Старый
Я верю не в совпадение, а в то, что пришедшие ободриты приняли название по названию острова Рюген, потом звук "г" изменился, и Рюген превратился в Руян, отсюда руяне (не вдаваясь в лингвистические подробности). Заимствование топонимов -- самое обычное дело, например, посмотрите на современных македонцев, которые никакого отношения не имеют к древним македонцам (македонянам).
Старый
Юрий Венелин еще больше нашел в свое время Русландов и Русей в Центральной Европе, и даже в Австрии. И предложил производить династию Меровингов от славянского "мировые". Так что Кузьмин верной дорогой идет, приводящей прямо к "хитрушкам" Тредьяковского.
Старый
От тех и о других практически ничего не известно, так что отсутствует сам предмет разговора.
Старый
Эй-вэй, зачем такая длинная цитата? Вот, например, вы задавались вопросом: а почему это скандинавскими считаются несколько типов погребений, которые зафиксированы в том же Гнездове, и шире, по Руси, да и как такое возможно?
Смотрим:
Л. С. Клейн, Г.С. Лебедев, Б.В. Назаренко, Норманнские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения //Исторические связи Скандинавии и России в IX-XX. Л. 1970г:
Скандинавские, в частности шведские, погребальные обычаи
изучены достаточно полно как в Скандинавии, так и в Восточной
Европе. Не вызывает сомнений норманская принадлежность
сожжений в ладье,31 сожжений с захоронением в урне, поставленной на глиняную или каменную вымостку,32 сожжений под курганом, окруженным кольцевидной каменной кладкой, сожжений
с кострищем треугольной формы.33 Сложнее обстоит дело с этническим определением погребений в камерах (срубах). Погребения такого рода, известные в Киевском некрополе, к сожалению, были
обнаружены при земляных работах, поэтому в большинстве слу
чаев в нашем распоряжении есть лишь плохо сохранившиеся ком
плексы. Однако даже те скудные сведения, которыми мы обла
даем, позволяют отметить сходство не только в устройстве камер
в Киеве и в Бирке, но и в ориентировке на север, северо-запад и
юго-запад.34 Погребальный инвентарь в киевских могилах, как
правило далеко не полный, также находит много аналогий в Бирке
(оружие, конская упряжь, фибулы, игральные фишки, ларцы).
И в Бирке, и в Киеве эти погребения характеризуют высший слой
дружинной или торговой знати.35 В пользу мнения Т. Арне и
X. Арбмана об этнической принадлежности этого погребального
обряда говорит и наличие подобного типа памятников в двух
крупных политических центрах Древней Руси (Киеве и Черни
гове), для которых наличие в составе военно-дружинной знати
некоторого числа норманнов засвидетельствовано письменными
источниками.36
----------------------------------------------------------
31 И. П. Ш а с к о л ь с к и й, ук. соч.,(И. П. Ш а с к о л ь с к п й . Норманская теория в современной буря;уазной науке. М.—Л., 1965) стр. 118—119.
32 Д. А. Л в д у с и н. Археология СССР. М., 1967, стр. 238.
33 М. В. Ф е х н с р. Тимеревский могильник, стр. 15.
34 Н. A r b m a n , Birka, Bd. I, №№ 607, 752, 983, 985, 986; М. К. К а р
тер, ук. соч., т. I, №№ 108, 110, 111, 112, 124, 125.
35 Lech L e c i e j e w i c z . Cmentarzysko w Birce. «Archeologia», VI,
1954, Wroclaw, 1956, стр. 141—159; М. К. К а р г с р , ук. соч., т. I,
стр. 212—230.
36 Вывод И. П. Шаскольского о том, что в Бирке данный обряд является одним из нескольких обрядов, притом не самым распространенным,
не может служить аргументом в пользу ненорманского происхождения
этого обряда: в Бирке найдено более 100 (94 бесспорных и около '10 сомнительных) погребений в камерных могилах; для сравнения можно указать,
что сожжение в ладье — обряд погребения, норманское происхождение
которого не вызывает сомнений, в Бирке представлен в 96 могилах. При
этом нужно указать, что в Бирке камерные гробницы принадлежат представителям относительно узкого слоя военно-торговой знати, и, естественно, количество их погребений должно быть значительно меньше количества могил простых горожан: они составляют около 10% раскопанных
комплексов могильника. Правильнее поэтому будет сказать, что в Бирке
этот обряд является характерным признаком социальной группы, норманская этническая принадлежность которой бесспорна (ср.: И. П. Ш ас к о л ь с к и й, ук. соч., стр. 178)
И да, критика Фомина тоже тенденциозна, если уж на то пошло. Та же попытка определить погребение исключительно по форме заклепок похоже на профанацию: надо смотреть на комплекс в целом.
Что же касается того, сколько именно норманнов погребено в Гнездове, то стараясь как можно более умалить их количество, антинорманисты не заметили, как оскоромились: признали массовое нахождение норманнов на территории Руси! Что и требовалась доказать.
Tryggvi
Да, за это спасибо. Теперь мы ясно видим, что Радогост/Радогошт -- это славянское имя, распространенное не только у западных славян, но и у южных: сербов и болгар. А это значит, что перед нами не заимствование из германских языков. Как предполагают, оно происходит из *raditi и *gostь. Таким образом Радогость не может служить свидетельством германского влияния на ободритов.
Ratsha
Как вам уж написали, большинство исследователей видят обратный процесс: это германское влияние на славян, хотя бы потому, что германцы с такими именами появляются намного раньше славян. Но вообще, к теме это никак не относится, хотя бы потому, что среди древних русов нет таких имен, за исключением Владимира, но его имя явный славянизм уже, потому что его отца звали Святополк.
severinn
Милчеловек, вы зачем пишите то, что пишите? Вы чего сказать-то хотите?
severinn
Сочувствую. Но помочь не могу. Разве что могу конопляную баню рекомендовать.