Ольбег. Отец славянин, само происхождение проблемно и неопределенно. Первым приходит имя Олубей (правитель готского княжества Феодоро в Крыму). Первым приходит на ум Улу-бей. В тюркских языках 11-13 века должно было звучать типа Улуг-бег. Форма на бей это уже несколько позднее - позднезолотоордынсконе и постордынское время. При этом если Олубей можно объяснить из тюркского, то Ольбег нет. Думаю все таки из славянской семьи, правда с загадочным именем типа Ярун. Вот например одного из приближенных Мстислава Удатного в свое время причисляли к половцам, да только тут такая загвоздка нету ни одной аналогии в тюркских языках. Одним словом сложная проблема. Валамир это латинизованая форма готского - Walamers, лат. Valamirus. Теодемир (гот. Þiudamers, лат. Theodomirus, греч. Θεόδεμιρ). Витимир (лат. Vithimirus, готск. Wiþimir, Widumers — «известный в лесу»). По мнению немецкого историка Хервига Вольфрама, имя Винитар (готск. Winiþ-arja букв. «Победитель венедов»). Тотила же кличка, настоящее же имя Бадуила (борец).
От древнегерманского имени Theudemar: thiot, thiod (народ) + mari (знаменитый, славный). В современном немецком и других германских его аналог это имя Дитмар.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
С Видимиром посложнее.
Есть паралели с Володимиром и Вальдемаром. Первая часть происходит, согласно Фасмеру, от церковнославянского владь «власть» (восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»); вторая родственна готскому -mērs «великий», древневерхненемецкому mâri «знаменитый» и другим германским корням того же значения. Компонент -мѣръ роднит имя Владимир с такими готскими именами как Теодемир, Видимир, Валамир и т. п. Таким образом, имя Владимир имеет смешанное, славянско-германское происхождение. Вариант Вальдемар (нем. Waldemar, дат., швед. Valdemar) является уже заимствованием славянского имени в германские языки, на что указывает компонент -мар и наличие звонкого -д- как и в славянском имени.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Единственное так сказать заимствование из славянских в скандинавские это Вальдемар.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Вообще среди готов почти полностью доминируют германские имена, но есть и исключения - например Алафей и Сафрак. Сафрак это явно сарматское имя. Тем не менее это был один из командующих в войске готов. Нужно отметить что готы в 3 веке покориле некоторых сарматов.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -
Смотрим о скандинавских именах у славян и это книжку - Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: «Индрик», 2006. — 904 с.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Е.А.Рыдзевская - К ВОПРОСУ ОБ УСТНЫХ ПРЕДАНИЯХ В СОСТАВЕ ДРЕВНЕЙШЕЙ РУССКОЙ ЛЕТОПИСИ
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Там в частности есть и о скандинавских паралелей в преданиях ПВЛ.
- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Связи Западной Руси и Скандинавии IX–XI веков в области межкультурного обмена на примере анализа беларуской легенды о «главном черте»
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -Цитата
Обряд сожжения в ладье зафиксирован вдружинных погребениях Гнездова и Чернигова.29 Их считают скандинавскими,поскольку погребение в ладье хорошо известно в Швеции.30 В эддическом мифе опогребении Бальдера рассказывается, что асы принесли его тело на корабль и возложили на приготовленном костре. Лишь увидела это жена его Наина, у нее разорвалось от горя сердце, и она умерла. Ее положили на костер и зажгли его. Торвстал рядом и освятил костер молотом Мьелльнир. Один положил на костер золотоекольцо Драупнир.
Цитата
Коня Бальдра взвели на костер во всей сбруе и объятое пламенемсудно спустили в волнующееся море. По этому образцу, тела воинов возлагались накостре, устроенном в передней части корабля; затем под костер подкладывали огня,подымали паруса и, направив руль, пускали корабль в море, так что он, пылающий,мчался по волнам с погребальным грузом.
31 Саксон Грамматик рассказывает опогребении павших в войне рутенских вождей путем сожжения в ладьях.32«История франков»рассказывает как после убийства короля Хильпериха, Малульф, епископСанлиса, приказал перенести тело короля, обрядив в королевские одежды, накорабль и затем они с духовными песнями и распеванием псалмов погребли его вприсутствии королевы Фредегунды и войска в Париже, в церкви св. Винцентия
Цитата
Погребения скандинавских конунгов в ладье, относящиеся к так называемойвендельской эпохе (
VI-VIII вв.) в Венделе, Осеберге, Гакстаде, не сопровождалисьсожжением. Поэтому хорошо сохранились и ладьи, и множество вещей. В IX-X Твв. в Скандинавии появились сожжения в ладье, что можно связывать с материковымвлиянием.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь