По традиционному, восходящему к грекам географическому делению, в регион Восточного Средиземноморья, простирающегося от предгорий Тавра и большой излучины Евфрата до Синая, входят географические регионы Сирия (с горами Аманус на севере и Ливан и Антиливан на юге) и Палестина; полоса побережья выделяется в регион Финикию. Во II тыс. Палестина и южные районы Сирии (с соответствующим отрезком Финикии) рассматривались как регион Ханаан (Кенаан, Кинаххи), а прочая Сирия - как продолжение западноцентральной Верхней Месопотамии и сирийской степи, объединенное с ней под общим наименованием ("Амурру", "Хурри", "Нахрайна"). Водных ресурсов здесь мало, самые большие реки - Иордан в Палестине, Оронт в Сирии. Рельеф и бесплодные районы делили Восточное Средиземноморье на множество отдельных микрорегионов. Большое количество удобных бухт поощряло развитие мореплавания. Степные и пустынные области на рубежах Аравии были местообитанием скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы. Сама Аравия делилась в древности на три региона, известных античным авторам как Аравия Каменистая (северо-западная), Аравия Пустынная (центральная и северная, куда включалась иногда Сирийская степь вплоть до границы Сирии-Палестины и течения Евфрата) и Аравия Счастливая (южная, где было возможно развитое земледелие).
Хозяйственной и геополитической базы для создания крупного объединенного государства здесь не было, а периодические волны миграций с эпицентром в полупустынях и степях Аравии существенно тормозили развитие регионов. Залежи медной и железной руды, обширные леса, в том числе знаменитые ливанские кедры, а потом и выход к торговым путям притягивали сюда экспансию Месопотамии и Египта.
В VIII-IV тыс. население Восточного Средиземноморья и Северной Аравии составляли племена-потомки носителей местной мезолитической культуры, т.н. натуфийской. Уже в IX-VIII тысячелетиях до н. э. натуфийцы собирали дикорастущие злаки. В среде их потомков осуществился переход к земледелию, известный по культуре Иерихона (VII тыс.). Население обитало в небольших поселках, состоящих из глинобитных домов. Некоторые из них, в частности Иерихон, окружали каменные стены, ибо накопление богатств земледельческими общинами и беспокойное соседство воинственных степняков вызывали необходимость в оборонительных средствах. В Иерихоне они оказались недостаточны: протогород пал под ударами извне. В VII-VI тыс. неолитическая революция охватывает весь регион. В V-IV тыс. в Северную Сирию проникают убейдцы и убейдская культура.
Аравию в VI-IV тыс. занимает семитская этнокультурная общность; семитские племена, по-видимому, переселились сюда из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандеб и, продвигаясь на север, ассимилировали обитающих здесь потомков натуфийцев. В IV тыс. внутри этой общности обособились несколько ареалов - к Среднему Евфрату выходили восточносемитские племена (предки аккадцев), впоследствии переселившиеся в Месопотамию; у рубежей Сирии обитали т.н. северные семиты, или эблаиты; в североцентральной Аравии обитали т.н. западные семиты (предки ханаанеев, амореев, древних евреев и пр.), в южноцентральной - носители т.н. южноцентральных семитских диалектов - прямые этнические предки исторических арабов), крайний юг - носители т.н. южнопериферийных семитских диалектов ("южные арабы", создатели первой цивилизации в Аравии; арабизированы историческими арабами они были только в I тыс. нашей эры).
В конце IV - начале III тыс. до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии приходит в движение. Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а оттуда - в Нижнюю Месопотамию, северные семиты расселяются в Сирии и Верхней Месопотамии (проникая даже за Тигр). Раскалывается западносемитское единство: часть западносемитских племен отселяется в Сирию, а оттуда распространяется в Палестину, переходя к оседлому земледелию, в то время как другая остается в степях и занимается подвижным скотоводством. На основе отселившихся на запад западносемитских групп сформировался этнос ханаанеев, на основе тех, что остались в степях - этнос т.н. сутиев-амореев (по самоназванию - просто сутиев; термин "амореи" перешел на них значительно позже). Сутии-амореи уже ок.2400 г. были известны шумерам как их южные соседи.
Эти процессы нашли отражение в мифологии: еще во времена западносемитского единства его носители именовали себя "сутиями", по своему легендарному предку, Суту (Шет-Сиф Библии). Эпонимом ханаанейских групп был известный по Библии Каин (досл. "Кузнец"). Ханаанеи, помня о своем происхождении из общезападносемитской среды, закономерно объявляли Каина потомком Суту, в то время как оставшиеся в степях группы, прямо продолжавшие былую общность "сутиев", и удерживющие соответствующий этноним, враждебно относились к оседло-городским жителям (обычное явление для подвижных скотоводов), рассматривали отселенцев как своего рода изменников добрым обычаям предков и объявляли их эпонима - Каина - не потомком, а злым земледельческим братом доброго скотовода Суту, виновным в убийстве другого доброго брата-скотовода - Авеля. Скотоводы-сутии и отселившиеся основатели городов ханаанеи тем самым противопоставлялись друг другу как потомки достойного и скверного братьев. Этот миф попал в итоге в библейскую традицию в обоих вариантах.
К середине III тыс. до н.э. на территории северо-восточной Аравии обособилась еще одна ветвь западных семитов, известная впоследствии под названиями "арамеев" и "ахламеев". Их легендарным первопредком считался, видимо, некий Сахламу.
С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине происходит резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии; с этого времени начинается так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья (III тыс. до н.э.). В это время на средиземноморском побережье возникают основные города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) - собственно Библ (археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX-XXVIII вв. до н. э.). По-видимому, одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с северными семитами, или эблаитами (назваными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их называли "марту" - не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному ими. По-аккадски то же слово звучало как "амурру", т.е. амореи).
В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы, как видно из наличия крупных жилых строений, по размерам и богатству явно принадлежавших городской верхушке, и монументальных храмов на каменном фундаменте. В Библе в середине III тыс. уже сложилось политическое образование - номовое государство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Оно вскоре попало под политическое и культурное влияние Египта.
Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства, и сложения классового общества происходят и в глубине страны. Так, в севросирийском городе Алалахе уже в конце IV - первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на высокой платформе, а в XXVIII-XXIV вв. до н. э. рядом с ним оявляется дворец с парадной колоннадой, постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует о возрастании могущества алалахского царька.
В Северной Сирии уже в конце IV тыс. северные семиты основали протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный городской центр с населением в 20-30 тыс. человек. В XXV-XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате - столицей другого раннего государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой ветвью северных семитов. Найденный в Эбле архив дает науке исключительно важные сведения. В XXIII в. Эбла становится объектом завоевания аккадских царей - Саргона, а затем Нарамсуэна, разрушившего ее в отместку за бунт. Вспоследствии, при III династии Ура Эбла возрождается как город, но ее могущество навсегда уходит в прошлое.
В социальном плане Эбла представляла собой типичное номовое государство во главе с царем, при котором существовал административный аппарат. В хозяйствах, за счет которых жила верхушка общества, трудились подневольные работники и собственно рабы.
Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или прямоугольными башнями (Мегиддо, Иерусалим, Лахиш и др.), и наряду со святилищами в них уже появляются резиденции местных правителей. С середины III тыс. сюда уже начинают совершать первые походы египетские фараоны.
Захват северосемитских областей Сирии и Верхней Месопотамии аккадцами и последующее разрушение самой аккадской державы (первая треть XXII в. до н.э.) создали известный вакуум силы в упомянутых регионах и вызвало перемещение сюда населения из смежных областей - с северо-востока - хурритов, с юга - сутиев. В середине XXII в. до н. э. сутии заняли нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Евфрата, а оттуда - центр Верхней Месопотамии и рубежи Сирии, ассимилировав местных северосемитов. Отныне именно на сутиев переходит было месопотамское обозначение северных семитов - "марту" или "амурру" (амореи), и в науке сутии известны, как правило, под этим последним наименованием. Со своей стороны, хурриты, двигаясь на запад вдоль Верхнего Тигра и Евфрата, уже в XXI в. заселяют Северную Сирию. В XXI в. вся Сирия и часть более южного побережья с Библом входят в зону власти III династии Ура.