Олег
Нашел откуда ветер дует. Штука в том, что обе партии поставленные в Испанию в 1938 г. март 31 шт. и август 62 шт. это И-16 тип 10. Причем минусом было отсутствие запасных двигателей, двигатель вообще был бедой И-16 в Испании, мощность в эксплуатации падала, расход топлива рос, ЛТХ падали. Далее, предыдущая партия это август 1937 г. 62 шт. И-16 тип 6. В мае 1937 г. 62 И-16 тип 5. С этой партией собирались послать в Испанию 2 И-15 с РС-82, 5 И-16 с двумя ШКАС и двумя ШВАК (20-мм), 3 И-16 с двумя ШКАС и двумя ШВАК(12,7 мм). Однако добро на отправку опытных машин не дали и в Испанию отправили только летчиков. Не было в Испании И-16 со ШВАК. А у Маслова в ранней работе приведены данные которые в дальнейшем были уточнены. Видимо он(Маслов) читал доклад Алксниса Ворошилову 3 мая 1937 года, а дальнейшая судьба опытных машин прояснилась позже.
Больше попыток поставить опытные машины в Испанию не предпринималось.
Поэтому перечислить воевавшие в Испании И-16 достаточно просто, тип 4 по заграницам не воевал, вначале поставлялся тип 5, не упомянута только самая первая партия в 1936 году 31 И-16 тип 5, потом небольшая партия экспортной версии И-16 так называемый тип 6 и в конце две партии тип 10.
Quote
30 ноября на перехват 24 бомбёров и 23 Bf-109 вышли 8 И-16 - бомбардировка сорвана.
Смотрим. 30 ноября 1937г. 8 И-16 подняты на перехват 24 бомбардировщиков и 23 Ме-109. Бомбардировке помешали, так как на аэродром попало три бомбы, т. е. речь идет о том, что немцам сбили прицел. При этом потеряно 2 И-16.
Quote
В это время Хардер привёл эскадриью Bf и не нашёл ничего лучше, как ретироваться. И т.д.
Опять все кроется в деталях. Хардер столкнулся с сюрпризом. В советских эскадрильях были сформированы высотные звенья. И Хардер ушел заметив противника над собой. Безусловно Хардер отличился. Оставив итальянцев отдуватся. Но не все же одним немцам на тактике выезжать. Причем осторожность немцев связана с потерями понесенными 5 декабря, незадолго до этого боя. После чего немцы заявили, что итальянц их бросили и они воюют за всех. Как вариант Хардер всерьез обиженный на итальянцев не стал впрягатся на невыгодных условиях.
Там же 5 декабря есть пример перехвата 12 Не-111 сначала 31 И-15, потом 8 И-16 атаковали неудачно. А 4 декабря напротив удачно. Я не хочу выискивать удачные примеры франкистов, как мессеры подловили СБ, а потом прилетели их бомберы и без проблем отбомбились, бомбардировки Барселоны которым не воспрепятствовали, как накрыли республиканскую дивизию потерявшую убитыми и раннеными три сотни челоек. Но, республиканцы совершали с зимы 1937/38 гг. максимум порядка двух сотен вылетов в день, а националисты доходили до пяти, а то и шести сотен. При этом мессеры и фиаты далеко не всегда уклонялись от боя, а республиканцы не смотря на свое мужество в постоянных боях несли потери. Есди мы посмотрим на количество вылетов, то республикацы в это время уступали господство в воздухе францистам.
Кроме того к этому моменту моторы истребителей были порядком изношены, ТТХ проседали. Со стрельбой из третьего пулемета проблемы были до конца войны. Наверное имеено про это время можно сказать, что немецкая матчасть начала потихоньку уходить вперед.
Quote
Истребитель делается не в вакууме. Он делается в том числе под конкретные комплектующие и самая важная из них это двигатель. И-180 создавался под М-88, его конкуренты машины под М-88, т. е. И-28. Но М-88 делает, вернее только еще пытается делать, только один завод, запорожский. Ловя при этом кучу глюков. И в сранительно скромных количествах. Статистику я давал в теме по Резуну, повторять не буду.
Так вот. У нас кроме запорожцев еще 4 завода. В Перми делают лицензионные рай-циклоны под руководством Швецова и разрабатывают М-81, М-71, которые глючат больше запорожцев и находятся по внедрению в серию под очень большим вопросом. В Москве на заводе ?24 делают двигатели Микулина АМ-34 и его развитие. А еще на двух заводах Климов занимается дальнейшим развитием испаны-сюизы. Каждый завод заточен на свой технологический цикл, поэтому что либо менять крайне тяжело. А с учетом требований времени практически невозможно, пермяков хотели перевести на микулинские двигатели, но отказались от идеи. А раз есть двигатели, под них нужны самолеты. Двигателей Климова много, в конце тридцатых это семейство(не только испана-сюиза, но и даймлер-бенц, юммо, мерлин, аллисон) легких и мощных 12-циллиндровых двигателей жидкосного охлаждения считается самым перспективным. А учитывая влияние мессера на наших специалистов появление истребителя под М-105 неизбежно. Под М-88 может быть, а может и не быть. Не беда. Перспективы звед пока туманны. Про М-82 не знает даже Швецов. У Микулина двигатель считается бомбардировочным. Впрочем истребитель можно создать, его и создали. А в итоге что мы получили. Развитие в войну получили только истребители созданные под М-105. Як оказался лучшим. И занял к концу войны всю нишу. ЛаГГ сменил мотор и это пошло на пользу и ему и Лавочкину и стране.
Можно посмотреть на истребители ведущих авиационных держав. Як и ЛаГГ с М-105, Ме-109 ДБ-601, спитфайр и харрикейн мерлин, аэрокобра, томагавк, лайтнинг аллисон, моран и деваутин испана-сюиза. В начале второй мировой войны тенденции в двигателестроении был таковы, что время Ла-5, фоки, тандерболта, хеллкета, корсара, темпеста еще не пришло. Вот если бы Поликарпов делал И-180 под М-105, вернее М-106, он пересекся и с Лавочкиным и с Яковлевым и с Сухим. Впрочем получи Яковлев М-106, что не напади немцы становится рельно, Як по части ТТХ отрывается от И-180. И получается уже достоный ответ фридриху.
Quote
А к ним прилагались биплан И-190 под М-88 и полутороплан И-195 под М-90.