Сообщество Империал: Исламские пророки и халифаты Африки - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Исламские пророки и халифаты Африки
Исламские пророки и халифаты Африки

Laszlo

    5 588

    90

    0

    1 311

    5 076
  • Статус:Легат

Дата: 14 Июль 2014, 10:01

Сокота и анналы Джихада Фулани
В те времена ещё существовала Австро-Венгерская Империя с причудливой формой правления в виде дуалистической монархии, а над Британской империей никогда не заходило солнце. Русский царь правил от Великой Польши до самой Аляски. Пруссия объединяла Германию, а Гарибальди при поддержке Франции объединял Италию. Османская Империя планомернно катилась в пропасть. Вообщем, в те времена, когда весь мир был у ног цивилизованных европейцев, было это, кстати, в XIX веке. В этот период Осман дан Фодио основал Джихад Фулани, пламенной верой которого на территории современных Нигерии и Камеруна был создан султанат Сокото. Народ Сокото впоследствии создал анналы Джихада Фулани и стал способствовать распространению этой замечательной исторической книги. Как итог страна обрела славу и признание.
В 1804 Осман дан Фодио выступил против правителя Гобира, объединив крестьян хауса и кочевников фульбе под знаменем ислама, образовал армию фулани и завоевал территории Северной Нигерии и Камеруна. Основываясь на принципах Джихада Фулани, его армия резала всех неверных, кто не исповедовал ислам. В 1809 в результате резни с городами-государствами хауса ему удалось создать султанат Сокото. Изначально Сокото являлся маленьким регионом на севере современной Нигерии. Но, благодаря подвигам Осман дан Фодио, Сокото разрося в огромный и процветающий халифат, живший по шариатскому праву. В Сокото было широко распространено рабство. Всех военнопленных, кого ещё не перерезали, превращали в рабов. В последствии благодарные жители и праведные мусульмане Сокото собирут воедино все труды Осман дан Фодио в анналах Джихада Фулани и опишут его подвиги в период с 1804 года по 1809-й.
В анналах Джихада Фулани описывается все то, как Осман всех резал 5 лет подряд.
25.00.1806 года. порезал 3000 поклоников коров. 2000 пленил и обратил в Ислам.
26.00.1806 года. Никого не резал, отдыхал.
27.00.1806 года. Отдохнул. Пошёл дальше резать.
А так же даются значимые в культурном плане идеологические изречения. Но прежде всего анналы Джихада Фулани представляют собой книгу создания государства.
К 1820-м годам Сокото был на пике процветания, что совпало с пиком могущества Султана Сокото. К сожалению, затем последует длительный период упадка. Исследователь Хью Клаппертон, посетивший Сокото в 1827-ом году, был очень впечатлен процветанием Сокото и развитостью городов.
Клаппертон отметил важность всех провинций Сокото, окружавших столицу. Реки способствовали торговле на большие расстояния, что давало огромные притоки денег в экономику страны. Торговля региона Сокото в настоящее время незначительна, вследствие нарушения состояния окружающей местности.
Главой Сокото был султан, а в регионах всем заправляли Эмиры, примерно, как и сейчас в любой форме федеративного устройства государства, где есть глава государства и главы субъектов.
В 1853 исследователь Генрих Барт посетил Сокото. Он отметил, что инфраструктура уже значительно обветшала. По его оценкам, население столицы составляло 20000-22000 жителей. И оказалось, что пригороды процветали куда больше и были более оживлёнными, чем столица, что говорит о децентрализации государства.
После завоевания Сокото англичанами и восточной его части французами в 1903 году его области стали автономными. Так продолжалось до января 1967 года, когда Нигерия объявила о независимости. На данный момент султан Сокото остается духовным лидером мусульман северной Нигерии. Религия на данный момент сохранилась как социально-культурный институт, и выдержки из анналов Джихада Фулани отныне служат миру. Но разве можно было миром построить самое большое независимое государство на всём континенте? Осман дан Фодио навсегда останется в истории человеком, сумевшим построить единственную африканскую империю XIX века, последнюю африканскую империю перед великим разделом Африки европейскими государствами в конце XIX века.
http://www.f42commun...m/archives/2708

