Сообщество Империал: Исторические справки! - Сообщество Империал

Х.П.

Исторические справки!

немного об истории касающейся игр Silent Hunter)
Тема создана: 12 сентября 2013, 08:59 · Автор: Х.П.
 Х.П.
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 12 сентября 2013, 08:59

Эта тема не пропагандирует идеи нацизма!



Кригсмарине

Imp

История создания
Использование подводных лодок в ходе Первой мировой войны серьезнейшим обра­зом повлияло на всю стратегию борьбы на морских театрах. Ущерб, нанесенный торгово­му судоходству стран Антанты, был колоссаль­ным. Достаточно привести следующие цифры: страны-победительницы потеряли из-за атак только германских подводных лодок около 12 млн т своего торгового флота. Это дополня­лось внушительным списком боевых кораб­лей. Общее число задействованных в ходе вой­ны подводных лодок составило приблизитель­но 850 единиц. Для борьбы с ними было выде­лено около 9000 надводных кораблей, 100 под­водных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизо­ванных торговых судов, сотни аэростатов и ди­рижаблей.
В 1919 г. после подписания Версальского мирного договора союзникам казалось, что этот кошмар больше не повторится —немцам запрещалось иметь подводные лодки в составе своего флота. Но после окончания Второй ми­ровой войны в 1945 г. выяснилось, что несмот­ря на запреты военно-морской флот Веймар­ской республики никогда не прекращал зани­маться проектированием и строительством субмарин. В 1922 г. фирмы «Вулкан», «Герма­ния» и «Везер» создали конструкторское бю­ро, занимавшееся разработкой новых типов подводных лодок по заказам второстепенных морских держав. Чтобы формально не нару­шать условий мирного договора, бюро зареги­стрировали в Гааге под названием «Голландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenierskantoorvoor voor Scheepsbouw или сокращенно IvS). Чтобы обеспечить себя новыми заказами, бюро на­значало на свою продукцию более низкие по сравнению с конкурентами цены, а убытки покрывались финансовыми вливаниями из тайного фонда рейхсвера.
Особое внимание уделялось проектирова­нию средних лодок. В 1927 г. по немного изме­ненному проекту старой подлодки UB-III (516/651 т, длина — 55,3 м, скорость — 13,6/8 узлов, 8500 миль 6-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 500-мм торпедные аппараты, 5 запасных торпед, 88-мм орудие) были построе­ны два корабля для Турции. Впоследствии не­мецкие инженеры занялись конструировани­ем более крупных кораблей данного подклас­са, что привело к созданию в начале 30-х годов проекта I серии (862/983 т, длина - 72,39 м, 18,6/8,3 узла, 7900 миль 10-узловым ходом, 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата, 105-мм орудие и 20-мм автомат). По существо­вавшим планам именно им предстояло в буду­щем послужить прототипами немецких «но­вых средних». Первоначально проекты дела­лись как «мобилизационные», т.е. предполага­лись к постройке только в случае вступления страны в войну, но с 1932 г. было принято ре­шение приступить к тайному строительству. Сначала заказали механизмы. Параллельно с этим осуществлялась разработка ряда проек­тов специального назначения. В числе прочего немцы рассматривали возможность создания и однокорпусной лодки с исключительно внутренним расположением топливных цистерн, присвоив ей обозначение «VII серия». При проектировании использовался практиче­ский чертеж малой субмарины II серии, разме­ры которой были изменены линейным преоб­разованием. При водоизмещении 626/745 т и длине 64,5 м скорость, дальность плавания и состав вооружения (16/8 узлов, 4300 миль 12-узловым ходом, 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедные аппараты, 5 запасных тор­пед, 88-мм орудие) по большинству парамет­ров повторяли прежнюю UB-HI. 16 января 1935 г. практически сразу после окончания проектных работ фирма «Германия-Верфт» получила заказ на строительство 6 субмарин нового типа. Спустя 12 дней он был сокращен до четырех, зато дополнительный заказ на строительство шести аналогичных кораблей получила фирма «Везер». В марте 1935 г. Гит­лер отказался от выполнения военных статей Версальского договора, и строительство лодок превратилось из тайного в явное.
