...Херсонес - или Херсон в средние века - был греческим городом и входил в состав Византийсккой империи. Владели ли херсонеситы секретом греческого огня? По-видиму, нет. Иначе, как объяснить неоднократные захваты его врагом? Нет упоминания о применении этого эффективного оружия у стен Херсонеса и в научных и популярных изданиях. Но, оказывается, все же имеется одно неизвестное письменное свидетельство о боевом применении этого оружия у стен Херсонеса! А сохранились оно в русской былине: "Глеб Володьевич". Она рассказывает о русско-херсонесском таможенном конфликте 11 века, который заключался в захвате херсонеской правящей верхушкой трёх российских купеческих кораблей, что нашли убежище от непогоды в порту (современная Карантинная бухта).
А как падала погодушка да со синя моря,
А со синя морюшка с Корсунского
А со дождями-то, с туманами.
А в ту - ту погоду, в синёморскую
Заносила тут неволя три чернёных три-то корабля,
Что под тот славён городок под Корсунь же,
А во ту всё во гавань, все в Корсуньскую.
За право войти, спустить паруса, пристать к берегу - "мосту", сойти на берег правительница города Маринка дочь Кайдаловна потребовала такую пошлину, которую купцы заплатить не могли. За неуплату русские корабли были конфискованы вместе с товаром, на них
"она ставила своих да крепких сторожей".
Купцы, недолго думая, послали своему князю - Глебу Всеволодьевичу - письмо с жалобой на самоуправство правительницы города. Князь собрал дружину и подошёл к городу. У стен города Глеб Всеволодьевич обратился к дружине;
Соходите вы скоро со добрых коней,
Становите вы шатры полотняны
Началась очередная в биографии Херсонеса осада...
Перед решительными действиями князь Глеб решил пойти на переговоры. С небольшим количеством телохранителей он направился к главным городским воротам:
Подъезжает Глеб под ту стену,
Да под ту же башню наугольную
(Севастопольцы догадались, что в былине идет речь о главной надвратной башне Херсонеса, что сейчас известна, как "башня Зенона".)
Далее в былине повествуется о переговорах, в ходе которых Глебу, по закону жанра, пришлось отгадывать "хитромудрые" загадки Маринки, дочери Кайдаловны. В конце переговоров, когда, казалось, уже все было решено, произошло таинственное событие, которое осталось непонятым до конца ни очевидцам, ни современным комментаторам.
Правительница Марина, пообещав открыть ворота (
Я теперече отсыплю от ворот да пески, камешки), поехала
к себе да на широкий двор, наливала чару зелена вина да в полтора ведра, а да насыпала в чару зелья лютого. После этого она вернулась
на ту же стену городовую и подала сию чару(?) князю. Князь уже был готов пить зелено вино, но в этот миг спотыкается его конь, и зелье выливается на конскую гриву:
Загорелась у добра коня да грива лошадиная.
А как тут да Глеб испугался же.
А бросал-то чару на сыру землю;
Ещё как тут мать-сыра земля да загорелася.
Не будем пересказывать концовку былины. Ещё раз вернемся к вышеприведенным абзацам. Надеюсь, ни у кого не осталась сомнения, что в былине идет речь о приготовлении и применении греческого огня. Вот аргументы. Прежде отметим, что греческий огонь применил не рядовой воин, а правительница; и хранился он непосредственно у неё в доме. (Архонтесса не могла положиться полностью на стражей городского арсенала.) Во-вторых, объём чары -
в полтора ведра - скорее соответствует боевому заряду (бочонку), а не заздравному кубку.
Ну, и главное! Былина с фотографической точностью передает картину поражающего действия греческого огня при штурме крепости: горящие гривы лошадей, искренний испуг русских воинов, впервые увидевших неугасимый огонь, от которого горит мать-сыра земля.
К чести княжеских дружинников, они быстро справились с испугом и все же овладели городом. Наказанием коварной правительницы князем Глебом Всеволодьевичем заканчивается былина. Кто был на самом деле этот князь?
В комментариях к былине об этом сообщается следующим образом: по мнению одних ученых былина воспроизводит поход Владимира Мономаха вместе новгородским и тьмутараканским князем Глебом Святослвичем на Корсунь в 70-х годах ХI столетия. По мнению других ученых былина говорит о походе Володоря Ростиславича, внука новгородского князя Владимира Ярославича. В любом случае можно говорить о новом (спустя столетие) знакомстве русичей с напалмом древности ? знаменитым греческом огнём...
Полностью с этой статьёй можно ознакомиться на
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь