Сообщество Империал: Колониальная политика России - Сообщество Империал

Laszlo

Колониальная политика России

Колониальная политика России
Тема создана: 24 февраля 2014, 16:06 · Автор: Laszlo
 2 
 Из деревни приехал
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 02 августа 2021, 11:08

Для быстро набирающего силу Русского государства XVI в. стал таким же веком географических открытий и завоеваний, как и для стран Западной Европы.

Imp

Рис. 1. Расширение территории России с 1613 по 1914 гг.


Главным отличием было продвижение не в дальние заморские земли на больших кораблях, а длительные походы по суше на сопредельные территории.
Всего за 100 лет, начиная с присоединения к Русскому государству Сибирского ханства (1588) под отеческую (порой тяжелую, но чаще справедливую) руку Белого Царя перешли огромные территории от Камы до Охотского моря.

Imp

Рис. 2. Тобольский кремль. XVII – начало XVIII вв.


Новые рубежи были закреплены первым международным договором, касавшимся разграничения владений Русского государства в Азии – Нерчинским трактатом (1689), определившим расстановку сил в регионе почти на будущие 200 лет.

Что двигало русскими в их движении «встречь Солнцу»? Романтика? Корысть? Или поиск жизненно необходимых для развития государства ресурсов?

Imp

Рис. 3. Лежбище моржей – источника «дорогого рыбьего зуба».


Сначала русская общественная мысль XIX в., полная романтических представлений, создала образ землепроходца, как человека духа, которого влечет в дальний путь жажда познания чего-то нового, утверждения превосходства Руси и веры православной над язычниками-инородцами и приобщения их, прозябавших в невежестве и дикости, к передовой русской культуре.

Imp

Рис. 4. Сбор ясака. Картина XIX в.


В ХХ в. концепция была дополнена тезисом о добровольности вхождения народов Сибири и Дальнего Востока в состав России в поисках выхода из критического положения, сложившегося в связи с давлением на их земли нехороших феодалов Монголии и Китая, только и искавших случая чтобы кого-нибудь поработить и закабалить ради своей выгоды, тормозя для этого развитие этих народов, стремившихся к лучшей жизни, которую они, как следовало из тезиса, могли получить только от русских (несомненной была связь этой концепции с идеями построения социализма в одном отдельно взятом государстве).

Наконец, с 1990-х годов начинается более трезвое освещение длительного и сложного процесса освоения (наверное, в силу многоплановости этого исторического явления – самый уместный термин) Сибири и Дальнего Востока русскими.

Imp

Рис. 5. Якутские воины XVII в. Современная реконструкция Дмитрия Мухина.


«Внезапно выяснилось», что процесс продвижения отрядов землепроходцев по Сибири не был триумфальным шествием более передовой цивилизации по землям дикарей, которые всячески приветствовали приход «старшего брата» с целью влиться на полных правах в «счастливую семью народов, которую сплотила Великая Русь», что были и войны, и восстания, и случаи недостойного поведения землепроходцев. Все чаще стали звучать определения этого
процесса, как колонизации.

Тому, как конкретно развивались события, в чем колониальная политика России отличалась от колониальной политики других государств, и в чем она была схожа с ними, посвящается эта тема.
     Gloriosus
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 16 августа 2014, 17:52

    Laszlo

    «В результате эпидемий аравакское население Эспаньолы сократилось с одного миллиона в 1492 г. до едва ли 16 тысяч в 1518 г.»

    Laszlo

    Согласно имеющимся данным, в доколумбовой Америке проживали 750 000 — 1 000 000 индейцев.»

    Вы сами читаете что постите или тупо репост?Судя по вашему посту в Америке только араваки и жили :facepalm:
       Laszlo
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 августа 2014, 17:54

      Гринев А.В. - Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски
      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

      Цитата

      Вплоть до конца 1810-х годов едва ли можно говорить о какой-то особой «гуманности» российской колонизации. Об этом свидетельствует и официальный документ, отразивший основные проблемы взаимоотношений РАК и коренного населения — «Записка о состоянии Алеут в селениях Российско-Американской компании», составленная в 1818 г. по материалам своей инспекционной проверки правительственным ревизором капитаном 2-го ранга В.М. Головниным. Опросив коренных жителей, служащих компании и миссионера монаха Германа, он нашел, что обвинения РАК в злоупотреблениях в отношении местного населения совершенно справедливы. Он писал: «1) Компанейские правители заставляют жителей работать во всякое время и в ненастные погоды, от чего многие из них делаются больными и не редко лишаются здоровья навсегда или преждевременно умирают. 2) Посылают их на промыслы в отдаленныя места и часто на несколько лет, где подвергаются они опасности от свирепости американских диких народов и часто бывают от них убиваемы; между тем семейства их, за отсутствием молодых здоровых людей, лишаются способов снискивать себе пропитание, ибо они летом должны и на компанию работать, и себе пищу на зиму запасать. 3) Жители, остающиеся на Кадьяке, по большей части старики или хворые и женский пол; но и те в беспрестанных работах для компанейских выгод; они запасают и вялят рыбы не только для промышленников, но и для свиней компанейских на всю зиму, а также собирают осенью ягоды; за тем сами часто принуждены бывают питаться древесною корою, ракушками или когда какое животное мертвое на берег морем выкинет. 4) Компания заставляет жителей ловить зверьков яврашек (сусликов-еврашек. — А.Г.) и бить сивучей и других морских животных; из шкур первых и из внутренних частей последних, их жены и дочери шьют платья и обувь по приказанию компанейских прикащиков, которыми им же, жителям, компания платит за бобров (каланов. — А. Г.). Привозимые свои товары ставит для них в чрезвычайную цену; хотя теперь [105] платят им вдвое против цен, означенных г. Лисянским..., но жители считают сие постановление для себя обидным. 5) Наконец жаловались они, что они часто претерпевают от приказчиков безвинно жестокие побои и обиды; и что от крайних недостатков, от трудных работ, от опасных промыслов, от побоев и от беспрестанных продолжительных отлучек молодых людей от жен своих, народ их год от году приметно уменьшается и они думают, что если с ними также поступать будут как теперь, то они скоро вовсе переведутся и как чем менее их становится, тем работы тягостнее для них должны быть, то они принуждены будут бежать в горы и питаться там одними кореньями».
         Серпа
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 16 августа 2014, 18:01

        Хочу заметить, что среди испанцев не считались зазорными смешанные браки с индейцами. На всех уровнях общества. На высшем уровне, безусловно, был некоторый шовинизм и испанской дворянке вряд ли дали бы выйти за индейца, но наоборот - пожалуйста, и метисы становились равноправными членами колониального общества. Обратите внимание, что именно в бывших испанских и португальских колониях (в меньшей степень в французских) сформировался особый феномен расово-культурного смешения, породивший т.н. латиноамериканские народы. Внутри англосаксоноского ареала картина совсем другая.


        Не раз сталкивался в литературе с упоминаниями, что многие индейцы под испанской властью мало отличались от идальго испанского происхождения - они могли владеть землями, рабами, входить в колониальное общество в виде зажиточных плантаторов. Не знаю насколько это был массовый момент, но о подобном в Северной Америке я не встречал упоминаний вовсе.
           Laszlo
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 августа 2014, 18:04

          Касательно данных о населении Америки, то ученные придерживаються разных мнений. То есть пессимисты считают что было до 1 млн (Уайт, в посте выше указано, что это его оценка). Оптимисты исчисляют население Америки в 10-15 млн. (латиноамериканские авторы). При этом нужно отметить, что обе оценки являються крайними. Население цивилизаций Мексики и Анд должно было быть более многочисленными чем собиратели и охотники населявшие большую часть континента. Касательно 3 млн. на Гаити это даже не смешно. Не стоит смешивать реалии более позднего времени с примитивной жизнью местных аборигенов. дАЖЕ в 1 млн. жителей на Гаити не вериться.

          - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

          А.В. Зорин - “РУССКО-ТЛИНКИТСКИЕ ВОЙНЫ”
          Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
             Gloriosus
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 16 августа 2014, 18:04

            Laszlo
            Хотелось бы понять откуда такое упорное желание доказать,что только русские "геноцидники",а все остальные "белые и пушистые" и случайно уничтожили множество народов,так сказать по недоразумению,не хотели мы это все кара божья и болезни нехорошие :038:
               Laszlo
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 августа 2014, 18:37

              О Латинской Америке - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Я и не говорю, что все другие белые и пушистые. Если вы меня внимательно читали, то я писал только что русские как и другие европейцы вели колониальне войны. При этом англичане, американцы, а также бельгийцы с немцами намного более агрессивно вели себя по отношению к местному населению.
              А вот латинская модель допускала смешения. А относительно массовой потери населения которую главы диаспор ногайцев и черкесов именуют геноцидом, то это события Кавказкой войны и завоевание русскими земель ногайцев и Крымского ханства. Замечу, что черкессы, адыгейцы, шапсуги, убыхи и другие, а также ногайцы ангелами не были. Но с ними можно было вести себя намного гуманее чем делал это Ермолов. Это же отметил автор пятитомной книги о Кавказкой войне Потто.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Русское завоевание ближе к латинскому варианту. Бразильские португальские бандейраты чем-то сродни русским казакам.
              О войнах РАК на Аляске - Русско-индейская война на Аляске 1802 - 1805 г.г.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. — М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1927. — 198 с.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Алексеев А. И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. — М.: Наука, 1982. — 288 с.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              История Русской Америки (1732-1867): В 3-х тт.: Т. 1. Основание Русской Америки (1732-1799) / Отв. ред. акад. Н. Н. Болховитинов. — М.: Междунар. отношения, 1997. — 480 с.: ил. Тираж 2000 экз. ISBN 5-7133-0883-9.
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Гринев А.В. - Американская эпопея Александра Баранова
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Диссертация
              Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Проблема американских индейцев США была в том, что они занимали земли пригодные для колонизации ''янки'' и ''южан''. На очень хороших землях жили индейцы, а предки современных американцев были настроены воинственно. В Канаде же более благосклонно относились к индейцам. Впрочем и Канада была менее удобна для жизни чем территория современных США. В Сибири и на Дальнем Востоке сложилось так что расстояния огромные, а климат, скажем так, не очень благоприятный. Просторы огромные, а освоение их отставало по темпам от освоения той же территории США или Аргентины с Чили. Русский пример у меня вызывает ассоциации с Канадой (чего стоит пример чалдонов и других русских субэтносов в Сибири) или Бразилией (где многие индейские племена выжили в Амазонии). Русские дружили с одними племенами, с другими воевали. Пример той же Великой Перми и коряков с ительменами показывает, что при продвижении на восток у русских тоже были союзники, как у французов гуроны.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              В Сибири не было жесткой сегрегации. В связи с этим появились группы смешанного происхождения - чалдоны, якутяне, камчадалы, каменщики, гураны, карымы, русскоустинцы, походчане.
              Бандейранты в Бразилии чем-то похожи на казаков. Антониу Рапозу Тавариш был союзником тупи против гуарани. Вместе с ним шли союзные индейцы. Ситуация похожая на испанские завоевания или русское завоевание Сибири. Просто бандейрантов интересовали рабы, а не меха и ясак как казаков. Алмазы и золото заменяли эти природные багатства. Жестокость бандейрантов сопоставима с жестокостью конкистадоров, но в целом завоевание Латинской Америки испанцами и португальцами прошло менее жестоко чем завоевание Северной Америки англичанами и американцами. Часть индейской знати была включена в состав испанской аристократии, а один из инков даже написал сочинение которое до сих пор является главным источников по истории Перу и империи инков.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Давление на индейцев в независимых латиноамериканских государствах было более жетским. Так в Уругвае и Аргентине вследствие колониализма этих государств прекратило существовать несколько индейских народов. Так что жизнь при испанцах и португальцах могло показаться легкой по сравнению с жизнью в Бразилии до недавнего времени. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
              Или лучше почитать Файндберга Историю Бразилию.

              - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

              Когда испанцы начали активно осваивать "свои" прерии (Аргентина, Чили), а американцы - "свои" Великие Равнины, у индейцев уже всё было (или вскорости появилось) - и хорошее оружие, и лошади. Да и в самом начале колонизации фактор материально-технического превосходства европейцев был лишь одним из списка, но не главным. Специализрованный сайт по колонизации русскими Дальнего Востока и Сибири - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                 L'homme
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 16 августа 2014, 20:40

                Не буду отрицать про убийства и несправедливость Российского руководства, например, в Казахстане, но были и товарищеские, торговые отношения. Небольшая история казахского устройства для вкурки, вооружения и тактики боя(думаю будет интересно, но не подумайте, что я пишу бред не в тему. тут я попытаюсь разъяснить что же влияло на отношения между народами):

                Устройство:
                Казахи были кочевым сообществом. Быт подстраивался под разную ситуацию. Всегда надо было быть наготове. Джут или болезни могли лишить степняка практически всего стада. Грабеж со стороны врага за один день лишал человека всего имущества. То есть тут через малое время степняк мог превратиться из обеспеченного человека в бедняка. В таких условиях часто люди поодиночке не были соперниками. Поэтому у казахов развилась целая сеть и способы взаимопомощи при бедах. Племенной кочевой строй тому соответствовал. Организация племени ведет корни к тюркскому устройству, во главе с каганом. Каждый род имел свою тамгу и уран(символ и боевой клич), шежире(родословную). Стадо было источником одежды, мяса, молока и всего ценного. Земля для пастбищ охранялась ценой жизни(также у каждого рода были святые места, их охраняли не хуже ставок). Были братские рода, которые в случае чего выручат. Каждый степняк, по сути, воин. Зачастую войны были индивидуалами(вооружение, экипировка и т.д. на твоих плечах). Отбирались мужчины из определенного рода, в отряд. Даже после реформ, казахи предпочитали воевать по родовому признаку, в отряде соплеменников. Значит не исключено, что союзный род кинет тебя или нападет. То есть: твой род заинтересован истребить русский отряд, а другой заинтересован иметь хорошие отношения с ними(пример не только касается русских). Зачастую заканчивалось все межплеменным конфликтом. Пример типо такого:
                -Другой род решил вести дела с русскими, хан. Может и нам подумать?
                -Думаю, что это глупо. Они у нас потом земли выдрут.
                -Но! Советую вам подумать. Они предлагают нам пороховое вооружение, а с ним мы сможем соперничать с другими племенами. Плюс защита от врагов.
                -Стоит подумать над их предложением...
                1 вариант:
                -Нет! Вести дела с ними рискованно. Я не заинтересован в сомнительных договорах с чужаками.
                2 вариант:
                -Хорошо. Давай сотрудничать с ними. Нашему племени будет выгода!
                Естественно, между родами подумавших по-разному начинались разногласия. Собирались народные собрания для обсуждения и принимались решения.
                Выгода от сотрудничества:
                -Порох, укрепленные поселения, торговые отношения, защита от джунгар и кокандцев, для буржуев - возможность обучиться грамотности и получить хорошее образование в России, крутые особняки, "одеваться как русский", "крутая повозка" и кучу прибамбасов(знать как всегда в теме!). Плюс поубивать представителей давних вражеских племен...
                Минусы:
                -Лишение земель и пастбищ, вопиющее наглое поведение чужаков, ухудшение качества жизни рядовых степняков, марионеточные ханы которым до лампочки проблемы простого люда, лишение права на ношение главного средства защиты и символа мужчины - оружия, огромные налоги, смерть за другую позицию, отжим имущества башкирами, калмыками, казаками(все есть давние враги)...
                Почувствуйте себя простым казахом или ханом и сделайте выбор, влияющий на будущее народа. Решил про вооружение и тактику не писать. Но может быть кому интересно как это повлияло на ход сражении между казахами и казаками?
                Imp
                   Laszlo
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 16 августа 2014, 21:30

                  Да, трайбализм был большей проблемой казахов. Абу-л-Хайр как и Хмельницкий рассмаатривал договор с Российско Империей как временный договор. При этом он представлял Средний Жуз, который был наиболее прорусски настроен. Казахи Младшего Жуза были оппозиционнно настроенны к русским, поскольку русские основывали на их землях поселения, да и казаки занимали земли по Уралу, а с казаками у них часто были враждебные отношение. В принципе и сейчас казахи на западе более негативно настроенны к русским чем в Астане. Однако тот же Ермак глазами казахов вовсе не позитивно рассматривался. Читал книгу Абдирова о Кучуме. Для казахов он свой. Плюс после включение Башкирии в состав Российской Империи много казахов насторожено относились к русским. Скажем так события в Казахстане были чем-то подобны ситуации в Башкортостане. В 1783-1797 гг. было восстание Сырыма Датова из Младшего Жуза. В 1826-1828 гг. восстание султана Каип-Гали Гасимова. К 30-м гг. 19 в. казахские султаны стали марионетками русских. Было марионеточное, но все таки сравнительно самостоятельное Букеевское ханство. В 1836-1838 гг. Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов подняли в нем восстание против русских. В 1837-1847 гг. восстали люди кенесары Касымова. В 1853-1857 гг. восстание Есета Котибарова. В 1856-1858 гг. восстание Жанхожы Нурмухаммедова. 1870 г. Мангышлакское восстание. Только вот в отличии от Башкирских восстаний русские власти не старались христианизировать башкир, что было одной из больших ошибок русских властей в 18 веке. Формально Букеевское ханство просуществовало до 70-х гг. 19 в. К этому моменту почти все казахские земли были включены в Российскую Империю. После того как были заняты казахские земли русские осуществили ряд экспедиций против Хивы, Бухары, Коканда. В 80-х гг. 19 в. были покорены туркмены. В 90-х гг. 19 в. занят Памир населенный таджиками. при этом отчуждение между мусульманами средней Азии и русскими было такое. что даже общий враг в лице большевиков не остановил вражды между формированиями русских Туркестана и местными басмачами. В отличии от узбеков, туркмен, таджиков казахи были не так настроены. Часть казахской знати инкорпорировалась в Россию. Так многие баи получали неплохое европейское образование у русских в Оренбурге. Среди русифицированых казахов был Ч. Валиханов. Русское правление и нормальная медицина позволила числу казахов увеличиваться. Правда большое количество население увеличило нагрузку на пастбища, что вынуждало часть казахов оседать и этим были заложены предпосылки оседания казахов в городах и урбанизации территории Казахстана. Кстати изображение боя казахов с казаками это как раз эпоха восстания Исатая Тайманова. Местному населению как и Северному кавказу был оставлен собственный уклад, то есть по своим делам казахи судились по традиционнному праву, могли кочевать, исповедовать ислам. Багатые казахи европеизировались и в момент Гражданской войны в Казахстане было демократическое движения Алаш-Орда. Оно смогло подняться над отчужденностью от русских и было союзников казаков и белых против большевиков. Правда потом часть Ала-Ордынцев получив от большевиков обещание установить союзную республику быстро переметнулась к большевикам. В 30-40-х гг. был периодом коллективизации и сталинских репрессий и многие казахи переселились в Синцзян и Иран. Но а о Великом Джуте я думаю все наслышаны. С приходом Хрущева и Брежнева в принципе ситуация в Казахстане нормализовалась и ситуация существенно улучшилась. Скажем так для казахских баев пошевших на сотрудничество с Империей был ряд плюсов, да и своих взглядах они были на уровне татарских джадидистов с кругозором куда шире чем у приземленных вождей басмачей, которые по факту оставались людьми Средневековья.

                  - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                  Русские помогли китайцам подавить восстание уйгуров и других мусульман Синцзяна (в 70-х гг. 19 в.). В общем, для жителей Средней Азии русские в эпоху Российской Империи были чужими. Намного больше они сблизились в советское время, с образованием национальных республик. Средняя Азия и Восточный Туркестан по сути были полем борьбы России и Великоритании. Это 19 век, когда великие империи делили между собой мир и в образовании независимых мусульманских государств под боком Россия не была заинтересована. касательно 18 века, то союз с русскими давал возможность казахом получить вооружение от русских и не бояться удара в спину от калмыков. Калмыки после Аюки были в основном в фарватере русской политики. что однако не устроила часть калмыков которые в 1771 г. решили откочевать назад в Джунгарию. Русские непрямо помогли казахам не быть завоеваными джунгарами. В 1771 г. казахские отряды нападали на отряды калмыков шедшие через их территории и в этом отношении были союзниками русских. Тут уж так, кто-то из баев и тайш за союз с русскими кто-то против союза. все достаточно индивидуально. Интересно, что и в США часть племен прерий сотрудничала с федеральным правительством часть была заклятыми врагами американцев как команчи и лакота, но в плане развития государственности конечно американских индейцев от казахов и калмыков отдаляла пропасть. Казахи и калмыки безусловно в плане государственности были на две головы выше индейцев прерий. Попытка построить государство западного типа среди индейцев насколько я помню была у чероки в Северной Америки и арауканов в Южной Америке, которые были оседлыми. Индейцы же прерий стали кочевниками как только приручили коней.
                     unda
                    • Imperial
                    Imperial
                    Лохаг

                    Дата: 18 августа 2014, 06:16

                    Laszlo

                    Блага цивилизации у якутов это 20 век то есть советское время. Ну и современность. Если же брать 17-19 вв. то якуты воспринимались русской администрацией как ясачные люди.

                    Вообще-то и в царское время блага цивилизации приходили. Первые школы, нормальная торговля, электричество при Николае II. К примеру, иркутский генерал-губернатор выделил из своих же средств ЕМНИП около 50 тыс. рублей для первой электрической станции Якутска :D
                    Кроме того, не к ночи упомянутый Дыгын (Тыгын) Дархан пытался объединять улусы только силой оружия, просто убивая и пуская по миру всех несогласных. Думаете, почему за его улусом закрепилось прозвище "кровавые хангаласцы"? Конечно, царская администрация не полностью ослабила произвол тойонов и стала наказывать преступников. А что насчет богатеев и знати, то в любой стране чаще всего богатым закон был не писан, власти только особо зарвавшихся ставили на место.

                    Laszlo

                    Ну знаете, русская православная церковь тоже не просто так приходила к иным народам.

                    Не надо обобщать. Местные верования в Восточной Сибири выжили и насильно христианство не навязывали (по крайней мере, огнем и мечом, подобно "цивилизованным" испанским конкистадорам). И не надо про лас Касаса - это было одно из исключений.

                    Gloriosus

                    Хотелось бы понять откуда такое упорное желание доказать,что только русские "геноцидники",а все остальные "белые и пушистые" и случайно уничтожили множество народов,так сказать по недоразумению,не хотели мы это все кара божья и болезни нехорошие :038:

                    Они никогда не дает прямых ответов на прямо поставленные вопросы, а постит огромные простыни и приводит кучу источников, которые сам временами даже не удосуживается прочесть. Не раз его ловили на подобных проколах. Что интересно, этот человек продолжает с завидным упорством гнуть свою линию, словно ему платят за это :D
                       Laszlo
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 18 августа 2014, 12:53

                      Знаете все просто только для аматора. Професионал же всегда найдет многие ньюансы. И относительно того же вопроса с населением Америки есть много точек зрения. Но видимо кому-то хочется простых ответов, которых в природе не существует. Я и не говорю что народы белые и пушистые. Вот например ханты и манси скальпировали своих врагов, ходили в набеги на своих соседей в том числе коми-зырян и русских. Знаете как ирокезы и шоуни против английских поселенцев. А якутов Тыгына можно вполне сравнить с Сидящим быком, у его лакота также было полно врагов среди других индейцев, как и у тех же команчей и апачей. Чукчи сами ходили в набеги на юкагиров и коряков и часто складывалась такая ситуация, что против чукчей ходили в поход русские с юкагирами и коряками, редче с якутами. Это как и в Латинской Америке где тлашкаланцы союзники испанцев против ацтеков, где гуарани союзники против других индейских племен. В общем ситуация похожая и различается лишь в деталях. Ну а относительно народов Сибири, так их верования не требовали людских жертвоприношений как у ацтеков, майя, чибча-муисков. В отличии от индейцев Аргентины и Уругвай они не занимались каннибализмом (один из отрядов испанцев был съеден племенем мапуче). Кроме того Иоганка Венгр и православный монах проповедовали христианство еще в 14 в. в Сибири. Через сибирских татар ханты и манси также были знакомы с исламом. Племена юга Сибири знали о буддизме.
                      Ну а относительно шаманов, то тут все не так просто.
                      Царская администрация решила сделать ставку на христианизацию Якутии, чтобы не потерять такой стратегически важный регион. Особенно такая политика активизировалась после подавления восстания Дженника 1681 – 1682 годов. Еще Алексей Михайлович «Тишайший» в 1677 году демонстративно пожаловал боярские звания новокрещеным знатным якутам Л.Львову и его сыну И.Львову. Но М.Бозеков и другие главы якутских кланов сделали вид, что не поняли прозрачный намек государя. И на какое-то время процесс заглох. Петр Великий в 1714 году издал Указ об обращении вогулов, остяков, татар и якутов в христианскую веру. Вогулы (ныне – манси) и остяки (ныне – ханты) – сейчас относятся к православным народам, но их крайне мало (манси – свыше 7,7 тысяч человек, ханты – 21 тысяча человек). Крещение татар привело к образованию субэтноса – так называемых «кряшенов», которые отличаются от других татар главным образом русскими именами и фамилиями. Кряшенов в 1926 году было 101,4 тысячи человек (в более поздних переписях их не учитывали как отдельный этнос). При этом надо учесть, что значительная часть кряшенов утратила этническую самоидентификацию как татар и полностью растворилась среди русской нации, поэтому кряшенами считают только тех, кто называет сейчас себя «кряшенами» (самоназвание – «керэшени»). Интересно, что с середины XIX века происходил и процесс обращения большой части (около 40%) кряшенов в ислам, поэтому нынешние кряшены – только обломок некогда массивного субэтноса. В некоторых работах говорится, что кряшенов сейчас якобы свыше 5 миллионов, но это некоторые авторы (типа нашего фантазера Василия) выдают желаемое за действительное (численность вообще всех татар в России свыше 5,5 миллионов человек, нынешний ведущий татарский историк Д.М.Исхаков считает, что к 2025 году татар станет меньше на полмиллиона). Поставленная Петром Первым задача христианизации якутов была выполнена – вскоре якуты стали считаться (и формально до сих пор считаются) православными.Якуты охотно восприняли Христа в качестве своего Тангара – об этом написано много, включая путевые заметки исследователей. Поэтому крещение якутов происходило довольно быстро. Одними только временными льготами в уплате ясака этот успешный процесс христианизации якутов объяснить сложно. Уже принявших ислам татар почти не удалось обратить в православие, кроме небольшой группы. Бурят-ламаистов также не удалось сделать христианами, несмотря на большие усилия имперских и церковных властей. А ведь и им тоже предлагали существенные льготы. То, что новые Боги – не Тенгри, дошло до тюрков и монголов не сразу. Никто из них поначалу не читал Коран или 108-томный «Ганджур». А когда прочли и поняли – было уже поздно, религии укоренились. То же самое можно говорить о якутах. Что там читали священники – якуты не понимали, да еще ведь читали на старославянском, который уже в XVIII веке большинство самих русских перестало понимать. Катехизис впервые переведен на якутский язык и издан в 1819 году (это – первая книга на якутском языке). Многие исследователи XVIII и XIX веков отмечают формальный характер христианизации якутов. Священникам было важнее крестить и отпевать якутов, чем глубоко внедрять постулаты православия в умы. Очень часто священники в дальние селения приезжали раз в год и задним числом крестили и отпевали оптом, это наблюдалось и отмечалось исследователями даже в начале ХХ века. Поэтому якуты до конца XVIII – начала XIX веков мало знали о своей новой религии. Верить в прежних богов было уже «не политкорректно», поэтому они переместились в область просто мифологии, сохранившись в основном в олонхо – интеллектуальной и исторической энциклопедии якутской цивилизации. Этим отчасти объясняется усиление черного шаманизма у якутов – в условиях теологического вакуума это было закономерным явлением. Фактически у якутов была теологическая автономия, которая сочеталась с политически-административной автономией. Якутское общество жило по своим законам, апеллируя к имперской администрации только в случаях, когда не удавалось решить вопросы внутри рода. Символы и представители царской власти – исправники – могли некоторые наслеги вообще не посещать десятилетиями, об этом мы узнаем из документов. Якутское общество, таким образом, продолжало жить почти само по себе, продолжало верить в своего Бога, которого чисто формально называли Иисусом Христом. Так, впрочем, было почти во всей Российской империи. Только после 1917 года центральная власть стала диктовать всей стране, по какой идеологии и по каким правилам всем жить, несогласные уничтожались.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Да и в Америках христианизация далеко не всегда проводилась огнем и мечом. И Бартоломео де Лас Касас далеко не исключение.
                      Вот например добровольно обратили гуарани.
                      М. В. Зуева. «Государство» иезуитов в Парагвае / «Государство» иезуитов в Парагвае (1610-1678 гг.)
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Иезуитские редукции были созданы Орденом иезуитов в районах, населённых племенами тупи-гуарани, преимущественно на территории современного Парагвая, затем распространились шире, на часть территорий нынешних Аргентины, Бразилии, Боливии и Уругвая. Эти резервации отличались от резерваций в других регионах тем, что они не стремились привить индейцам европейский образ жизни, а лишь обратить их в христианство. Под руководством иезуитов индейцы достигли существенной автономии в рамках Испанской и Португальской колониальных империй. Индейский труд в редукциях был достаточно эффективным и экономически успешным. Когда возникла угроза вторжения работорговцев-бандейрантов, индейцы создали ополчение для защиты от колонистов. Сопротивление работорговцам, а также высокая степень независимости и экономический успех часто называются причинами изгнания иезуитов из Нового Света в 1767 году. Одной из особенностей иезуитских миссий региона Гуайра (англ. Guayrá) было наличие в них с 1640-го года хорошо вооруженных отрядов индейцев-гуарани.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      1573 г. по распоряжению короны прекратилась конкиста и якобы начался период пацификации - мирного обращения индейцев в католичество (History of Latin American civilisation, v. I. London, 1969, p. 149).Распоряжение 1573 г. содержало целую программу "мирного" покорения аборигенов. Корона советовала предварить евангели-зацию основанием города, обитаемого испанцами, в местности, принадлежащей индейцам, собрать всю возможную информацию о последних, их языках, обычаях, вождях, завязать с ними торговлю или обмен различными продуктами, дарить им различные безделушки, чтобы вызвать у аборигенов чувство благодарности. "Не проявляя какой-либо жадности к индейской собственности, - говорится в цитируемом документе, - следует установить мирные связи дружбы и сотрудничества с индейскими вождями и "дворянами", которые могут, по всей вероятности, быть полезными при пацификации страны" (Ibid., p. 150).Расположив к себе индейцев, миссионеры могли приступать к пропаганде христианства. В отличие от прошлых лет король советует впредь не порицать индейцев за их "извращения" и "идолопоклонство", не отбирать у них женщин и идолов, дабы не вызвать отвращения к христианству, а сначала убедить их в святости христианских доктрин с тем, чтобы добиться добровольного отказа от всего того, что "противоречит нашей святой католической вере и евангельской доктрине".
                      Король советовал миссионерам соблюдать большую осторожность, такт и осмотрительность при посещении индейских селений, не оскорблять ни словом, ни жестом аборигенов, не проявлять опасений и страха, ибо все "это могло вызвать враждебную реакцию со стороны индейцев,". "Трудностей можно будет избежать, - говорится в распоряжении, - если детей касиков и благородных индейцев доставлять в испанские поселения и задерживать там в качестве заложников под видом гостеприимства и приучения их к ношению одежды" (Ibid., p. 151).
                      Миссионеры требовали запретить "белому" духовенству иметь какое-либо отношение к индейцам, но королевской власти вовсе не улыбалось отдать на откуп миссионерам все местное население. Миссионеры были нужны короне для обращения индейцев в христианство, их "мирного" покорения, после чего можно было извлекать из их пасомых определенную материальную пользу, а для этой цели больше подходили не миссионеры, а священники, которым были чужды какие-либо эгалитарные тенденции и пресловутое испанское стремление к "справедливости", столь непомерно раздутое Льюисом Хенке.
                      Исключение делалось для иезуитов, действовавших в пограничных районах (Парагвае, в северных областях Мексики), имевших стратегическое значение для испанской короны. После запрещения иезуитского ордена и изгнания его членов из Америки находившиеся под его контролем индейцы были переданы в ведение "белого" духовенства.В начале миссионеры склонялись к тому, чтобы христианское вероучение преподносилось индейцам на их же языке, и стали усиленно изучать местные наречия, сочинять на них всякого рода пособия по католической вере. Робер Рикар обнаружил 109 таких сочинений на 9 индейских языках, относящихся к периоду 1524-1572 гг. Из них 80 принадлежало францисканцам, 16 - доминиканцам, 8 - августинцам и 5 - неуточненным авторам (Ricard R. Op. cit, p. 65). Однако по разным причинам миссионерам пришлось отказаться от использования местных языков в целях евангелизации. Их оказалось слишком много, к тому же они не были приспособлены для изложения всех тонкостей католической теологии, а искажения в переводах на местные языки "попахивали" ересью и могли закончиться для незадачливого переводчика привлечением к суду инквизиции. Вместе с тем королевская власть без особого восторга относилась к использованию для проповеди христианства местных языков, опасаясь, что оно будет способствовать изоляции индейцев и даст миссионерам определенные преимущества перед колониальными властями. Корона настаивала на скорейшей испанизации индейского населения, на обучении его испанскому языку.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Каков же был конечный результат миссионерской работы в испанских колониях Америки? Что касается Мексики, то в начале XX в. мексиканский историк Мануэль Гамио высказал мнение, что здесь возникла "смешанная религия", вид синкретизма - католицизм вперемешку с языческими пережитками (Gamio M. Forjando patria (Pro nacionalismo). México, 1916, p. 149-152).Индеец к концу XVI в. исповедовал как бы две религии: католическую и свою собственную. Одна религия "наслаивалась" на другую. Назвать этот результат успехом миссионеров нельзя. Энрике Д. Дуссель, автор весьма популярной на Западе "Истории церкви в Латинской Америке", как и Боргес, восхваляет подвиги миссионеров, но и он вынужден признать, что миссионеры породили вид религиозного гибрида или религиозной "светотени", в которой невозможно определить, где кончается язычество и где начинается католицизм. "Светотень", по Дусселю, приняла в конечном итоге форму "народного католицизма", основанного на полуязыческих суевериях, который автор определяет как порождение "не совсем христианского сознания" (Dussel D. Historia de la Iglesia en América Latina. Coloniaje у liberación (1492-1973). Barcelona, 1974, p. 131-132).

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Сомин Н.В. - Государство иезуитов в Парагвае
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Да и в Северной Америке все также не было просто, хотя отношение американцев к индейцам было такое же как у буров к зулусам. Вот пример позитивного отношения из Канады.

                      Цитата

                      «О Боже! Подобно Громовой Птице древности я снова восстану из моря. Я возьму все средства успеха белого человека - его образование, его способности, и этими средствами я превращу мою расу в достойнейшую часть твоего общества».
                      (вождь Ден Джордж, сэлиш)


                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Христианизация индейцев. Позиция Кофмана -

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Кофман указывал, что в 16 веке в Латинскую Америку мигрировало 80 тыс. В завоевании Америки испанцами участвовало в общей сумме 10 тыс. воинов. Поэтому испанцы и активно втягивали местную индейскую аристократию в управление территориями. У инков не было разницы между политикой и религией. Религию поклонению Солнцу и правителю Инке была замещена христианством. Активное противодействие христианству в регионах с развитыми и кровожадными религиями ацтеков, майя и чибча-муисков.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Казалось бы, для выполнения этих задач необходимо огромное количество людей, потому и сложилось представление об ордах испанцев, которые вторглись в Америку.Мы можем судить о том, какое количество людей эмигрировало в Америку за это время. У нас есть один очень хороший источник – это списки пассажиров, отправлявшихся в Америку. Не любой мог отправиться в экспедицию в Новый Свет, каждый проходил собеседование. Хотя списки, хранящиеся в архивах, неполны, они дают основу для вычислений.В результате вычислений, которые я произвел, я могу назвать цифру. За период с открытия Америки и до 1556 года туда эмигрировало где-то около 80 тысяч человек. Среди них конкистадоров было намного меньше, чем людей мирных профессий, женщин, священнослужителей – собственно, колонистов.Подсчеты, сделанные мной, показывают, что в завоевании Северной Америки участвовало около 4500 человек, а Южной Америки – около 6000 человек. В любом случае их было меньше, чем воинов в одной дивизии. Вот почему мы можем говорить о конкисте как о совершенно необыкновенном событии.
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                      Работы Кофмана - Кофман А. Америка несбывшихся чудес. М., 2001
                      Кофман А. Рыцари Нового Света. М., 2007.
                      Кофман А. Кортес и его капитаны. М., 2007.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Католическая церковь в Вице-Королевстве Перу.
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      РПЦ на Аляске и испанские миссии в Калифорнии - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Христианизация атапасков русскими - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Андрей Кофман - Рыцари Нового Света. Как покорялась Америка.
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Христианизация самодийцев
                      Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический аспект
                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Начало миссионерской деятельности в Сибири знаменовалось указом Петра I о массовом крещении северообских народов. Указ повелевал митрополиту Филофею уничтожать изображения божеств, которым поклонялись народы Сибири, и крестить аборигенов. Реальные же мероприятия по крещению и христианизации народов Сибири начались после приезда в 1711 году в Сибирь в качестве нового губернатора князя М.П. Гагарина. При его активной поддержке Филофей Лещинский обращал в христианство березовских ханты во время экспедиций 1712, 1713 и 1714 годов, пелымских манси – в 1714 и 1715 годах; сургутских ханты – в 1716 и 1718 годах. В 1717 году с аналогичной целью Ф. Лещинский ездил проводить крещение в Нарымский и Кетский уезды, в 1719 году – в Мангазею, а в 1719-м и 1720-м – в Иркутск и за Байкал. "Сибирский апостол", как позднее назвали Ф. Лещинского, и его последователи ревниво выполняли свою христианскую миссию. Изображения божеств, которым сибирские народы поклонялись, приносили жертвы и с коими связывали свое благополучие, разделили печальную судьбу лапландских бубнов. Основные священные места были разрушены во время
                      миссионерских экспедиций Лещинского в 1712-1718 годах. В 1722 году священник Михаил Степанов сжег 75 священных мест в Приобье; в 1723-м в Березовском уезде русская администрация отобрала и сожгла 1 200 деревянных и 5 железных изображений божеств ханты и манси.
                      По мере развития успехов миссионерской деятельности в Сибири в XIX веке интерес к шаманству и шаманам ослабевал. Народы Сибири, проживавшие вблизи русских поселений, восприняли православие с разной степенью глубины и понимания. Кочевники из отдаленных труднодоступных районов продолжали придерживаться верований своих предков. Проблема существования шаманов в стране как будто вовсе перестала беспокоить верховную власть.
                      В то же время сибирские аборигены нередко почитали за изображения своих (или общих с русскими людьми) божеств лики святых на русских иконах и складнях; не персонифицируя святого, его просто называли Торум, в таких случаях ханты, к примеру, вешали иконы в доме рядом со священной полкой.

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

                      Крещение эвенков - Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
                         Похожие Темы
                        МЧемпионат и кубок России по футболу II том
                        Все о чемпионатах и кубках России по футболу
                        Автор V Valente
                        Обновление 21 апреля 2024, 22:40
                        XБритания - самая большая колониальная страна
                        Тема о стране, которая имела самое большое количество колоний
                        Автор J Jackel
                        Обновление 12 апреля 2024, 15:32
                        СБизнес-политика Сreative Assembly, и Warhammer TW
                        Бизнес-политика Сreative Assembly, и Warhammer TW
                        Автор D Dr.Schmeisser
                        Обновление 08 апреля 2024, 12:10
                        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                        РегистрацияВход на форум 
                        Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Нового Времени Российская Империя Обратная Связь
                        Стиль:Language: 
                        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 23 апр 2024, 22:45 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики