Велизарий2009
узбеки
сейчас язык тюркский, а 2000 лет назад ?
в основе это потомки половцев, ушедшие с Волги в Хорезм в 15 веке,
до 11 века народы Хорезма ираноязычны, это указывали и арабские авторы: иранский с влиянием печенежского
аналогично и казахи
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Впервые упоминание о роде (племени) ширин встречается у арабского автора ал-Масуди в 10 в. в Хорезме в составе Эля (союза племен) Ас, родственного асам Кавказа. Язык в то время иранский (скифский) с влиянием тюркского (печенежского). И Утемиш-ходжи (16 в.)
Ряд арабских источников XIV в. (Абу'л Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, указывая, что последние были тюрка¬ми (яашп тт а1-Тиг1с), исповедали ислам и жили в степных районах, а также в Сарае (Алемань 2003:328, 341, 359).
Судя поданным ал-Масуди (X в.) и ал-Бируни (XI в.), речь идет о потомках тех асов, которые в X в. жили в окрестностях Хорезма, исповедовали ислам, и назывались «а1-АгауаЬ» (Аогз! > Аз), затем переселившись западнее. Их язык во време¬на Бируни состоял из смеси хорезмийского и печенежского, что предпо¬лагает среднеиранский (хорезмийский) язык с сильным тюркским влия¬нием (Алемань 2003: 348-349, 333). Так как клан Ширин переселился из района Хорезма вместе с Токтамышем, его легендарную связь с «пле¬менем Ас» надо трактовать как отражение генезиса этого клана от до-монгольской группы Ас (Ах) тюрко-иранского происхождения.
Усманов М.А. (ред.). Этнополитическая история татар
Ширины и мурзы
Ректемюр был главой ширинов, у которых тамгой был «Джу-муч»; они были из племени ас.
УДК 091
ОБЗОР СОЧИНЕНИЯ АБДУЛГАФФАРА КЫРЫМИ «УМДЕТ АЛ-АХБАР»
И.М. Миргалеев
(Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан)
Дерья Дерин Пашаоглу
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь