Сообщество Империал: После западных тюркютов. 658-924. - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

После западных тюркютов. 658-924.
Тюргеши, печенеги, кимаки и огузы в Средней Азии.
Тема создана: 21 Февраль 2014, 19:47 · Автор: LaszloСообщений: 11 · Просмотров: 1 139

  • 2 Страниц
  • 1
  • 2

Недавно добавленные Статьи

Shadowrun: Hong Kong

Honda Tadahacu

Super Star Wars ОбзорЪ

Count Bagatur RF

Laszlo

    5 792

    90

    0

    1 320

    5 327
  • Статус:Легат

Дата: 21 Февраль 2014, 19:47

Предлагаю обсудить тему этнической истории Средней Азии после фактической в 658 г., а не формальной ликвидации каганата западных тюркютов в 704 г. Предлагаю обсудить историю тюргешей, печенегов и огузов. 924 г. обозначен как последний год великодержавия енисейских кыргызов, после которого кимакский правитель мог уже называться каганом.

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Надписи в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука зафиксировали новую реальность. В источнике упомянуты кенгересы то есть печенеги, также упомянуты тюргеши. Огузы пришли в Среднюю Азию несколько позже.

Цитата

С тюргешской стороны лазутчик прибыл к нам
и сообщил: «Каган тюргешей говорит,
что тюрков-сиров он намерен воевать.
Он говорит, когда на тюрков не пойти,
то – их каган герой, его советник мудр –
как бы не стало так, что тюрки нам самих,
народ тюргеш, начнут теснить и подчинять...»

Цитата

Каган тюргешей 22 так об этом говорил:
«Народ тюргеш я весь на тюрков подниму –
начнем войну, пока меж тюрками раздор,
пока огузы их в рассеянье, слабы…»

Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

Цитата

Тюргеши налегли, как буря и огонь,
жестоко с войском их мы бились при Болчу 16...

Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

Цитата

Тот народ при Табаре (?) мы поселили. Вернувшись
(39)
с целью устроить согдийский народ, мы, перепарвясь через реку Йенчу, прошли с войском вплоть до Темир-капыга. После этого масса тюргешского народа пошла на ставших (ей) врагами кенгересов.

Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

    Laszlo

      5 792

      90

      0

      1 320

      5 327
    • Статус:Легат

    Дата: 21 Февраль 2014, 21:08

    Тан-Шу о тюргешах
    Спойлер (скрытая информация)

    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

    Тюргеши были связаны с западными тюркютами через племена дулу. Относительно кенгересов, то похоже что легитимности Ашина у них не было. Константин Багрянородный упоминал о восьми вождях пацинаков. Похоже, что и в Средней Азии это была конфедерация племен. Ал-Масуди упоминал о племена баджанак, баджна, баджгард и наукерд, которые были атакованы кимаками, огузами и карлуками. Наукерд остались на месте и стали потом оседлыми огузами. Они являлись потомками джеты-асарской культуры и вероятно имели преемственость от хионитов. Баджгард выселились в район лесостепного Приуралья, где потеснили местные угорские племена кушнаренковской и караякуповской культуры. Это были предки башкир. О племени баджгард упоминал Ибн Фадлан во время своей поездки из Хорезма в Волжскую Булгарию. Они были соседями заволжских печенегов, которых также зафиксировал Ибн Фадлан. Конфедерацию всех четырех племен ориентировочно и называли кенгересами орхонские тюркские надписи. Впервые под названием печенегов кенгересы были зафиксированы в тибетском переводе отчета токуз-огузских послов в котором говорилось что народ под бечанаг воюет с хорами токуз-огузами в 8 в. По сведениям Масуди коалиция кимаков, карлуков и огузов вынудила переселиться печенегов. На Урале и Волге против них образовалась новая коалиция из хазар и огузов о чем писал Константин Багрянородный.
    немного о азиатском аспекте печенегов писал О. Прицак. Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
    О огузах и печенегах в частности и заволжских пишут Гарустович и Иванов - Огузы и печенеги в в Евразийских степях
    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      Laszlo

        5 792

        90

        0

        1 320

        5 327
      • Статус:Легат

      Дата: 22 Февраль 2014, 10:19

      Ибн ал-Факих из Книги Стран
      Спойлер (скрытая информация)

      Базкиш это тюргеши.
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      Царь тюрок упомянутый тут это каган тюргешей
      О после к правителю тюрок есть текст и у Йакута ал-Хамави, сказано что хакан принял посла и распросил что таконе ислам. Однако пропущен текст о его отказе принимать ислам который присутствует у Ибн ал-Факиха.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Инб ал-Факих о других тюрках
      О кимаках
      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)

      Спойлер (скрытая информация)


      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Гардизи
      О чигилях и тюргешах
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      о печенегах
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Худуд ал-Алам о тухси (тюргеши)
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      О кимаках
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Огузы
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Печенеги
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Ибн Хордадбех
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Ал-Бекри
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Еврейские источники о печенегах
      Книга Иосипион
      Тогарма составляют десять родов 2, от них Козар 3, Пецинак 4, Алан 5, Булгар, Канбина 6, Турк 7, Буз 8, Захук 9, Уф 10, Толмац 11
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      Пецинак - это печенег, Турк в арабском Хабир то есть кабары, Буз (Куз) это огузы, Толмац - одно из племен печенегов в древнерусском источнике тълковины.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      В еврейско-хазарской переписке из Иехуда Бен Барзилая
      Так я нашел в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первый — Авийор, второй — Турис, третий — А-з-х, четвертый— Авин, пятый — Биз-л, шестой — Т-р-на, седьмой — Хазар, восьмой — Уз-р, девятый — Б-л-га, десятый — Савир.
      Восьмое племя Уз-р и пятой Биз-л. При этом не факт что Уз-р и Биз-л это огузы и печенеги.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Текст Шехтера или Кембриджский Документ
      Пошли воевать царь ’SY’, и TWRQ[Y’...], 42
      6 [и] ’BM, и PYYNYL, и Македон; только царь алан поддержал [народ казар, так как] 43
      7 часть их соблюдала Закон евреев. Это цари, [кто]
      8 воевали против Казар[ии]; но царь алан пошел на их землю и раз[громил] ее так, что [141]
      9 нельзя восстановить.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      PYYNYL это печенеги.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Араб Абу Дулаф о печенегах
      "Затем 6 пришли мы к племени, известному под именем Баджнак 7; это люди длиннобородые, усатые, производящие набеги друг на друга. Едят они только просо и сочетаются с женщинами на открытой дороге.
      Мы путешествовали среди их двенадцать дней и нам рассказали, что страна их прилегает к северу и к стране Славян 8. Они никому не платят дани".
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Марвази
      о печенегах
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      о кимаках
      Спойлер (скрытая информация)

      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
      Немного о карлуках и тюргешах
      -К ним [тюркам] относятся карлуки. Они обитали на горе Тунис 29 [Тулис], а эта гора из золота. Они были рабами тогуз-гузов и восстали против них. Они вышли к стране тюргешей 30 и захватили ее. Они подчинили их и сломили их власть. Оттуда они вышли в мусульманские страны. Их девять групп. Три [группы] — джигиль 31, три — баскиль 32, одна — булак 33, одна — кукыркин 34 и одна тухси 35.
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        Laszlo

          5 792

          90

          0

          1 320

          5 327
        • Статус:Легат

        Дата: 22 Февраль 2014, 11:45

        Ибн Хаййан о печенегах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        Иштван Зимони хронистов школы Джайхани о печенегах - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Мухаммед Шебангараи -
        Печенеги

        Цитата

        Пятая группа (фирке) из тюрок — это печенеги. Они являются народом (коум), который постоянно кочует по своей стране. (Они) идут туда, где выпадает много дождей. Их земля три дня пути (в длину) и три дня пути (в ширину). С севера от их области (лежит) земля х. фчаков 30, а с юго-запада — страны хазар и саклабов 31.
        Они (печенеги) обладают имуществом (мал), достоянием (не мат) и богатством (сарват); (у них) много оружия, знамен и барабанов. Между печенегами и хазарами (расстояние) в десять дней пути, (На) всем (этом пути) — пустыни, древесные чащи, леса и нет проторенных дорог. (По этим местам) можно ездить, (ориентируясь) по звездам, с большим трудом.

        Кимаки

        Цитата

        Четвертая группа (фирке) из тюрок — это народ (коум) кимак; у них (кимаков) нет домов и селений. Они живут среди древесных чащ, лесов, рек и владеют (стадами) быков, коров, овец и баранов.
        (Но) у них нет (своих собственных) верблюдов, и верблюды доставляются к ним из других земель 26. Они не обращаются к кому-либо (из купцов) с речью и не разговаривают (с ними при) купле и продаже (товаров). Купцы кладут свои товары, а они находят (их) и кладут напротив свои товары 27. Если владелец (товара) бывает доволен, (то берет товар купца и оставляет свой товар. Они являются огнепоклонниками и в год один-два дня держат пост. (Они) сжигают своих мертвецов, не плачут над покойниками (и) говорят: «Мы довольны (предопределенной) богом судьбой».
        Поблизости от кимаков со стороны кыблы 28 (живет народ), называемый м. с. йа; 29 у них есть (свой) независимый (ни от кого) предводитель (раис); их местожительство (среди) лесов.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Гардизи о кимаках
        Спойлер (скрытая информация)

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Ибн ал-Факих о начале истории огузов
        Спойлер (скрытая информация)

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Ибн Фадлан о печенегах и баджгардах-башкирах
        Спойлер (скрытая информация)

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Руническая надпись из Хакасии

        Цитата

        Е-37 (Тесь)
        Надпись на спине каменного изваяния ("каменной бабе"), открытого экспедицией Д.Г. Мессершмидта в начале 1722 г.
        Происходит с левобережья Енисея, из местности в междуречье Теси и Ербы, близко к границе Средней и Северной Хакасии.
        Хранится в Минусинском музее.
        (1) Я - ичрек Кара-хана...
        (2) Я - от (племени) ябаку...
        (3) Я - Тюргеш. Я - летописец. Год обезьяны(?).

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
        Надпись тюргешского времени около Таласа

        Цитата

        (1). (Этот) молебный камень, о горе, для Аны.
        (2). (Его) самого, (его) рабов, (его) сокровищницы не осталось.
        (3). О горе, жена тогда голодной, ее корова тогда голодной остались.
        (4). (Его) племенной союз вместе с сыном младшего брата
        (5). остался.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Константин Багрянородный о азиатском этапе истории печенегов

        Цитата

        Да будет известно, что пачинакиты сначала имели место своего обитания на реке Атил, а также на реке Геих 2, будучи соседями и хазар, и так называемых узов 3. Однако пятьдесят лет назад 4 упомянутые узы, вступив в соглашение с хазарами и пойдя войною на пачинакитов, одолели их и изгнали из собственной их страны, и владеют ею вплоть до нынешних времен так называемые узы 3. Пачинакиты же, обратясь в бегство, бродили, выискивая место для своего поселения. Достигнув земли, которой они обладают и ныне 6, обнаружив на ней турок, победив их в войне и вытеснив, они изгнали их 7, поселились здесь и владеют этой страной, как сказано, вплоть до сего дня уже в течение пятидесяти пяти лет 8.

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

          sak

            1 782

            5

            0

            245

            531
          • Статус:Примипил

          Дата: 22 Февраль 2014, 14:48

          Так что обсуждать-то будем? Пока только вижу огромное количество цитат из источников :) А конкретно о какой проблеме говорить будем?

            Laszlo

              5 792

              90

              0

              1 320

              5 327
            • Статус:Легат

            Дата: 22 Февраль 2014, 16:01

            О этногенезе и политической истории. Ну и собственно насколько можно заключить из надписи Кюль-Тегина кенгересы были союзниками кок-тюрков и 712-713 гг. оказали им помощь. А до того вот как развивалась история. Тюркеши были одним из аймаков дулу. В 699 г. вождь тюргешей Уч-элиг изгнал изгнал Хосрова Бёрю-шада. Тюргеши установили свою власть от Чача до Турфана и Бешбалыкав. В Бешбалыке собрались остатки лояльных Хосрову Бёрю силы. Вместе с Ашиной Сянем он вторгся в владения тюргешей. Уч-Элиг учредил 20 тутукств (наместничеств, областей). Власть от Уч-Элига унаследовал Сакал (Согэ). Тюргеши в 708 г. напали на Кучу и разбили китайцев, но сам город не взяли. Вскоре младший брат Сакала обратился за помощью к кок-тюркскому Капаган-кагану. Сын Капагана Инэль (Инал) и Тонюкук победили войско Сакала на реке Болучу. Войска тюргешей отступили за Сыр-дарью во главе с Сулуком Чабыш-чором. Преследуя их Тоньюкук Бильге-каган и Кюль-Тегин и Тонюкук оказались в Согде. Там они выступили на стороне ишхида Самарканда Гурека. О столкновении кок-тюрков с арабами есть заметка в надписи Тоньюкука, а также в арабских источниках. Противником кок-тюрков был Кутейба. Арабы изображены как мужественные воины битва с которыми была тяжелой. Да и в тылу восстали племена на Алтае. Кок-тюрки ушли из Средней Азии. Зато арабы в 714-515 гг. уже совершили поход за Сыр-Дарью. В 717 г. Сулук поехал в Чанъань. Они взял в жены правителей дочь западных тюркютов, дочь кок-тюрков и дочь тибетского цэнпо.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            В 726 и 727 гг. тюргешский каган Сулук уже конфликтовал с китайцами совершая нападения на Кучу. В 720-721 гг. вождь сары-тюргешей Кули-чор (Курсуль) по сведениям арабских источников удачно воевал против арабов. В 728-729 гг. согдийцы при восстании против арабов обратились за помощью к тюргешам. В 730 г. добились некоторых успехов, но в 731 или 732 г. были разбиты между Кешем и Самаркандом, а потом при Кермине. В конце 732 г. арабский наместник Джунейд б. Абдаллах разбил тюргешей и вошел в Бухару. В 737 г. тюргеши откликнулись на просьбу о помощи ябгу Тохаристана. Из Тохаристана тюргеши вытеснили арабов Асада б. Абдаллаха. Однако в дерзком рейде незначительные тюргешские силы были разбиты арабами. Сулук вернулся в Невакет. Арабы его звали Абу Музахими видели в нем главнуцю угрозу своей власти. В правлении халифа Хишама (724-743) арабы сделали попытку обратить кагана в ислам, но потерпели неудачу. В 737 г. Сулука убил бага-таркан. Между тем и арабы были впечатлены столкновениями с тюрками. Ал-Джахиз всячески расхваливал тюрков, а Ибн ал-Факих описал тюркские племена. После Сулука недолго правил его сын. Тухварсен Кут-чор-каган. После этого была двадцатилетняя распря между желтыми и черными тюркгешами. Главный же приз достался карлукам. В 751 г. по сведениям Тан-шу гэлолу то есть карлуки ударили в тыл китайцам и тем самым помогли арабам одержать победу, а в 50-х г. 8 в. (по датировки Тан-Шу) заняли земли тюргешей создав предпосылки для образования. Вот что о карлуках написано в Тан-Шу
            Спойлер (скрытая информация)

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Интересно, что в китайских источниках проигнорированы кенгкересы, которые должны были быть значительной силой. Видно к ним не давали пробраться тюргеши а потом карлуки, арабы, да и кок-тюрки. Насколько можно судить из отрывочных сведений надписи в честь Кюль-Тегина кок-тюрки поддержали кенгересов против тюргешей. Перевод токуз-огузского донесения на тибетский о том что бечанаг воюет с хорами (токуз-огузами) позволяет заключить что после крушения каганата кок-тюрок кенгересы воевали против новых хозяев Центральной Азии токуз-огузов. Очевидно в войне 40-х гг. 8 в. кенгересы должны были поддержать басмылов в их противостоянии с токуз-огузами (хойху китайских источников) и карлуками (гэлолу).
            О басмылах сохранилась скромная заметка в Тан-Шу

            Цитата

            X. Басими. Басими в первый раз явился к Двору в двадцать третье лето правления [649] [742] Чжен-гуань, 649. [348] В первое лето правления Тьхянь-бао, 742, басимисцы с хойху убили тукюеского хана и /439/ басимиского главного старейшину Ашинами поставили Хэли Пицьсйе ханом, и отправили посланника к Двору с благодарностью. Сюань-цзун пожаловал их пурпуровыми травчатыми кафтанами, золотыми венчиками, поясами и шагриновыми сайдаками [колчанами]. Не прошло трех лет, как разбитый гэлолусцами и Хойху бежал в Бэй-тьхин, а потом приехал в столицу и получил военный чин 1113, а земли его и народ поступили к Хойху.

            Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
            Более подробно о басмылах в статье П.Б. Голдэна - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            Басмылы не могут похвастаться изученностью своей истории. Махмуд ал-Кашгари упоминал о них как об одном из двуязычных народов которые также владеют тюркским стандартом которого тот считал караханидский, из происхождение неясно. Юсуф Баласугуни упоминал о язычниках басмылах и их вожде Бока Будраче. Из сведений Марвази мы узнаем, что басмыл был одним из предводителей сары которых исследователи считают частью кыпчаков.

            - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

            При этом государство караханидов составляли племена ягма, карлук и чигиль, которые в Х веке были обращены в ислам.

              sak

                1 782

                5

                0

                245

                531
              • Статус:Примипил

              Дата: 22 Февраль 2014, 16:13

              Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьLaszlo (22 Февраль 2014, 16:01):

              При этом государство караханидов составляли племена ягма, карлук и чигиль, которые в Х веке были обращены в ислам.

              да ну? А Махмуд Кашгари другого мнения - притом, он сам был караханид :003:

                Laszlo

                  5 792

                  90

                  0

                  1 320

                  5 327
                • Статус:Легат

                Дата: 22 Февраль 2014, 18:48

                Например Ибн Хаукаль сообщает о принятие о принятии ислама тысячью семей тюрков.
                Худуд ал-Алам
                о чигилях
                Спойлер (скрытая информация)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Карлуки
                Спойлер (скрытая информация)

                Ягма
                Спойлер (скрытая информация)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                При этом Ибн Хаукаль датировал принятие Х в. Бартольд датировал принятие ислама Караханидами Х в. Собственно Сатук Богра-хана и принял ислам. Сын Сатука Муса объявил ислам государственной религией. А в 960 г. 20 тыс. шатров тюрков приняло ислам. Раньше их приняли ислам разве-что булгары в 922 г. По мнению С. Кляшторного во главе государства Караханиндов стояли ягма и чигили. Карлуки играли подчиненное положение.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Союз кимаков, огузов и карлуков против печенегов должен был состояться не позднее 820-840 гг. П. Голдэн в статья о миграции огузов указывал, что часть токуз-огузов подалась на запад.
                Ранняя этническая история огузов во многих аспектах остаеться неясной. Ибн ал-Асир сообщает, что огузы во времена халифа ал-Махди мигрировали из земли токуз-огузов в Мавераннахр. При этом он ссылаеться на неизвестного хорасанского историка, которого некоторые ученные отождествляют с Байхаки. Такая ранняя датировка вызывает много вопросов. Скорее всего это историографический казус. Куда вероятнее более поздние датировки, которые относяться уже к IX в. Ибн ал-Факих и Гардизи упоминают легенду о дождевом камне. У Наджиба Хамадани дождевый камень был назван токуз-огузским. Если у Ибн ал-Факиха упомянуто о том, что дед Балкика вследствие ссоры ушел от отца и стал грабить окрестные народы, то у Гардизи упомянуто о соперничестве за обладание дождевым камнем между Халлухом и предводителем огузов. Путем обмана предводитель огузов завладел дождевым каменем. По версии Ибн ал-Факиха дождевый камень был отнят у деда Балкика царем тюрок, но потом неясным путем попал к огузскому вождю Джабгу (отцу Балкика). По сведениям ат-Табари токуз-огузы атаковали Усрушану в 820-821 гг. Ал-Балазури сообщал, что во время правления в Хорасане наместника Абдаллаха б. Тахира он отправил против страны Гуззийа военную экспедицию во главе со своим сыном Абдаллахом. По мнению П. Голдэна исходной точкой миграции огузов были пространства Халха-Монголии на реке Селенга. Оттуда огузы переселились на границы Мавераннахра и Ферганы. Появление огузов на границах мусульманского мира исследователь датирует временем между 775 и 783 гг. то есть концом VIII в., когда перестал существовать Тюргешский каганат, а китайская экспансия в Среднюю Азию окончательно захлебнулась. Кроме карлуков у огузов практически не было конкурентов.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Так или иначе огузы на раннем этапе были связаны с токуз-огузами. Тот же Худуд ал-Алам указывает, что правители ягма происходили из токуз-огузов. Образование объединения ягма это не ранее 840 г., то есть разгрома токуз-огузов енисейскими кыргызами. В 840 г. Нух б. Асад воевал против семирченских тюрков и занял Исфиджаб. Воевал против карлуков который сменил титул ябгу на каганский титул. Его имя было Бильге Кюль Кадыр каган. По мнению О.Прицака, поддержанному С.Г. Кляшторным и Б.Д.Кочневым, «первым Караханидом» был Кул Билга-хан, провозглашенный государем в 840 г. Да и Саманиды совершают походы против тюрок в конце 9 в. - 10 в. Исмаил самани в 893 г. взял Тараз, а также совершил поход против ставки карлуков Орду. В 903 г. Исмаил с 20 тыс. войском воюет против тюрков. В 904 г. он снова победил тюрков.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Ибн ал-Факих о той самой победе 820-821 гг. При этом называет нападавших токуз-огузами.

                Цитата

                Упоминал Абу ал-Фадл ал-Вашаджарди, 76 что царь тугузгузов дважды совершил походы против китайского императора во времена ар-Рашида, или говорят, что это было во времена халифа ал-Махди, 77 [171а] Его набеги распространялись на территорию от Усрушаны 78 до Самарканда. Правитель Самарканда имел с ним несколько сражений и между ними разгорались жестокие войны. А потом правителю Самарканда была дарована [49] победа над ним, и-он нанес ему поражение и убил много его людей.

                Ибн ал-Факих о победе Исмаила Самани
                Спойлер (скрытая информация)

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Ибн ал-Факих о легенде о дождевом камне и борьбе между токуз-огузами
                Спойлер (скрытая информация)

                при этом Ибн ал-Факих живший в начале Х в. писал о верованиях тюрков следующее

                Цитата

                Рассказывал Абу Аббас Иса б. Мухаммад б. Иса ал-Марвази 98: «В хорасанских форпостах, расположенных за рекой, 99 и в других поселениях, граничащих со [50] страной неверных тюрков, гуззов, тугузгузов и карлуков, а у них (карлуков) 100 свое царство и сами они могущественны и нетерпимы к своим врагам, мы постоянно слышали, что среди тюрков есть такие, кто молит о дожде по своим гадательным и другим книгам — и идет дождь, и сбывается все, что они захотят: дождь, снег, град и тому подобное.

                о Нухе б. Асаде

                Цитата

                Там я встретил одного из старых чиновников по имени Хабиб б. Иса, который собирал сведения и факты о Нухе б, Асаде 107 и его войнах с тюрками, и был сведущ в делах этой страны.

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                При этом тюрки названы идолопоклонниками.

                Цитата

                Другим тюркским городом является город, носящий название Аграс. 118 Его жители отличаются от всех остальных тюрок уравновешанностью характера и здравостью суждений. Они едят мясо большинства животных после того, как зарежут. Они поклоняются идолам, которые являются для них знаменем религии их.

                Цитата

                У них есть храм непомерной длины, ширины и высоты. И как они утверждают, он спустился к ним с небес в том виде, каком он есть сейчас. Они говорят: «Мы поклоняемся идолам, чтобы они приблизили нас к Аллаху и заступились за нас перед ним, так как они безгрешны». У них свой король.

                Таким образом Ибн ал-Факих говорил о походах гази против тюрков, ни токуз-огузов, ни карлуков он не называл мусульманами.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Ибн Фадлан же говорил, что принявший ислам правитель огузов лишался власти.
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Огузы во времена Ибн Фадлана то есть в 921-922 г. язычники. Переход Сельджука в ислам это где-то 985 г. или вообще 80-е Х в. Ранее Караханидов приняли ислам только часть хазар в 8 веке под давлением Мервана. Но государственная религия ислам у тюрков была первой у волжских булгар в 921-922 г.
                И пожалуйста цитата из Махмуда ал-Кашгари, если он сообщает о более раннием мусульманстве Караханидов. Если он сообщает о таком раннем исламе у Караханидов, то вопрос почему этого не зафиксировал Ибн ал-Факих.

                - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                Аристов о карлуках -
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                  sak

                    1 782

                    5

                    0

                    245

                    531
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 22 Февраль 2014, 19:04

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьLaszlo (22 Февраль 2014, 18:48):

                  И пожалуйста цитата из Махмуда ал-Кашгари, если он сообщает о более раннием мусульманстве Караханидов. Если он сообщает о таком раннем исламе у Караханидов, то вопрос почему этого не зафиксировал Ибн ал-Факих.

                  Потому что мусульманин Махмуд выдает желаемое за действительное. Стоит только вспомнить ответ карлукского властителя арабскому халифу, что среди них - карлуков - нет ни банщиков, ни сапожников, ни торгашей, чтобы принимать ислам :)

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Для просмотра ссылки Зарегистрируйесьsak (22 Февраль 2014, 16:13):

                  Для просмотра ссылки ЗарегистрируйесьLaszlo (22 Февраль 2014, 16:01):

                  При этом государство караханидов составляли племена ягма, карлук и чигиль, которые в Х веке были обращены в ислам.

                  да ну? А Махмуд Кашгари другого мнения - притом, он сам был караханид :003:

                  Я вообще-то это имел в виду, там гораздо больше племен было. Сам Махмуд пишет, что был из тюркского племени барсхан.

                    Laszlo

                      5 792

                      90

                      0

                      1 320

                      5 327
                    • Статус:Легат

                    Дата: 22 Февраль 2014, 20:01

                    У Ибн ал-Факиха вообще-то ответ тюркского хакана и по контексту в правление Хишама то есть при тюргешах. Да племен было больше. В составе самих карлуков были булаки. В Худуд ал-Алам конечно значительно преувеличено количество племен, но то что их должно было быть много факт. Например о огузов их было 22 или 24. У печенегов их было 8. У кимаков 7. Чем ягма хуже? И Ибн ал-Факих упоминал о халаджах рядом с карлуками, а еще были азкиши. О халаджах и азкиши же упоминал Ибн Хордадбех.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    В источниках упомянуты также играки (чуграки) и кучеты, правда они уже наверное кочевали около огузов.
                    Кочнев Нумизматическая история караханидского каганата
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                    Джуманалиев Т.Д. Письменные памятники о государстве Караханидов.
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                    Юсуф Баласагуни - Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    В 766—775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII века распространили своё влияние на Фергану.
                    В 791 году уйгуры разгромили карлуков и тибетцев у Бешбалыка, а в следующем году карлуки были разбиты арабами в Фергане. В 798 году уйгурам покорились западные карлуки, а в 812 году ябгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Иртыш. Карлуки были вынуждены подчиниться уйгурам. В 940 году столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана — чигилями и ягма - и Карлукский каганат перестал существовать.

                    - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                    Нуртазина Н. Д. - Сатук Богра Хан и распространение ислама в государстве Караханидов
                    Для просмотра ссылки Зарегистрируйесь
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2

                      Лента Новостей

                      Введите ваши имя форумчанина и пароль:

                      Введите Ваше имя  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]

                      Не стесняйся, общайся -


                      Воспользуйтесь одной из социальных сетей для входа на форум:


                      Внимание: Реклама отключена для зарегистрированных посетителей

                        Стиль:
                          01 Май 2017, 07:28
                      © 2017 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики