Сообщество Империал: Ольгерд - великий князь Литовский - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Ольгерд - великий князь Литовский
завоеватель Киева, Чернигова, гроза Москвы.

  • 2 Страниц
  • 1
  • 2

Аспарух ответил:

    4 130

    186

    0

    1 660

    4 290
  • Статус:Всадник

Дата: 16 Декабрь 2013, 01:01

Ольгерд, в святом крещении Дмитрий (родился на рубеже XIII и XIV вв. умер в 24 мая 1377) — князь Кревский и Витебский, великий князь Литовский и Русский, сын Гедимина, брат Кейстута. Престол занял свергнув своего брата Евнута-Ивана. Во время его княжения в Европе свирепствовала жестокая пандемия "Чёрной смерти". В период своего великокняжеского правления с 1345 по 1377 годы значительно расширил границы государства, завоевав Брянск, Чернигов, Киев, Подолье и др. древнерусские земли. Фактически его вассалом стало Смоленское княжество. В период т.н. "Замятни" в Орде, на Синих Водах в 1362 г. нанёс поражение трём ордынским "царевичам". Также воевал с Польшей и Тевтонским Орденом.




Знал и победы и поражения. Из последних особенно памятна битва на Стреве в 1348 г.

Был женат дважды на православных княжнах из рода Рюриковичей. От этих двух браков имел по меньшей мере 16 ил 18 детей которые достигли совершеннолетия.

Печать Ольгерда-Дмитрия:




Жёны:
1)Мария Ярославна Витебская (брак около 1317 /1318 гг.)
2)Ульяна Александровна Тверская (брак с 1350 г.)

Карта:


- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Биография в рувики.
    • 2 Страниц
    • 1
    • 2

    Laszlo ответил:

      5 602

      90

      0

      1 312

      5 076
    • Статус:Легат

    Дата: 16 Декабрь 2013, 12:29

    Ольгерд более известен своими восточными кампаниями. Да и после смерти Гедимина он и Кейстут разделили государство наполовину. Кейстуту пришлось воевать с тевтонцами и также контактировать с поляками. Ольгерд же мог расширять свои владения за счет слабых княжеств Руси. Не удалось олько взять Москву. Золотая Орда в его эпоху с 14=359 по 1377 г. была раздроблена на множество отдельных владений. Среди поражений конечно наиболее заметные Стреве 1348 г. и Рудау 1370 г. Сам Кейстут не справлялся с тевтонцами и останавливать их приходилось мобизировав силы ВКЛ. Воевал против них даже Любарт из далекой Волыни. Вместе с тем Кейстут оказывал помощь Любарту против венгерского короля Лайоша (Людовика) Великого.

      Аспарух ответил:

        4 130

        186

        0

        1 660

        4 290
      • Статус:Всадник

      Дата: 17 Декабрь 2013, 00:40

      Laszlo
      Можно говорить о своего рода дуумвирате Ольгерда-Дмитрия и Кейстута!

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Православное имя Дмитрий реконструируется благодаря поминальным записям в одном из Киево-Печерских синодиках, а также Слуцком и ряде других помяниках.

        Laszlo ответил:

          5 602

          90

          0

          1 312

          5 076
        • Статус:Легат

        Дата: 17 Декабрь 2013, 19:24

        Так это дуумвират и был. А все было сделано для того чтобы вытеснить Явнута и Наримунта из ВКЛ. Наримунт кстати бежал от братьев в саму Золотую Орду к Джанибеку. Явнут бежал в Москву. Потом вернулся в Литву и получил удел в государстве. Любарт кстати действовал в тесной связи с Кейстутом. Да и Любарт упоминался при описании битвы на Стреве. Волынские русины принимали участие этом сражении. Именно победа тевтонцев в этой битве позволила Казимиру III диктовать В 1349 г. условия Любарту. Правда поражение литовцев не было таким катастрофичным, поскольку в ином случае вряд ли бы Любарт смог столько времени и с переменными успехами воевать против венгров и поляков. Гедиминовичи помогали друг другу. Любарт не претендовал на власть во всем ВКЛ поэтому его и не трогали. Тяжелым было и поражение при Рудау в 1370 г., однако ВКЛ оправилось - http://melnikovoscho...BitwaRudau2.pdf

          Ratsha ответил:

            1 751

            7

            0

            1 071

            2 982
          • Статус:Примипил

          Дата: 18 Декабрь 2013, 12:19

          Аспарух

          Аспарух

          Православное имя Дмитрий реконструируется благодаря поминальным записям в одном из Киево-Печерских синодиках, а также Слуцком и ряде других помяниках.

          Здесь, кстати, одно из темных и малопонятных мест в биографии Ольгерда. То самое место, где источники противоречат друг другу. Даже не одна загадка, а целых две!
          Во-первых. Если Ольгерд был православным христианином, то как быть с сообщениями хронистов, утверждающих, что он был похоронен по языческому обряду (сожжен)? Об этом говорится как в хронике Длугоша, так и у Германа Вартберга:

          Цитата

          В том же году, в то же время, умер Альгарден, главный литовский король. При его похоронах, сообразно литовскому суеверию, было совершено торжественное шествие, с сожжением различных вещей и 18 боевых коней.

          Правда, если вчитаться внимательно, то Вартберг прямо не утверждает, что само тело Ольгерда было сожжено. Возможно, речь идет об отправлении неких языческих обрядов, но это совсем не обязательно означает то, что все обычные сопутствующие при похоронах языческого правителя Литвы обряды были выполнены в полном объеме (я имею в виду сожжение тела покойного). Кроме того, существует церковное предание о том, что Ольгерд основал Пречистенский собор в Вильно (Вильнюсе), где и был похоронен. Надпись на фронтоне современного собора:

          Цитата

          Храм построен при Великом князе Ольгерде в 1346 году… и положиша тело его в церкви Пресвятой Богородицы в Вильне, юже сам созда

          Сомнительно, чтобы православное духовенство допустило похороны в соборе останков князя, сожженного по языческому обряду.
          Все эти противоречия историки (В.Б.Антонович и Виюк-Коялович) объясняют тем, что переход Ольгерда в православие носил не государственный, а частный и потому негласный характер. В глазах своих подданных он оставался языческим правителем, и лишь люди приближенные к нему, равно как и члены его семьи знали, что это не так. Потому-то в более ранних русских летописях Ольгерд называется "злочестивым" и "безбожным". Немецким хронистам было выгодно лепить из литовских князей заклятых язычников, так как это служило обоснованием для Drang nach Osten Ордена на литовские земли. Кстати, в одном историческом романе мне попадалась остроумная версия о том, что вместо Ольгерда сожгли наряженную куклу, в то врем как тело похоронили в церкви по христианскому обряду.
          Ну а Длугош вообще уже вторичный источник. Сведения о язычестве Ольгерда он мог почерпнуть из тех же немецких хроник. Кроме того, я заметил, что когда речь заходит о польско-литовских отношениях и христианизации ВКЛ, польские историки (в частности тот же Длугош) начинают серьезно искажать факты. Им было выгодно продвигать мысль о том, что у Литвы был только один путь развития (разумеется, лишь в союзе с Польшей) и, что только с одной стороны в Литву шел "свет веры Христовой" (разумеется, лишь со стороны католической Польши). Это, кстати, неплохо показал Коцебу в своей работе о Свидригайло, где он с подлинными документами в руках разбивает ряд польских баек о нем в труху.
          Поэтому, думаю, что вопрос о православии Ольгерда можно считать решенным. Но есть второй вопрос: "Имя".
          Дело в том, что и здесь наличествуют противоречия в источниках.
          1. Ряд синодиков (Киево-Печерский, Введенский, Слуцкий) действительно сообщают нам о том, что его крестильным именем было Дмитрий.
          2. Однако, есть ряд свидетельств о том, что крестильным именем Ольгерда было Андрей. Эти свидетельства привел в своей работе "Ягелло-Яков-Владислав и первое соединение Литвы с Польшею" М.Смирнов:

          Цитата

          надписи на русском евангелии XV века, принадлежавшем виленской, пречистенской церкви, в которой об Ольгерде говорится: "великий князь Андрей Гедиминичь, во святой схиме Алексей, усопше на память св. мучеников Платона и Романа"

          (С.156)

          Цитата

          доказательство приводимое Нарбутом: в известной ему рукописи, найденной в троцком монастыре бернардинов упоминается о древнем колоколе этого монастыря, на котором церковными буквами сделана следующая надпись: "Се аз раб Божий, Яков Ондреевич с матерою своею Ульяною Александровною... В.К.Л. дали есмо сей колокол улит в церковь св... еве... Параск...в Вильни, во вики 6887".

          (С.173)
          Насколько я понял, все эти сведения раздобыл Нарбут.
          3. Сообщения русских (литовских) летописей. Например "Сокращенная литовская летопись" нам сообщает:

          Цитата

          В лето 6885 умре великий князь Ольгерд Гедимановичь...конец же его Бог сподобил в православной христианской вере греческого закона. И в иноческом образе наречен инок Алексие. и погребоша тело его в церкви Пречистыя в Вильне, юже създа cупружница его благоверная великая княгини Иулиания.

          Поскольку в то время уже укоренился обычай давать монахам имена, начинающиеся на ту же букву, что и крестильное имя, то это косвенно может свидетельствовать о том, что крестильным именем Ольгерда было Андрей или Александр (и очень маловероятно, что Дмитрий).
          Так что не все так просто. Судя по всему, в обоих случаях информация о христианском имени Ольгерда восходит к его родственникам. Возможно благодаря скрытности, которой был обставлен переход Ольгерда в православие, их представления о его христианском имени различались. Допустим, Ягайло считал, что его отец был крещен с именем Андрей, а Лугвений или Владимир считали, что его крестильным именем было Дмитрий. И это не так уж удивительно, как может показаться на первый взгляд. Например, моя жена не знает крестильного имени своего родного дяди. Да и сам он его не знает и уже вряд ли когда-либо узнает. :057:

            Laszlo ответил:

              5 602

              90

              0

              1 312

              5 076
            • Статус:Легат

            Дата: 18 Декабрь 2013, 19:24

            Тот же Ольгерд помниться переписывался с константинопольским патриархом.
            Спойлер (скрытая информация)

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Кстати вопросу о том был ли Ольгерд православным написала статью Раса Мажейка - http://www.lituanus....987/87_4_05.htm
            Она скептически настроена.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Кстати Ольгерд хотел сделать своим митрополитом в Киеве Романа. Кстати он конкурировал с московским и киевским ставленником (Феодоритом) за кафедру киевского митрополита.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Письмо Ольгерда Константинопольскому патриарху (1371 г.)
            Спойлер (скрытая информация)


            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Обсуждение письма
            http://fоrum.хlеgiо....ted&setCookie=1

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Обсуждение возможности того что Ольгерд православный -
            http://forum.istorij...ted&setCookie=1

              Ratsha ответил:

                1 751

                7

                0

                1 071

                2 982
              • Статус:Примипил

              Дата: 19 Декабрь 2013, 09:49

              Laszlo

              Laszlo

              Кстати вопросу о том был ли Ольгерд православным написала статью Раса Мажейка.
              Она скептически настроена.

              Неплохая, хотя и несколько устаревшая статья. Мажейка собрала почти все известные факты. Однако остаются вопросы.
              Мажейка знает лишь об одной поминальной записи Ольгерда - в Киево-Печерском синодике. О его записи в Введенском она не знала, да и знать не могла. Впрочем, Введенский синодик связан с Киево-Печерским и эту запись еще нельзя считать новым аргументом в пользу крещения Ольгерда. Но запись в Слуцком синодике - это уже совсем другая "песня". "Вранье" синодиков надо как-то объяснять. А от них, на мой взгляд, просто отмахиваются.
              Найти бы еще вот этот помянник:
              Спойлер (скрытая информация)

              Как видим, составитель этого синодика обладал уникальной информацией. Он точно называет имена жен Ольгерда и даже дату смерти его первой жены, о чем не знает ни одна летопись. Сохранился оригинал этого помянника или нет, не ведаю. Его находке была посвящена публикация:
              Ondyna Druskienikh zrodel. 1844 г. Zesz. 1. стр.14. Может быть, там и про самого Ольгерда что-то есть.
              Спойлер (скрытая информация)

              А по сути, вполне себе рабочей остается версия, высказанная еще Антоновичем и Виюк-Кояловичем, о том, что переход Ольгерда в православие носил сугубо личный характер. Как и версия о том, что подобно Константину Великому Ольгерд был крещен на смертном одре.

                Laszlo ответил:

                  5 602

                  90

                  0

                  1 312

                  5 076
                • Статус:Легат

                Дата: 19 Декабрь 2013, 18:00

                Голубев О. Великий князь литовский Ольгерд: князь или царь? // Studia Historica Europae Orientalis. Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 1. Минск, 2008.
                http://www.hist-geo...._Historica1.pdf

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Перевод Deli2 с латинского хроника Никифора Григоры перевода Беккера
                Спойлер (скрытая информация)


                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Это еще одно, пускай и косвенное сведение о татарской политике Ольгерда.

                  Laszlo ответил:

                    5 602

                    90

                    0

                    1 312

                    5 076
                  • Статус:Легат

                  Дата: 19 Декабрь 2013, 19:28

                  Думаеться православие понималось Ольгердом по своему. Думаю он мог креститься и даже принять православное имя. Однако это не мешало ему быть так сказать двоевером. Он мог считать христианскую Троицу несколькими богами подобно балтским богам. Он мог поклоняться и старым языческим богам. В частности представитель того же поколения Кейстут чтил языческих богов и ревностно должен был относиться к вере отцов. Думаеться, что уже поколение Витовта и Ягайло было реальными христианами, а вот православное христианство Любарта и того же Ольгерда должно было быть синкретичным. Но русинам негодовать не приходилось, уж лучше в государстве будут расположенные к христианству, пускай и не совсем его понимающие литовцы, которые двоеверные чем католики и закоренелые язычники.

                    Ratsha ответил:

                      1 751

                      7

                      0

                      1 071

                      2 982
                    • Статус:Примипил

                    Дата: 19 Декабрь 2013, 21:57

                    Laszlo

                    Laszlo

                    Думаеться православие понималось Ольгердом по своему. Думаю он мог креститься и даже принять православное имя. Однако это не мешало ему быть так сказать двоевером. Он мог считать христианскую Троицу несколькими богами подобно балтским богам. Он мог поклоняться и старым языческим богам.

                    Разумеется, могло иметь место и двоеверие. К тому же это вполне согласуется с теми ругательствами, которые русские летописцы отпускали в адрес Ольгерда. "Нечестивый и безбожный" может означать "непоследовательный в вопросах веры", вероломный и т.п.
                    Но в общем-то тезис Расы Можейко о том, что даже если Ольгерд и принял христианство, то этот акт имеет скорее религиозное, чем историческое значение, неоспорим. Сама Литва и ее правящая верхушка остались язычниками. Лавров Константина Великого и Владимира Святого Ольгерд не снискал, да и не претендовал на них. Ну а для крещеных членов его семьи безусловно имел значение тот факт, что его душа все-таки была спасена. :108:
                    Кстати, на мой взгляд, довольно показательно, что все эти "религиозные противоречия" связаны лишь с Ольгердом и Ягайло. С другими членами династии все более-менее ясно. А ведь о великих князьях по определению должно сохраниться больше информации, чем об удельных! Странно, не правда ли? Возможно, все как раз и объясняется тем, что и Ольгерд и Ягайло были великими князьями и в вопросах веры им приходилось лавировать и извиваться как уж на сковородке между языческой Литвой и православной Русью. Те Гедиминовичи, которые получали в удел русские земли, крестились без вопросов. Им так было проще. Кейстут княжил в основном в землях язычников и креститься ему не было нужды (он и не крестился). А Ольгерда и Ягайло пост обязывал балансировать между христианами и язычниками (последнему вдобавок приходилось "рулить" в условиях гражданской войны).

                    Laszlo

                    Думаеться, что уже поколение Витовта и Ягайло было реальными христианами, а вот православное христианство Любарта и того же Ольгерда должно было быть синкретичным.

                    Формально они были христианами, а вот насколько они были усердными в вере я судить не берусь. ЕМНИП камрад Alexios как-то писал о том, что есть сведения о том, что Ягайло, даже будучи католиком, продолжал некоторые обряды отправлять "по-православному", очевидно так, как его в детстве научила этому мать, княгиня Ульяна.
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          10 Дек 2016, 23:27
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики