Сообщество Империал: Восточные религии - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Восточные религии
как мы их понимаем

  • 2 Страниц
  • 1
  • 2

Ярославец

    1 532

    71

    2

    266

    2 636
  • Статус:Примипил

Дата: 29 Октябрь 2014, 14:51

Столкнувшись с восточными религиозными системами, я был поражен их многообразием, а также принципиальным отличием от аврамических религий. Понять и осмыслить эти учения русскому человеку, воспитанному на иных моральных принципах, весьма сложно. Тем не менее, попытаюсь начать дискуссию. Я не претендую на истину, восприятие восточных религий, безусловно, зависит от религиозных убеждений (или их отсутствия). Но, поскольку я-агностик, видимо, мое мнение не будет предвзятым.
Итак, индуизм. Не будучи ни религиоведом, ни историком, ни кришнаитом, я весьма поверхностно ознакомился с литературой по данному вопросу (Веды, Упанишады, Пураны, Бхагават-Гита). Попытаюсь привести все многообразие этих учений к «общему знаменателю», как я это понимаю. Буду рад ознакомиться с другими мнениями. Цитат приводить не буду, их и легко можно найти в поисковиках, излагаю (очень упрощено) своими словами.
С незапамятных времен на полуострове Индостан местные протодравидские, дравидские и иные племена создавали свою религию (условно-«индуизм»). Несмотря на все многообразие учений философской основой был Абсолют в своей непроявленной (Парабрахман) и проявленной (Пуруша) формах. Естественное желание верить в личного Бога привело к тому, что этим Абсолютом стало наиболее популярное местное божество –Шива.
Вторжение на Индостан во 2 тысячелетии до н.э. индоарийских племен принесло и новых богов (Агни, Сома, Индра, Вайю и пр.). Но арии по сравнению с местными народами были относительно немногочисленными, и нужна была новая идеология, которая бы учитывала и местные условия. Был выбран второстепенный арийский солярный бог – Вишну, культ которого стал широко насаждать и распространяться. Постепенно Вишну стал достойным «конкурентом» Шиве, ему также придали функции Абсолюта. Вся Индия разделилась, таким образом, на шиваистов и вайшнавов (это разделение существует до сих пор).
Но как шиваисты, так и вайшнавы считали, что функция «создания» недостойна Абсолюта, и роль Творца «выпала» на роль третьего бога – Брахмы. Согласно легендам, Брахма родился из Мирового Яйца, и первая его мысль была «Кто я? Откуда я появился?». И здесь же Брахма осознал, что он тоже кем-то создан, и поэтому не является Абсолютом. Брахма создал Вселенную (Вирадж).
Позднее, чтобы примирить основные религиозные учения, была создана концепция Тримурти – Единства Бога в трех лицах – Вишну, Шивы и Брахмы. При этом Брахма создатель, Вишну- хранитель, Шива-разрушитель. Интересно отметить, что подчиненная роль Брахмы была сохранена – до сих пор в Индии чрезвычайно мало храмов Брахмы. В то же время Шива-разрушитель пользуется почетом поскольку, согласно индуизму, смерть (разрушение) – это начало новой жизни.
Таким образом, высшее божество – Абсолют, в его личной форме, у индусов имеет имя – Вишну (у вайшнавов) и Шива (у шиваистов). Разумеется, есть имена и у земных воплощений Бога – это Кришна, Рама, и даже Будда (Гаутама) и Иисус (есть и такие мнения).

    Cristóbal

      2 530

      318

      1

      299

      4 838
    • Статус:Всадник

    Дата: 30 Октябрь 2014, 06:10

    Я ещё менее знаю в этом направлении. Несколько вопросов-уточнений. В индуизме много священных текстов, так называемые "Три корзины", но канонического Священного писания нет, по моему. Как же там к какому-то единству приходят? На чём основывают правильность своего вероисповедания? Ведь даже у вас несколько раз прозвучало слово "легенда". Хотелось бы самые начала индуизма услышать. И основные отличия, а то винегрет в голове у меня из экзотических слов.

      Ярославец

        1 532

        71

        2

        266

        2 636
      • Статус:Примипил

      Дата: 30 Октябрь 2014, 08:09

      «Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую и дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических религий, у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствуют единая система верований и общая доктрина» (Википедия).
      Теперь как я все это понимаю. Истоки индуизма уходят в глубокую древность, письменных памятников не сохранилось. Считается, что в 3 тысячелетии до н.э. на поле битвы Курукшетра Верховная Божественная личность в своем земном воплощении изложил основные положения религии («Бхагават-Гита»). Таким образом, это откровение можно, наравне с Библией, можно считать каноном, не подлежащим корректировке. «Бхагават-Гита» передавалась учителями (гуру) в устной традиции, а события изложены в «Махабхарате».
      (Здесь уместно отметить, что мудрец Вьяса, которому приписывают авторство «Махабхараты», называет Верховную Божественную личность Вишну (Кришна), т.е. божество, появившееся в Индии после арийского вторжения. Видимо, Вьяса использовал уже новые реалии для описания более древних событий. Видимо, т.к. на этот счет есть разные мнения. Так, многие историки считают, что события «Махабхараты» произошли уже после вторжения ариев. Соответственно, и откровение «Бхагават-Гиты переносится на более позднее время).
      После вторжения ариев (2 тысячелетие до н.э.) возникла необходимость держать местное многочисленное население «в узде», была создана система каст и новая религия – брахманизм (с учетом местных традиций и верований). Свое название брахманизм получил от сборника ритуальных текстов – «Брахман». В основе лежат представления об одушевлённости природы и о перевоплощении всех живых существ. Главный смысл брахманизма заключается в переходе от ведийской мифологии и политеизма к идее единого бога-творца и затем - Абсолюта, основы и причины мира. Этот переход начинается уже в священных ведийских текстах- "Ригведе". В брахманизме уже Вишну, наряду с Шивой, фигурирует в качестве Верховного божества.
      С появлением в Индии буддизма (6 в. до н.э.) брахманизм начал терять позиции, поскольку буддизм отрицал систему каст. И здесь появился ученый Шанкарачарья, который реформировал Брахманизм (при сохранении кастовой системы). Учение Шанкары исходит из традиционных для индуизма текстов: Веды, Упанишады, Бхагавад-гита и Веданта-сутры. При этом отдельные главы его учения написаны под влиянием буддистских идей. Его учение (Адвайта) - монистической система, которая утверждает Брахмана началом и единством сущего. С этого времени термин «брахманизм» практически не употребляется, вновь используют «индуизм».

      Типология и направления современного индуизма, их основные отличия вполне понятно изложены в интернете, нового здесь я ничего добавить не могу, а переписывать Википедию и другие источники не имеет смысла.
      P.S."Три корзины" - это уже буддизм

        Manticora

          2 291

          37

          0

          49

          15 812
        • Статус:Примипил

        Дата: 30 Октябрь 2014, 13:19

        Добавлю про восточные религии.

        Цитата

        Восточные религии или индийские религии, термин, употребляемый при обращении к религиям, возникшим на индийском субконтиненте – индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм, формирующие большую категорию, основанную на общих чертах в основных верованиях, способах вероисповедания, общей истории происхождения и взаимовлияния.

        Другое определение – дхармические религии, или религии, разделяющие определенные ключевые понятия, которые интерпретируются по-разному в этих религиях. Общие черты могут быть найдены в ритуалах, в книжно-описательной области. Например, абхишека, ритуальное помазание головы, можно наблюдать, кроме сикхизма, во всех традициях. Кремация мертвых, красные платки на головах замужних женщин, похожие брачные обряды. В литературе одни и те же классические истории интерпретируются в традициях индуизма, буддизма и версии джайнов. Рама – героическая фигура во всех названных религиях. В Индуизме он воплощение бога, в Буддизме – воплощение Бодхисатвы, в джайнизме – прекрасный человек.

        У всех рассматриваемых восточных религий существует понятия – дхарма, карма и самсара. Конечно, в более узком толковании для индусов дхарма – обязанность, для джайнов – справедливость, его поведение. Для буддиста, по существу, учение Будды.
        Или йога. Для индуса – отключение от всех мыслей, для джайнов, йога – совокупность физических и умственных поступков.
        Джайнизм и Буддизм явились результатом культуры шраманов. Буддизм был основан Сиддхартхой Гаутамой, тот, кто достиг просвещения, и позже распространился через миссионеров за пределы Индии. Джайнизм обязан своему происхождению 24 просвещенным существам.

        Астика и настика, определения иногда используемые, чтобы категоризировать индийские религии. Те, из них которые почитают Бога – первичной сущностью и двигателем этого мира называются астика. Настика, религии, не отводящие особое место Богу. С этой точки зрения, индуизм – религия астика, а буддизм и джайнизм – религия настика.

          Ярославец

            1 532

            71

            2

            266

            2 636
          • Статус:Примипил

          Дата: 30 Октябрь 2014, 14:23

          ЕМНИП настика - религии, не признающие авторитет Вед, астика - признающие. Естественно, джайнизм и будддизм, не признающие Веды - религии настики.При этом глубоко заблуждаются те, кто считают буддизм атеистическим учением.

            Cristóbal

              2 530

              318

              1

              299

              4 838
            • Статус:Всадник

            Дата: 31 Октябрь 2014, 05:24

            Ярославец

            "Три корзины" - это уже буддизм
            Получается я путаю индуизм и буддизм, разве это не одно? Я думал, что буддизм является ответвлением от индуизма.

              Ярославец

                1 532

                71

                2

                266

                2 636
              • Статус:Примипил

              Дата: 31 Октябрь 2014, 07:16

              kav7001

              Получается я путаю индуизм и буддизм, разве это не одно?

              Нет, это "две большие разницы". Буддизм возник в Индии, но там не прижился. Это - она из мировых религий. Индуизм мировой религией не является.

                Серпа

                  634

                  22

                  0

                  98

                  1 010
                • Статус:Опцион

                Дата: 31 Октябрь 2014, 07:34

                Ярославец

                Цитата

                При этом глубоко заблуждаются те, кто считают буддизм атеистическим учением.

                А почему? Там нет сверхестественного. Боги признаются часть естественного порядка вещей, а не стоят над ним. Не боги творят мир, а мир богов.
                Честно говоря, для меня восточные религии абсолютно чужды, как в культурном, так и мировоззренческом плане. Оттого малоинтересны и отношение к ним соотвественно пренебрежительное. В своё время пытался несколько систематизировать знание получаемое из разных источников, но даже после этого интересней не стало. Индуизм по сути высокоразвитое язычество, держащееся на эпосе, и находящееся в глубокой реакции к эталону западного социума. Буддизм в какой-то мере нигилистичен, и хотя он философски более оформлен чем любая другая восточная религия, смысла я в нём нахожу меньше чем в христианстве.

                  Ярославец

                    1 532

                    71

                    2

                    266

                    2 636
                  • Статус:Примипил

                  Дата: 31 Октябрь 2014, 08:10

                  Да, в буддизме нет Бога-Творца. Но буддизм признает существование божеств как отдельного класса существ, подчиняющихся, законам кармы. Их великое множество, присутствуют и индуистские боги. За каждым божеством стоит сложный символизм, и все это – различные пути достижения Нирваны. При этом необходимы храмы, молитвы, мантры и пр. Для атеиста во все этом этом нет необходимости.

                  Серпа

                  Честно говоря, для меня восточные религии абсолютно чужды, как в культурном, так и мировоззренческом плане.

                  Ну, что пожелаешь,а вот мне, дилетанту, это интересно.

                    Cristóbal

                      2 530

                      318

                      1

                      299

                      4 838
                    • Статус:Всадник

                    Дата: 31 Октябрь 2014, 08:21

                    мне эти познания нужны, чтобы увидеть проникновение индуизма-буддизма в нашу жизнь. Хоть немного понимать. Ведь в Новом Завете написано: "Какая совместность храма Божьего с идолами?" И если Е. Блаватская (о которой здесь упоминалось) с Рерихом пытались совместить восточные религии и христианскую цевилизацию, а кришнаиты появляются на наших улицах, то это может коснуться и меня. Учение о реинкарнации очень привлекательно для некоторых наших изотериков.
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          08 Дек 2016, 19:03
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики