Quote
у печенегов и половцев были города, только вот жило там зависимое население - те же русичи и аланы (ясы), а также переходящие к оседлости огузы
Это не говорит о том, что сами половцы и печенеги не могли жить в городах.Возьмите Саркел-Белую вежу,Артамонов раскопал вблизи городского русского могильника курганы с типично кочевническим снаряжением - деталями сбруи и пр. датируемыми 10 веком, он связывает их с торками, ни от кого тогда не зависевшими либо вообще входящими в печенегию как равные собственно самим печенегам)-
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Quote
Оседлость была уделом проигравших.
Оседлость - вероятно, город - зимовник и ставка кагана,место жительства его приближенных(с огромным числом продуктов ремесла и земледелия, торговыми пошлинами) - отнюдь, яркий пример Итиль.(хотя их и выбили из сев.кавказа арабы,кочевать они не прекратили, что явствует из слов Иосифа Хаздаю, тоже самое с печенегами, которых выбили огузы). В тоже время сельджуки осели, хотя были победителями, конечно можно свалить на изменение прир. условия и т.п., но номады как и земледельцы всегда превозносят альтернативный им образ жизни и в душе не любят свой.Вспомните слова Сандилха Юстиниану, когда он перечисляет все то, что появилось у кутригуров, когда они стали "федератами" Византии, он завуалированно называет все те блага оседлых цивилизаций, которые он хотел бы иметь("вино,ходят в шелках и в золоте" и т.п.)В данном случае город представляет собой место , где сосредоточены все эти блага, которые не нужно выменивать у земледельцев или совершать постоянные набеги на земли последних.
Quote
Особый случай хазары. Их города находились на землях зависимых от них народов гуннов-савиров и барсилов.
барсилы - полумифический народ, традиционно салтово-маяцкая культура подразумевает под собой культуру болгар(полагаю их можно отождествить с гуннами-савирами-утигурами) и алан
Quote
Появление же большого количества других городов было обусловлено переходом знати в иудаизм, а также необходимости расширять свои владения за счет оседлого население и переориентация с грабительских набегов на торговлю как основной источник доходов
.
Согласен.Собственно с подчинением достаточно больших территорий также возникла необходимость в административных институтах,которые бы базировались в городах, с принятием иудаизма и расцветом торговли при посредстве еврейских торговцев возникла необходимость в строительстве таких городов как Саркел, имеющих оборонительно-таможенные функции.Но дилемма в сущности, если хотите,культа войны у хазар.Переориентация о которой вы говорите по-моему есть закономерность, тот же Иосиф говорил кочуем по Хазарии "без боязни и страха"
Quote
Кидани изначально не были так сориентированы на степь как тюркские народы. Их экономика представляла собой синтез кочевничества и земеледелия. Их родиной была Маньчжурия, что есть не совсем степью. Кроме того кидани развивались по образцу китайской цивилизацции. Они чем то похоже на сочитавших кочевничество и земледелие енисейских кыргызов.
В целом я с вами согласен.Тем не менее городов было много, самый большой - Чинтолгой-балгас в Центральной Монголии(т.е. та самая пресловутая степь).Собственно если сравнивать их с хазарами, то сразу видна разница во влиянии соседней оседлой цивилизации.Фортификации и внутренняя планировка типично китайская, когда внутри города, где жили сами хазары не было традиционной уличной планировки, но были хаотично разбросанные юрты,собственно о чем я хотел поговорить.