russell
Хорошая тема, интересная. Но вот только почему "скандинавская мифология"? Ведь по происхождению она скорее германская и на территорию скандинавии проникла с древнегерманскими племенами, где несколько изменилась за счёт местных дополнений, но основы остались нетронутыми, германскими.
Да и не такая уж она и мрачная, суровая - это да, но мрачная ли? Ведь идея "конца света" присутствует почти в каждой мифологии, а здесь у достойнейших есть возможность погибнуть в великой битве, да ещё и рядом с Богами. Да весь жизненный путь древнего германца\скандинава был лишь способом доказать своё право на непосредственное участие в Раганрёке.
Кстати о Раганрёке:
РАГНАРЁК [др.-исл. ragnarök, ?судьба (гибель) богов?], в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонических чудовищ. Предвестием Р. являются смерть юного бога Бальдра, а затем нарушение родовых норм, кровавые распри родичей (?детей сестёр?), моральный хаос. В ?Речах Вафтруднира? (?Старшая Эдда?) и в ?Младшей Эдде? упоминается также трёхгодичная ?великанская зима? (фимбульветер), предшествующая Р. Волк (Фенрир?) глотает солнце, другой волк похищает месяц. В ?Прорицании вёльвы? говорится, что солнце ?чернеет?, звёзды падают с неба. Происходят землетрясения, дрожит и гудит мировой ясень Иггдрасиль, вода заливает землю (или земля погружается в море). Все эти природные явления (а также нестерпимый жар) следуют за последней битвой богов с хтоническими силами (в ?Младшей Эдде? предшествуют этой битве), собственно, и приводящей к гибели богов. На свободу вырываются хтонические чудовища, прежде всего волк Фенрир и мировой змей Ермунганд, а также их отец Локи. Из хель (царства мёртвых) приплывает корабль мертвецов Нагльфар (сделанный из ногтей мертвецов). Согласно ?Прорицанию вёльвы?, рулём правит Локи; в ?Младшей Эдде? корабль ведёт великан Хрюм (в ?Прорицании вёльвы? он не связан с Нагльфаром). Появляются также ?инеистые великаны? (хримтурсы), войско сынов Муспелля скачет по мосту Биврёст, который при этом рушится. Великан Сурт приближается с юга с мечом, который ?ярче солнца? (огонь).
Страж богов Хеймдалль, трубя в рог Гьяллархорн (?громкий рог?), будит богов-асов во главе с Одином и его дружину из павших воинов (эйнхериев). Вслед за тем Один скачет к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета перед боем.
На поле битвы выезжают боги и эйнхерии, возглавляемые Одином. Место битвы названо или Вигрид [по ?Речам Вафтруднира? (?Старшая Эдда?), или Оскопнир (?Речи Фафнира?). Один сражается с Фенриром, Тор с Ермунгандом, бог Тюр с демонским псом Гармом, Хеймдалль с Локи, бог Фрейр с Суртом. Фенрир проглатывает Одина, но сын Одина Видар тут же разрывает волку пасть (или пронзает его мечом). Сурт убивает Фрейра (так как, объясняет ?Младшая Эдда?, он отдал свой меч слуге Скирниру); другие участники поединков убивают друг друга. Сурт сжигает огнём мир. При этом погибают и все люди. Но за гибелью мира последует его возрождение: выживают и селятся на месте, где ранее был Асгард (жилище богов), представители ?младшего поколения? богов - Видар и Вали (сыновья Одина), Магни и Моди (сыновья Тора; они наследуют его молот Мьёлльнйр); возвращаются из царства мёртвых хель и примиряются между собой Бальдр и его убийца - слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир, и два человека - Лив и Ливтрасир, они вновь дадут начало человеческому роду (?Старшая Эдда?, ?Речи Вафтруднира?). Скандинавский миф о конце мира имеет многочисленные параллели в кельтской (ирландской), иранской, отчасти индийской мифологиях, в кавказских сказаниях о прикованных великанах и героях.
Лит.: Olrik A., Ragnaròk. Die Sagen vom Weltuntergang, В., 1922; Reitzenetein R., Weltuntergangsvoratellungen, Uppsala, 1924; Peuckert W. E.. Germanische Eschatologlen, .Archiv fur Religionswissenschaft., 1935, Bd 32.
Так что не всё так мрачно и плохо.
Кстати, для более полного и верного понимания рекомендую всем интересующимся прочитать "Сагу о Скандзе", тогда многое непонятное в мифологии древних германцев\скандинавов встаёт на свои места.