В исследовании своем «О белых гуннах или ефталитах византийских историков»1, основываясь на свидетельствах китайской истории, Вивьен де Сен-Мартен пришел к заключению, что юечжи, кушаны, еда или вдань, евталиты, белые гунны есть один и тот же народ под разными именами. По мнению его, народ этот был тибетского происхождения. Ясно это, во-первых, из древнейшего пребывания их в северном Тибете. Во-вторых, удостоверяется это китайскими известиями о языке юечжей, так как одни китайские писатели говорят, что язык еда совершенно отличен от языков их соседей из рас монгольской и турецкой, другие же утверждают, что они говорили на языке цянов, т.е. тибетском. В-третьих, побуждает признавать тибетское происхождение юечжей сходство их обычаев с тибетскими, особенно полиандрия еда, которая во все времена составляла отличительную черту тибетской народности.
Мнение Вивьен де Сен-Мартена оставалось господствующим до восьмидесятых годов. Соглашаясь с доводами его о тибетском происхождении юечжей-ефталитов, Рихтхофен, однако, находил, что юечжи назывались и тохарами и что это только древнейшее имя все того же народа; основывается он главным образом на упоминании Страбоном тохаров в числе завоевателей Бактрианы, на именовании китайцами страны юечжей Тухоло, а восточными мусульманскими писателями - Тохарестаном, и наконец, на указании Сюань-цзаном древнего местопребывания тохаров близ Лобнора. Из этого же свидетельства Сюань-цзана и из упоминания тохаров в Магабарате Рихтхофен заключил, что юечжи некогда распространялись на путях из Таримской котловины в Ладак, отсюда перешли на Тарим, потом на Булунгир и оттуда уже были изгнаны гуннами и попали чрез Тяньшань в Бактрию2. Томашек признавал юечжей северною ветвью тибетской народности, которая занимала всю восточную часть Таримского бассейна между Тянынанем и Гималаем, считает их «исседонами» Геродота, почитая хуннов за «аримаспов». Слово исседон производит он из зендского языка и приписывает ему значение «склада сокровищ», emporium, оправдывая такое имя нахождением юечжей на торговом пути между Китаем и Западом3.
Вамбери находил возможным, что юечжи тюркского племени главным образом на том основании, что Балх, Бухара, Бейкенд, Аму - тюркские слова1. Риалль принял мнение Вамбери, усматривая в китайских описаниях сходство обычаев юечжей с обычаями нынешних киргизов и туркменов и считая их предками еда и джете2. Однако тюркское происхождение упомянутых слов (кроме Бейкенда) далеко не ясно, сходство же многих обычаев у кочевых народов есть последствие одинакового образа жизни и хозяйства, а не племенного непременно родства.
Роулинсон, считая гайятеле арабов или белых гуннов византийцев за древних тохаров, признает их потомками хунну и предками гузов или туркменов. Главным доказательством выставляет он сохранение одного и того же титула государей. Шаньюй или Yen-yu хуннов назывался у гайятеле Yenuych (по Ибн-эль-Асиру, т. V, стр. 148) и тот же титул носил глава гузов - тюрков (по Альбируни. - Хронология, 109). Но, во-первых, между шаньюй и енюйе разница немалая, во-вторых же, у тюрков, некогда подвластных гуннам, конечно, могли для правителей сохраниться заимствованные у хуннов титулы, и могли также заимствовать у хуннов этот титул и ефталиты, но это еще не доказывает, чтобы евталиты были тюрки3.
Один из французских синологов Ed. Specht приводит в своем переводе4 следующее описание владения Ноа из истории династии Лян (Liang, 502-556 гг.): «Этот народ есть особая ветвь чешы (Tche-sse). В первый год правления Юн-цзянь (126 нашей эры) Ханей, Ра-Ноа, следуя за Бань-Юном в одной войне на север, отличился. Бань Юн возвел его в достоинство Leou-pou-Thsin-han-Leou. При династиях Вэй и Цзинь и до настоящего времени Ноа не имел сообщения с Срединною империею. В 15 году правления Т'янь-цзянь (516 г.) их царь Ye-ta-i-li-to5 начал отправлять послов с произведениями своей страны. В 1 году правления Б'у-т'ун (520) он представил льва желтого цвета, мех белого горностая и разные вышитые предметы из Бо-сы. В 7 году (526) он снова представил дары, в том числе плащ. При Юань-вэй (386-534) хоа пребывали в San-Kan6. Быв небольшим народом, подвластным жужаням, они постепенно сделались великими и могущественными и завоевали обширное государство, которое распространялось до Босы, Баньбань, Гибинь, Яньки, Гуйцы, Сулэ, Гумо, Юйтянь, Гюй- бань. Страна их имеет 1000 ли. Климат умеренный; есть горы и долины, но мало деревьев. Обрабатывают пять родов хлеба. Употребляют пищу из бараньего мяса и пшеничной муки. Животные: лев, двуногий верблюд (страус, по мнению Шпехта), дикий осел. Есть у них роговые офицеры (des officiers des corner)1, хорошие стрелки. Носят длинные одежды с короткими рукавами, украшенными золотом и драгоценными камнями. Головной покров у женщин меховой с рогом, вышиною в 6 футов, украшенным золотом и серебром и имеющим форму подстриженного дерева. Братья, все вместе, женятся на одной женщине, потому что женщин мало. Городов нет. Пребывают под войлочными палатками, двери которых открываются на восток. Владетель восседает на золотом ложе. lis suivent la revolution de lag Grande annes. В обычае, чтобы женщины принимали посетителей и сидели с ними. У них нет письма, и условия заключаются при помощи кусков дерева (бирок). Они имеют сношения с соседними владениями и отправляют в них посланников. Как же тогда имеют они варварские книги, писанные на бараньей коже, которая служит вместо бумаги? У них нет администрации. Они обожают духа неба и духа огня. Каждый день они выходят на порог своей двери, чтобы сделать жертвоприношение духам; когда оно совершено, они, в заключение, преклоняют колена и поклоняются. Они хоронят своих умерших в деревянных гробах. Когда умирают отец или мать, сыновья разрезают себе уши и избирают для окончания погребения счастливый день. Их язык был понят одним переводчиком из Хэнань и потом с ним ознакомились. В «Тун-цзянь-ган-му» есть такое пояснение: «От гор Гиньшань они прошли, на запад от Хотана, в царствование Вэнь- чжен-ди вторых Вэй (452—465), от сего времени 80 или 90 лет»2. Так как «Тун-цзянь» составлено в начале IX века, то Шпехт полагает, что приведенная фраза заимствована из «Вэй-шу» Вэй шеу, которая была составлена в 550-577 году3. В «Т'ун-цзянь» же говорится, что «в эпоху вторых Вэй Ноа называли Ноа-тип», откуда Шпехт заключает, имя этого народа могло, быть может, произноситься Н + un , т.е. Hun4. Вообще Шпехт, ссылаясь на приведенные китайские известия, пришел к таким выводам: Индо-скифы, которых китайцы именовали юечжи и кушанами, были народом первоначально кочевым, но сделавшимся потом оседлым и присвоившим себе, по крайней мере частью, индо-эллинскую цивилизацию, как доказывают оставленные им памятники, медали, монеты, надписи. Ефталиты, напротив, остались кочевниками, не имели монеты и практиковали полиандрию, которой юечжи были чужды. Словом, это были два народа, совершенно разные не только по времени появления их в истории, но по нравам и цивилизации. В начале V века жужани заставили Кидоло удалиться на запад, на юг великих гор; там подчинились ему пять царств на севере от Кандагара, а сын его удалился в Пишавер. В покинутой Кидоло стране появились небольшие владения вроде Балха, Тухоло, а Гибинь возвратила себе независимость. Эти небольшие владения не могли устоять против наплыва хоа. В 452-465 гг. этот народ двинулся от Великой Стены, прошел на запад от Хотана и овладел упомянутыми мелкими владениями. Вследствие смут у ефталитов, в середине V века турки завладели их страною, но «через одно столетие мы видим здесь вновь возникшую группу мелких владений, которых государями были юечжийские князья. Это движение мы изучим в одной из ближайших статей»1.