Куджула Кадфиз был сыном Герея ябгу Гуйшуана (Кушании).
В Гандхаре, Арахозии и собственно Индии находили монеты Великого Спасителя на греческом которые были подражаниями римским монетам. Этого правителя отождествляют с Куджулой Кадфизом, Вима Кадфизом и даже с Канишкой. При Виме Кадфизе кушаны проникли до низовий Инда и возможно до долины Ганга в район Варанаси. На монетах были трилингвы - греческий, кхарошти и неизвестная письменность. Вима Такто или Вима Кадфиз был известен китайцам как Яньгаочжэнь который вторгся в Тянчжу и назвначил туда свои губернаторов - кшатрапов. Этот царь установил золотой стандарт кушанских монет. Считают что существовал Кадфиз II и на его монетах был изображен царь и Шива с жертвенным быком.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
После Вимы Кадфиза правил Канишка. Ставиский и Гиршман считали его основателем новой династии. Бэйли и Хениг считали Канишку иранцем, а не тохаром как В. Иванов. При Канишке кушаны завоевали Центральную Индию, владели Северной и Северо-Западной Индией до Бихара и реке Нармады. Надпись в Варанаси свидетельсьвует о власти Канишки над этим городом. Монеты Канишки встречаються вплоть до Ориссы. Однако Бонград Левин сомневаеться в власти Канишки над Бенгалией, не то чтобы над Ориссой. Кушаны при Канишке утвердились в областях Декана. Пользуясь войнами Рима с парфянами Канишка одержал победу над парфянами. Власть Канишки признали Западные Кшатрпапы сакского происхождения, которые контролировали Малву и Катхиавар. Они были относительно независимыми при Нахапане и Рудрадамане. В китайских переводах санскритских сочинений есть данные о экспедициях Канишки в районы Сакеты и Паталипутры. В 120-х г. армия Канишки вторглась в Восточный Туркестан и подчинила своей власти часть региона - часть Таримского бассейна и Кашгар. Очевидно при Канишке в зависимости от него пребывали и канки в Чаче (Ташкенте). Вторжение было вызвано неслыханной дерзностью китайцев, к которым прибыло кушанское посольство с предложением союза и династического брака, на что китайцы ответили унижением кушан. Захватить Западный Край (Восточный Туркестан) целиком кушанам помешала лишь незватка продовольствия. От правителей Западного Края в владения кушан отправились заложники. По данным Сюань Цзана слава Канишки распространилась в соседних странах и его военная мощь признавалась всеми. В 99 г.н. э. к римлянам прибыло посольство из Индии. Вероятно тогда согласовывали совместные действия против парфян. Столица Канишки находилась в Пешаваре. Предания о Канишке сохранились у индийцев, китайцев, тибетцев, о нем упоминали тексты хотано-сакских, согдийских, уйгурских документов. О нем упоминал ал-Бируни. Деятельность Канишки связана с распространением буддизма. Память о нем сохранилась и на Шри-Ланке. После Канишки по одной из схем правили Васишка, Хувишка, Канишка Второй, Васудева Первый, Канишка Третий, Васудева второй. Вот спискаи кушанских царей
Выправленный список кушанских царей по оценкам Л. А. Боровковой
Куджула Кадфиз (Кадфиз I) (20 — 80)
Вима Кадфиз (80 — 103) первый великий император Кушан
Канишка (103—125)
Васишка (125—131)
Хувишка (131 — 162)
Васудэва (166—200), последний Великий Император
Другой список
(1) Кадфис I 30 — 80
(2) Кадфис II 80 — 103
(3) Канишка I 103 — 126
(4) Васишка 126—130
(5) Хувишка I 130—143
Канишка II 143 — ?
Хувишка II ? — 166
(6) Васудэва I 166—200
Канишка III 200—222
Васудева II 222—244
Третий список
Герай (1 год — 30), первый правитель, его период правления Кушанами под вопросом
(1) Куджула Кадфис (Кадфис I) (30 — 80)
Вима Такто, (80 — 105) Великий Спаситель (Сотер Мегас)
(2) Вима Кадфис (105 — 127) первый великий император Кушан
(3) Канишка I (127—147)
(4) Васишка (151—155)
(5) Хувишка (c. 155 — c. 187)
(6) Васудэва I (191—225), последний Великий Император
Канишка II (226—240)
Васишка (240—250)
Канишка III (255—275)
Васудэва II (290—310)
Чху (310? — 325?)
Шака I (325—345)
Кипунада (350—375)
Список согласно Роберту Брэси
Санаб 30 до н. э.- 10
(1) Куджала Кадфиз 10-60
Вима Такто, (60 — 80)
(2)Вима Кадфиз (80 — 115)
(3)Канишка I 115 — 137
(5) Хувишка (c. 137 — 155)
(4) Васишка I (155—163)
Канишка ІІ 163—180
(6) Васишка ІІ (Васудэва) (180—233)
Канишка ІІІ — 230—250 г.
Васудэва ІІ и Васишка -250-260 г.
Васудэва ІІ--260-300 г.
Шака — 300—330 г.
Гадахара — 320—350 г.
Ксандеш — 335—336 г.
Кипанада — 330—360 г.
Кидара — 360—380 г.
Яхудея — 3 в.,4в-? неизвестна датировка
Симс-Вильямс о бактрийский надписях в частности Рабатакская надпись, где список царей от Куджулы Кадфиза до Канишки.
New Findings in Ancient Afghanistan
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
фотография Рабатаксой надписи

В первой строке надписи о Канишке описывается правление Канишки как эпоха безопасности, справедливости и законности и объявляется, что все боги довольны его правлением. Вторая строчка сообщает, что он выпустил эдикт на греческом и на арийском («αρια») языках.
Строки с четвёртой по седьмую перечисляют города, которые он покорил, в частности: Сакета, Каусамби, Паталипутра, и Джангио-Чампа, хотя из текста не ясно, попала ли Чямпа во владения Канишки.Потом приводится список царей: Куджула Кадфиз, великий прадед, Вима Такто, его дед, Вима Кадфиз, его отец, и сам Канишка.
С именем Васишки есть надписи надалеко от Матхуры и в Санчи. Есть пракритская надпись Васишки в Камре в Пакистане. Надписи Хувишки в Матхуре. Со времени Канишки исчезает изображение Шивы на монетах. Кушаны поклонялись богам трех пантеонов - иранского, греческого и индийского. Среди иранских богов - Митра, бог огня Атро, богиня Ардохш, бог войны Веретрагна (Орлагно), богиня Луны Мао и главное Ахурамазде. Среди греческих - Гелиосу, Гефесту, Селене, Нане (Анахите у персов), Серапису. Поклонялись Будде. Индийские божества до буддизма - Шива, Махасену, Вишакху, Скандакумару.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Кризис начался при Васудеве. При Васудэве начинаеться порча медных монет. Бо-дою Васудэва около 230 г. отправил посольство в Китай. Правда посольство от Васудэвы могло прийти намного раньше чем описано в китайских хрониках. В начале 3 в. усилились противники кушан - Наги заняли Матхуру, яудхеи и малавы также усилились, К середине 3 в. кушаны контролировали только Северо-Западную Индию. Также Восточный Туркестан не был под их властью в 3 в. Согласно Агафангелу армянский царь Хосрой (Хосров) призвал бороться против Арташира кушан
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мовсес Хоренаци в своем сочинении пересказал Агафангела, а также высказал свою версию
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
При этом правители кушан названы родственниками армянских Аршакидов, думаю следуют упомянуть что до того кушаны воевали против парфян, а это значит чтоло около 200 г. часть кушанских владений должна была оказаться под властью парфян. Это должен был быть район части Бактрии и там правили парфянские Аршакиды Кушаншахра. О с асанидских надписях уже говорили выше.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Мовсес Хоренаци указывал, также что Арташир нашел согласие с частью парфян
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Противниками Сасанидов был род Карен-Пахлав который поддерживали армянские Аршакиды.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Разбитые парфяне согласно Мовсесу Хоренаци бежали в Армению к своим родственникам. Царство Истахр Агафангела это Сасанидская династия. От этих беженцев и произошел род Мамиконянов.
статья Л. Тер-Мкртчян о значении армянских источников для истории кушан - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В Гандхаре, Арахозии и собственно Индии находили монеты Великого Спасителя на греческом которые были подражаниями римским монетам. Этого правителя отождествляют с Куджулой Кадфизом, Вима Кадфизом и даже с Канишкой. При Виме Кадфизе кушаны проникли до низовий Инда и возможно до долины Ганга в район Варанаси. На монетах были трилингвы - греческий, кхарошти и неизвестная письменность. Вима Такто или Вима Кадфиз был известен китайцам как Яньгаочжэнь который вторгся в Тянчжу и назвначил туда свои губернаторов - кшатрапов. Этот царь установил золотой стандарт кушанских монет. Считают что существовал Кадфиз II и на его монетах был изображен царь и Шива с жертвенным быком.
Цитата
В настоящее время нет общепринятой даты для начала правлений Куджулы Кадфиза и Вимы Кадфиза, мнения исследователей по этому вопросу различны1600. Можно лишь условно принять одну из существующих хронологических схем. По схеме, предложенной
Лохёйзен де Леу, правление Кадфиза I относится к 25 г. до н.э. — 35 г. н.э., Кадфиза II — к 35–62 гг. н.э. (или несколько позже) 1601. На основе тщательного анализа нумизматического и эпиграфического материала Д.Мак-Доуэлл и А.Симонетта пришли к заключению, что области по Инду и соседние территории перешли от индо-парфянских правителей к Кушанам после 60-х годов I в. н.э.1602 — этим временем следует датировать завоевание Индии при Виме Кадфизе.
Лохёйзен де Леу, правление Кадфиза I относится к 25 г. до н.э. — 35 г. н.э., Кадфиза II — к 35–62 гг. н.э. (или несколько позже) 1601. На основе тщательного анализа нумизматического и эпиграфического материала Д.Мак-Доуэлл и А.Симонетта пришли к заключению, что области по Инду и соседние территории перешли от индо-парфянских правителей к Кушанам после 60-х годов I в. н.э.1602 — этим временем следует датировать завоевание Индии при Виме Кадфизе.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
После Вимы Кадфиза правил Канишка. Ставиский и Гиршман считали его основателем новой династии. Бэйли и Хениг считали Канишку иранцем, а не тохаром как В. Иванов. При Канишке кушаны завоевали Центральную Индию, владели Северной и Северо-Западной Индией до Бихара и реке Нармады. Надпись в Варанаси свидетельсьвует о власти Канишки над этим городом. Монеты Канишки встречаються вплоть до Ориссы. Однако Бонград Левин сомневаеться в власти Канишки над Бенгалией, не то чтобы над Ориссой. Кушаны при Канишке утвердились в областях Декана. Пользуясь войнами Рима с парфянами Канишка одержал победу над парфянами. Власть Канишки признали Западные Кшатрпапы сакского происхождения, которые контролировали Малву и Катхиавар. Они были относительно независимыми при Нахапане и Рудрадамане. В китайских переводах санскритских сочинений есть данные о экспедициях Канишки в районы Сакеты и Паталипутры. В 120-х г. армия Канишки вторглась в Восточный Туркестан и подчинила своей власти часть региона - часть Таримского бассейна и Кашгар. Очевидно при Канишке в зависимости от него пребывали и канки в Чаче (Ташкенте). Вторжение было вызвано неслыханной дерзностью китайцев, к которым прибыло кушанское посольство с предложением союза и династического брака, на что китайцы ответили унижением кушан. Захватить Западный Край (Восточный Туркестан) целиком кушанам помешала лишь незватка продовольствия. От правителей Западного Края в владения кушан отправились заложники. По данным Сюань Цзана слава Канишки распространилась в соседних странах и его военная мощь признавалась всеми. В 99 г.н. э. к римлянам прибыло посольство из Индии. Вероятно тогда согласовывали совместные действия против парфян. Столица Канишки находилась в Пешаваре. Предания о Канишке сохранились у индийцев, китайцев, тибетцев, о нем упоминали тексты хотано-сакских, согдийских, уйгурских документов. О нем упоминал ал-Бируни. Деятельность Канишки связана с распространением буддизма. Память о нем сохранилась и на Шри-Ланке. После Канишки по одной из схем правили Васишка, Хувишка, Канишка Второй, Васудева Первый, Канишка Третий, Васудева второй. Вот спискаи кушанских царей
Выправленный список кушанских царей по оценкам Л. А. Боровковой
Куджула Кадфиз (Кадфиз I) (20 — 80)
Вима Кадфиз (80 — 103) первый великий император Кушан
Канишка (103—125)
Васишка (125—131)
Хувишка (131 — 162)
Васудэва (166—200), последний Великий Император
Другой список
(1) Кадфис I 30 — 80
(2) Кадфис II 80 — 103
(3) Канишка I 103 — 126
(4) Васишка 126—130
(5) Хувишка I 130—143
Канишка II 143 — ?
Хувишка II ? — 166
(6) Васудэва I 166—200
Канишка III 200—222
Васудева II 222—244
Третий список
Герай (1 год — 30), первый правитель, его период правления Кушанами под вопросом
(1) Куджула Кадфис (Кадфис I) (30 — 80)
Вима Такто, (80 — 105) Великий Спаситель (Сотер Мегас)
(2) Вима Кадфис (105 — 127) первый великий император Кушан
(3) Канишка I (127—147)
(4) Васишка (151—155)
(5) Хувишка (c. 155 — c. 187)
(6) Васудэва I (191—225), последний Великий Император
Канишка II (226—240)
Васишка (240—250)
Канишка III (255—275)
Васудэва II (290—310)
Чху (310? — 325?)
Шака I (325—345)
Кипунада (350—375)
Список согласно Роберту Брэси
Санаб 30 до н. э.- 10
(1) Куджала Кадфиз 10-60
Вима Такто, (60 — 80)
(2)Вима Кадфиз (80 — 115)
(3)Канишка I 115 — 137
(5) Хувишка (c. 137 — 155)
(4) Васишка I (155—163)
Канишка ІІ 163—180
(6) Васишка ІІ (Васудэва) (180—233)
Канишка ІІІ — 230—250 г.
Васудэва ІІ и Васишка -250-260 г.
Васудэва ІІ--260-300 г.
Шака — 300—330 г.
Гадахара — 320—350 г.
Ксандеш — 335—336 г.
Кипанада — 330—360 г.
Кидара — 360—380 г.
Яхудея — 3 в.,4в-? неизвестна датировка
Симс-Вильямс о бактрийский надписях в частности Рабатакская надпись, где список царей от Куджулы Кадфиза до Канишки.
New Findings in Ancient Afghanistan
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
фотография Рабатаксой надписи

В первой строке надписи о Канишке описывается правление Канишки как эпоха безопасности, справедливости и законности и объявляется, что все боги довольны его правлением. Вторая строчка сообщает, что он выпустил эдикт на греческом и на арийском («αρια») языках.
Строки с четвёртой по седьмую перечисляют города, которые он покорил, в частности: Сакета, Каусамби, Паталипутра, и Джангио-Чампа, хотя из текста не ясно, попала ли Чямпа во владения Канишки.Потом приводится список царей: Куджула Кадфиз, великий прадед, Вима Такто, его дед, Вима Кадфиз, его отец, и сам Канишка.
С именем Васишки есть надписи надалеко от Матхуры и в Санчи. Есть пракритская надпись Васишки в Камре в Пакистане. Надписи Хувишки в Матхуре. Со времени Канишки исчезает изображение Шивы на монетах. Кушаны поклонялись богам трех пантеонов - иранского, греческого и индийского. Среди иранских богов - Митра, бог огня Атро, богиня Ардохш, бог войны Веретрагна (Орлагно), богиня Луны Мао и главное Ахурамазде. Среди греческих - Гелиосу, Гефесту, Селене, Нане (Анахите у персов), Серапису. Поклонялись Будде. Индийские божества до буддизма - Шива, Махасену, Вишакху, Скандакумару.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Кризис начался при Васудеве. При Васудэве начинаеться порча медных монет. Бо-дою Васудэва около 230 г. отправил посольство в Китай. Правда посольство от Васудэвы могло прийти намного раньше чем описано в китайских хрониках. В начале 3 в. усилились противники кушан - Наги заняли Матхуру, яудхеи и малавы также усилились, К середине 3 в. кушаны контролировали только Северо-Западную Индию. Также Восточный Туркестан не был под их властью в 3 в. Согласно Агафангелу армянский царь Хосрой (Хосров) призвал бороться против Арташира кушан
Цитата
". . .И хотя он (Хосров. - Л. Т.) [2] находился в большом горе в связи с подчинением своих родственников и их службой царству Истахр [3], и они были умиротворены; и Хосров послал своего посланника /к ним/ с тем, чтобы его родственники пошли за ним против нового царства (Арташира. - Л. Т.). Они (родственики. - Л. Т.) из области Кушан и других областей и храбрыеплемена и воины мужественные должны были помочь ему, однако eго сородичи, родственники и князья и сановники Парфии не вняли приказу Хосрова; они собрались и решили подчиниться господству Арташира вопреки обычаям своих предков и узам родства".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Мовсес Хоренаци в своем сочинении пересказал Агафангела, а также высказал свою версию
Цитата
Книга II. Глава 67.
Как Агафангел рассказывает вкратце [1]
"Как мы сказали, от Вахарша царскую власть наследует сын его Хосров, отец святого Трдата Великого [2]. Агафангел, искусный секретарь Трдата, рассказывая вкратце о Хосрове и его сродниках, говорит между прочим и о смерти парсийского [3] царя Артавана, о сокрушении парсийского владычества Арташиром, сыном Сасана, о покорении Парсов его власти; об отмщении ему K’ocpoвом, отцом Трдата, опустошившим землю Парсов и Ассирию своими нашествиями и набегами. Засим историк продолжает: "Хосров отправился на родину свою - в страну к’ушанов [4] просить сродников своих прийти на помощь, дабы противостоять Арташиру. Но они, говорит историк, не послушались его и предпочли жить под властью Арташира, нежели сродника своего и брата. Впрочем, Хосров без их помощи отметил своему врагу и в продолжение десяти лет не переставал опустошать всю /его/ землю. . ."
Как Агафангел рассказывает вкратце [1]
"Как мы сказали, от Вахарша царскую власть наследует сын его Хосров, отец святого Трдата Великого [2]. Агафангел, искусный секретарь Трдата, рассказывая вкратце о Хосрове и его сродниках, говорит между прочим и о смерти парсийского [3] царя Артавана, о сокрушении парсийского владычества Арташиром, сыном Сасана, о покорении Парсов его власти; об отмщении ему K’ocpoвом, отцом Трдата, опустошившим землю Парсов и Ассирию своими нашествиями и набегами. Засим историк продолжает: "Хосров отправился на родину свою - в страну к’ушанов [4] просить сродников своих прийти на помощь, дабы противостоять Арташиру. Но они, говорит историк, не послушались его и предпочли жить под властью Арташира, нежели сродника своего и брата. Впрочем, Хосров без их помощи отметил своему врагу и в продолжение десяти лет не переставал опустошать всю /его/ землю. . ."
Цитата
Книга II. Глава 72.
Хосров, получив помощь от Филиппа, идет войною на Арташира [1]
"По причине смут, возникших в империи, Филипп [2] не мог найти для римских легионов досуга и послать их на помощь Хосрову; но он помог ему грамотой, приказав всем провинциям ему содействовать. Получив такое повеление, спешат к нему на помощь из Египта и из пустыни до берегов Понта. С таким множеством войска Хосров идет на Арташира, дает ему сражение, обращает в бегство и отнимает у него Ассирию и другие страны с cарским местопребыванием.
Хосров вторично отправляет послов к сродникам своим из Парфян и Пахлавиков и ко всему воинству земли К’ушанов /с вызовом/ прийти к нему на отмщение Арташиру, обещая им поставить царем достойнейшего из них, дабы не переходила от них /к другому/ власть /царская/. Но вышеупомянутые роды Аспахапета [3] и Сурэна [4] не изъявили на то согласия; и потому Хосров возвращается в нашу страну не столько довольный победой, сколько огорченный отказом своих сродников. Тогда возвращаются к Хосрову некоторые из его послов, отправленные к благороднейшему племени, живущему в самой внутренней части того государства, а именно в Бахле; приносят ему весть, что сродник твоих – Вехсачан [5], с родом своим - Карэном-Пахлавом [6] не покорился Арташиру, а является к тебе на твой зов".
Хосров, получив помощь от Филиппа, идет войною на Арташира [1]
"По причине смут, возникших в империи, Филипп [2] не мог найти для римских легионов досуга и послать их на помощь Хосрову; но он помог ему грамотой, приказав всем провинциям ему содействовать. Получив такое повеление, спешат к нему на помощь из Египта и из пустыни до берегов Понта. С таким множеством войска Хосров идет на Арташира, дает ему сражение, обращает в бегство и отнимает у него Ассирию и другие страны с cарским местопребыванием.
Хосров вторично отправляет послов к сродникам своим из Парфян и Пахлавиков и ко всему воинству земли К’ушанов /с вызовом/ прийти к нему на отмщение Арташиру, обещая им поставить царем достойнейшего из них, дабы не переходила от них /к другому/ власть /царская/. Но вышеупомянутые роды Аспахапета [3] и Сурэна [4] не изъявили на то согласия; и потому Хосров возвращается в нашу страну не столько довольный победой, сколько огорченный отказом своих сродников. Тогда возвращаются к Хосрову некоторые из его послов, отправленные к благороднейшему племени, живущему в самой внутренней части того государства, а именно в Бахле; приносят ему весть, что сродник твоих – Вехсачан [5], с родом своим - Карэном-Пахлавом [6] не покорился Арташиру, а является к тебе на твой зов".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
При этом правители кушан названы родственниками армянских Аршакидов, думаю следуют упомянуть что до того кушаны воевали против парфян, а это значит чтоло около 200 г. часть кушанских владений должна была оказаться под властью парфян. Это должен был быть район части Бактрии и там правили парфянские Аршакиды Кушаншахра. О с асанидских надписях уже говорили выше.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Мовсес Хоренаци указывал, также что Арташир нашел согласие с частью парфян
Цитата
Книга II. Глава 74
О приходе Анака и зачатии святого Григория [1]
"Арташир, обращенный в бегство и преследуемый Хосровом до Индии, делает большие обещания своим сатрапам: если кто-нибудь избавит его от Хосрова посредством ли яда, или тайным ударом меча, тому он обещал различные дары. "В особенности вам, Парфянам, легко, говорит он, под видом притворной дружбы обмануть его под личиною родства и уловить Хосрова в сети, /в чем/ он вполне на них полагается". Он обешал возвратить им собственный их дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл и всю страну К’ушанов [2]. Он обещал им даже царские регалии и свиту, половину Арии и право быть вторым по себе".
О приходе Анака и зачатии святого Григория [1]
"Арташир, обращенный в бегство и преследуемый Хосровом до Индии, делает большие обещания своим сатрапам: если кто-нибудь избавит его от Хосрова посредством ли яда, или тайным ударом меча, тому он обещал различные дары. "В особенности вам, Парфянам, легко, говорит он, под видом притворной дружбы обмануть его под личиною родства и уловить Хосрова в сети, /в чем/ он вполне на них полагается". Он обешал возвратить им собственный их дом, называвшийся Пахлавом, престольный город Бахл и всю страну К’ушанов [2]. Он обещал им даже царские регалии и свиту, половину Арии и право быть вторым по себе".
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Противниками Сасанидов был род Карен-Пахлав который поддерживали армянские Аршакиды.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Разбитые парфяне согласно Мовсесу Хоренаци бежали в Армению к своим родственникам. Царство Истахр Агафангела это Сасанидская династия. От этих беженцев и произошел род Мамиконянов.
статья Л. Тер-Мкртчян о значении армянских источников для истории кушан - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь