Сообщество Империал: Древнеславянские верования - Сообщество Империал

Гармония

Древнеславянские верования

Или в гостях у сказки
Тема создана: 13 декабря 2008, 18:03 · Автор: Гармония
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 Qebedo
  • Imperial
Imperial
Квартирмейстер

Дата: 21 декабря 2008, 18:18

Lestarh

21.12.2008 - 17:57

, а теперь эти фантазии на тему очень часто принимаются всерьез, тем более что реальных фактов мало а мифов хочется

Отсюда и копание в такой не очень продуктивной для "большой мифологии" среде, как сказки - что осталось, то и лущат...
     russell
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 21 декабря 2008, 22:31

    1. Какова этимология слова "Яга"?
    2. Какова грань между мифом и сказкой? В чем разница?
    Кто знает?
       Manticora
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 22 декабря 2008, 09:09

      russell
      Существует несколько версий рождения этого персонажа.
      1. Считается, что этот персонаж восходит к тем ?волшебным бабам?, ?бабам-чародеицам?, с которыми в Древней Руси церковь вела ожесточенную борьбу. А между тем, это могли быть вполне безобидные старые женщины, которые главным образом занимались знахарством. Этимологически слово ?яга? тождественно древнерусскому язя (или яза) - ?немощь, болезнь?. Древнерусское язя есть в памятниках, начиная с 11 века, но постепенно, с течением времени, оно вышло из употребления. В некоторых других славянских языках это слово и сейчас сохраняется.

      2. От тюркского БабА (дед) АгА (господин) во времена татаро-монгольского ига. По этой версии Баба Яга - пожилой мужчина знатного происхождения...

      Сказка и миф.
      Разнообразие имеющихся толкований и пониманий понятия мифа заставляет и нас оговорить это понятие точно. Под мифом здесь будет пониматься рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Дело здесь в вере не как в психологическом факторе, а историческом. Рассказы о Геракле очень близки к нашей сказке. Но Геракл был божеством, которому воздавался культ. Наш же герой, отправляющийся, подобно Гераклу, за золотыми яблоками, есть герой художественного произведения. Миф и сказка отличаются не по своей форме, а по своей социальной функции.
      Миф не может быть отличаем от сказки формально. Сказка и миф (в особенности мифы доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто называются сказками. На "сказки первобытных" даже имелась определенная мода, и таких сборников, и научных, и популярных, имеется очень много. Между тем если исследовать не только тексты, а исследовать социальную функцию этих текстов, то большинство их придется считать не сказками, а мифами.
      (Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь)

      Lestarh
      Зато никакой эпос не сравнится с нашими сказками (кстати, раньше сказки назывались баснь), былинами, частушками, песнями...
         Qebedo
        • Imperial
        Imperial
        Квартирмейстер

        Дата: 22 декабря 2008, 12:06

        Manticora

        22.12.2008 - 09:09

        Зато никакой эпос не сравнится с нашими сказками (кстати, раньше сказки назывались баснь), былинами, частушками, песнями...

        Русские былины - это и есть эпос, сказание о героях и героическом времени.
        А сказки с эпосом сравнивать, ИМХО, бесперспективно - разные жанры, разные цели. Хотя лично мне "Нибелунги" или даже истории о Рейнарде куда интереснее "Колобка"...
           Гармония
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 25 декабря 2008, 20:37

          russell

          18.12.2008 - 23:40

          А не могли они ее от нас позаимствовать?

          Могли. И они у нас или мы у них. Imp
             Гармония
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 25 декабря 2008, 20:48

            Звериные божества.
            В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные ? их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо ?волк? говорили ?лютый?, а себя называли ?лютичи?. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом ?волкодлак? (т.е. облаченный в длаку ? волчью шкуру) стали называть злого оборотня; позднее ?волкодлак? превратилось в ?вурдалак?.
            Хозяином языческого леса был Медведь ? самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия ? именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до XX в. Многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
            Миф о Медведе ? хозяине леса и могущественном божестве ? сохранился и в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой, а их сын Медвежье Ушко превращается в могучего богатыря, победителя чудовищ.
            Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь ? это прозвище зверя, означающее ?медоед?; в слове ?берлога? сохранился и более древний корень ? ?бер?, т.е. ?бурый? (берлога ? логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово ?медведь? и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.
            Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) ? древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов ? ?соха? - оленей и лосей часто называли сохатыми. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы ? Лось и Лосенок.
            Небесные богини ? Оленихи посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч. Летописец XII в. Писал: ?Бывает? туча, и спадают оленьцы малы в ней, и возрастают, и расходятся по земле?.
            Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком ? изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом.
               Lestarh
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 26 декабря 2008, 12:41

              Можно я повыступаю в роли злобного критика или не надо? Не корысти ради, но токмо по причине врожденного занудства, буквоедства и любви к мелочам...

              1. Зимние ритуальные танцы в волчьих шкурах отмечены у готов, а не у славян...
              2. "Лютый зверь" обозначение неустановленного, скорее всего крупного кошачьего хищника - " лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже и Бог неврежена мя соблюде" как писал Владимир Мономах в поучении к детям.
                 Manticora
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 26 декабря 2008, 14:56

                В продолжение поста Гармонии о звериных божествах.
                Собственно, звериное божество - это тотем. Для чего нужны тотемы и почему они появились? Каждому
                человеку необходимо отличать себя от других. На персональном или семейном уровне никаких проблем не возникает. Но как подчеркнуть свою уникальность и неповторимость на уровне рода, племени, этноса? Вот здесь-то и выработалась традиция различаться по тотемам, связав себя неразрывными узами с миром живой и неживой природы. В прошлом и по существу тотемизм предполагал полную идентификацию с конкретным животным (растением, предметом), включение их в систему "человек-тотем", где они полностью растворялись друг в друге. В этой взаимосвязанной системе тотему отводилась роль оберега: он охранял, защищал человека, помогал ему в трудных ситуациях (отсюда все сказочные животные -- помощники). В свою очередь, все тотемические животные и растения табуированы: то, что
                считалось тотемом, нельзя было убивать, обижать, употреблять в пищу. Тотему поклонялись, ему приносились жертвы, он прославлялся и изображался всеми доступными способами.
                Тотемы бывают родоплеменными, половозрастными, семейными и индивидуальными. Наиболее устойчивыми, сохраняющими свои регулятивные функции на протяжении веков и тысячелетий,
                оказываются клановые и племенные тотемы, их охранительная и объединительная семантика передается от поколения к поколению и на определенных стадиях общественного развития может закрепляться в форме геральдической символики: именно таково происхождение многочисленных львов, орлов и иных животных на государственных и дворянских гербах. До нынешних времен, однако, -- если брать историю индоевропейской культурной традиции -- сохранилась лишь малая часть тотемической символики прошлого, да и то преимущественно в виде культурных памятников или исторических, беллетристических и фольклорных текстов. Только в памяти, материализованной в рисунках, рельефах, скульптурах или зафиксированных преданиях, сохранились данные о тотемических верованиях древних народов.
                Русская и славянская культура знает тотемизм в основном в форме пережитков, рудиментов, запретов. Данный вопрос был глубоко исследован в ряде фундаментальных работ замечательного русского этнографа и фольклориста Дмитрия Константиновича Зеленина (1878 -- 1954): "Тотемический культ деревьев у русских и белорусов" (1933 г.), "Идеологическое перенесение на диких животных социально-родовой организации людей" (1935 г.), "Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов"
                (1937 г.) и др. У русских отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, в сказках -- особенно о животных. Многие традиционные русские образы-символы зверей и птиц несут на себе следы тотемов. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, а также оберегательные функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема
                -- оказывать помощь всем, кто находится с ним в социально-родственных отношениях). Среди наиболее популярных персонажей русских сказок -- звери (лиса, заяц, волк, медведь, козел, баран, корова, бык и др.), птицы (гусь, утка, петух, курица, ворон, сокол, лебедь и др.).
                Древнее тотемическое мышление обнаруживается во множестве популярных русских сказок: "Теремок", "Лиса и заяц", "Кот, петух и лиса", "Котофей Иванович", "Звери в яме" и т.д. и т.п.
                Содержащиеся в них тотемические реминисценции поддаются восстановлению и истолкованию, хотя и приблизительному, но все же достаточно близкому к первоначальному смыслу. Так, сказка "Зимовье зверей" запечатлела закодированную в образах животных информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и неожиданного катаклитического похолодания) и отражения нападения со стороны враждебно-грабительского тотема волков.
                Перечень зверей в разных вариантах сказки колеблется. Так, в сборнике Афанасьева (No64) зимующим тотемам быка, барана, свиньи, гуся и петуха противостоят нападающие на них тотемы лисы, волка и медведя. В бесхитростной сказке "Колобок" закодирована информация о соперничестве тотемов зайца, волка, медведя и лисицы-победительницы за право быть хранителем традиций культа Солнца-Коло, олицетворяемого Колобком, тождественным дневному светилу и по имени и по обрядовым функциям (его съедают, как на Масленицу поедают блины, символизирующие Солнце). Народное творчество -- бездонное хранилище неизбывной памяти о русских тотемах -- не только в устном (фольклорном), но и в овеществленном виде. Коньки на крышах, петушки на маковках, утицы-солонки, олешки на
                полотенцах и рубашках -- все это отголоски тотемного прошлого, запечатленного в орнаменте, узорах, вышивках, резьбе, росписи.
                   Lestarh
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 26 декабря 2008, 15:46

                  Опять же позволю себе чуть-чуть вмешаться. Собственно не любое звериное божество тотем. В строгом понимании тотем это зверь-предок. И табуирование его могло быть разным, в некоторых традициях именно его как раз и полагалось употреблять в пищу.
                  В этом плане очень сложно возводить к тотемизму геральдическую символику. Тут нет никаких предковых отношений, а чисто символические аналогии. Дворянин помещал медведя в своем гербе не потому что считал себя происходящим от этого зверя, а потому что хотел приобрести (сознательно или бессознательно) связанные с медведем черты - силу, крепость и т.д.

                  И уж тем более трактовка:

                  Quote

                  Так, сказка "Зимовье зверей" запечатлела закодированную в образах животных информацию об объединении миролюбивых оседлых тотемов-кланов ради выживания в условиях наступившей зимы (а, возможно, и неожиданного катаклитического похолодания) и отражения нападения со стороны враждебно-грабительского тотема волков.

                  Имхо крайне спорна. Я например больше склонен видеть здесь отождествление определенных социальных ролей с образами животных.

                  Ну и еще чисто систематически. Славянская мифология не тождественна русской. Огромные пласты русских сказок и мифов восходят к финским и балтским традициям народов живших здесь до прихода славян. С другой стороны очень много славянских мифов и традиций сохранилось у южных и западных славян и не отмечены у русских.
                     Manticora
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 26 декабря 2008, 15:59

                    Lestarh

                    Quote

                    В этом плане очень сложно возводить к тотемизму геральдическую символику

                    Повторюсь:

                    Quote

                    Наиболее устойчивыми, сохраняющими свои регулятивные функции на протяжении веков и тысячелетий, оказываются клановые и племенные тотемы, их охранительная и объединительная семантика передается от поколения к поколению и на определенных стадиях общественного развития может закрепляться в форме геральдической символики: именно таково происхождение многочисленных львов, орлов и иных животных на государственных и дворянских гербах.

                    Так что я не возвожу ВСЮ геральдику к тотемизму Imp

                    По поводу же балтов и пр.: славяне жили с ними ОДНОВРЕМЕННО, как они могли придти ПОСЛЕ? Откуда? Почему? Как-то нереально звучит. Даже в истории Геродота славяне упоминаются ВМЕСТЕ с готтами, викингами и т.д.
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 20 апр 2024, 02:01 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики