Женщины, которые следуют за армией, могут быть распределены (если это возможно) по трем рангам или, скорее, классам, расположенным один ниже другого. Первый состоит из тех, кто является леди, то есть жен генерала и других командующих армией. Их по большей части перевозят в каретах, но эти кареты должны двигаться в порядке, определяемом достоинством тех лиц, к которым эти леди относятся, и точно так же как багаж их мужей выстраиваются для марша генералом-вагенмейстером. Второй класс – это те, кто едет верхом. Они не должны ездить в каком-либо другом месте кроме того, где двигается обоз полка, к которому они принадлежат. Но очень часто они непоседливы, слоняются туда-сюда, и поэтому кое-где их объединяют в роты, и у них есть один или несколько человек, которые командуют ими и присматривают за ними. Последних в Германии называют хуренвайбелями – начальниками или маршалами над шлюхами. Мне доводилось видеть, как подобные роты скакали верхом, поддерживая ряды и шеренги своего отряда в добром порядке, следуя за капитаном, который их возглавлял, и имевшимся у них знаменем, которое несла одна из женщин. Третий класс – это те, кто передвигается пешком и является женами младших офицеров и солдат. Они должны идти рядом с обозом полков, к которым они принадлежат, и за ними присматривают несколько полковых маршалов.
Как женщина была создана, чтобы быть помощницей мужчине, так и женщины в армиях являются великими помощницами для своих мужей, особенно тех, которые занимают низкое положение. Так что их не следует опрометчиво изгонять из армий, хотя иногда они могут быть отосланы по веским соображениям. Они достают, покупают и готовят пищу своим мужьям, пока их мужья находятся на службе или только что вернулись с нее. Они приносят топливо для огня и стирают их белье, причем, занимаясь такими делами, жена солдата также может оказаться полезной другим, зарабатывая деньги для себя и своего мужа. Особенно большую пользу они приносят в полевых и осадных лагерях, поскольку им разрешается (и в этом им не следует отказывать) отойти на несколько миль от лагеря, чтобы купить продовольствие и другие предметы первой необходимости. При длительной осаде Бреды, предпринятой Спинолой, было замечено, что женатые солдаты жили лучше, выглядели бодрее и были способны выполнять больше служебных обязанностей, нежели холостые. При этом изрядная неприязнь обратилась против бедных женщин, которых обзывали мулами своих мужей те, кто сам был бы рад иметь таких мулов.
Среди всех этих разновидностей женщин в хорошо организованных армиях присутствуют исключительно замужние. А если обнаруживаются какие-либо другие, то после допроса, учиненного пастором, священником или консисторией, они изгоняются с позором. По крайней мере так должно быть в соответствии с воинскими артикулами.
Однако заслуживающие доверия авторы описывают удивительную историю о знаменитом герцоге Альбе, чье имя до сих пор так ненавистно большей части Нидерландов. Они рассказывают, что в то время, когда он двинулся из Италии в Нидерланды, чтобы подчинить их своему господину, королю Испании, куртизанкам было разрешено следовать за его армией, но они должны были ехать в собственных отрядах под знаменами. У них было несколько капитанесс, альфересс или корнетесс и других офицеров, которые поддерживали среди них строгую дисциплину во всех вопросах, касающихся их профессии. Они были разделены на несколько эскадронов в зависимости от их достоинства, каковое определялось не иначе, как различием в их прелестях, лицах и чертах. Тем, что принадлежали к высшему сорту, разрешалось иметь дело только с людьми самого высокого достоинства. Второму рангу – со значительными командирами, третьему рангу – с офицерами более низкого звания, а четвертому – с офицерами самого низкого уровня и солдатами, каковых отвергли в трех других рангах. Отличное Содружество! В нем было запрещено под угрозой тяжких наказаний позволять ухаживать за собой кому-либо выше или ниже ранга, в который они были определены. И это было сделано беспристрастно, в соответствии с талантом, которым наделила их природа. Так что каждый рядовой солдат, незначительный человек или низший офицер, прапорщик, капитан, полковник или генерал-командующий знали, к кому они могут обратиться и у кого они могут исповедаться за деньги. Практика, которая, как я полагаю, никогда не имела прецедентов ни в христианской, ни в языческой армии, и которая с бесстыжим лицом громко кричала о вызове как религии, так и моральной порядочности