Сафронов верил басням греков и римлян о кимерийцах вместо того чтобы читать древневосточные источники. Одни спекуляции на киммерийской теме.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Возможно, савроматы играли важную роль в распространении господства скифов в Европе и Азии. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима(cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha из скифского Raha).
Ну и байки римлян. «По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19).
«…а самых важных было два: одно из Ассирии…другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43).
Гекатей Милетский, предлагал читателю этнокарту племен, обитавших «в Европе» и «у Кавказа», выделял из них собственно «скифские» племена — меланхлэны, миргеты, иды, дандарии, типаниссы, иксибаты, иамы, исседоны.
Геродот - «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).
«За рекой Танаисом — уже не скифские края» Геродот. История (IV, 21)
Josef Marquart / Йозеф Маркварт - Ērānšahr, nach der Geographie des Ps. Moses Xorenac'i / География Псевдо-Мовсес Хоренаци
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Этноним саков также сохранился в названии Ишкашима (по-ишкашимски — Шькошьм) — административного района в Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. По мнению исследователя Т. Н. Пахалиной, топоним имеет индоарийское происхождение и восходит к индоар. *sakā-kšam-, где первая часть может быть истолкована либо как название страны, где жило племя саков (ср. авест. sakā — название страны и народа), либо как название племени саков, а вторую часть можно сопоставить с санскр. *kšm- «земля», «страна» и с производным от него современным индоарийским kšama — «земля». В таком случае в целом слово «*sakā-kšam-», очевидно, означало ‘страна саков’, ‘Скифия’
Пахалина Т. Н. О происхождении топонимов «Ишкашим», «Язгулям» и «Вахан» // Иранское языкознание. М., 1976. — С. 43-49
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Со времен Ахеменидов название «Иран» закрепилось за государствами западно-иранских народов, создавших мощные централизованные империи. Страна восточно-иранских народов — Туран — была политически раздроблена на отдельные государства такие как: Согд, Бактрия, Хорезм, а также между степными ираноязычными племенами саков, сармат, юэчжей, массагет и др., которые охватывали территории современных российских Причерноморье, Поволжье, Урал, современных государств Казахстан, Киргизию и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Позднее саки, кушаны и др. завоевали Согд, Бактрию и Хорезм и все междуречье Амударьи и Сырдарьи стало обобщённо называться Тураном. Условной границей между Ираном и Тураном в древние времена была сначала Сырдарья, а в более поздние времена Амударья.
Согласно преданию, иранский царь Фаридун, поделил мир между тремя своими сыновьями. Старшему Салму достался запад ойкумены (согласно другой традиции, крайний Восток — Китай), младшему Эраджу — Иран, а Туру/Тураджу. , среднему сыну царя — северные земли, которые и стали именоваться Тураном. Тур вместе с Салмом предательски убили Эраджа, заманив его в Туран. Фаридун, узнав о гибели любимого сына, не простил Тура и повелел вырыть грандиозный ров на границе между Ираном и Тураном, который превратился в реку Амударью. В наиболее распространённой версии иранского эпоса, зафиксированной в поэме Фирдоуси, туранцы, потомки Тура, изображены извечными антагонистами царей Иранского нагорья.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Между персами и кочевыми народами степей существовало известное противоречие. Заратустра объявил прежних богов девами, скифы же и другие кочевники продолжали поклоняться старым богам и за этим очень кстати следили.
Кстати авестийские тексты -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Кангха/Кангюй
Абдуманапов -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Т.А. Габуев. О локализации “малых” владений Кангюя
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Земайль - Кушанская хронология -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Л. Боровкова. Кушанское царство (по древным китайским источникам). М. 2005 г.
Л. Боровкова. Царства "западного края" во II-I веках до н.э.(Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из "Ши цзи" и "Хань шу"). М. 2001 г.
С. Кляшторный, Т. Султанов. Государства и народы Евразийских степей от Древности к Новому Времени. С-Петербург. 2009
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Загадочные монстры пазырыкцев и китайская мифология эпохи Чжоу
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Авестийская география как исторический источник
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -А. А. Тауллагов. Сарматы и Аланы в ІV в.до н.э. - І в.н.э. Владикавказ. 2001 г.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
о миграциях юэчжей и саков
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Ельницкий - Скифия евразийских степей
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Таиров А.Д. О причинах движения «скифов» на Южный Урал во второй половине VI в. до н. э.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Таиров А.Д. Этнокультурные процессы в степях Южного Урала во второй половине V–IV в. до н.э.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Диссертация -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Список публикаций Таирова -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Таиров предположил в целом правдоподобную версию о том, что скифы жили в нижневожских и северокавказских степях (точнее их части). Скифов он связывает с прохоровской культурой. Думаеться скифы занимали только часть северовказских степей. Через северо-западный Кавказ киммерийцы отступали в Анатолию. Думаеться скифы были самой западной частью саков.