Второй этап в судьбе самых массовых в ис­тории подводного флота кораблей начался по­сле заключения 18 июня 1935 г. англо-герман­ского морского договора и назначения в янва­ре 1936 г. командующим подводными силами Германии капитана 2 ранга Карла Дёница. Те­перь строительство немецкого подводного флота стало совершенно законным, хотя полу­чило жесткое ограничение в виде 35% от тон­нажа субмарин британского «Royal Navy» (Ко­ролевского флота). Если учесть уже строящие­ся в Германии 2 подлодки серии I, 24 серии II и 10 — серии VII, то на строительство новых кораблей оставалось всего 6000 тонн. Этого хватило бы на заказ 8 субмарин I серии по 750 т (имеется в виду стандартное водоизмещение, сообщавшееся немцами англичанам) или 12 VII серий по 500 т. Дёниц, закончивший свой боевой путь в Первой мировой войне команди­ром UB-68 (типа UB-III), решительно высказал­ся за строительство 500-тонных лодок. Позд­нее в своих мемуарах он писал: «Боевая мощь подводной лодки не возрастает прямо пропор­ционально ее размерам, как у других боевых кораблей. Напротив, если превысить опреде­ленную границу, некоторые особенно ценные боевые качества подводной лодки ухудшают­ся: возрастает время погружения..., само по­гружение выполняется с большим трудом; об­наруживается тенденция к возрастанию диф­ферента на нос, который принимает опасные размеры. Кроме того, возникают трудности, связанные с подводным ходом. Условия под­водного плавания усложняются, а это затруд­няет контроль со стороны офицера, отвечаю­щего за технику погружения. Большой лодке труднее управляться на перископной глубине. При определенном дифференте лодку боль­шой длины труднее удержать так, чтобы она не показала из воды нос или корму. А это может произойти, если лодка идет под перископом в открытом море при волнении или мертвой зыби». Считая маневренные качества субма­рин не менее важными, чем скорость и воору­жение, Дёниц настоял на продолжении строи­тельства VII серии по улучшенному проекту VIIB. Принципиальных улучшений по сравне­нию с модификацией «А» было два: замена обычного вертикального руля двойным (по пе­ру позади каждого винта — это сократило диа­метр циркуляции под водой до 215 — 263 м) и размещения дополнительного запаса топли­ва. Для этого корпус лодки удлинили на 2 мет­ра и оборудовали под «соляр» часть булевых цистерн. В результате полный запас топлива возрос с 58,6 до 99,7 т, а дальность плавания — с 4300 до 6500 миль 12-узловым ходом. Эти улучшения фактически лишали I серию по­следних преимуществ, что и подтвердили срав­нительные испытания 1937 г. В ноябре 1936 г. состоялся заказ семи новых «семерок», за ко­торым, после изменения в мае 1937 г. договор­ной квоты до 45%, последовал ряд дополни­тельных контрактов общей суммой на еще 17 кораблей.
Последняя предвоенная модификация про­екта состоялась в начале 1938 г. В преддверии планируемого оснащения всех U-ботов гидро­локаторами корпус в районе центрального по­ста удлинили на одну шпацию (0,6 м), необхо­димую для размещения стойки прибора. Не­значительный прирост водоизмещения и раз­меров вызвал снижение полной скорости надводного хода с 17,2 до 17 узлов, подводного с 8 до 7,6 узлов. Первая партия из восьми подло­док VII С была заказана 30 мая 1938 г., вторая и последняя предвоенная — из 13 лодок — в январе 1939 г.
Во Вторую мировую войну Германия всту­пила с 57 подводными лодками, из которых VII серий было только 18 единиц (10 — VIIA и 8 — VIIB). До конца 1939 г. на 13 верфях размести­ли заказы на строительство еще 131 «семер­ки». В их изготовлении участвовали такие ве­дущие судостроительные предприятия Герма­нии, как «Германия-Верфт» в Киле, «Нордзее-Верке» в Эмдене, «Нептун-Верфт» в Ростоке, «Блом и Фосс» в Гамбурге, «Шихау» в Данциге, «Флендер-Верфт» в Любеке, «Вулкан» в Штет­тине, «Дешимаг» в Бремене и ряд других, а так­же десятки и сотни заводов-смежников. Еже­месячно на воду планировалось спускать 29 единиц, но прошло не менее двух лет, прежде чем реальная цифра перевалила за два десятка.
Параллельно со строительством продолжа­лось совершенствование «семерки». Очеред­ной проект модернизации был готов к середи­не 1941 г. Экономия в массе за счет перекомпо­новки энергетической установки составила 11,5 т, что сделало возможным увеличение тол­щины прочного корпуса с 18 до 21,5 мм. Рабо­чая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 120 м, а предельная до 180 м. Расчет­ная глубина разрушения прочного корпуса из­менилась с 250 до 300 м, что составило абсо­лютный рекорд того времени. Изменения в проекте «семерки» были учреждены распо­ряжением BdU от 14.10.1941, по которому верфям следовало закладывать новые корабли в соответствии с указанными стандартами.
Следующей ступенью модернизации проек­та должна была стать серия VIIC/42. Планиро­вавшиеся улучшения касались глубины погру­жения и надводной скорости. Прирост послед­ней ожидался за счет установки второй ступе­ни турбонаддува, позволявшей повысить мощ­ность каждого дизеля с 1400 до 2200 л.с. Уста­новка воздуходувок требовала удлинения кор­пуса субмарины на 0,8 м. Одновременно, для увеличения внутренних топливных цис­терн, диаметр прочного корпуса увеличивался на 30 см, а его толщина до 28 мм. Торпедный бо­екомплект возрастал на две торпеды. В резуль­тате всех этих нововведений водоизмещение достигало 999/1099 тонн, дальность плава­ния — 10 000 миль 12-узловым ходом, но при­рост скорости составлял всего лишь 1,6 узла. Правда, теперь лодка могла спокойно нырять до глубины 300 м, а расчетная глубина разру­шения прочного корпуса составляла 500 м. Хо­тя первый контракт на строительство VIIC/42 был заключен с «Германия-Верфт» 16 июля 1942 г., но отсутствие единства мнений среди конструкторов относительно прочих деталей задержало заказ механизмов для новых лодок до начала 1943 г. По всей вероятности до «стоп-приказа» о закладке новых «семерок» на вер­фи успели поступить лишь несколько десятков комплектов секций, механизмов и приборов, однако, ни одну VHC/42 заложить так и не ус­пели. Дальнейшие планы развития основной линии — тип VIIC/43, в которых предусматри­валось довести число торпедных аппаратов до 10 (шесть в носу и четыре в корме) так и оста­лись на бумаге.
Рассказ о семействе «семерок» был бы не полным без упоминания о двух специальных модификациях: подводном минном заградите­ле VIID и «торпедовозе» VIIF.
Высокая эффективность минных постано­вок с подводных лодок в начале войны (их про­изводили обычные лодки через торпедные ап­параты) вызвала к жизни заказ на специализи­рованные заградители — носители якорных неконтактных мин SMA. Общий вес и размеры мины были таковы, что требовали размещения в специальной вертикальной шахте. Формиро­вание проекта заградителя для сокращения срока разработки осуществлялось крайне про­сто — позади центрального поста обычной суб­марины серии VIIC врезался дополнительный 9,8-метровый отсек с пятью вертикальными шахтами, в каждой из которых могло поме­щаться по три мины. Общая длина лодки вы­росла до 76,9 м, водоизмещение достигло 965/1080 т, надводная скорость упала на 1 узел, подводная — на 0,3 узла. Благодаря увеличе­нию запаса топлива в более протяженных бор­товых цистернах дальность плавания выросла до 8100 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-213 — U-218; ав­густ 1941-го — январь 1942 г.) мина еще страда­ла комплексом «детских болезней», в результа­те чего первая постановка состоялась лишь 4 мая 1943 г. К этому времени три заградителя уже успели погибнуть. Оставшиеся — до конца войны совершили в общей сложности 11 выхо­дов для постановки мин, но особых успехов при этом не добились.
Подобным образом сложилась и судьба мо­дификации VIIF. Последовавшее летом 1941 г. крушение системы снабжения надводных и подводных рейдеров с плавбаз в Атлантике вызвало к жизни указание BdU от 22.8.1941 в котором фирме «Германия-Верфт» предпи­сывалось построить четыре лодки снабжения торпедами. Конструктивное решение повторя­ло предыдущую модификацию — позади цент­рального поста врезался дополнительный отсек длиной 10,5 метров, большую часть которого занимали 24 торпеды, уложенные в четыре вер­тикальных ряда. Для перегрузки служил специ­альный люк, размещенный в кормовой части отсека. Соответственно размерам (длина 77,6 м) изменились и другие ТТХ корабля: водоиз­мещение — 1084/1181 т, скорость — 16,9/7,9 узлов, надводная дальность плавания — 9500 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-1059 — U-1062; май — август 1943 г.) битва за Атлантику была уже безнадеж­но проиграна, в результате чего лодки ни разу не использовались по прямому назначению. Вместо снабжения лодок торпедами в откры­том океане им предстояло заниматься перевоз­кой этого же груза между портами.
До 30 сентября 1943 г., когда распоряжением командующего подводными силами (BdU) за­кладка новых «семерок» была прекращена, кригсмарине успел заключить контракты на строительство 1452 (!!!) кораблей этого типа. Несмотря на приказ верфь «Фленсбургер шифбау» продолжала закладку кораблей VII серии до января 1944 г. Поэтому последней «семер­кой» стала U-1308, заложенная 28.1.1944, спу­щенная на воду 22.11.1944 и вступившая в строй 17.1.1945. Несмотря на то, что в строй вступила только половина от общего заказа, приведен­ные цифры резко выводят «семерки» в число самого массового проекта подводных кораблей в мировой истории. Второе место (отстающий, однако, по численности почти в три раза) зани­мает советский послевоенный 613-й проект, ко­торый насчитывал 215 единиц, построенных в СССР и 21 лодку, построенную в Китае.

В дополнение также необходимо сказать, что в 1938-1939 гг. на вооружение германского флота стали поступать более крупные океанские подводные лодки IX серии, стандартным водоизмещением 750 тонн,с запасом хода 8100 морских миль, вооруженные шестью торпедными аппаратами и 22 торпедами. Этилодки как нельзя лучше подходили для крейсерских операций в Атлантике. Кроме того. к началу войны был разработан проект подводного миноносца XB серии, с запасом хода в 14500 миль, что позволяло использовать этот корабль в удаленных от Германии районах Мирового океана.

Модификация
VII А - заложено 10 шт., вступило в строй 10 шт.
VII В - заложено 24 шт., вступило в строй 24 шт.
VII C - заложено 582 шт., вступило в строй 577 шт.
VII С/41 - заложено 91 шт, вступило в строй 88 шт.
VII С/42 - не было заложено в итге ни одной единицы
VII D - заложено 6 шт., вступило в строй 6 шт.
VII F - заложено 4 шт., вступило в строй 4 шт.

В итоге было заложено 717 подлодок, а вступило в строй 709 подлодок.

Лодки VII серии несли следующие тактические номера:
- серия VII А насчитывала 10 единиц (U-27 - U-36);
- серия VII В - 24 единицы (U-45 - U-55, U-73 - U-76, U-83 - U-87, U-99 - U-102);
- серия VII С и VII С/41 - 665 единиц (U-69 - U-72, U-77 - U-82, U-88 - U-98, U-132 - U-136, U-201 - U-212, U-221 - U-232, U-235 - U-329, U-331 - U-458, U-465 - U-486, U-551 - U-683, U-701 - U-722, U-731 - U-779, U-821 - U-822, U-825 - U-828, U-901 - U-908, U-921 - U-930, U-951 - U-1032, U-1051 - U-1058, U-1063 - U-1065, U-1101 - U-1110, U-1131 - U-1132, U-1161 - 11-1172,11-1191 - U-1210, U-1271 - U-1279, U-1301 - U-1308);
- серия VII D - 6 единиц (U-213 - U-218);
- серия VII F - 4 единицы (U-1059 - U-1062).

Итог и статистика
С 1935 г. по 1945 г. в Германии было пост­роено и введено в строй 1171 подводная лод­ка, из них 709 единиц приходилось на долю лодок серии VII. При этом надо учитывать, что XXI и XXIII серии появились в самом кон­це войны и фактически не принимали учас­тия в боевых действиях. Ограниченно использовались и малые лодки II серии. Таким обра­зом, из 863 участвовавших в войне лодок большинство относилось к серии VII. В 1939 — 1945 гг. немецкий флот по разным причинам потерял 718 субмарин, из них се­рии VII — 546 единиц, или 76% от числа всех потерь германского подводного флота. Еще 65 были уничтожены личным составом в послед­ние дни капитуляции Германии.

Тактика
Осенью 1936 г., по окончании первого года обучения подводников, Дениц был назначен командующим подводными силами Рейха. он распростаринил на все подводные силы те принципы и правила обучения, которых придерживался сам. Первое, чего он хотел. - это энтузиазма подчиненых и их веры в боевую мощь подводной лодки.
Практически Дениц пошел на слом существовавших тогда правил: в 1935 г. подводников учили атаковать с дистанции 3000 метров. Торпедная атака с большой дистанции. по мнению Деница, была опасна тем, что "в случае промаха торпеды, мишенью становится обнаружившая себя подводная лодка. Поэтому он учил подводников торпедировать цель с дистанции 600 метров, что давало возможность бить наверняка.
Во время тактических занятий Дениц рекомендовал подчиненным производить атаку в основном ночью. Идея применения подводной лодки в темноте зиждилась на том, что "корпус подводной лодки ночью в общем не заметен", кроме того, существовавшие в 1936-1939 гг. средства обнаружения, такие как сонар и радар, были не в состоянии обнаружить подводную лодку в надводном положении. Значительная разница подводной и надводной скорости также делала атаку всплывшей лодки предпочтительнее, так как позволяла быстрее выходить на цель.
В конце 1935 г. Дениц разработал групповую тактику, которая сводилась к следующему: "Лодка, первая обнаружившая противника, поддерживала с ним непрерывный контакт и наводила на него возможно большее число подводных лодок для совместной атаки". И начал отработку различных аспектов и приемов ее применения. В 1937 г. на больших учениях в балтийском море дениц впервые успешно применил "стайную тактику", которая впоследствии получила название "волчьих стай" (свои взгляды он изложил в книге "Оружие подводной войны", вышедшей в 1939 г.).
Но штабные игры Деница не очень повлияли на большинство германских морских стратегов, которые утверждали, что субмарины должны действовать по одиночке, боясь английского сонара, против которого у рих не было еще иммунитета. Дениц пытался повлиять на коллег проведением учений у берегов Португалии в мае 1939 г., в ходе которых четыре группы лодок и вспомогательный крейсер обнаружили и уничтожили конвой из 2-х транспортов.
Но консенсуса так и не получилось достигнуть. Командование военно-морских сил продолжало оперировать теорией "крейсерской войны", присущая 1920-м гг., и не хотела признавать, что в 1930-хх гг. в условиях стремительного развития авиации и средств дальней разведки, "крейсерская война" ввиде ее ведения "всеми классами от подводной лодки до линейного корабля", становилась практически невыгодной.
Все же, предчувствуя скорое столкновение с Англией, Дениц добился того, что 2 августа 1939 г. в соответствии с приказом от 16 мая было принято решение о посылке в Атлантичесий океан подводных лодок, хотя у ОКМ еще не было оперативных разработок на случай ведения войны в Атлантике. 19 августа в Атлантику и Северное море начали выходить подводные лодки: 4 подлодки VII серии (U 28, U 29, U 33, U 34), 5 подлодок серии VIIb (U 45 - U 48, U 52), 5 подлодок IX серии (U 37 - U 41). До 1 сентября 1939 г. в Атлантику также вышли U 30 (22.08.1939) и U 27 (23.08.1939) (VII серия), U 53 (29.08.1939) (VIIb серия), U 26 (29.08.1939) (I серия), U 36 (31.08.1939) (VII серия).
Дениц в итоге добился того, что малочисленный немецкий подводный флот имел самый высокий профессиональный уровень в мире. Это признавал и Нюрнбергский трибунал, который охарактеризовал подводный флот как "полностью подготовленный к войне". ©
     Х.П.
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 21 апреля 2014, 23:03

    Волчьи стаи

    Imp


    В период между войнами адмирал Дёниц развил тактическую теорию групповых нападений. Став во главе подводного флота Кригсмарине, он испробовал концепцию "волчьих стай" - координированных ударов групп подлодок, действующих на океанских просторах.
    Дёниц представлял себе группы из 6-9 развернутых широким строем подводных лодок, действующие по всей Атлантике. Как только конвой был обнаружен, нашедшая его лодка становилась наводчиком для всей остальной группы. Только собравшись, группа должна была атаковать ночью из надводного положения, когда низкий силуэт делал подводные лодки практически невидимыми, а их надводный ход в 15 узлов оказывался значительно выше средней скорости конвоев в 7-9 узлов и сравним со скоростью большинства кораблей противолодочного эскорта. Подводные лодки должны погружаться только для того, чтобы избежать преследования после атаки. В течение дня лодки должны были двигаться на поверхности впереди конвоя до новых атак следующей ночью.
    Тактика "волчьих стай", впервые проверенная экспериментально группой из трех лодок в октябре 1939 года, была принята для широкого использования. В первые годы войны подводных лодок для формирования "волчьих стай" не хватало, но с 1941 года командование уже могло создавать полноценные группы, а в марте 1943 года конвои HX-229 и SC-122 атаковала "стая" из сорока трех подводных лодок.

    Вест (Reveal)

    Зеераубер (Reveal)


    Штейнбринк (Reveal)


    Айсбэр (Reveal)


    Фальке, Габихт и Гаудеген (Reveal)


    Риттер (Reveal)


    Штар, Шпехт и Финк (Reveal)


    Лёйтен (Reveal)


    Монзун (Reveal)


    Пруссия (Reveal)


    Кайль и Доннер (Reveal)


    Грайф (Reveal)


    Босмииллер (Reveal)


    Бреслау (Reveal)



    :ps: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. ©
       Х.П.
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 26 октября 2014, 08:25

      БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ (1939-1945)



      Imp



      Битва за Атлантику(Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции. Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера). Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей. Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.


      Imp

      Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе. После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику. Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

      Западные источники дают следующую периодизацию:

      1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически, и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
      2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
      3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
      4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
      5. Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.



      Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта, и предлагает три периода:
      1. Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
      2. Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
      3. Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
         Похожие Темы
        TИсторические аспекты в Total War: Rome II
        Споры и дискуссии
        Автор H Hanesydd
        Обновление 14 марта 2024, 18:41
        ККак НЕ надо снимать исторические и военные фильмы.
        Трэш "исторического" кино.
        Автор a agnez
        Обновление 10 января 2024, 11:21
        SИсторические битвы проекта Siglo de Oro
        Исторические битвы Золотого века
        Автор R Ravelin
        Обновление 16 декабря 2023, 13:00
        Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
        РегистрацияВход на форум 
        Сообщество ИмпериалИгровой Форум Игры Симуляторы Морские Симуляторы Silent Hunter Обратная Связь
        Стиль:Language: 
        «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 мар 2024, 14:24 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики