Сообщество Империал: Эфталиты. - Сообщество Империал

Laszlo

Эфталиты.

Эфталиты.
Тема создана: 15 февраля 2014, 23:53 · Автор: Laszlo
  • 7 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »
 Laszlo
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 16 февраля 2014, 14:33

А это так сказать общее название для кочевников в позднеантичной и вообще византийской традиции. Так позже византийцы называли скифами печенегов, половцев и даже монголов. Уннами или гуннами также называли протоболгар, савиров и акациров (унны акатиры у Приска). Кроме того вероятно сыграло роль созвучие название. Ведь персы называли эфталитов (sped hyonan), а индийцы Śveta Huṇa или sita-huna. Вероятно степное происхождение, а также наименование персами и индийцами и сделали их в глазах римлян и византийцев гуннами. Скорее всего информатор Прокопия, да и еще ранее информатор Приска слышали от персах о хйонах и поэтому и назвали их гуннами.

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Относительно Семиречья то по археологическим данным там были кенкольцы. Соотнесение их с каким-то определенным этносом проблемно. Я бы хотел видеть в них эфталитов или их предков.
Все таки мне кажеться, что они должны были быть кочевыми иранцами. Относительно восточных источников о эфталитах, то взягляд с персидской стороны представляют ат-Табари, ал-Балазури, Таалеби и Ауфи. В этих источниках сообщалось о войне эфталитов с Перозом. Эти источники называли правителя эфталитов Aḵšonvār, Бал'ами и Фирдоуси называли его Ḵošnavāz. Наиболее полно битва Пероза и эфталитского царя описана в Шах-намэ Фирдоуси. В мусульманских источниках также упоминаеться о падении эфталитского государства. В Шах-Намэ Фирдоуси последний эфталитский правитель назван Гатфаром, Табари упоминает его Warāz. Вождя основателя эфталитского государства Феофан Византиец называл Эфталан. Как по мне больше верить стоит мусульманским авторам. При этом наиболее близким к пехлевийской сасанидской исторической традиции быд Фирдоуси в своем Шах-намэ, однако это менее научное произведение чем исторические сочинения ат-Табари представляющие арабизированую и исламизированную версию историю Сасанидов. Ну и еще к Табари близок Бал'ами.
Отдельный аспект, это история эфталитов в Индии. В источниках этой страны упомянуты вожди эфталитов Торамана и Михиракула.
     mindd
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 февраля 2014, 14:49

    По-моему нельзя закрывать глаза на связь имен hyonan и huna с хунни Бейши и Феофилакта.Яда же вероятно эфталитское государство, только в более поздний период, когда его границы из хорезма и согда продвинулись далее на восток. Собственно собирательные названия всех кочевников скифами или гуннами преобладающи в тот период, хотя прокопий и называет белых гуннов оседлыми земледельцами, по-моему это есть отделившаяся от хунни часть, которая и стала костяком эфталитского гос-ва, а гуннами их продолжали называть в память о прошлом образе жизни.

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    Бернштам о связки гуннов с кенкольцами
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 февраля 2014, 15:32

      Относительно индийцев, то первое столкновение с эфталитами должно было произойти в 457 г. Победы эфталитов над индусами это начало 6 в. когда они шли под предводительством Торуманы, а с 515 г. Михиракулы. Гибель царства после 535 г. Кумаргупта I Скандагупта или просто Скандагупта победил хуна в 455 или 457 г. Бонград Левин датирует 457 г., а Маджумдар 455 г., Бивар датирует столкновение 454-455 г. Этот факт отмечен в Джунагадхской надписи в Индии.
      Majumdar, RC (1954), Chapter III: The expansion and consolidation of the Empire, in RC Maumdar, AD Pusalker & AK Majumdar (eds.) The History and Culture of the Indian People: [vol. 3] The Classical Age. Bharatiya Vidya Bhavan (1962), pp. 17-28.
      Ну и еще о последних Гуптах
      Agarwal, Ashvini (1989). Rise and Fall of the Imperial Guptas, Delhi:Motilal Banarsidass, ISBN 81-208-0592-5, pp. 210–8.
      Singh, Jai Prakash (1976) History and Coinage of Skandagupta Kramāditya, Varanasi:Department of Ancient Indian History, Culture & Archaeology, Banaras Hindu University.
      Вот те Гупты которые жили в эпоху эфталитской экспансии
      Narasimhagupta Baladitya
      Kumaragupta III
      Vishnugupta
      Vainyagupta
      Bhanugupta
      Shashankgupta
      Neeravgupta
      ShivaGupta II
      есть хороший сборник статьей, где также должно быть о эфталитах.
      History of Civilizations of Central Asia: The crossroads of civilizations: A.D. 250 to 750
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      О экспансии эфталитов в Индии есть в Gwalior Stone Inscription of Mihirakula".
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      В надписи в Куре Торамана наван Rajadhiraja Maharaja Toramana Shahi Jaula. По сведениям Eran Boar надписи указано, что Трамана подчинилзападную Малву. В джайнистской работе Kuvalayamala, сказано что Торамана жил на берегах Chandrabhaga и наслаждался властью над миром. Монеты Торамана были подражаниями гуптским монетам. Торамана на монетах назван Toramana Deva.
      О экспансии эфталитов сообщала кашмирская хроника Rājataraṅgiṇī
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Эфталиты доходили до Гвалиора в Мадхья-Прадеш. Индию при правлении Михиракулы посетил Козьма Индикополов. Сюань-Цзан отмечал, Михиракулу как талантливого и очень храброго правителя, который принудил платить дань все соседние царства. В 528 г. Михиракула был разбит раждей из племени Ауликара из западной Малвы по имени Yashôdharman и гуптским императором Narasimhagupta Baladitya. Этот факт был запечатлен в надписи этого правителя. Царем эфталитов стал брат Михиракулы. Потоом индусы его освободили и Михиракула воевал против правителя Кашмира и атаковал Гандахару. Но скоро умер, вероятно погиб в битве. Для индусов говоил что поклоняеться Шиве, а само имя по Яношу Гарматте укаывает на поклонение Митре.
      Fleet, John F. Corpus Inscriptionum Indicarum: Inscriptions of the Early Guptas. Vol. III. Calcutta: Government of India, Central Publications Branch, 1888, 147-148
      Ojha, N.K. (2001). The Aulikaras of Central India: History and Inscriptions, Chandigarh: Arun Publishing House, ISBN 81-85212-78-3, p.52
      Watters, Thomas (1904). On Yuan Chwang's Travels in India, 629-645 A.D. Vol.1. Royal Asiatic Society, London. Volume 2. Reprint. Hesperides Press, 1996. ISBN 978-1-4067-1387-9.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Михиракула уничтожал буддийские храмы что встретило решительный отпор у индусов.
      Кроме того Бэйли указывает, что эфталитов еще называли красными или черными хунами.
      Очерк Аради Эвы о белых гуннах-эфталитах. Сравнительно много о эфталитах в Индии
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Относительно наименований эфталитов то в китайских источниках это Yanda или Ye-ti-i-li-do, византийцы знали их как эфталитов, Абдэл или Авдэл, Sveta Huna у индусов, у армян Haital, у персов и арабов как Haytal или Hayatila, у бактрийцев ηβοδαλο (Ebodalo). Их потомков видят или в тюрках-халаджах (так считает Бивар, который и в Михиракуле видит индианизированое тюркское имя mihr-qul) или в племени абдали пуштунов. Из племени Абдали происходила афганская династия Дуррани, которая создала большое и сильное афганское государство воевавшие с Сефевидами, Надир-шахом и индусами.
      по эфталитам есть хорошая статья японца Еноки Казуо Enoki, Kazuo: "On the Nationality of the White Huns", Memoirs of the Research Department of the Tokyo Bunko, 1959, No. 18
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Также о эфталитах писал Хавьер Трэмблэ - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
      Он считает эфталитов иранцами. Что характерно эфталитов считают тюрками за исключением Бивара не занимающиеся эфталитами исследователи как Дэвид Кристиан.
      еще его статья - Enoki, K. "The Liang shih-kung-t'u on the origin and migration of the Hua or Ephthalites," Journal of the Oriental Society of Australia 7:1–2 (December 1970):37–45
      Статья Литвинского
      B.A. Livinsky, "The Hephthalites", in History of Civilizations of Central Asia, Vol. 3. South Asia Books; 1 edition (March 1999).
      есть статья Бэйли - H. W. Bailey, “Hāra-hūṇa,” Asiatica.Festschrift Friedrich Weller, Leipzig, 1954, pp. 12-21.
         Laszlo
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 16 февраля 2014, 16:32

        Публикации по теме
        Geo Widengren, “Xosrau Anoširvan, les Hephthalites et les peuples Turcs,” Orientalia Suecana 1, 1952, pp. 69-94.
        M. A. Stein, ed., Kalhana’s Rajatarangini or Chronicle of the Kings of Kashmir. I. Sanskrit Text with Critical Notes, Bombay, 1892; repr. New Delhi, 1989.
        Idem, tr., Kalhana’s Rajatarangini: A Chronicle of the Kings of Kashmir, Translated, With an Introduction, Commentary, & Appendices, 2 vols., Westminster, 1900; repr. Delhi, 1979.
        Idem, “White Huns and kindred tribes in the history of the Indian North West Frontier,” Indian Antiquary 34, 1905, pp. 74-85.
        Nicholas Sims-Williams, Bactrian documents from Northern Afghanistan: the decipherment of Bactrian, London, SOAS, 1997
        R. Göbl, Dokumente zur Geschichte der Iranischen Hunnen in Baktrien und Indien, Wiesbaden, 1967, 4 vols. Vol. III

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Kalhana's Rajatarangini
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
        Полная диссертация А. Курбанова о эфталитах на английском языке
        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           sak
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 февраля 2014, 17:25

          mindd (16 февраля 2014, 14:03):

          вопрос возник, кому принадлежало Семиречье в 4-5 в. ?

          жужаням :)
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 февраля 2014, 17:48

            Статья Этьена ле Вассера о эфталитах
            Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            А что известно о Юэбань и кенкольцах? Какова ваша реконструкция их истории?
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 февраля 2014, 20:19

              Из статьи Эвы Аради.
              Надпись в Джанадахе упомянуто, что Скандагупта победил врагов, которых называються млеччха. Этот этноним аналогчный римскому варвары. Аради считает, что это могли быть эфталиты.
              На статуе из Эран написано - "В первый год правления Maharajadhiraja (царя царей): Шри Торамана тот, кто правит землей с большими славой и блеском".
              На статуе из Куры - "Это выгравировано во время правления Maharajadhiraja Шри Торамана, великого Saha Javlah."
              Cтатуя из Гвалиора - "Ему, слава чей семьи велика, сын Торамана, Господа Земли, который известен под именем Михиракула, который непреклонно поклоняется Пашупати (Шиве)". Гвалиорская надпись создана около 530 г.
              Надпись в честь победителей Михиракулы в Мандасоре создана в 533 г.
              "Во славу Yasodharman, который правит землей от реки Lauhitya (Брахмапутра) до западного океана и от Гималаев до горы Махендра, вынудил знаменитый короля хуна Михиракула склонить голову силой руки Yasodharmanа. Михиракула никогда ранее не был приведен в смирение и послушание любым другим, был охраняем Шивой". В монетах из Урузгана есть легенда “Boggo saho zovolovo Mihroziki”: "Для славного царя, Михиракула из Забула". На монетах изображены луна и солнце которые были символами иранских религий (митраизма и зороастризма), а также стрелы, лук и трезубец символ Шивы.
              Из донесения Сун Юна, Кашмир был под властью варваров. Он упоминал, что когда Михиракуле читали письмо от китайского императора, то он в знак самомнения и высокомерия выслушал его сидя, в то время как другие правители слушали его стоя.
              То есть китайский император был для Михиракулы каким-то далеким и далеко не сильным правителем.
              Согласно кашмирской хронике Rajatarangini
              "Если император пришел бы лично я, естественно, принял бы его стоя, но почему я должен уважать кусок бумаги".
              Косьма индикополов - "Индией правят белые гунны под руководством короля Голла, который идет на войну с 2000 слонов и с большим числом кавалерии. Вся страна под его властью, и ему платят дань дальние страны ".
              По источнику Пурана Хуна правили индийскими землями 300 лет. Правили Кашмиром и Пенджабом. И ними правили одинадцать правитилей включая Тунджина, Торамана и Михиракула.
              В кашмирской хронике все более ясно. После Михиракула правил его младший или сводный брат, Праварасена после сына последнего, после сын Праварасены Гокарна, Хинхила (Кингила) и его сын, Yudhishthira внук Гокарны, и в конце Локхарна (Лохарна). Конец правления хуна это 670 г. то есть с 475 г. только около 200 лет из 300 упоминаемых в Пуранах. А это значит что годы правления Хуна включали и годы правления кушан Кидары.
              Сюань Цзан путешествуя по Кашмиру к Наланде в 633 г. писал о местных "ожесточенные и дикие люди живут на этой земле, они нецивилизованные и их язык отличается от индийских языков, он звучит более грубо. Они пограничные люди с варварскими обычаями ", также он отмечал, что не-буддисты.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Праварасена в правление Михиракулы укрывался от своего сведенного брата и находился за границей. В 537 г. он пришел к власти в возрасте 25 лет. Он правил 60 лет до 597 г. Это согласно кашмирской хронике Калаханы. Он помогал правителю Силадитье радже из Мальвы из Саураштры (Гуджарата) против Prabhakaravardhana правителя Танесара. Бана придворный поэт Харши (сына Prabhakaravardhana) из Танесара писал - что Вардхана был левом против оленей хуна. Эфталиты заключили союз с Мальвой против Харши. Священными животными хуна были олень. Праварсена правил Кашмиром, северо-западным Пенджабом, Гандахарой, южной Бактрией в долине Свата, кабулом и долиной реки Кабул. Хинхила правил 36 лет и соорудил храм Шиве, правил в 600-633 гг. в его правление Сюань Цзан побывал в Кашмире. В надписях он упомянут как “Maharajadiraja Sahi Khingala”,Judhishthira правил 24 года с 633 по 657, а последний эфталитский правитель Лахарна (Лакхарна). Однако в источниках хуна упоминались еще в 9-10 вв. Центры хуна в Гуджарате, Раджахстане, Мадхья Прадеш. Дравиды были союзниками Кушан и эфталитов против ариев. Хуна смешались с индусами и стали индусами. От них происходили многие раджпутские племена, а предки гуджарцев прибыли вместе с эфталитами в 5 в. Предполагаеться и связь с эфталитами сикхов и джатов.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Еще публикации по эфталитам
              Konow, Sten: “Note of Toramana”, IHQ, 1936, XII.
              Fleet, J.F.: “Coins and history of Toramana”, IA. 1889.
              Atreyi Biswas: “The Political History of the Hunas in India”, Munshiram Manoharlal Publishers, Delhi, 1973.
              Upendra Thakur: “The Hunas in India”, Varanasi, 1967, Chowkhamba Sanskrit Series Office.
              Dr. Czeglédy Károly: “Heftaliták, hunok, avarok, onogurok”, essay, Magyar Nyelv, No. 50. 1954, Budapest
              Источники
              Vishnu Purana, ed. by Jivananda Vidyasagara, Calcutta, 1882.
              Fleet, J.F.: “Corpus Inscriptionum Indicarum”, London, 1888.
              Kalhana: “Rajatarangini”, tr. by M.A. Stein, 2 vols. London, 1900.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Михиракула это эдакий раннесредневековый Хумаюн, а Торамана Бабур. Михиракула был заклятым врагом буддистов, друугие правители относились сравнительно терпимо, однако не ставали буддистами.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Воевал бы Михиракула против византийцев и германцев о нем бы написали не менее чем об Аттиле. Но только историграфическая традиция в Индии была намного слабее, да и в целом как кажеться говорил Шпенглер сознание индийцев антиисторично. О деяниях эфталитов в Индии известно по ряду надписей, кашмирской хронике, Пуранам. О эфталитах и персах известно благодаря ат-Табари пересказавшему на арабском пехлевийскую (Сасанидскую) версию истории. Достоверно известно о персидских официальных анналах Хвадай-намак. Часть сведений этой хроники перевел Ибн ал-Мукаффа в 757 г. На базе пехлневийский сведений созданы хроники Якуби, Ибн Кутейбы, Балазури, Динавери. А особенно велико количество пехлевийских материалов должно было быть использовано ат-Табари. Также пехлевийскими материалами должен был использовать Фирдоуси, правда это и легендарная авестийская традиция и пехлевийская. Относительно же других работ то пехлевийские материалы должны были использовать Масуди и Хамза Исфаханский, а также араб-христианин Евтихий. По истории Сасанидов есть арменские хроники Мовсеса Хоренаци, Егише, Фавстоса Бузандца, Лазаря Парбеци, Себеоса. Сирийские хроники это хроники Иешу Стилита, Иоанна Эфеского, Илии Нисибинского, Арбельская хроника, мартирологи, жития несторианских патриархов, сочинение Фомы Маргского. Римская История Аммиана Марцеллина, донесение Приска Панийского, хроники Иоанна Малалы, Прокопия Кесарийского, Феофилакта Симокатты, Агафия, Феофана.
              Вкратце о Сасанидах
              История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Шах-намэ Фирдоуси
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              У Фирдоуси противостояние персов Пероза с эфталитов отображено как противостояние Рустама с кабульским шахом.

              Цитата

              Кабульский шах роет ямы на охотничьем угодье Рустам и Завара падают в яму
              Встал шах кабульский — дивово отродье,
              Поехал на охотничьи угодья.
              С собой он землекопов сотни взял,
              Копать большие ямы приказал.
              В работе землекопы яры были;
              Луга, угодья ямами изрыли.
              А вырыв ямы, укрепили в них
              Мечей и копий множество стальных.
              И сверху так искусно их прикрыли,
              Что ямы вовсе незаметны были.
              Когда Рустам в поход сбираться стал,
              Шагад в Кабул гонца тайком послал.
              «Идет без войск Рустам! Без промедленья
              Встречай его, в слезах моли прощенья».
              Навстречу выехал кабульский шах,
              С коварством в сердце, с лестью на устах.
              И, встав на рубеже Кабулистана,
              Сошел с коня, увидев Тахамтана.
              Снял с головы тюрбан индийский свой,
              Склонился обнаженной головой.
              Снял сапоги и, босиком ступая,
              Шел униженный, стоны исторгая.
              Пал ниц, слезами землю оросил
              И долго он простить его просил:
              «Пьян был твой раб — достойный лишь презренья!
              Погублен я безумьем опьяненья…
              Прости, могучий, милость мне яви!
              Мой дух твоим величьем обнови!»
              Посыпав темя прахом, он на милость
              Надеялся. А в сердце месть таилась.
              И, по великодушью своему,
              Рустам смягчился и простил ему.
              Велел ему покрыть тюрбаном темя,
              Обуться, ехать рядом, стремя в стремя.
              Пред городом Кабулом им предстал
              Зеленый дол. Он душу услаждал.
              Леса росли, ручьев шумели волны,
              Луга и чащи были дичью полны.
              Они на отдых стали в тех местах,
              Устроить пир велел кабульский шах.
              Воссели на высокие сиденья,
              Потребовали музыки и пенья,
              И за вином сказал Рустаму шах:
              «Онагров много на моих лугах.
              Они непуганными табунами
              Пасутся невдали между холмами.
              Газелям, сернам, ланям — нет числа,
              Не настигала их ничья стрела.
              Лишь для тебя — Рустама-исполина —
              Мной береглась та вольная долина».
              От слов его Рустам повеселел,
              Ловитвы он привольной захотел.
              Охота — вот была его отрада,
              За все невзгоды прежние награда.
              Обычай мира древнего таков:
              Мы в море тайн не видим берегов.
              Тигр в камышах, огромный кит в пучине
              И лев могучий — властелин пустыни,
              И муравей, и мошка — все должны
              Уйти в свой срок, — пред смертью все равны.
              Встал Тахамтан, коня седлать велел он,
              Орлов и кречетов пускать велел он.
              На Рахша сел, из тула лук изъял,
              Помчался. Вслед за ним Шагад скакал.
              Муж Завара с Рустамом ехал вместе,
              Сопутствуем богатырями чести.
              Рассыпался в долине их отряд,
              Не ведая, что ямы им грозят.
              Рустам и Завара скакали рядом,
              Не мысля, что задумано Шагадом.
              Вдруг запах свежевырытой земли
              Разумный Рахш почуял издали.
              Как мяч, в комок он сжался — прянул прямо
              И вскок перелетел над первой ямой.
              Тут новой ямы запах услыхал,
              Дрожа, храпя и роя землю, стал.
              И разуму глаза судьба закрыла,
              Рустаму сердце гневом распалила.
              Он плетью гибкою своей взмахнул,
              По шее Рахша верного хлестнул.
              И Рахш у края ямы оказался;
              Он от когтей судьбы спастись пытался.
              И в яму две передние ноги
              Сорвались. Не боев — коварств беги!
              Мечи на дне, рогатины торчали.
              Тут мужество и сила не спасали.
              И Рахш всем брюхом напоролся там,
              И бедрами и грудью — муж Рустам.
              Страдал он тяжко. Но, собрав все силы,
              Привстал и глянул из своей могилы.

              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Эфталиты тут подданые кабульского шаха. Что интересно Кубулистан он же Забулистан. Правителем Забула назывался и Михиракула на своих монетах. Похоже Кабул был столицей эфталитов. Да и Кабулистан упомянут и в Авесте и в других текстах.
                 Laszlo
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 16 февраля 2014, 21:01

                О противнике Праварасены и Хинхилы - Харше (Харшевадхане) из рода Пушпабхути. Прабхакара Варжхана был его отцом и воевал с Праварасеной и Мальвой. Центр в Тханесаре (Курукшетре). Упоминалось в Бхагавал-Гите и Махабхарате.
                Его наследственные владения были в верхней части долины Джамны — Ганга, Восточного Пенджаба и восточной Раджпутаны, первоначальной столицей была Стханешвара. Харша отвоевал у бенгальского правителя Шашанки и Гуптов Малвы территорию захваченного ими государства Маукхариев в среднем районе долины Ганга и объединил своё княжество и владения своих союзников Маукхариев. Новой столицей Харша сделал Канаудж. Харша завоевал часть Малвы и предпринял поход на Декан, но потерпел поражение на р. Нарбада (около 612). К 643 Харша завоевал Бенгалию и Ориссу. Империя Харша была типично военно-феодальной державой, состоявшей из большого числа вассальных княжеств, и распалась после смерти своего создателя.
                О нем писал Бана в Харшачарите (приключениях Харши).
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 16 февраля 2014, 22:47

                  Ат-Табари о Перозе и эфталитах

                  Цитата

                  Затем Фируз выступил в поход против народа, овладевшего Тохаристаном и называвшегося эфталитами. В начале своего царствования он еще усилил мощь эфталитов в благодарность за помощь, оказанную ему против его брата, но, как передавали, они предавались содомскому греху, и нельзя было оставить страну в их руках. Фируз вступил с ними в бой, но они убили на поле брани его самого, четырех его сыновей и четырех братьев, которые все титуловались [449] царями. Эфталиты овладели всем Хорасаном, пока против них не выступил человек из персов, по имени Сoхрa, родом из Шираза, один из знатных среди них. Как доброволец, ищущий только славы, он выступил во главе тех, которые последовали за ним, настиг царя эфталитов и изгнал его из областей Хорасана; они прекратили войну, заключив мир, по условию которого должны были быть возвращены все оставшиеся в живых пленные, захваченные из войска Фируза. 44

                  Цитата

                  Когда Фируз выступил против [царя эфталитов] Ахшунвара, он оставил правителем Ктесифона и Бех-Ардашира, 49бывших его столицами, этого Сoхрa, который имел сан Кaрина 50 и с управлением этими городами объединил наместничество Седжестана. 51 Фируз дошел до той башни, которую Бахрaм Гур построил на границе между областями Хорасана и турок, с тем чтобы турки не преступали за пределы этой границы в Хорасан, согласно заключенному между турками и персами договору о том, что ни одна из сторон не преступит этой границы. И Фируз со своей стороны обязался перед Ахшунвaром, что не преступит через ту границу эфталитов. [Дойдя до этой башни], Фируз приказал привязать к ней 50 слонов и 300 людей; башню тащили перед ним, а он шел за ней следом, полагая, что таким образом он не нарушает договора, заключенного с Ахшунвaром.
                  |879| Узнав о том, что Фируз сделал с этой башней, Ахшунвaр послал сказать ему: «Воздержись, о Фируз, от того, от чего воздерживались твои предки, и не предпринимай того, чего они не делали!». Но Фируз не обратил внимания на его слова, и послание его нимало не удручило; он искал боя с Ахшунвaром и вызывал его на это. 52 [450]

                  Цитата

                  До вступления на престол Хосроя, должность испехбеда, главного начальника войск, 66 занимал один человек, и ему принадлежало командование войсками во всем государстве. Хосрой разделил эту должность и это звание между четырьмя испехбедами, а именно: испехбедом востока, т. е. Хорасана и прилегающих областей; испехбедом запада, испехбедом юга (нимруз), т. е. Йемена, и испехбедом Азербайджана и прилегающих областей, т. е. страны хазар. Он это сделал, усматривая в этом залог порядка в своем государстве, а воинов он подкрепил оружием и конями и взял обратно некоторые области царства иранского, которые при Кобaде по различным причинам и обстоятельствам перешли в руки царей других народов; сюда относятся: Синд, 67 Буст, 68 Руххадж, 69 Забулистан, 70 Тохаристан, 71 Дардистан 72 и Кабулистан. 73

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                  Забул это местность
                  70. Под этим названием у арабов была известна горная область в верховьях рек Хелмунда и Кандахара, в частности область, окружающая г. Газну (Le Strange, ук. соч., стр. 349).
                  Кабулистан
                  73.Так арабы называли область между Газной и Кабулом.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Поправка. Правитель Забула Михиракула скорее всего правитель эфталитского удела в Забулистане. В Кабуле должен был быть правитель другого удела, а столица должна была находиться около Файзабада. Михиракула в отношении войн в Индии совершил то же самое, что через несколько столетий сделал Мухаммед Гури, завоевывая владения индийских раджей.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Балами просто пересказывал Историю ат-Табари.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Статья AḴŠONVĀR от Брюнера Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Перевод статей Бивара и Брюнера о эфталитах и Акшонвара на болгарский -
                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                     Laszlo
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 17 февраля 2014, 12:04

                    Ахшонвар это титул производный от согдийского термина означающий владеющий силой. По мнению Брюнера от эфталитов зависели Тохаристан и Согд. Эфталитский правитель Хушнаваз (Хушаваз) упомянут у Фирдоуси. Масуди упоминал о Ахшунвазе царе хайталов. Предшествеником этого правителя был Фагониш у Фирдоуси. Столтца Ахшунваза Балх. В Бундахишне упомянут Хушнаваз властитель Хефталов, который убил Фируза (Пероза). Последние правители эфталитов Гатфар и Фаганиш. Масуди сообщал, что в 557 г. Хосров вместе с тюрками воевал против эфталитов. Он достигнул Хутталана и убил Ахшунваза. Б. Гафуров считал что хушнаваз это кушана-варз правитель кушан, а на монетах кушанак-варз.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    По предположению Трембле вождь эфталитов Xnjl упомянутый Якуби под 490 г. соответствует имени Хингила от согдийкого xnyr, санскритского khadga. Торамана это Tarua-manah. Байсара у Табари это Vaysara. Хушнаваз упоминался как xšnwr у Табари, xuš nuw'z у Фирдоуси, axšnw'n у Динавери, 'brwy у Абу-л-Хасана Нишабури . Имя производное от согдийского 'xš'wn. Один из последних правителей эфталитов Катульф упомянутый византийским хронистом Менандром. Моравчик считал, что его звали Кутлуг. Идийское Lakhana соответствует армянскому Alxon. Haital считал производный от хотано-сакского hitala-tsaa (знатный). Индийское mihira-kula производное от хотанского Ysarkula. Возможно mitra-gada или mitra-kula. У Косьмы Индикополова Голла. Эфталиты по армянскому Hep't'alk. Кермихионы византийского источника соответствует санскритскому hala-huna, красные хйоны.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Немного о Катульфе из статьи Пигулевской - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)/BB%2001%20(1947)%20211.pdf
                    Статья Камоллидина о Саманидах где есть немного о эфталитах -
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Из книги Артамонова комментарии Гумилева о падении эфталитского государства

                    Цитата

                    Иную версию приводит Абуль Касим Фирдоуси. По его словам, инициатором войны был эфталитский царь Готфар. Обеспокоенный установлением дипломатических связей кагана с шаханшахом, он приказал вырезать тюркютское посольство, что и послужило поводом к войне (Mohl. VI, стр. 310). О столкновении персов с тюркютами он упоминает, но по его версии, одной военной демонстрации персов в Хорасане оказалось достаточно, чтобы Истеми пошел на мир, скрепив его браком своей дочери и Хосроя (Mohl, VI, стр. 316 сл.). По сути дела Табари и Фирдоуси только дополняют друг друга. Сравнивая эти источники, мы констатируем, что Хосрой вовсе не занимал позу величавого наблюдателя, но активно принимал участие в разгроме государства эфталитов и доставшиеся ему территории были просто его долей добычи. Столкновение 569 г., опущенное персидской версией Табари и отмеченное Фирдоуси, действительно имело место, так как свидетелем тюркютского похода на персов был Земарх. Табари и Фирдоуси, восходя к одному источнику (по-видимому «Хвадай Намак» Данишвара), дополняют друг друга и рифмованное повествование иногда оказывается более полным, чем прозаическое. Но в одном отношении версия Табари безусловно должна быть предпочтена: брак Хосроя на дочери тюркютского хана не мог быть заключён после похода 569 г., как сообщает Фирдоуси (См. Nöldeke, стр. 107, прим. 3). Нам известно, что плодом этого брака был Хормизд IV, наследовавший Хосрою в 579 г. Если бы он родился в 572 г., то ему при вступлении на престол было бы неполных семь лет, а при низложении его 6 февраля 590 г. (Н.В. Пигулевская. Византия и Иран на рубеже VI-VII вв., стр. 88) — около 18 лет, тогда как в это время у него уже был отрок сын Хосрой Парвиз (Себеос, стр. 34). Очевидно, тут недоразумение и дату союза персов и тюркютов надо искать значительно раньше — или в шестидесятых годах, как полагал Шаванн (Тр. Орх. эксп., VI, стр. 229), или около 555 г., когда китайцы записывают, что эфталиты уже покорены (Н.Я. Бичурин. История Китая). Это известие опередило события, но, очевидно, оно соответствовало каким-то значительным изменениям в Средней Азии. Надо полагать, что китайцы были информированы не только тюркютами, но и иранским посольством, прибывшим в Чанъань в 555 г. Согласно Табари, союз и брак были заключены за год до начала войны против эфталитов, т.е. это должно было произойти в 553-554 гг., что точно совпадает с окончательной победой тюркютов над жужанями и выступлением Истеми на запад. Возраст Хормизда также приходит в соответствие, так как при вступлении на престол ему было двадцать пять лет, а при низложении тридцать шесть, так что он вполне мог иметь сына лет 16-18. Отсюда вытекают два чрезвычайно важных следствия. Во-первых, отпадают даты эфталитской войны, устанавливаемые Шаванном — 563-567 гг. и оказывается, что эфталитская держава целых десять лет находила в себе силы для сопротивления. Во-вторых, выясняется гибкость и дальновидность иранской дипломатии, а также осведомленность её руководителей. Держава, возникшая на границе Монголии и Сибири, была подчинена политическим целям Ирана на втором году своего существования.

                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                    Лев Гумилев написал книгу о древних тюрках и статьи о эфталитах сравнительно профессионально. История хунну еще более-менее. потом пошла халтура и фантазии.
                      • 7 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                       Похожие Темы
                      ФЭфталиты (белые гунны) в Total War: Attila
                      Эфталиты (белые гунны) в Total War: Attila
                      Автор s schta
                      Обновление 09 февраля 2024, 13:21
                      МЭфталиты
                      для модов
                      Автор с сокол
                      Обновление 25 марта 2020, 03:40
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Азия и Африка Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 16:17 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики