Прошло больше года с момента выхода игры, выпущено более пятнадцати патчей (если считать промежуточные). Игра изменилась до неузнаваемости. Разработчики переработали многие элементы геймплея и довольно серьезно скорректировали баланс. Но одна фундаментальная проблема осталась практически неизменной. На глобальной карте в Большой компании, Рим остается пассивным и беспомощным. Даже в случаях когда он не сливается в первые пятьдесят ходов игры, он остается средней руки региональной державой, не представляющей какой-либо серьезной угрозы для игрока. Я еще ни разу не видел, что бы Рим под руководством ИИ становился действительно мощной империей, с которой было бы интересно воевать. Честно говоря, я не видел даже, что бы Рим успевал развиться до легионеров или хотя бы полностью уничтожить Карфаген.
В первом Rome TW, Рим состоял из четырех отдельных фракций, состоящих в неразрывном союзе, потому шансов проиграть кому-либо кроме игрока у него практически не было. Реформы Мария там были привязаны к дате, а не к действиям ИИ/игрока, потому в определенный момент Рим, просто получал легионеров, и еще более мощный толчок к экспансии. Иными словами, играя за фракцию, находящуюся на среднем/большом удалении от Рима (например Селевкидов, Египет, Парфию, Скифов), игрок гарантировано получал мощного и интересного соперника в поздней игре. К тому же, такое положение вещей было довольно исторично.
В Rome II TW разработчики пошли иным, немного странным, на мой взгляд, путем. Изначально они дали примерно равные возможности для развития всем фракциям, независимо от их исторической роли. Как результат, в ранних версиях игры балом правили всевозможные варвары и пустынные кочевники, с коротким древом технологий и дешевым мясом, которыми они заваливали своих более цивилизованных соседей. Рим в этой ситуации оказывался в совсем невыгодной позиции, потому что его стартовые гастаты - совсем не имба по соотношению цена/качество, а врагов у него на старте оказывалось слишком много. В итоге Рим оказывался захваченным Галлами, Карфаген и его протектораты - какой-нибудь Гарамантидой, а Египтяне и Селевкиды Кедаром или кем-то вроде того. Получившаяся (ходу к 50-80-ому) глобальная карта становилась унылой, ибо с минормаи не интересно воевать во всех смыслах. И набор юнитов унылый, и антуража нет, да и сильными противниками на глобальной карте их назвать было сложно. Это частично лечилось Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, но не всегда, и не в той мере, в которой хотелось бы. С последующими патчами ситуация постепенно улучшалась, и к 15-ому патчу все стало более или менее нормально, но вот с Римом ничего принципиально не изменилось.
Причин тому, как мне кажется, несколько:
1) Слабый стартовый набор юнитов. Про гастатов уже писал, левисы - одни из самых убогих копьеметателей в игре, так им в компанию пару патчей назад еще зачем-то дали совершенно убогих роариев. ИИ продолжает набирать огромные толпы этого мяса, вместо того, что бы изучать военные технологии и получить хотя бы принципов и триариев. Пехотные казармы второго уровня в Риме, на старте компании, могли бы частично решить эту проблему. Убрать из возможности набора в полевую армию Роариев и Левисов тоже было бы не лишним.
2) Война с Карфагеном - бессмысленная и беспощадная. Дело в том, что ИИ очень слаб в десантных операциях. Воевать через водную преграду он практически не в состоянии. Удерживать захваченные за морем территории он не в состоянии тем более. Сам по себе Карфаген на старте - примерно равный соперник Риму, но под контролем ИИ также пассивен и беспомощен. Я не спорю, что вторая пуническая война - важный этап в Римской истории, и победитель в этой войне был отнюдь не очевиден, но, ИМХО, разработчикам стоило заскриптовать ход этой войны, хотя бы на тот случай, если игрок не является ни Римом, ни Карфагеном. Ведя эту бесплодную войну, и Карфаген и Рим истощают ресурсы друг друга, не добиваясь каких-либо существенных результатов, не расширяются в других направлениях, и ЧСХ, могут делать это бесконечно долго. Возможно, если ставить цель - получить сильный Рим в поздней игре, можно ослабить модом Карфаген.
3) Этрусская лига - отдельная песня, упирающаяся, как правило, в тоже неумение ИИ вести войну на море. Может быть я такой везучий, но в 2х случаях из 3х, Рим не в состоянии уничтожить Этрусков колоссальное количество ходов. Италию то Рим занимает быстро, а вот с Корсикой начинается цирк. Рим, либо вообще ее не трогает, и получает периодические десанты Этрусков, либо захватывает Корсику, но теряет Неаполь (я, например это наблюдал 2 игры подряд), либо происходит какая-то еще глупость. Думаю, игра ничего не потеряла бы от того, что бы на старте компании все три региона Лиги уже входили в Рим. В игре итак полно условностей и допущений, в плане того, какими землями и в какой форме владели государства к 280 г. до н.э. От еще одной ничего в худшую сторону не изменилось бы.
4) Цизальпинская галлия - по идее должна быть быстро покорена Римом, дабы дать ему пространство для расширения. На деле ИИ устраивает там какую-то унылую возню на десятки ходов, и как правило, успеха не достигает. Причина тому - слабые (особенно при расчете автобоем) ранние Римские легионы, состоящие из бомжей. Стартовые кельтские войска дешевле => массовее, и ничем не хуже Римских. Это в общем-то исторично, но и Римляне побеждали варваров не числом, а организацией. Почему бы не дать ИИ, играющему Римом бонус при авторасчете итогов боя?
5) Пассивность - у ИИ, играющего Римом, похоже совсем нет амбиций, нет целей, нет плана действий. Я уверен, что даже если Рим каким-то чудом уничтожит Карфаген, захватит весь "сапог", он все равно не будет стремиться расширить свое влияние. Быть может я не прав, и у кого-то из форумчан Риму все это удавалось. Мне пока не везло. Считаю, что разработчикам стоило бы прописать для ИИ в качестве приоритетных целей захват определенных провинций. Быть может это подстегнуло бы ИИ к действию.
Список можно продолжать долго, но суть думаю понятна.
А что думаете вы, по поводу сабжа? Актуальна ли для вас проблема слабости и пассивности Рима на ГК? Как вы ее решаете? Быть может у кого-то Рим под руководством ИИ приходил к успеху? =) В таком случае был бы рад видеть в теме скрины глобальной карты с тем, чего ИИ играя за Рим способен достичь.
P.S В ходе написания поста наткнулся в стим-мастерской на такой мод: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Сам еще не пробовал, но сдается мне, тут Рим уже сильно переапан, особенно в том, что касается гарнизонов, и гарнизонов ресурсных городов. Неужели ИИ нужны ТАКИЕ костыли, что бы не сливаться за Рим?
В первом Rome TW, Рим состоял из четырех отдельных фракций, состоящих в неразрывном союзе, потому шансов проиграть кому-либо кроме игрока у него практически не было. Реформы Мария там были привязаны к дате, а не к действиям ИИ/игрока, потому в определенный момент Рим, просто получал легионеров, и еще более мощный толчок к экспансии. Иными словами, играя за фракцию, находящуюся на среднем/большом удалении от Рима (например Селевкидов, Египет, Парфию, Скифов), игрок гарантировано получал мощного и интересного соперника в поздней игре. К тому же, такое положение вещей было довольно исторично.
В Rome II TW разработчики пошли иным, немного странным, на мой взгляд, путем. Изначально они дали примерно равные возможности для развития всем фракциям, независимо от их исторической роли. Как результат, в ранних версиях игры балом правили всевозможные варвары и пустынные кочевники, с коротким древом технологий и дешевым мясом, которыми они заваливали своих более цивилизованных соседей. Рим в этой ситуации оказывался в совсем невыгодной позиции, потому что его стартовые гастаты - совсем не имба по соотношению цена/качество, а врагов у него на старте оказывалось слишком много. В итоге Рим оказывался захваченным Галлами, Карфаген и его протектораты - какой-нибудь Гарамантидой, а Египтяне и Селевкиды Кедаром или кем-то вроде того. Получившаяся (ходу к 50-80-ому) глобальная карта становилась унылой, ибо с минормаи не интересно воевать во всех смыслах. И набор юнитов унылый, и антуража нет, да и сильными противниками на глобальной карте их назвать было сложно. Это частично лечилось Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь, но не всегда, и не в той мере, в которой хотелось бы. С последующими патчами ситуация постепенно улучшалась, и к 15-ому патчу все стало более или менее нормально, но вот с Римом ничего принципиально не изменилось.
Причин тому, как мне кажется, несколько:
1) Слабый стартовый набор юнитов. Про гастатов уже писал, левисы - одни из самых убогих копьеметателей в игре, так им в компанию пару патчей назад еще зачем-то дали совершенно убогих роариев. ИИ продолжает набирать огромные толпы этого мяса, вместо того, что бы изучать военные технологии и получить хотя бы принципов и триариев. Пехотные казармы второго уровня в Риме, на старте компании, могли бы частично решить эту проблему. Убрать из возможности набора в полевую армию Роариев и Левисов тоже было бы не лишним.
2) Война с Карфагеном - бессмысленная и беспощадная. Дело в том, что ИИ очень слаб в десантных операциях. Воевать через водную преграду он практически не в состоянии. Удерживать захваченные за морем территории он не в состоянии тем более. Сам по себе Карфаген на старте - примерно равный соперник Риму, но под контролем ИИ также пассивен и беспомощен. Я не спорю, что вторая пуническая война - важный этап в Римской истории, и победитель в этой войне был отнюдь не очевиден, но, ИМХО, разработчикам стоило заскриптовать ход этой войны, хотя бы на тот случай, если игрок не является ни Римом, ни Карфагеном. Ведя эту бесплодную войну, и Карфаген и Рим истощают ресурсы друг друга, не добиваясь каких-либо существенных результатов, не расширяются в других направлениях, и ЧСХ, могут делать это бесконечно долго. Возможно, если ставить цель - получить сильный Рим в поздней игре, можно ослабить модом Карфаген.
3) Этрусская лига - отдельная песня, упирающаяся, как правило, в тоже неумение ИИ вести войну на море. Может быть я такой везучий, но в 2х случаях из 3х, Рим не в состоянии уничтожить Этрусков колоссальное количество ходов. Италию то Рим занимает быстро, а вот с Корсикой начинается цирк. Рим, либо вообще ее не трогает, и получает периодические десанты Этрусков, либо захватывает Корсику, но теряет Неаполь (я, например это наблюдал 2 игры подряд), либо происходит какая-то еще глупость. Думаю, игра ничего не потеряла бы от того, что бы на старте компании все три региона Лиги уже входили в Рим. В игре итак полно условностей и допущений, в плане того, какими землями и в какой форме владели государства к 280 г. до н.э. От еще одной ничего в худшую сторону не изменилось бы.
4) Цизальпинская галлия - по идее должна быть быстро покорена Римом, дабы дать ему пространство для расширения. На деле ИИ устраивает там какую-то унылую возню на десятки ходов, и как правило, успеха не достигает. Причина тому - слабые (особенно при расчете автобоем) ранние Римские легионы, состоящие из бомжей. Стартовые кельтские войска дешевле => массовее, и ничем не хуже Римских. Это в общем-то исторично, но и Римляне побеждали варваров не числом, а организацией. Почему бы не дать ИИ, играющему Римом бонус при авторасчете итогов боя?
5) Пассивность - у ИИ, играющего Римом, похоже совсем нет амбиций, нет целей, нет плана действий. Я уверен, что даже если Рим каким-то чудом уничтожит Карфаген, захватит весь "сапог", он все равно не будет стремиться расширить свое влияние. Быть может я не прав, и у кого-то из форумчан Риму все это удавалось. Мне пока не везло. Считаю, что разработчикам стоило бы прописать для ИИ в качестве приоритетных целей захват определенных провинций. Быть может это подстегнуло бы ИИ к действию.
Список можно продолжать долго, но суть думаю понятна.
А что думаете вы, по поводу сабжа? Актуальна ли для вас проблема слабости и пассивности Рима на ГК? Как вы ее решаете? Быть может у кого-то Рим под руководством ИИ приходил к успеху? =) В таком случае был бы рад видеть в теме скрины глобальной карты с тем, чего ИИ играя за Рим способен достичь.
P.S В ходе написания поста наткнулся в стим-мастерской на такой мод: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь. Сам еще не пробовал, но сдается мне, тут Рим уже сильно переапан, особенно в том, что касается гарнизонов, и гарнизонов ресурсных городов. Неужели ИИ нужны ТАКИЕ костыли, что бы не сливаться за Рим?