Шуховцов В.К.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ САКОВ-ТИГРАХАУДА И САКОВ-ХАУМАВАРГА ДРЕВНЕПЕРСИДСКИХ НАДПИСЕЙ
Проблема локализации сакских племен, упоминаемых в надписях царей ахеменидской династии, является предметом дискуссии вот уже более 100 лет. Однако, с точки зрения методики исследования, все попытки локализации этих племен до сих пор страдали одним общим недостатком — привлечением материалов источников, внешних по отношению к древнеперсидским надписям. Учитывая дискуссионность практически всех известий в античных и других источниках о саках, а также их диахронность, можно не сомневаться, что такой подход ведет лишь к наслоению ошибок и не дает возможности сделать однозначные выводы.
Вопрос о локализации саков-тиграхауда и саков-хаумаварга дрсвнеперсидских надписей, по сути, сводится к вопросу: что имели в виду цари ахеменидской династии, когда говорили об этих племенах.
Исходя из такой постановки вопроса, попытаемся найти ответ на него, не привлекая иных источников, кроме собственно надписей.
Ниже приводятся списки стран, входивших в империю Ахеменидов, в том порядке, как они приводятся в надписях.
1. DBI.12—17: Персида, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, народы у моря, Сарды, Иония, Мидия, Армения,Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арея, Хорезм, Бактрия, Согд, Гайдара, Сака, Саттагидия, Мака.
2. DB2,7—8. (страны, восставшие против Дария I): Персида, Элам, Мидия, Ассирия, Египет, Парфия, Маргиана, Саттагидия, Сака.
3. DNa, 15—30: (Персида), Мидия, Элам, Парфия, Арея, Бактрия, Согд, Хорезм, Дрангиана, Арахосия, Саттагидия, Гайдара, Синд, саки-хаумаварга, саки-тиграхауда, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, Армения, Каппадокия, Сарды, Иония, саки, которые за морем, Скудра, ионийцы-такабара,ливийцы, эфиопы, макийцы, карийцы.
4. DPe, 5—18: (Персида), Элам, Мидия, Вавилония, Аравия, Ассирия, Египет, Армения, Каппадокия, Сарды, ионийцы, которые на суше и те, что на море, страны за морем, Сагартия, Парфия, Дрангиана, Арея, Бактрия, Согд, Хорезм, Саттагидия, Арахосия, Синд, Гайдара, саки, Мака.
5. DSe, 21—30: (Персида), Мидия, Элам, Парфия, Арея, Бактрия, Согд, Хорезм, Дрангиана, Арахосия, Саттагидия, макийцы, Гайдара, Синд, саки-хаумаварга, саки-тиграхауда, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, Армения, Каппадокия, ионийцы, которые на море и те, что за морем, Скудра, ливийцы, эфиопы, карийцы.
6. DN (Надписи на рельефе): I Перс, II Мидиец, III Эламит, IV Парфянин, XV сак-тиграхауда, XVI вавилонянин, XVII Ассириец, XXIX Макиец.
7. А?Р (Артаксеркс II или III): перс, мидиец, эламит, парфянин, хорезмиец, жители: Дрангианы, Арахосии, Саттагидии, Гайдары, Синда, сак-хаумаварга, сак-тиграхауда,
вавилонянин, ассириец, араб, египтянин, Скудра, иониец-такабара, ливиец, эфиоп, макиец, кариец.
8. XPh, 19—28: (Персида), Мидия, Элам, Арахосия, Армения, Дрангиана, Парфия, Арея, Бактрия, Согд, Хорезм, Вавилония, Саттагидия, Сарды, Египет, ионийцы, которые на море и те, что за морем, Мака, Аравия, Гайдара, Синд, Каппадокия, Даха, саки-хаумаварга, саки-тиграхауда, Скудра, Акауфака, ливийцы, карийцы, эфиопы.
Анализируя эти списки, можно заметить, что отдельные группы стран очень устойчиво упоминаются рядом. Так, постоянно упоминаются вместе Персида, Мидия, Элам; Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет; Бактрия, Хорезм, Согд и т. п.
В предлагаемой таблице сведены такие устойчивые группы стран, причем порядок внутри групп сохранен без изменений, а порядок чередования групп для наглядности приведен к общему виду.
Из таблицы видно, что в списках стран ахеменидских надписей четко прослеживается 7 групп стран. Определенного порядка при перечислении этих групп не существует, что и позволяет нам выделить их из текста. Одни и те же группы оказываются в разных местах списка, но состав групп меняется лишь за счет более или менее дробного членения отдельных территорий. Некоторый разнобой в составе групп, например, отнесение Мидии в 4 группу в DBI или Дрангианы в 5 группу в DPe, очевидно, связано с какими-то внутриполитическими процессами местного значения в державе Ахеменидов и не влияет на общую картину. Можно также заметить, что наиболее устойчивы группы в центре и на востоке империи, а наименее устойчивы группы, для которых можно постулировать лишь претензии Ахеменидов на власть, либо кратковременное завоевание (Эфиопия, Ливия, страны на Балканах).
Деление именно на 7 групп может быть и случайным, но может отражать и древние представления о делении обитаемого мира на 7 частей. Еще в авестийском Ардвисур-яште (Y+5,53) упоминается 7 кишваров (karsvara-), составляющих обитаемую землю. Деление на 7 «климатов» сохранялось и много позднее как в античной, так и в средневековой географии.
Саки-хаумаварга и саки-тиграхауда, как явствует из таблицы, занимают в надписях DNa, DSe, A?P то место, которое в надписи DB занимает область Сака, и всегда помещаются в одной группе с Гандарой, Арахосией, Саттагидией и Синдом.
Следовательно, страной Сака в DB названа область, населенная племенами, которые были известны Ахеменидам как саки-хаумаварга и саки тиграхауда. Локализоваться эта область должна на территории современного Афганистана, в области, известной в более позднюю эпоху Сакастан (Сеистан, Систан). Неоднократные попытки разных авторов локализовать эти племена на территории Средней Азии не имеют под собой почвы. Единственным упоминанием среднеазиатских саков в ахеменидских надписях можно с уверенностью считать упоминание «саков, которые за Согдом» (saka tiayi para Sugdam) причем, эти саки вряд ли входили в состав империи Ахеменидов — они ни разу не включены в списки стран, а упоминаются лишь в следующем контексте: «Говорит Дарий-царь: вот царство, которым я владею: от саков, которые за Согдом, до Эфиопии и от Синда до Сард...» (DH).
Несколько особняком в предложенной схеме стоит надпись Ксеркса в Персеполе (ХРе) — так называемая «Антидэвовская» надпись — единственная надпись Ксеркса, содержащая полный список подвластных ему стран.
Порядок перечисления стран в ней резко отличается от надписей других царей. Причины этого неясны — они могут быть в характере самой надписи (ломка устоявшихся религиозных традиций) либо в обстоятельствах прихода Ксеркса к власти (в нарушение права на престол старшего брата Артабазана). Так или иначе, при Ксерксе «географическая традиция» оказалась нарушенной, а затем, при его преемниках, — вновь восстановленной.