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

https://openaccess.l....pdf?sequence=1

- - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

Осман дан Фодио (араб. عثمان دان فوديو‎‎), имя при рождении Осман ии Фодио, также известен как шейх Осман ибн Фодио, шейх Охман дан Фиди и шейх Осман дан Фодио (1754—1817) — основатель халифата Сокото в 1809 году, религиозный учитель, писатель и распространитель ислама. Дан Фодио происходил из класса городских этнических фульбе, живущих в государствах Хауса (на территории современной Нигерии). Учитель Маликитской школы права и кадырского ордена суфизма, он жил в городе-государстве Гобир до 1802 года, когда, руководствуясь своими реформистскими идеями и в связи с усилением репрессий со стороны местных властей, увёл своих последователей в изгнание. Это изгнание стало началом политической и социальной революции, которая из Гобира распространилась на всей территории современных Нигерии и Камеруна, а также была поддержана этническими фульбе, начавшими джихад по всей Западной Африке. Дан Фодио отказался от каких-либо «помпезных» элементов во время своего правления, и несмотря на то, что контакты с религиозными реформаторами и лидерами джихада по всей Западной Африке расширялись, он в скором времени передал фактическое руководство государством Сокото своему сыну, Мухаммеду Белло.

Осман да Фодио написал более ста книг о религии, правительстве, культуре и обществе. Он критиковал современную ему африканскую мусульманскую элиту общества за её жадность, тайную приверженность язычеству и нарушение норм шариата, а также за устанавливаемые чрезмерно тяжёлые налоги. Он пропагандировал всеобщую грамотность и образование, в том числе для женщин, и одна из его дочерей стала учёным и писателем. Его труды и высказывания массово цитируют в Западной Африке и сегодня, а в Нигерии часто ласково называют «Шейху». Некоторые последователи считают дан Фодио мухаддидом, богодухновенным «реформатором ислама».
Восстание дан Фодио является основным эпизодом периода так называемой «гегемонии фульбе» в семнадцатом, восемнадцатом и девятнадцатом веках. В это время джихад успешно вёлся в Фута-Рунди, Фута-Джалон и Фута-Торо между 1650 и 1750 годами, что привело к образованию этих трёх государств. В свою очередь, дан Фодио вдохновил ряд последующих западноафриканских правителей на джихад, в том числе основателя Масинской империи Секу Амаду, основателя Тиджании Эль-Хадж Омара, который женился на одной из внучек дан Фодио, и Модибо Адама, основателя эмирата Адамава.
Дан Фодио был хорошо образован в области классической исламской науки, философии и теологии и стал почитаемым религиозным мыслителем. Его учитель Умар ибн Джибриль утверждал, что религиозное движение может создать идеальное общество, свободное от гнёта и порока, и что это его долг. Другим его учителем был североафриканский мусульманский алим, который дал своему ученику более широкое представление о реформаторских идеях мусульман в других частях мусульманского мира. Дан Фодио использовал своё влияние, чтобы получить разрешение на создание религиозной общины в своём родном городе Дегеле, которая, как дан Фодио надеялся, станет моделью города. Он оставался там в течение двадцати лет, учительствуя, проповедуя и занимаясь литературным трудом.
В 1802 году правитель Гобира и один из студентов дан Фодио, Инфа, пошёл против него, отменил автономию Дегеля и попытался убить дан Фодио. Дан Фодио и его последователи бежали на запад, в саванны рядом с городом Гуду, где попросили помощи у местного кочевого народа фулани. В своей книге Tanbih al-ikhwan ’ala ahwal al-Sudan («О правительстве нашей страны и сопредельных государствах в Судане») Осман писал: «Правительство страны — это правительство её короля, без вопросов. Если король мусульманин — то и страна мусульманская, если король неверующий — то и страна его страна неверующих. В этих условиях является обязательным для каждого покинуть её и уйти в другую страну». Осман сделал именно это, когда покинул Гобир в 1802 году. После этого Инфа обратился за помощью к другим правителям городов Хауса, предупреждая их, что дан Фодио может способствовать началу широкомасштабного джихада.
Осман да Фодио был провозглашён амир аль-муминином (повелителем правоверных) в Гуду. Это сделало его политическим и религиозным лидером в регионе, что позволило ему объявить и проводить джихад, собрать армию и стать её командиром. В землях Хауса началось крупномасштабное восстание. Главной силой восстания был народ фульбе (фулани), имевший значительное военное преимущество над другими за счёт своей сильной кавалерии. Также была широкая поддержка восстания со стороны крестьян-хауса, которые были обложены высокими налогами и угнетались своими правителями. Дан Фодио начал джихад против Гобира в 1804 году.
Коммуникации фулани в течение войны были проведены вдоль торговых путей и рек, впадающих в долину Нигера-Бенуэ, а также дельты и лагуны. Призыв к джихаду достиг не только других государств Хауса, таких как Кано, Катсина и Зария, но и Борну, Гомби, Адамава, Нупе и Илорин. Во всех этих местах в том или ином количестве проживали алимы фульбе.
После всего лишь несколько лет войны фулани — в 1809 году — дан Фодио стал главной крупнейшего государства в Африке — империи Фулани. Его сын Мохаммед Белло и его брат Абдуллахи продолжали джихад и занимались административными вопросами. Дан Фодио создал эффективное правительство, основанное на исламском праве. В 1811 году он отошёл от власти и продолжил писать о праведном поведении в мусульманской вере. После его смерти в 1817 году его сын Мохаммед Белло стал преемником своего отца как амир аль-муминин и правителем халифата Сокото, бывшего в то время самым большим государством к югу от Сахары. Брат Усмана Абдуллахи получил титул эмира Гванду и был отправлен на покорение западных эмиратов, Нупе и Иллорина. Таким образом, все государства Хауса, часть Нупе и Илорина, а также форпосты фульбе в Баучи и Адамаве оказались в составе единой политико-религиозной системы. Со времени Османа дан Фодио было двенадцать халифов — до британского завоевания в начале XX века.

    Аорс

      7 512

      384

      27

      1 597

      16 462
    • Статус:Сатрап

    Дата: 14 Июль 2014, 10:59

    Наверное, начать следовало бы с магрибских халифатов I - начала II тысячелетия н.э. - Альморавиды, Альмохады. Оттуда всё это пошло.

      Laszlo

        5 588

        90

        0

        1 311

        5 076
      • Статус:Легат

      Дата: 14 Июль 2014, 12:40

      Если уж начинать, так это еще с султанатов хариджитов и Фатимидов с их махди. А тут я задался целью описать махди и халифатов негроидной Африки, берберы же не черные, окромя части туарегов.
      Тиджания Омара ал-Хаджа — африканское государство, образовавшееся в середине XIX века на территории современного Сенегала, в ареале расселения народности тукулёров. Его основателем стал Омар эль-Хадж, который был родом из Фута-Торо. Двадцать лет жил в Мекке, где присоединился к мусульманскому ордену Тиджания, глава которого назначил Омара эль-Хаджа своим заместителем в Западной Африке. С помощью местных мусульманских правителей он собрал хорошую армию, и начал священную войну против местных языческих племён и государств. Со временем им были завоёваны обширные территории, от верхнего течения Сенегала до Тимбукту, покорены государства Каарта, Бамбара, Масина и множество других, более мелких.В 1884 году Ахмаду разделил своё государство на две части: Сегу он отдал своему сыну Медани, сам стал управлять провинцией Ниоро. В 1893 году французы захватили государство тукулеров.Омар Саид Талль, Эль-Хадж Омар (1797, Фута-Торо - 12 февраля 1864, Тиджания Омара ал-Хаджа) - западноафриканский мусульманский лидер, основатель империи Тиджания Омара ал-Хаджа.
      Родился в долине реки Сенегал недалеко от города Подор. Отец аль-Хаджа Омара был религиозным учителем, и сам Омар получил образование у лучших учителей братства Тиджания. В 1826 году совершил хадж в Мекку. Находясь в Мекке, завершил обучение и был принят в число духовных лидеров братства Тиджания. Он был избран халифом западного Судана.
      Аль-Хадж Омар вернулся в Африку в 1835 году. Он вступил в брак с представительницами царствующих домов Борну и Сокото. Там же он ознакомился с методами джихада. В 1837 году он направился в Масину, контролируемую представителями соперничающего с Тиджанией братства Кадырия. В Масине его ждал холодный приём, и он даже некоторое время провёл в заключении, пока в следующем году не был отпущен в Фута-Джалон. Там он в течение десяти лет проповедовал и вербовал сторонников, пока в 1849 году наследственные правители Фута-Джалона не усмотрели в его возросшем влиянии угрозу для себя. Аль-Хадж Омар был вынужден перебраться в город Дингирай в Гвинее.
      Обосновавшись в Дингирае, аль-Хадж Омар предпринял серию военных походов против властителей соседних немусульманских территорий. В 1852 году он объявил джихад всем, кто откажется принять ислам. Позже врагами ислама были объявлены и мусульмане, не признававшие учения самого Омара. За десять лет с помощью своей армии, ударной силой которой были талибы-тукулёры из Фута-Джалона, акь-Хадж Омар завоевал окрестные земли от истоков Нигера до Тимбукту, создав тукулёрскую империю, которая просуществовала почти до конца XIX века, в течение более чем 20 лет после смерти аль-Хаджа Омара в 1864 году, прежде чем была завоёвана Францией.
      Цели походов аль-Хаджа Омара и создания им империи оцениваются исследователями по-разному. Если одни считают его религиозным фанатиком, стремившимся к созданию шариатского государства, то другие рассматривают его как авантюриста и оппортуниста, в действительности не обладавшего прочными идеологическими воззрениями. В качестве основных врагов, против которых был направлен джихад Омара, одни учёные называют французов, чьи владения к середине века начинали опасно приближаться к его родному Фута-Торо, другие - языческие племена и старые мусульманские государства верхнего Нигера.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Мухаммед Ахмед ибн ас-Саййид абд-Аллах, Махди Суданский (араб. محمد بن السيد عبدالله, Muhammad Ahmad bin as-Sayyid ʿAbdallāh‎‎, 12 августа 1844 — 22 июня 1885) — вождь освободительного движения в Судане, основатель суданского Махдистского государства.
      Родился в семье плотника-корабела, странствовал с отцом по Судану, получил мусульманское религиозное образование, стал дервишем. В 1881 году объявил себя махди и возглавил восстание против Гордона-Паши и губернаторов-европейцев.
      В начале 1885 года после отражения ряда английских карательных экспедиций и освобождения почти всей территории страны занял главный город страны Хартум, но вскоре умер от тифа на 41-м году жизни. Его преемником стал Абдаллах ибн аль-Саид. Основанное им государство простиралось от берегов Красного моря до Центральной Африки.
      Когда в 1898 году англичане завоевали Судан, мавзолей Махди был разрушен, а его тело брошено в реку. Отрубленную голову Махди лорд Китченер привез в Англию в емкости с керосином.
      Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью.
      Религиозный лидер Мухаммед Ахмед в 1881 году объявил себя «Махди» (мессией), возглавил восстание против Гордона-паши и европейской колониальной администрации, а также турецко-египетского чиновничества. Он попытался объединить племена западного и центрального Судана против османов.
      В начале 1885 года после отражения ряда английских карательных экспедиций и освобождения почти всей территории страны Махди занял главный город страны Хартум, но вскоре после того умер от тифа. Основанное им государство простиралось от берегов Красного моря до Центральной Африки.
      После смерти вождя Махдистское государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 восстание было подавлено англо-египетскими войсками во главе с генералом Китченером.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Движения в Африке были движениями того же порядка что и ваххабизм в Саудовской Аравии. Правители 19 в. выступал против синкретизма африканского ислама, который был достигнут суфиями и выступали как они выражались за очищение ислама. Возглавлялись они вождями-неофитами. Наибольший размах приобрел джихад фулани то есть экспансия народа фульбе, которая прошла по всей Западной Африке в районе Сахеля.

      - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

      Хроники Хауса
      http://www.vostlit.i...1.phtml?id=5415
      http://www.vostlit.i...2.phtml?id=5416
      http://www.vostlit.i...3.phtml?id=5417
      http://www.vostlit.i...4.phtml?id=5418
      http://www.vostlit.i...5.phtml?id=5419
      http://www.vostlit.i...6.phtml?id=5420
      http://www.vostlit.i...7.phtml?id=5421
      http://www.vostlit.i...8.phtml?id=5422
      http://www.vostlit.i...9.phtml?id=5423
      http://www.vostlit.i...0.phtml?id=5424
      http://www.vostlit.i...1.phtml?id=5425
      http://www.vostlit.i...2.phtml?id=5426

        Laszlo

          5 588

          90

          0

          1 311

          5 076
        • Статус:Легат

        Дата: 14 Июль 2014, 13:37

        Войны махдистов - http://www..s.ru/HIS...um/Khartoum.htm
        Государство Махди в Судане - http://lib7.com/afri...-mahdistov.html
          Ответить в темуВведите Ваш логин  
          [Регистрация нового аккаунта]
          Введите Ваш пароль 
          [Восстановить пароль]
          Создать новую тему
          или Войти на форум через соцсеть
            Стиль:
              06 Дек 2016, 09:02
          © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики