Сообщество Империал: Нартский эпос - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Нартский эпос
Героический эпос народов Северного Кавказа

  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3

alandon ответил:

    1 832

    69

    0

    203

    5 984
  • Статус:Примипил

Дата: 07 Январь 2014, 13:17



Нартский (Нартовский) эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»). Существует прежде всего у осетин и абхазо-адыгских народов (адыгов, абазин, абхазов); известны также версии эпоса, встречающиеся у чеченцев и ингушей, карачаевцев и балкарцев и др. Бытует в прозаической и стихотворной форме. Основу эпоса составляет трансформированная история скифо-сарматского этноса.

Исследователи полагают, что эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события.
Из-за отсутствия письменных источников невозможно восстановить полную того, как происходило развитие и формирование эпоса. Лишь отрывочные данные, содержащиеся в трудах Геродота и Марцеллина, а также в хрониках Армении и Грузии, позволяют судить об историко-культурной среде, в которой зарождались сказания о нартах.
Относительно происхождения слова «нарт» учёные не пришли к единому мнению; часть из них усматривает сходство с иранским словом «нар» (мужчина), осетинским «нæ арт» (наш огонь) и древнеиндийским корнем «нрт» (плясать). В. И. Абаев полагал, что слово «нарт» восходит к монгольскому корню нара «солнце» (многие герои эпоса связаны с солярным мифом). Слово «нарт» образовано из этого слова с добавлением суффикса -т-, который является показателем множественного числа существительных в осетинском языке. По тому же принципу до сих пор образуются осетинские фамилии.
Вопрос о происхождении нартовского эпоса сложен. Языковед-иранист В. И. Абаев и французский историк-филолог Жорж Дюмезиль утверждают, что народом-создателем эпоса являются осетины.

Цитата

  • Термин «нарт» заключает осетинский показатель множественности «т» и образован по типу осетинских фамильных имён: стало быть, к другим народам Кавказа он вошёл в осетинском оформлении.
  • Некоторые нартовские сюжеты, как показали Вс. Миллер и Ж. Дюмезиль, имеют полную аналогию в быте и обычаях отдалённых предков осетин, скифо-сарматских племён.
  • Имена Уархаг, Ахсар, Ахсартаг, Урузмаг, женское имя Ацырухс, название чудесной чаши Уацамонга — бесспорно иранского происхождения.
  • Имя главной героини Сатаны (Шатана), хотя и не вполне ясное по происхождению, неотделимо от имени аланской принцессы Сатеник, которое нам сохранили армянские рапсоды в связи с событиями II века (походы аланов в Закавказье), а также житие святых Армянской Апостольской Церкви о святых мучениках сукиасянцев, во главе с Сукиасом, алан по происхождению, которые сопровождали принцессу Сатеник в Армению.
  • Имя Сослан, будучи, по всей видимости, тюркского (ногайского) происхождения, свидетельствуется на осетинской почве с XII века н. э. (муж царицы Тамары Давид-Сослан был осетинским владетелем); имя Сосруко представляет «адыгизацию» имени Сослан с закономерным перебоем л-р.
  • Имя Батрадз образовано из Батыр-ас и означает «асский (аланский) богатырь».
  • Имя Кусаг, означающее «чаша» (см. Нартамонга), принадлежит герою, который основал род Кусагонта, являющегося родоначальником древних аристократических фамилий Осетии: Гассиевых,Саракаевых, Ботоевых и др.


Согласно нартоведу Ахмету Мальсагову, имена большей части нартов имеют выраженное иранское происхождение.

Многочисленные сказы о нартах группируются вокруг имён основных персонажей эпоса, образуя, тем самым, своеобразные циклы. В каждой национальной версии эпоса те или иные циклы занимают сравнительно большее или меньшее место.

Также в каждой версии сказаний есть свои, уникальные герои. Например, у адыгов — Адиюх (Адииху/Адыиф), Ахумида (Ахумыдэ), Бадыноко (Бэдынокъуэ/Шъэбатынокъо); у осетин — Ахсар, Ахсартаг, Уархаг. В абхазских сказаниях есть Цвицв, Нарджхеу.

Также есть различие между образами нартов.

Спойлер (скрытая информация)

    Laszlo ответил:

      5 602

      90

      0

      1 312

      5 077
    • Статус:Легат

    Дата: 07 Январь 2014, 14:25

    Помниться один из героев Сослан. Наверное он списан с реально существующего Давида Сослана. А Ос-Багатар упоминаеться в Нартовском эпосе?

      alandon ответил:

        1 832

        69

        0

        203

        5 984
      • Статус:Примипил

      Дата: 07 Январь 2014, 15:35

      Напрямую Ос-Багатар в эпосе не упоминается.
      Некоторые проводят аналогии с Ахсартагом, но лично мое мнение - такое сравнение "притянуто за уши". Есть версия что Ос-Багатар ассоциируется с Батрадзом (Батыр-Ас), но тяжело провести параллели, потому что сказочные приключения Батрадза мало вяжутся с реальными делами Ос-Багатара.

        Laszlo ответил:

          5 602

          90

          0

          1 312

          5 077
        • Статус:Легат

        Дата: 07 Январь 2014, 16:15

        Но и Добрыня в летописи и в былинах отличается.

          mindd ответил:

            390

            11

            1

            61

            548
          • Статус:Опцион

          Дата: 14 Март 2014, 00:57

          не знаком с данной темой,но знаете ли вы Иванеско Антона Евгеньевича и если так, то вопрос, достаточно ли он компетентный и известный исследователь данной темы?
          http://sfedu.ru/www/...up?p_per_id=198
          http://www.dissercat...rmatskii-period

            Laszlo ответил:

              5 602

              90

              0

              1 312

              5 077
            • Статус:Легат

            Дата: 14 Март 2014, 14:28

            Лучше почитайте Дюмезиля.

              Г1алла ответил:

                367

                4

                0

                -1

                8
              • Статус:Опцион

              Дата: 25 Январь 2015, 13:30

              "До сих пор не утихают научные споры, какой же народ является творцом нартского эпоса. Окончательного ответа на этот вопрос наука еще не дала и, на наш взгляд, не могла дать, т.к. не были учтены роль и значение ингушского нартского эпоса. ( который в момент написания нартского эпоса был изолирован депортацией)
              Так, например, известный исследователь нартского эпоса Ж. Дюмезиль пишет: «С самого же начала можно утверждать следующее: татары Кавказских гор, явившиеся сюда позднее других, заимствовали свои нартовские сказания у черкесов, чеченцы же, видимо, взяли их у осетин; таким образом, только два народа и могут оспаривать друг у друга отцовские права на этот фольклор -черкесы и осетины... Но в целом нартовский эпос, как говорил В.Ф. Миллер - «северокавказский», т.е. черкесский и осетинский».
              Ингушские нарты или о некоторых «темных местах» в нартском эпосе (часть 1 и 2)

              http://ghalghay.com/...B5%D0%BC%D0%BD/

              http://ghalghay.com/...80%D1%82%D1%8B/

                cheremis ответил:

                  2 770

                  72

                  3

                  169

                  3 106
                • Статус:Всадник

                Дата: 25 Январь 2015, 14:23

                Кстати у марийцев есть схожие богатыри - Онары . жили на марийских землях до марийцев и являлись великанами ну и предками далёкими .

                  Г1алла ответил:

                    367

                    4

                    0

                    -1

                    8
                  • Статус:Опцион

                  Дата: 25 Январь 2015, 16:26

                  Приводил примеры единого бога,в теме Свободные халдеи, и как у значительной части народов мира проходит данное имя бога, в самоназваниях, обозначение общины, разных терминов. Подобным образом древний нартский эпос связывает разные народы.
                  Не могу найти книгу Гайсинского Авраам и Один, так вот, много свидетельств, о связи данных героев, пророков, возможно это один герой.
                  Мы намного ближе друг к другу чем это кажется..
                  К примеру ингушские звуко- слово Д - день, С - свет, е- есть, же - живее, а - нет.. или древние слова джер-жрец, эрсий - русский, дада - дедушка, ала - алый, сиг- искра, ворот- форт и тд
                  Возможно что потерянно в одном народе, языке, осталось в другом..

                    Г1алла ответил:

                      367

                      4

                      0

                      -1

                      8
                    • Статус:Опцион

                    Дата: 07 Февраль 2015, 12:30

                    На:рт - витязь, богатырь, легионер
                    На:рте - место с изображением Солнца, куда садился командир, тамада

                    !! легионеры с Нар - река, в Др Риме, жители сабиняне, этруски??родственные нахам)
                    (т1е - над, приставка, к сближению?! другой пример Теркийс т1е над рекой Терек)..

                    С другой стороны Нартский эпос весьма древен. в нем отразились матриархат и каменный век.
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          11 Дек 2016, 07:20
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики