. Среди погибших американцев оказался бывший командир Форта Макинак, ожидавший трибунала.
          Под трибунал попал сам Халл. Как никак без боя сдал важную крепость, потерял много оружия и отправил 582 солдата регулярных войск в лагерь для военнопленных. Поначалу приговорили к расстрелу, но президент США Мэдисон простил его, приняв во внимание заслуги в годы революции.
          Судьбы предводителей сражения с обоих сторон сложились, можно сказать, несправделиво. Командиры британцев Брок и Текумсе погибнут меньше чем через год, а Халл доживет до 70 с хвостиком лет и даже сумеет немного оправдать свои действия во время детройтской кампании. Что в общем закономерно, нельзя валить неподготовленность к войне и плохие коммуникации целиком на одного человека.
             Renown
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 25 ноября 2013, 21:52

            AlSlad

            Что в общем закономерно, нельзя валить неподготовленность к войне и плохие коммуникации целиком на одного человека.


            Причем не только неподготовленность, но и нежелание воевать.

            AlSlad

            Эээ, откуда дровишки? Возможно это какая-то реакция после событий у Детройта, когда из него сделали главного козла отпущения. Но до сдачи крепости такого не отмечается.


            Это слова историка Алана Тейлора (The Civil War of 1812: American Citizens, British Subjects, Irish Rebels, & Indian Allies). Он приводит письмо о сдаче Детройта, где один из подчиненных называет его слабоумным (причем в письме ошибка - imbesile, а не imbecile).
               Renown
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 декабря 2013, 14:38

              Quote

              За период с 21 июня по 11 августа 1812 года американские каперы и военные корабли смогли захватить 190 британских купцов. В свою очередь англичане взяли 58 американских торговцев, 2 военных корабля, 25 каперов и смогли отбить обратно 32 захваченных судна. Но вскоре счет на табло изменился.

              13 августа 16-пушечный бриг «Алерт» приняв 32-пушечный американский «Эссекс» за торговое судно, неосторожно сблизился с янки практически вплотную. Капитан американца Дэвид Портер обрушил на англичанина жестокий огонь и через 8 минут разбитый бриг капитулировал. Портер поступил по-рыцарски – он отправил британский корабль к Ньюфаундленду, чтобы кэптен Логхэйрн (Laugharne) мог ссадить экипаж, и взял с него честное слово, что далее бриг отошлют в Нью-Йорк в качестве приза[1].

              «Конститьюшн» и «Чезапик» прибыли в Бостон 29 июля, где пополнили запасы питьевой воды. 2 августа американцы опять решили отправиться в море. 7 августа от отряда Брока, снова вышедшего в море, отделился получивший повреждения во время непогоды 38-пушечный «Герьер» (кэптен Джеймс Ричард Дейкрес) и 19 августа в 14.00 он был обнаружен 44-пушечным «Конститьюшн», который возвращался к своим берегам после двухнедельного крейсерства. Капитан американца Айзек Халл (Hull) скомандовал погоню. Дейкрес не стал убегать, а лег в дрейф с целью занять наветренное положение. По опыту столкновений с французами он был уверен, что его тридцать 18-фунтовых длинных пушек не подарок для любого фрегата, даже с приставкой «супер», а экипажи Роял Неви вне конкуренции.

              В 17.00 корабли сблизились на мушкетный выстрел и англичанин открыл огонь, Халл же продолжал сближаться, не отвечая на выстрелы противника. Он неторопливо прохаживался на шканцах, изредка поднося подзорную трубу к глазу и рассматривая надпись на фор-марселе «Герьер»: «Мы – не «Литтл Бельт!» Уверенный в крепости бортов «белого слона» Халл решил подойти под острым углом, сознательно подставив свой фрегат под продольный огонь. Примерно час (с 17.00 до 18.00) Дейкрес старательно делал раз в две минуты залпы лагом по противнику, но видимых повреждений не причинил. Поскольку огонь велся по носовой части часть ядер с «Герьер» дало рикошеты в сторону, что поразило неопытных артиллеристов[2] и сбило темп стрельбы.

              Халл же, сблизившись, неторопливо развернулся бортом и дал мощнейший залп из всех орудий (в залпе участвовало пятнадцать длинных 24-фунтовок и двенадцать 32-фунтовых карронады) в корму «Герьер». Последствия этого залпа были ужасны – рухнула на бок бизань-мачта, 15 человек были убиты, 45 ранены (6 - смертельно), сам Дейкрес получил пулю в колено, погибли командир морских пехотинцев и помощник мастера. «Герьер» потерял управление, грот-мачта, потеряв ванты и штаги, грозила рухнуть, на палубе были завалы из сломанных бортов и сброшенных с лафетов орудий. Тем временем «Конститьюшн» обогнул британца и зашел с носа, бушприт «Герьер» запутался в снастях американца и британский фрегат стал абсолютно беззащитен. Следующий залп снес грот- и фок-мачты на английском фрегате и принес новых погибших раненных. Тем не менее два расчета погонных орудий «Герьер» умудрились сделать невозможное – дать залп по шканцам, где находился Халл. Около американского капитана рухнули три морских пехотинца и третий лейтенант. Два корабля кружились, стараясь высвободиться и вернуть себе свободу маневра. Английские моряки под сильным мушкетным огнем несколько раз пытались поставить на бушприте парус, чтобы развернуть корабль и выйти в корму американцы, но бесполезно.

              Наконец «Конститьюшн» смог освободиться, и продолжил расстрел противника с кормы. В 18.30 на обломке фок-мачты взвился белый флаг – «Герьер» еле держался на воде и решил сдаться. К этому времени корабль Его Величества потерял 93 человека убитыми и раненными из 263-х, все мачты, получил до 30 подводных пробоин, 24 пушки были сбиты с лафетов. Потери американцев были не в пример меньше – 7 человек убиты, и 7 ранены[3]. Халл, перегнувшись через леера, спросил: «Я хочу получить ответ – вы признаете себя военнопленными или вы все еще наш враг, и мы продолжаем бой?» Дейкрес, зажимая рукой рану на ноге, ответил: «Если бы я мог бороться – мы бы продолжили. Но у меня уже больше некому сражаться». Английский кэптен предложил Халлу свою шпагу, однако тот в знак уважения оставил ее при Дейкресе. Американцы хотели привести «Герьер» в Бостон в качестве приза, но корабль оказался очень сильно поврежден и почти тонул, поэтому приз было решено сжечь. Поставили запалы, отплыли на милю и наблюдали, как занялся огнем корпус корабля. Через двадцать минут огонь дошел до крюйт-камеры, раздался взрыв, и, когда вода осела, на поверхности плавали лишь обломки фрегата «Герьер».

              СНОСКИ:
              [1] «Алерт» вошел в состав US Navy и находился в строю до 1829 года.
              [2] В 1811 году прежний командир «Герьер» Сэмьюэл Пэчелл, назначенный кэптеном фрегата «Клеопатра», увел самую опытную часть экипажа с собой.
              [3] По английским данным - 9 убиты, 13 ранены.


              Quote

              Вторая жертва

              8 октября 1812 года из Бостона в свое второе крейсерство вышли американские 44-пушечные фрегаты «Юнайтед Стейтс» и «Президент», 38-пушечный «Конгресс» и 16-пушечный бриг «Аргус». 12-го силы разделились, «Юнайтед Стейтс» и «Аргус» пошли на восток, «Конгресс» - на север, а «Президент» на юг. Днем 17-го «Аргус» отделился от «Юнайтед Стейтс» и пошел на юго-восток, где впоследствии захватил 6 торговых британских судов[1], преследовался отрядом британских военных кораблей, но смог уйти и 3 января 1813 года вернулся в Бостон.
              Что же касается «Юнайтед Стейтс» - утром, 25 октября с наветренного борта были обнаружены паруса. Капитан американского фрегата Стивен Декейтер приказал сблизиться с неизвестным судном. Вскоре выяснили, что это был новенький[2] 38-пушечный британский фрегат «Македониэн», которым командовал старый приятель Декейтера - кэптен Джон Сармэн Карден[3]. Этот корабль 22 октября покинул Мадейру и направился на Восток, в Индийский океан, для сопровождения тамошних купцов в Англию. Но вот незадача – на его пути встал хамфрисовский «слон». Карден, не по слухам знающий о силе американских 44-пушечников и основательно изучивший их во время нахождения в Норфолке, решил спастись бегством, но его корабль давал только 7 - 8 узлов в бакштаг, тогда как «Юнайтед Стейтс» спокойно выжимал все 11. В 8.30 часов корабли сблизились на расстояние примерно в милю, и английский фрегат дал залп из трех ретирадных 18-фунтовок, в ответ Декейтер приказал открыть огонь 24-фунтовыми орудиями. Карден отстреливался, и старался маневрировать так, чтобы залпы американца не повредили рангоут и такелаж «Македониэн» - только на паруса и на маневренность и была надежда. По возможности Кардэн хотел провести бой на большой дальности, понимая, что из-за высокого борта и в полтора раза большего бортового залпа в ближнем бою шансов он не имеет.
              Но как оказалось, хамфрисовские фрегаты и на дальней дистанции имеют преимущество. В чем же оно состояло? Да в длинных 24-фунтовых пушках, которые на расстоянии в 1000-1200 метров давали меньший разброс ядер и, следовательно, большую точность, нежели более легкие 18-фунтовки англичанина. Кроме того – на расстоянии в 800-1000 метров британские 18-фунтовые (8-кг) ядра не могли проломить толстые (63 см) борта американского корабля, тогда как 11-килограммовые ядра слона легко проламывали как семидюймовые дубовые доски верхней палубы, так и футовые доски гон-дека и ватерлинии.
              С учетом же того, что «Юнайтед Стейтс» был на ветре, и борт его, обращенный к «Македониэн», был приподнят – он легко вел стрельбу пушками гон-дека по мачтам и реям британца. Вскоре англичанин потерял бизань, часть грот-мачты, меж тем Декейтер не торопился сближаться, а методично, с расстояния в 600-1000 метров, раз в две минуты всаживал в «Македониэн» залп за залпом. Под таким огнем фрегат Кардена продержался ровно два часа, до 11.30. Далее повреждения приняли угрожающий характер, из 293-х членов экипажа 43 было убито, 71 – ранен, и надо было что-то решать. Первый лейтенант Уильямс предлагал взорвать корабль, дабы он не достался американцам, но возобладала менее кровожадная точка зрения. В 12.00 на обломке грот-мачты был поднят белый флаг. Декейтер сблизился с «Македониэн», высадил на него призовую партию (командир – лейтенант Аллен) и принял капитуляцию. Потери американцев были ничтожны – 5 человек убиты, 7 – ранены.
              Во что бы то ни стало Стивен решил привести приз в порт, американцы совместно с англичанами провели ремонт и 4 декабря 1812 года на глазах у высыпавшей на пирс публики «Юнайтед Стейтс» и «Македониэн» вошли на рейд Ньюпорта (Род Айленд). Это был первый крупный военный корабль, захваченный американцами. Напомним, что «Герьер» из-за больших повреждений был подорван, «Фролик» - отбит англичанами обратно, и взят был только 16-пушечный «Алерт». Захват же «Македониэн» стал сенсацией. «Нью-Йорк Таймс» надрывалась: «Декейтер сделал США подарок на Новый Год», «лучший комплимент[4] сезона от старика Нептуна». На Декейтера посыпался дождь наград – шпага с бриллиантами от Нью-Йорка и Филадельфии, памятная медаль Конгресса, выбитая в память об этом бое. 20 января 1813 года «Македониэн» был выставлен на призовой суд, который признал законность захвата, оценил фрегат в 200 тысяч долларов, и постановил выплатить эти деньги капитану «Юнайтед Стейтс» и его команде, с тем, чтобы правительство США ввело «Македониэн» в состав US Navy. Конечно же 38-пушечный фрегат британской постройки не стоил таких денег (200 тысяч долларов – это 50 тысяч фунтов стерлингов, цена 74-пушечника) – стоимость постройки однотипных с «Македониэном» кораблей колебалась от 13 до 20 тысяч фунтов, или от 65 до 100 тысяч долларов, так что в такой оценочной стоимости конечно же присутствовала политическая составляющая. Кроме того, рескриптом Конгресса было решено, что название «Македониэн» закрепляется за одним из кораблей Соединенных Штатов навечно[5].
              В Англии очередная победа американцев так же вызвала шок. Карден попал под трибунал, но после показаний уцелевших был оправдан. Адмиралтейство вынесло ему выговор, что он не смог оторваться от «Юнайтед Стейтс», поскольку, «как всем известно», этот корабль имеет даже в США прозвище «старая телега». Это замечание в полной мере дает представление о том, что в Адмиралтействе в принципе не знали о хамфрисовских фрегатах и об их характеристиках. По сути Их Лордства здесь были сродни лондонским обывателям, и, по сути, именно страусиная политика Адмиралтейства, а не кэптены Роял Неви, полностью несла ответственность за потерю двух фрегатов. Адмиралы Британии так и не поняли, что американские «слоны» - это все же больше маленькие линкоры, а не большие фрегаты. Что либо для успешной борьбы надо либо превосходить американцев в весе залпа, либо в скорости, а еще лучше – и в том, и в другом. Подобное надо бить подобным. Против этих однодечных линкоров тоже нужны линкоры. Здесь следует четко уяснить, что победы «слонов» - это прежде всего не победа концепции «быстроходного фрегата», а триумф концепции «быстроходного линкора». Все же именно калибр орудий и толщина «брони» были определяющими в столкновениях и с «Герьер», и с «Македониэн». 18-фунтовки были просто слишком слабы, чтобы нанести повреждения хамфрисовским кораблям. И в принципе, следи лорды-комиссионеры за строительством американского флота, эта мысль сама по себе должна была прийти им в головы и представляла лишь секрет Полишенеля.
              Понадобилоась еще одна жертва, прежде чем до Их Лордств начало доходить, что способ борьбы с хамфрисовскими фрегатами – это создание быстроходных линейных кораблей. Пока же, после боя «Македониэн», фрегатам Его Величества было приписано крейсировать у американских берегов только парами или тройками. Более повторения инцидентов, подобных «Герьер» и «Македониэн», Адмиралтейство не хотело.


              СНОСКИ:
              [1] Торговые бриги «Флай», «Ариэдн», «Рековери», шхуны «Сэлменк», «Вэнсайс» и «Дороти».
              [2] Спущен на воду в 1810 году в Вулвиче
              [3] Кардэн будучи в январе 1812 года в Норфолке (Вирджиния), часто обедал в семье Декейтеров, и даже в шутку как-то поспорил со Стивеном на бобровую шапку, что исход боя «Юнайтед Стейтс» - «Македониэн» решится в пользу британца.
              [4] Здесь слово «комплимент» употреблено в значении «подарок».
              [5] Всего кораблей в US Navy с таким названием было два. Первый, захваченный в 1812 году «Македониэн» был списан в 1828 году. Второй – почти полная копия первого, с использованием его же киля – был построен в 1836 году, списан в 1870 году, а через год продан на аукционе Виггина и Робинсона. Сгорел при пожаре в 1922 году. Четыре 18-фунтовых орудия с первого «Македониэна» и его носовая фигура ныне хранятся в музее военно-морской Академии США в Аннаполисе.


              Quote

              HMS "Java" - последнее поражение

              Ну а под занавес 1812 года британцы потерпели еще одно обидное поражение. Оно было тем более обидно, что опять наступили на те же грабли. 29 декабря 1812 года 44-пушечный фрегат «Конститьюшн», крейсирующий у северного побережья Бразилии, в 10.00 заметил паруса на северо-западе. Капитан американского 44-пушечника Уильям Бэйнбридж приказал взять курс на этот корабль. Вскоре он сблизился и потребовал поднять опознавательные знаки, однако корабль (38-пушечный британский фрегат «Ява»[1], французской постройки, захваченный в 1811 году на Маврикии) флага не поднимал и уходил на северо-запад. Бэйнбридж скомандовал погоню.
              Из судового журнала «Конститьюшн»:
              «Среда, 30 декабря 1812 года. В 12.45 при умеренном бризе и ясной погоде поставили все паруса и начали сближение с неприятелем. В 13.26 сблизились на 1500 ярдов, взяли рифы на гроте и повернули бортом к противнику. 1.50 противник повернул с намерением обрезать нам нос, но мы так же взяли на два румба правее. В 14.00, будучи в полумиле от нас, фрегат поднял на бизани Юнион-Джек, что побудило нас открыть огонь».
              Бэйнбридж в отличие от Декейтера решительно сблизился с британским фрегатом и обрушил на него всю мощь двадцати четырех 24-фунтовых орудий и тридцати 32-фунтовых карронад. Кэптен Генри Ламберт был довольно опытным командиром, к тому же на «Яве» было больше моряков, чем положено по штату (397 человек[2]), но его бортовому залпу в 564 фунта «Конститьюшн» мог противопоставить бортовой залп в 786 фунтов. Тем не менее, сначала огонь «Явы» был довольно силен, Бэйнбридж получил ранение в ногу. С 14.10 бой перешел в активную фазу и корабли обменивались залпами раз в три минуты, беспрестанно маневрируя. В 14.30 англичане накрыли картечью мостик, в 14.50 на «Яве» была сбита грот-рея и часть бизани. Бой продолжался. 15.00 – «Конститьюшн» дает продольный залп по противнику и повреждает ему бушприт. 15.05 – у американцев пробит фок, 15.15 – порван грот. В 15.40 с близкого расстояния «Конститьюшн» обрушивает лавину металла на «Яву» (в этот момент на шканцах погиб кэптен Ламберт, сраженный картечью), за 15 минут сбита бизань, повреждена фок-мачта, перебиты штаги на грот-мачте. В 16.20 у британца рухнула грот-мачта, был отстрелен бушприт, фрегат был практически превращен в развалину, на нем пылали пожары. К 16.35 на «Яве» было убито 22 человека (в том числе и капитан), ранено – 102, и британский фрегат капитулировал. Потери на «Конститьюшн» были меньше, но тоже довольно серьезные – 9 убитых и 52 раненных (в числе последних и капитан Бэйнбридж)[3].
              Сдавшийся «Ява» еле держался на воде, поэтому Бэйнбридж не мог отконвоировать его к берегам США, и было решено его взорвать. Заложили подрывные патроны и наблюдали, как остатки «Явы» исчезли в ослепительной вспышке. Остатки команды британского фрегата были высажены в бразильском Сан-Сальвадоре, и позже были отправлены в Галифакс. 23 апреля 1813 года на борту «Гладиатора» состоялось заседание трибунала по поводу сдачи «Явы». Суд оправдал действия капитана и экипажа во время боя, и подтвердил, что матросы и офицеры «Явы» сохранили свою честь и доблестно сражались до последней возможности.
              Итого, за четыре неполных месяца британцы потеряли в боях со «слонами» три 38-пушечных фрегата. В «Naval Chronicle» очередная статья говорила о том, что Англия переживает национальный позор. Но речь была уже даже не о стыде, а о том, что делать дальше. Предлагалось все более-менее крепкие фрегаты оснастить 24-фунтовыми орудиями (назывались они даже поименно - «Лавиния», «Кембриэн», «Андонтенд», «Акбар», «Индефетигейбл», «Эндимион», «Юнит» и «Акаста») и отправить к берегам Северной Америки для блокады портов США.
              Оппозиция обвиняла адмиралов в некомпетентности и небрежении своими обязанностями. Безотносительно партийных предпочтений все призывали Адмиралтейство найти выход из проблемы, и найти его быстро, пока не стало слишком поздно.
              Эта критика попала на благодатную почву. Даже Их Лордствам стало понятно, что с кораблями, несущими орудия линкорного калибра и имеющими толстые «линкорные» борта, надо бороться именно линкорами. Но, помятуя о том, что английские 74-пушечники имели гораздо меньшую скорость, было решено вернуться к практике 1794 года и срезать (razee) верхние деки на нескольких двухдечниках. Это позволяло резко увеличить скорость линкоров, и сильно уменьшить парусность корпуса. Уже в ноябре 1812 года Адмиралтейство сообщило Уоррену, что решило «срезать» до 58-пушечных три 74-пушечника: «Голиаф», «Маджестик» и «Сатурн». Эти корабли несли по двадцать восемь 32-фунтовых пушек и тридцать 42-фунтовых карронад и имели вес бортового залпа в 1078 фунтов, то есть превосходили хамфрисовские фрегаты в этом компоненте примерно на треть. Скорость их достигала 11-12 узлов, что было приемлемо, при этом толщина борта стандартного 74-пушечника в районе гон-дека была 60-70 см, то есть сравнима с «бронированием» «слонов». Кроме того, корпус стандартного 74-пушечникабыл короче, нежели корпус хамфрисовского фрегата, и следовательно – продольные связи на нем были более прочными
              Так же пообещали ускорить ремонт «Эндимиона», который, как мы помним, был единственным английским 44-пушечным супер-фрегатом, и сразу же по окончании работ прислать его в Галифакс, чтобы противодействовать американским «слонам».

              СНОСКИ:
              [1] 12 ноября фрегат «Ява» отплыл из Бомбея, имея важные письма к адмиралу Корнуоллису.
              [2] «Ява» помимо собственной команды вез пополнение на Флот Канала.
              [3] Данные по British Public Record Office, Admiralty 1/5435.


              На этом эпизоде, думаю, закончим выкладки, ибо надо постараться закончить книгу под НГ, как обещал. Изредка буду появляться в ЖЖ, ну а тему англо-американской войны затронем еще раз, когда книга будет закончена. Подробности здесь - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 rokkero
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 24 декабря 2013, 22:10

                Renown

                британские 18-фунтовые (8-кг) ядра не могли проломить толстые (63 см) борта американского корабля, тогда как 11-килограммовые ядра слона легко проламывали как семидюймовые дубовые доски верхней палубы, так и футовые доски гон-дека и ватерлинии.
                Вы не могли бы обьяснить этот момент - почему британцы стреляют в борт, а американцы - навесом по верхней палубе? Или я неверно понял и "семидюймовые дубовые доски верхней палубы, так и футовые доски гон-дека и ватерлинии" - это имеется ввиду толщина борта на разных уровнях?

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Renown

                в 14.50 на «Яве» была сбита грот-рея и часть бизани.

                Renown

                15.05 – у американцев пробит фок, 15.15 – порван грот.

                Renown

                за 15 минут сбита бизань, повреждена фок-мачта, перебиты штаги на грот-мачте. В 16.20 у британца рухнула грот-мачта, был отстрелен бушприт
                А они обычными ядрами рвали паруса или "книпелями" (цепными ядрами)? Использовались ли они тогда?
                   Renown
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 24 декабря 2013, 22:35

                  rokkero

                  Вы не могли бы обьяснить этот момент - почему британцы стреляют в борт, а американцы - навесом по верхней палубе?

                  Англичане были на ветре, американцы - под ветром. Соответственно борт англичан, смотрящий на американцев, был наклонен вниз, а соответствующий борт американцев - смотрел вверх. Поэтому ядра англичан шли чуть вниз, а ядра американцев - чуть вверх.

                  rokkero

                  Или я неверно понял и "семидюймовые дубовые доски верхней палубы, так и футовые доски гон-дека и ватерлинии" - это имеется ввиду толщина борта на разных уровнях?


                  Да, все правильно.

                  rokkero

                  А они обычными ядрами рвали паруса или "книпелями" (цепными ядрами)? Использовались ли они тогда?


                  Использовались. Но эти бои в основном велись ядрами (длинных пушек) и картечью (ей заряжали карронады).
                     Renown
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 08 января 2014, 23:24

                    В июне 1813 года в США начались первые признаки банкротства, что прежде всего почувствовали именно каперы – расплачиваться за захваченные призы начали не золотыми или серебряными деньгами, и даже не казначейскими билетами, а векселями, то есть по сути – долговыми расписками. Но одно дело – казначейский билет, на нем стоит подпись министра финансов, и по обязательствам казначейского билета несет ответственность государство, а другое дело – векселя и расписки частных лиц. Ведь эти последние в любой момент могут быть объявлены банкротами.
                    Тем не менее, правительство выпустило «Torpedo Act», согласно которому за уничтожение или захват британского военного корабля выплачивалась его полная стоимость, плюс еще половинная стоимость пушек, припасов, рангоута и такелажа. Этот закон вывал известный энтузиазм среди каперов, и 25 июня 1813 года шхуна «Игл», превращенная в брандер, пыталась атаковать 74-пушечный «Рамиллиес». Катер с британского линкора успел перехватить американца, однако корсары привели взрывной механизм в действие, и в результате при взрыве погибло 11 британцев.
                    Через месяц тот же «Рамиллиес», стоящий на якоре у побережья США, американцы попытались атаковать с помощью подводной лодки, изобретенной известным инженером Робертом Фултоном. Однако в пути лодка разгерметизировалась, и всплыла. Ее обнаружили английские наблюдатели, на линкоре спешно обрубили якорные канаты, и поставили паруса. Тем не менее, лодка смогла прикрепиться к килю корабля, американские подводники начали сверлить медную обшивку, но на половине работы сломался бур, и в результате они не смогли заложить подрывной заряд.
                    Стоит понять, что вылазка этой подводной лодки была именно частным предприятием, а не операцией американского ВМФ. Таким образом, начало американскому подводному флоту было положено каперскими операциями войны 1813 года.
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      ЗСтолетняя война
                      Леопард против Лилии
                      Автор w w1tek9
                      Обновление 27 марта 2024, 06:53
                      XКрымская война
                      Обсуждение этой войны
                      Автор h helion
                      Обновление 23 марта 2024, 07:43
                      ФВойна в фэнтези и фантастики
                      Тактик, стратегия, сражения, эволюция военного дела.
                      Автор C Carnosaurus
                      Обновление 20 марта 2024, 20:05
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Американский континент Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 11:48 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики