Из статьи Эвы Аради.
Надпись в Джанадахе упомянуто, что Скандагупта победил врагов, которых называються млеччха. Этот этноним аналогчный римскому варвары. Аради считает, что это могли быть эфталиты.
На статуе из Эран написано - "В первый год правления Maharajadhiraja (царя царей): Шри Торамана тот, кто правит землей с большими славой и блеском".
На статуе из Куры - "Это выгравировано во время правления Maharajadhiraja Шри Торамана, великого Saha Javlah."
Cтатуя из Гвалиора - "Ему, слава чей семьи велика, сын Торамана, Господа Земли, который известен под именем Михиракула, который непреклонно поклоняется Пашупати (Шиве)". Гвалиорская надпись создана около 530 г.
Надпись в честь победителей Михиракулы в Мандасоре создана в 533 г.
"Во славу Yasodharman, который правит землей от реки Lauhitya (Брахмапутра) до западного океана и от Гималаев до горы Махендра, вынудил знаменитый короля хуна Михиракула склонить голову силой руки Yasodharmanа. Михиракула никогда ранее не был приведен в смирение и послушание любым другим, был охраняем Шивой". В монетах из Урузгана есть легенда “Boggo saho zovolovo Mihroziki”: "Для славного царя, Михиракула из Забула". На монетах изображены луна и солнце которые были символами иранских религий (митраизма и зороастризма), а также стрелы, лук и трезубец символ Шивы.
Из донесения Сун Юна, Кашмир был под властью варваров. Он упоминал, что когда Михиракуле читали письмо от китайского императора, то он в знак самомнения и высокомерия выслушал его сидя, в то время как другие правители слушали его стоя.
То есть китайский император был для Михиракулы каким-то далеким и далеко не сильным правителем.
Согласно кашмирской хронике Rajatarangini
"Если император пришел бы лично я, естественно, принял бы его стоя, но почему я должен уважать кусок бумаги".
Косьма индикополов - "Индией правят белые гунны под руководством короля Голла, который идет на войну с 2000 слонов и с большим числом кавалерии. Вся страна под его властью, и ему платят дань дальние страны ".
По источнику Пурана Хуна правили индийскими землями 300 лет. Правили Кашмиром и Пенджабом. И ними правили одинадцать правитилей включая Тунджина, Торамана и Михиракула.
В кашмирской хронике все более ясно. После Михиракула правил его младший или сводный брат, Праварасена после сына последнего, после сын Праварасены Гокарна, Хинхила (Кингила) и его сын, Yudhishthira внук Гокарны, и в конце Локхарна (Лохарна). Конец правления хуна это 670 г. то есть с 475 г. только около 200 лет из 300 упоминаемых в Пуранах. А это значит что годы правления Хуна включали и годы правления кушан Кидары.
Сюань Цзан путешествуя по Кашмиру к Наланде в 633 г. писал о местных "ожесточенные и дикие люди живут на этой земле, они нецивилизованные и их язык отличается от индийских языков, он звучит более грубо. Они пограничные люди с варварскими обычаями ", также он отмечал, что не-буддисты.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Праварасена в правление Михиракулы укрывался от своего сведенного брата и находился за границей. В 537 г. он пришел к власти в возрасте 25 лет. Он правил 60 лет до 597 г. Это согласно кашмирской хронике Калаханы. Он помогал правителю Силадитье радже из Мальвы из Саураштры (Гуджарата) против Prabhakaravardhana правителя Танесара. Бана придворный поэт Харши (сына Prabhakaravardhana) из Танесара писал - что Вардхана был левом против оленей хуна. Эфталиты заключили союз с Мальвой против Харши. Священными животными хуна были олень. Праварсена правил Кашмиром, северо-западным Пенджабом, Гандахарой, южной Бактрией в долине Свата, кабулом и долиной реки Кабул. Хинхила правил 36 лет и соорудил храм Шиве, правил в 600-633 гг. в его правление Сюань Цзан побывал в Кашмире. В надписях он упомянут как “Maharajadiraja Sahi Khingala”,Judhishthira правил 24 года с 633 по 657, а последний эфталитский правитель Лахарна (Лакхарна). Однако в источниках хуна упоминались еще в 9-10 вв. Центры хуна в Гуджарате, Раджахстане, Мадхья Прадеш. Дравиды были союзниками Кушан и эфталитов против ариев. Хуна смешались с индусами и стали индусами. От них происходили многие раджпутские племена, а предки гуджарцев прибыли вместе с эфталитами в 5 в. Предполагаеться и связь с эфталитами сикхов и джатов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Еще публикации по эфталитам
Konow, Sten: “Note of Toramana”, IHQ, 1936, XII.
Fleet, J.F.: “Coins and history of Toramana”, IA. 1889.
Atreyi Biswas: “The Political History of the Hunas in India”, Munshiram Manoharlal Publishers, Delhi, 1973.
Upendra Thakur: “The Hunas in India”, Varanasi, 1967, Chowkhamba Sanskrit Series Office.
Dr. Czeglédy Károly: “Heftaliták, hunok, avarok, onogurok”, essay, Magyar Nyelv, No. 50. 1954, Budapest
Источники
Vishnu Purana, ed. by Jivananda Vidyasagara, Calcutta, 1882.
Fleet, J.F.: “Corpus Inscriptionum Indicarum”, London, 1888.
Kalhana: “Rajatarangini”, tr. by M.A. Stein, 2 vols. London, 1900.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Михиракула это эдакий раннесредневековый Хумаюн, а Торамана Бабур. Михиракула был заклятым врагом буддистов, друугие правители относились сравнительно терпимо, однако не ставали буддистами.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Воевал бы Михиракула против византийцев и германцев о нем бы написали не менее чем об Аттиле. Но только историграфическая традиция в Индии была намного слабее, да и в целом как кажеться говорил Шпенглер сознание индийцев антиисторично. О деяниях эфталитов в Индии известно по ряду надписей, кашмирской хронике, Пуранам. О эфталитах и персах известно благодаря ат-Табари пересказавшему на арабском пехлевийскую (Сасанидскую) версию истории. Достоверно известно о персидских официальных анналах Хвадай-намак. Часть сведений этой хроники перевел Ибн ал-Мукаффа в 757 г. На базе пехлневийский сведений созданы хроники Якуби, Ибн Кутейбы, Балазури, Динавери. А особенно велико количество пехлевийских материалов должно было быть использовано ат-Табари. Также пехлевийскими материалами должен был использовать Фирдоуси, правда это и легендарная авестийская традиция и пехлевийская. Относительно же других работ то пехлевийские материалы должны были использовать Масуди и Хамза Исфаханский, а также араб-христианин Евтихий. По истории Сасанидов есть арменские хроники Мовсеса Хоренаци, Егише, Фавстоса Бузандца, Лазаря Парбеци, Себеоса. Сирийские хроники это хроники Иешу Стилита, Иоанна Эфеского, Илии Нисибинского, Арбельская хроника, мартирологи, жития несторианских патриархов, сочинение Фомы Маргского. Римская История Аммиана Марцеллина, донесение Приска Панийского, хроники Иоанна Малалы, Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, Агафия, Феофана.
Вкратце о Сасанидах
История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Шах-намэ Фирдоуси
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -У Фирдоуси противостояние персов Пероза с эфталитов отображено как противостояние Рустама с кабульским шахом.
Цитата
Кабульский шах роет ямы на охотничьем угодье Рустам и Завара падают в яму
Встал шах кабульский — дивово отродье,
Поехал на охотничьи угодья.
С собой он землекопов сотни взял,
Копать большие ямы приказал.
В работе землекопы яры были;
Луга, угодья ямами изрыли.
А вырыв ямы, укрепили в них
Мечей и копий множество стальных.
И сверху так искусно их прикрыли,
Что ямы вовсе незаметны были.
Когда Рустам в поход сбираться стал,
Шагад в Кабул гонца тайком послал.
«Идет без войск Рустам! Без промедленья
Встречай его, в слезах моли прощенья».
Навстречу выехал кабульский шах,
С коварством в сердце, с лестью на устах.
И, встав на рубеже Кабулистана,
Сошел с коня, увидев Тахамтана.
Снял с головы тюрбан индийский свой,
Склонился обнаженной головой.
Снял сапоги и, босиком ступая,
Шел униженный, стоны исторгая.
Пал ниц, слезами землю оросил
И долго он простить его просил:
«Пьян был твой раб — достойный лишь презренья!
Погублен я безумьем опьяненья…
Прости, могучий, милость мне яви!
Мой дух твоим величьем обнови!»
Посыпав темя прахом, он на милость
Надеялся. А в сердце месть таилась.
И, по великодушью своему,
Рустам смягчился и простил ему.
Велел ему покрыть тюрбаном темя,
Обуться, ехать рядом, стремя в стремя.
Пред городом Кабулом им предстал
Зеленый дол. Он душу услаждал.
Леса росли, ручьев шумели волны,
Луга и чащи были дичью полны.
Они на отдых стали в тех местах,
Устроить пир велел кабульский шах.
Воссели на высокие сиденья,
Потребовали музыки и пенья,
И за вином сказал Рустаму шах:
«Онагров много на моих лугах.
Они непуганными табунами
Пасутся невдали между холмами.
Газелям, сернам, ланям — нет числа,
Не настигала их ничья стрела.
Лишь для тебя — Рустама-исполина —
Мной береглась та вольная долина».
От слов его Рустам повеселел,
Ловитвы он привольной захотел.
Охота — вот была его отрада,
За все невзгоды прежние награда.
Обычай мира древнего таков:
Мы в море тайн не видим берегов.
Тигр в камышах, огромный кит в пучине
И лев могучий — властелин пустыни,
И муравей, и мошка — все должны
Уйти в свой срок, — пред смертью все равны.
Встал Тахамтан, коня седлать велел он,
Орлов и кречетов пускать велел он.
На Рахша сел, из тула лук изъял,
Помчался. Вслед за ним Шагад скакал.
Муж Завара с Рустамом ехал вместе,
Сопутствуем богатырями чести.
Рассыпался в долине их отряд,
Не ведая, что ямы им грозят.
Рустам и Завара скакали рядом,
Не мысля, что задумано Шагадом.
Вдруг запах свежевырытой земли
Разумный Рахш почуял издали.
Как мяч, в комок он сжался — прянул прямо
И вскок перелетел над первой ямой.
Тут новой ямы запах услыхал,
Дрожа, храпя и роя землю, стал.
И разуму глаза судьба закрыла,
Рустаму сердце гневом распалила.
Он плетью гибкою своей взмахнул,
По шее Рахша верного хлестнул.
И Рахш у края ямы оказался;
Он от когтей судьбы спастись пытался.
И в яму две передние ноги
Сорвались. Не боев — коварств беги!
Мечи на дне, рогатины торчали.
Тут мужество и сила не спасали.
И Рахш всем брюхом напоролся там,
И бедрами и грудью — муж Рустам.
Страдал он тяжко. Но, собрав все силы,
Привстал и глянул из своей могилы.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Эфталиты тут подданые кабульского шаха. Что интересно Кубулистан он же Забулистан. Правителем Забула назывался и Михиракула на своих монетах. Похоже Кабул был столицей эфталитов. Да и Кабулистан упомянут и в Авесте и в других текстах.