Одно из древнейших упоминаний Руси в источниках - знаменитое известие Бертинских анналов (835 - 861 гг.) епископа г. Труа Пруденция.
В 839 г. к франкскому императору Людовику Благочестивому (814 - 840) явились послы византийского императора Феофила (829 - 842). Посольство было торжественно принято 18 мая в Ингельгейме. В составе византийского посольства оказались и представители народа ?рос?:
Цитата
Послал он с ними также неких [людей], которые говорили, что их, то есть их народ, зовут Рос (Rhos), и которых, как они говорили, царь их, по имени Хакан (Chacanus), отправил к нему (Феофилу) ради дружбы. В помянутом письме [Феофил] просил, чтобы император милостиво дал им возможность воротиться [в свою страну] и охрану по всей империи, так как пути, какими они прибыли к нему в Константинополь, шли среди варваров, весьма бесчеловечных и диких племен, и он (Феофил) не желал бы, чтобы они (росы), возвращаясь по ним (путям), подвергались опасности. Тщательно расследовав причину их (росов) прибытия, император [Людовик] узнал, что они принадлежали к народности свеонской (eos gentis esse Sueonum); считая их [скорее] разведчиками по тому царству (Византии) и нашему, чем искателями дружбы, [Людовик] решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет; и он поспешил сообщить Феофилу через помянутых послов (византийцев) и письмом также и о том, что он их (росов) из любви к нему (Феофилу) охотно принял; и если они (росы) окажутся людьми вполне благожелательными, а также представится возможность им безопасно вернуться на родину, то они будут [туда] отправлены с охраной; в противном случае они с [особо] посланными будут направлены к его особе (к императору Феофилу), с тем, чтобы он сам решил, что с таковыми сделать.
(Цитируется по: Кузьмин А.Г. Два вида русов в юго-восточной Прибалтике // Сборник Русского исторического общества. Т. 8. Антинорманизм. Сб. ст. М., 2003. С. 194 - 195.)
Интересная мысль в этой связи:
Цитата
Продуктивности славяно-скандинавских контактов на путях к восточным серебряным рынкам способствовало ослабление Хазарии в ходе гражданской войны 810 - 820 гг. (последовавшей после принятия иудаизма хазарским беком Обадия). Начинается борьба Руси с Хазарским каганатом, завершившаяся через сто с лишним лет. Правитель днепровских ?росов?, вероятнее всего летописный Дир, принимает титул ?кагана?, противопоставляющий его главе Хазарской державы. Направленное в 838 г. в Византию посольство (в котором участвовали и варяги), очевидно, стремилось расширить и упрочить диапазон экономической деятельности ?русов? на юге (к этому времени, на исходе первого столетия славяно-скандинавских контактов в пределах Верхней Руси, вполне можно допустить контаминацию северной и южной формы государственного и социально-сословного наименования, зафиксированного ?Повестью временных лет? именно как ?Руска земля?).
В целом, по-видимому, попытка Дира добиться перестройки византийско-хазаро-русских отношений оказалась неудачной. Могли сказаться и недавние (в 810-х гг.) набеги ?русов? на византийские города Крыма, черноморского побережья Малой Азии, острова Эгейского моря; уступка хазарами Крымской Готии, где с 815 г. была восстановлена византийская администрация; новопостроенный для хазар спафарокандидатом Петроной Каматиром кирпичный Саркел поставил под контроль военно-стратегическую сухопутную дорогу от Дона в славянские земли северян, вятичей, радимичей. После 833 г. Среднее Поднепровье выпадает из зоны обращения дирхема, что не без основания рассматривают как результат ?экономической блокады?, установленной хазарами.
(Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. Сб. ст. М., 1986. С. 285.)
Таким образом, вырисовывается такая реконструкция:
Некий правитель Киева и Среднего Поднепровья (возможно, Дир), т. е. народа РОС, в борьбе с Хазарским каганатом принял равный ему титул как знак самостоятельности (если не сказать независимости) своего государства. В ознаменование этого он также отправил в 838 г. посольство в Византию (в том числе не только сами русы, но и варяги "свеонской народности"), стремясь отныне вести с ней прямую торговлю без обычного хазарского посредничества (за счет чего и жили хазары). Вероятно, эти послы, приняв соответствующее приглашение, отправились уже в составе совместного византийско-русского посольства в 839 г. к франкам.
Но пока они путешествовали, обстановка изменилась. Хазары опять перекрыли обычные торговые пути, смогли захватить славяно-аланское ("русское") Подонье, выстроили там в 834 г. с помощью тех же византийцев (решивших все же сохранить старый союз с хазарами, а не с Русью) опорную крепость Саркел (летописная Белая Вежа) с целью контроля этих торговых путей и окрестных земель, в том числе населенных славянами и аланами.
Путь послам назад был отрезан. Как добрались они от франков домой? Вероятно, через Южную Балтику.
Не эти ли события послужили впоследствии поводом для похода Аскольда и Дира на Константинополь в 860 году?