Интересны сведения Вэй-шу о том, что сюнну завоевали царство Сутэ которое древнее Яньцай и что с момента завоевания сюнну до правителя прошло уже три поколения. Учитывая, что времена хуни это 30-е гг. 5 вв. то завоевание сюнну Сутэ это середина 4 в. Кажется, что в том же источнике указано на отступление Кидары под давлением сюнну. Что-то мне кажеться, что Кидару вынудили отступить вовсе не сюнну, а кем-то другим, возможно с хионитами. Относительно же аланов в приаральском регионе то они там не зафиксированы, а жили севернее в Приуралье. Получается, что скорее всего аланов подвинули не сюнну, а хиониты. Тем более что они известны как хйона (хйаона) в пехлевийских источниках. Крупнейшее вторжение их было в 420 г., которое отразили персы. С хионитами можно связать население джетыасарской культуры. Их исчезновение возможно связано с появлением эфталитов, которых Егише фиксировал уже в 450 г. Кушаны-кидариты очевидно в 5 в. вошли в союз с хионитами против Ирана. С экспансией тюркютов часть из них мигрировала в Волжско-Уральский регион, где образовали турбаслинскую культуру и возможно сыграли какую-то роль в именьковской культуре, правда основное население именьковцев вероятно было балтским. Думаю основная масса осталась в Приаралья и подчинилась тюркютам. Думаю, что первоначально тюркюты интегрировали в свои владения степняков. Судэ находящиеся на переферии в низовьях Сыр-дарьи могло подобно согдийским княжествам быть лишь одним из вассальных владений. Возможно как писал
Dezperado относительно Канцзюя канки утратив силу начали сливаться с местным полуоседлым или оседлым населением, в результате чего канков часто ассоциировали с Самаркандом и согдийцами. Из же владение находилось в Чаче (Шаше, Ташкенте). Хионитам должна соответствовать джеты-асарская культура. Таким образом хиониты и канки не должны были играть сколько нибудь значимой роли в степях. Тем более что канки упоминались как кан-хэ-ли в китайском сочинении Тамги лошадей из вассальных княжеств. При этом не исключена инфильтрация в Согд некоторый тюрков о чем свидетельствует тот же титул правителя Чача - тудун. В Тохаристане же тюрки фиксируються в 7-8 вв. Если бы не арабы тюркизация ждала бы Согд и Тохаристан не при Сельджуках и Чингизидах, а на несколько столетия раньше.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Издание индийский надписей. Рядом с монетами это одни из главных источников по истории Индии.
CORPUS INSCRIPTIONUM INDICARUM
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Немножко о хуна есть в Geographical Names in Ancient Indian Inscriptions автора Parmanand Gupta. С. 49.
Калидаса описывал Хуна как бородатых людей живущих в долине Амударьи и на берегах Вамкшу. С страной Хуна граничило индуское королевство Камбоджа.
статья Майкла Уиллиса о поздних Гупта и их борьбе с эфталитами -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
По Сюан Цзану сопротивление Михиракуле оказывал Нарасимхагупта Баладитья. Также противостоял михиракуле более поздний правитель Кумаргупта. Сомадева который писал в Х в. сообщал, что хуна завоевали Читрикуту (Читтор) и контролировали Раджахстан. Власть Гупта над северной и центральной Индией пала в последнем десятилетии 5 в. Пракшадхарман из племени ауликара сражался с Тораманой в 515 г. В надписи в Афсаде сказано, что раджа Маухари Ишанаварман разгромили хуна во время битвы. Он должен был действовать вмкесте с Яшодхармана.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Из Истории Востока
Цитата
Последние десятилетия гуптской эпохи ознаменованы вторжениями гуннов-эфталитов. Гуннские завоевания были частью интенсивного передвижения племен Центральной Азии. Эфталиты представляли собой военный союз полукочевых племен. Китайский путешественник Сунь Юн, наблюдавший эфталитов в Индии в 520 г., описывал их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты. После успешной борьбы с Сасанидами эфталиты в конце V в. подчинили себе Гандхару. Их вождь Торамана около 500 г. совершил опустошительный поход через Пенджаб вплоть до Каушамби, Варанаси и самого центра Магадхи. Судя по надписи из Гвалиура в 515 г. его сын Михиракула владел всей Индией. Столица Михиракулы, по словам Сунь Юна, находилась в Гандхаре, а по сведениям Сюань Цзана - в г.Сагала. Местные индийские правители признали верховную власть эфталитов, о чем свидетельствуют, например, надписи Матридасы и его сына, найденные в Гуджарате. Источники - индийские, китайские, византийские - с удивительным единодушием указывают на страшные жестокости, которыми отличался Михиракула. Возможно, именно он послужил главным прототипом царя Калки, "бича божьего" в джайнской эсхатологии. Археология также свидетельствует о разорении Северной Индии в первой трети VI в.
Цитата
В изгнании гуннов-эфталитов особая роль принадлежала правителям Дашапуры (г.Мандасор, в 75 км к северу от Уджаина). Местный царь Яшодхарман из династии Ауликаров (происходившей из старинного клана малавов) в 530 г. приказал воздвигнуть две мощные колонны в честь своих побед. В надписи сообщалось, что власть Яшодхармана простирается над землями от Брахмапутры и Гималаев до Западного океана, охватывая более обширные пространства, чем принадлежавшие Гуптам и гуннам. Впрочем, могущество Яшодхармана оказалось эфемерным -в VI в. так и не возникло достаточно прочного объединения североиндийских государств. Наступил длительный период раздробленности.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -The Early History of India Винсента Смита
Глава 12. Империя Гупта и Белые Гуны. С. 312-326.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кашмирская хроника «Раджатарангини» Кальханы
О Михиракуле
Цитата
«О приближении Михиракулы бегущему от него населению становилось известно по коршунам, воронам и другим, подобным им, жаждущим насытиться телами тех, кто был вырезан его армией. День и ночь, окружённый тысячами тел зарезанных им людей, этот царственный Ве-тала невозмутимо жил в своих увеселительных дворцах. Когда этот ужасного вида враг человечества уничтожал людей, он не знал жалости к детям, милосердия к женщинам или уважения к старикам»
ОЭтот правитель был исключением среди сравнительно толерантных эфталитских правителей. Среди эфталитов были сторонники гиндукушских культов, митраисты, зороастрийцы, индуисты и даже христане.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Вашари о эфталитах
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Карой Чегледи написал и небольшую статью по истории эфталитов - K. CZEGLÉDY, Zur Geschichte der Hephtaliten. AAH 28(1980), 213–217.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Ричард Фрай о эфталитах -
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
С. 345-351.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -О хуна в Индии
Тут можна купить книгу Такура -
The Chowkhamba Sanskrit Studies Vol. LVIII: The Hunas in India Thakur, Upendra; Sircar, D. C. (foreword by)
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Майкл Алрам - Три документа хуна из Северной Индии
Three Hunnic Bullae from Northwest India
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
с печатями правителей.
Введение и содержание документов иранских гуннов от Гёбля Том. 1
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Том 2.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -И еще одна индийская книга о хуна и ссылка где можно ее купить - The Political History of the Hunas in India
Atreyi Biswas
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь