Сообщество Империал: Руководство Shogun 2: Total War - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Руководство Shogun 2: Total War
Руководство Shogun 2: Total War

Turkan ответил:

    43

    12

    0

    25

    140
  • Статус:Ополченец

Дата: 06 Ноябрь 2014, 12:21

РУКОВОДСТВО


Стратегия


Выбор клана


Выбор клана — вопрос вкуса. Отличаются они друг от друга намного меньше, чем, например, нации из последней Civilization. Впрочем, есть в игре кланы, которые больше подходят новичкам, так как помогают срезать некоторые углы.






Прямое попадание!


Ода. Разработчики считают клан Ода сложным, так как он находится в центре страны и окружен врагами, которые немедленно начинают нападать с трех сторон на провинцию Овари. Но с врагами можно разобраться за первые три года, уничтожая их по мере поступления, а отличную скидку на набор и поддержку отрядов асигару очень трудно переоценить. Фактически клан Ода может с самого начала давить соседей дешевыми, эффективными и универсальными армиями и, не теряя в экономическом развитии, держать войска наготове. Рекомендую всячески!




Тёсокабэ — клан не такой универсальный, но обладает двумя достоинствами. Во-первых, он обретается хоть и недалеко от Киото, но изолирован на острове Сикоку. Если клан Тёсокабэ завоюет весь остров, он сможет чувствовать себя в относительной безопасности. Во-вторых, у клана более дешевые лучники, к тому же продвинутой версии. Уж чем-чем, а лучниками армию не испортить.




Симадзу могут похвалиться более дешевыми и более продвинутыми отрядами самурайского класса. Это может быть полезно, хотя самураи все равно дороги и этим хуже народных армий Оды. Но главное преимущество Симадзу — расположение. Провинция Сацума находится на самом юго-востоке Японии, на острове Кюсю. Если завоевать Кюсю, а потом еще и Сикоку, можно построить сильнейшую экономику до того, как опомнится официальный Киото.




Датэ интересны по той же причине — они находятся на северо-востоке острова Хонсю. Изолированным этот клан, впрочем, не назвать при всем желании. Улучшенные и удешевленные отряды с мечами нодати и прибавка к эффекту первоначального наскока (charge) — не очень полезные вещи.




Остальные кланы перечислим быстро, так как они не столь интересны.











Уэсуги — специалисты по монахам — как агентам, так и соответствующему классу бойцов. Плюс увеличенная прибыль с торговли и не самое плохое расположение. Так себе, но бывает и хуже.






Такэда — конники (скидки на конные отряды, улучшенные версии). Конница хороша в ключевые моменты боя, но без нее можно обойтись, тогда как без пехоты — никак.






Мори — специалисты по кораблям. Флот не очень важен в игре, но с его помощью теоретически можно заработать на внешней торговле.






Ходзё — строители дешевых замков и обладатели улучшенных осадных отрядов. Ни теми, ни другими войну не выиграть.






Токугава — специалисты по агентам (ниндзя и мэцукэ), а также по боевым отрядам ниндзя и по дипломатии. Все это практически бесполезно.









Самурай в красном — последний защитник крепости в толпе наших асигару.




Легкая конница ничего не сделает нашим яри-асигару. Враг это знает и нападать не станет — попробует вместо этого пощупать фланги.




Японские самураи так суровы, что лезут на стену без всяких лестниц и крюков.



Экономика клана


Для войны нужно много золота — армия из двадцати отрядов средней руки может полностью объесть даже обеспеченный клан. Вдобавок деньги уходят на действия агентов, на ремонт, на дипломатию и на строительство. Но самая большая статья расходов — это армия. Держать большую армию и не использовать ее — преступление против клана, поэтому после первых завоеваний, когда у клана уже будет несколько провинций и по возможности — ценные ресурсы, осмысленно прекратить походы, сократить войска и уделить хотя бы несколько сезонов развитию клана.




Даже если враг сильнее вдвое,
а поле боя — «Равнины», не уклоняйтесь от сражения. Даже
на равнине может найтись отличная гора!




Не всегда можно сразу разместить войска там, где хочется. Поэтому после начала боя мои отряды спешно лезут на холм, пока враг далеко.


К сведению: надеяться на быструю прибыль от военных походов не стоит — попытки грабить захваченные провинции могут стоить даймё репутации, а потерять лицо себе дороже. Наоборот, чтобы утихомирить взятую провинцию, иногда придется на пару сезонов освобождать ее от налогов.


Повышать налоги вредно, потому что по умолчанию они и так выставлены на уровне, который прилично давит на население. Позже осмысленно их вовсе снизить, чтобы население провинций росло. Так что, не считая налоги, экономике помогают улучшенное земледелие (стоит открыть соответствующее искусство), рынки и дороги. Все провинции различаются по плодородности, и надо учесть, что отнюдь не каждая может прокормить большой замок (дает доступ к улучшенным зданиям), — если забыть про это, может начаться голод и бунты.


Совет: чтобы сэкономить на строительстве и армии, раздайте продвинутым генералам (или каким уж есть) соответствующие клановые должности.


Еще один хороший способ поправить дела в казне — торговля с другими кланами. Для строительства полезных зданий нужны товары, которые встречаются далеко не в каждой провинции (отмечены на карте). Владея этими товарами и доступом к торговым путям, клан может заключить с другим кланом торговый договор и неплохо зарабатывать на экспорте. Особенно полезно иметь выход в море — увеличивается выбор возможных торговых партнеров и шанс найти тех, кому нужны наши товары.


Зачем нужен флот




Полевые ниндзя — типичный отряд «стелс-пехоты». На газоне их не видно.




Даже самый дешевый боевой корабль без труда возьмет на абордаж торговца.


Самые востребованные товары — заграничного производства. Чтобы получить к ним доступ (и возможность их перепродавать другим кланам), нужно построить торговые корабли и занять один из стратегических портов для внешней торговли. Всего их шесть, но важнее всего — четыре порта на юго-востоке, потому что только там можно достать шелк (один порт), хлопок (один порт) и пряности (два порта). В отличие от железа, дерева, камня, лошадей и ремесленных товаров, эти три в Японии не встречаются. Но занять порт может только один клан, так что конкуренция велика и, вероятно, когда ваши торговые корабли прибудут на место, оно окажется занятым.


Воевать за торговые пути — затея сомнительная, но постеречь их дешевыми кораблями можно, и уж тем более стоит попробовать отбить порт у вражеского клана. Именно на такой случай и нужен флот. Будьте внимательны, флот тоже требует денег каждый сезон, хотя обслуживание самых легких кораблей обходится довольно дешево — меньше, чем съедает отряд лучников-асигару.








К сведению: если в бою корабль лишился части стрелков и абордажников, он не сможет пополнить их численность в море. Его нужно вернуть в порт и не забыть нажать на кнопку «ремонт». Уже на следующий сезон корабль сможет выйти в море.




Подожженные корабли врага быстро выходят из строя. Но будьте внимательны, огонь может перекинуться на наши!




Самые дешевые боевые корабли сильно экономят на абордажной команде. Ее численность — всего пять головорезов.


Использовать флот можно и для грабежа вражеских торговых путей, чтобы часть денег с торговли неприятеля перетекала в наш кошелек. Чтобы сделать флот более эффективным в бою, посадите на него генерала (адмиралов в те времена еще не изобрели). Кораблями удобно «затыкать» узкие проливы, чтобы через них не мог переправиться враг. При победе в боях есть шанс завладеть вражеским кораблем. Корабль — лучший способ обогнуть всю Японию и открыть дипломатические отношения с большинством кланов. А вот функция блокады порта не очень полезна — выгоднее «пастись» на торговом пути, чем останавливать торговлю.


К сведению: учтите также, что ваши морские торговые пути развеивают вокруг себя «туман войны» и позволяют видеть, что творится на всем их протяжении — кто плавает вдоль берега, кто и с кем воюет за прибрежные города.


И, конечно, с помощью флота можно переправлять армии и агентов. Делается это легко, но на десант надо закладывать лишние полгода: после загрузки флот пропускает ход, а после высадки на вражеский берег сезон пропускает уже армия. Если враг стоит у самого берега, на него можно напасть прямо с кораблей и назвать это «День «Д». Умеет ли ИИ устраивать массовые десанты на изолированные острова игрока — вопрос пока открытый (такие маневры во все времена были сложны для компьютерных стратегов).





Только сейчас капитан сообразил, что атака легкой кавалерии на лес копий-яри была плохой идеей.




В конной атаке самое главное — не уронить катану себе на голову.




Недостаток выучки лучники-асигару с успехом компенсируют количеством.



Агентурная сеть


Вообще, агентами можно полностью пренебречь — для победы они не обязательны. Но с ними играть намного интереснее. Нанять парочку ниндзя стоит уже для того, чтобы посмотреть ролики об их похождениях на благо нашего клана. Начнем с ниндзя.



  • Ниндзя — универсальные агенты. Они могут шпионить, видя на карте подробности о вражеской армии, генералах и городах. Они умеют в нужный момент вывести из строя здание или порт, открыть ворота крепости перед сражением, слегка отравить или замедлить вражескую армию и, конечно, попытаться убить генерала или другого агента. Если «пристегнуть» ниндзя к своей армии, у нее увеличится сопротивляемость враждебному влиянию и запас хода. Враг наших ниндзя на карте практически не замечает, если только у него в запасе нет мэцукэ. Увиденный врагом ниндзя может стать для мэцукэ объектом охоты — в случае удачи вражеского агента ниндзя либо погибнет, либо на несколько ходов пропадет с карты, а потом появится в столице клана.


    Совет: шанс на успех сильно зависит от уровня агента, поэтому имеет смысл тренировать их «на кошках», увеличивая ранг, развивая нужные таланты и присоединяя «свиту». Для таких издевательств хорошо подходит какой-нибудь заброшенный вражеский отряд. Пара ниндзя могут третировать и травить каких-нибудь несчастных асигару годами. Готовый сюжет для триллера!


  • Мэцукэ — полицейские. Их главная задача — противодействие ниндзя. Если на территории клана есть мэцукэ, ниндзя постоянно рискуют быть обнаруженными. Чем они ближе друг к другу, тем больше шансов раскрыть ниндзя. Нападая на агента (не обязательно ниндзя), мэцукэ пытается его засудить, приговорив к смерти или к тюремному заключению.


    Но есть у мэцукэ и другое применение. В городе, где сидит этот агент, улучшаются настроения граждан и собираемость налогов. Само собой, в такой город намного сложнее пробраться ниндзя. Если же приставить мэцукэ к армии, у генералов растет лояльность, а шансы умереть от вражеского клинка, наоборот, падают.


    Наконец, только мэцукэ могут предлагать взятки вражеским армиям и городам. В случае удачи армия или вся провинция переходит на нашу сторону. Если повезет меньше, от армии «отколется» лишь часть.


    Вместе с тем, естественно, мэцукэ лучше держаться настороже и как можно реже покидать города и армии. Агент это не скрытный, и вражеские ниндзя могут попытаться ликвидировать его.





  • Два ниндзя «низводят и курощают» отряд несчастных асигару. В живых там осталось лишь шесть человек.




    Ниндзя разглядел не только сос-
    тав армии, но и всю подноготную вражеского генерала. Другие агенты тоже могут быть шпионами, хотя и не так эффективно.




    Дымные следы в небе — ракетный обстрел. Местные «Катюши» — отряды крайне редкие, но эффективные.



  • Гейши — специализированные убийцы. Они более эффективны, чем ниндзя, но на карте видны всем. Это делает гейш первейшей и удобнейшей целью для вражеских агентов.


  • Монахи/миссионеры — агенты влияния буддизма и христианства. Они тоже видны на карте и должны остерегаться убийц. Роль монахов — баламутить вражеские провинции и успокаивать наши, понижать гневными речами настроение вражеских армий перед боем и подбадривать наши армии. Если монах или миссионер топчется по провинции с преобладающим населением другой веры, он автоматически меняет соотношение сил в свою пользу. Монах и миссионер могут попытаться обратить в свою веру друг друга, но шансы на успех в этом деле невелики.





Таким образом, получается, что полезнее всего — ниндзя и мэцукэ. Их можно применить к любому делу, тогда как монахи и гейши — агенты узкоспециализированные и очень уязвимые.


Тактика


Несмотря на все достоинства (наконец-то!) стратегического пошагового режима, самая интересная часть игры, как и всегда, — тактические бои. Давайте же пройдемся по основам в нашем кратком наставлении по тактике, благодаря которому любой сможет начать карьеру сэнгоку-даймё с побед.


Составляем армию


Из каких отрядов составить хорошую армию? Да из любых! Конечно, не стоит пытаться брать крепости конницей (даже при том, что она теперь вся может спешиваться). Составлять армии из одних лишь аркебузиров — тоже не лучшая идея. Но успешно воевать можно самыми разными отрядами. Главное — иметь в войске пехотный «хребет».




Генерал Такэда Сингэн тренирует отряд телохранителей. Каждый убегающий асигару — источник ценного опыта.




Атака самураев с катанами — серьезная угроза для моих копьеносцев.


К сведению: в игре действует правило «камень-ножницы-бумага»: копьеносцы бьют конницу, конница бьет мечников, мечники бьют копьеносцев. Последний факт особенно важен, так что не давайте своим яри долго сражаться с вражескими мечниками.


Неплохо также добавить несколько отрядов лучников. Пара конных отрядов тоже пригодится для психических атак на фланги и преследования разбитого врага. Впрочем, группа конных телохранителей есть у генералов, так что хотя бы один быстроходный отряд у вас будет всегда.


К сведению: истребление бегущих — самый безопасный способ «набивать» отряду опыт. Не пренебрегайте этим в конце боя.


По большому счету, армию вполне можно набирать из одних лишь асигару в соотношении «пять яри на три лучных отряда». Добавить генерала, и армия готова. Чем хороша народная армия (чем она плоха, ясно и так) — это дешевизной, низкой нагрузкой на бюджет и возможностью набирать ее в любых провинциях, не строя при этом никаких специализированных зданий.


К сведению: нагината — клинок на длинном древке. Это своеобразный гибрид меча и копья. Вооруженные нагинатами воины могут как драться в ближнем бою, так и ощетиниваться на конницу, но и то и другое делают чуть хуже специализированных отрядов.


Размещение армии


Как использовать местность в бою? Правила тут просты, и запомнить их легко.



  • Занимайте высоту. Чем выше холмики, тем крепче наша оборона. Сверху лучники дальше бьют. Снизу вверх нападать неудобно — враг устает, взбираясь на холм. Сбегая с достаточно крутого склона, даже слабый отряд может опрокинуть сильного врага.


  • Используйте естественное прикрытие (берег моря, непроходимые скалы) для тыла и флангов, оставив врагу только выгодное нам направление атаки. Годится и край карты, пусть даже это и не совсем честно (впрочем, компьютер порой тоже не брезгует таким приемом).


  • Используйте с толком леса и прочие насаждения. На боевых картах они встречаются очень часто. Во-первых, лес — идеальное место для засадных отрядов (главное, чтобы враг не прошел близко к ним — иначе увидит). Во-вторых, деревья — лучшая защита от вражеских стрел и конницы. Лошади между деревьев не разовьют скорость для натиска, а лучники проиграют в меткости, даже если разглядят наши войска.





  • Вражеский генерал спрятал армию на холме, да еще в лесу. Бой будет непростым.




    Вот что я называю идеальной оборонительной позицией. На такой высокой горе можно никого и ничего не бояться.




    Деревянная стенка — секретное оборонительное оружие лучников против конницы.



  • По возможности провоцируйте врага штурмовать занятые нами на карте переправы. Делает он это плохо, и бой даже с двукратно превосходящим противником на переправе быстро превращается в избиение.


  • Прячьте армии в лесу на стратегической карте, чтобы иметь возможность напасть из засады, пока враг в походном построении. Делать это осмысленно не всегда, но возможность такую иметь полезно.


  • Размещайте лучников в домах. Правда, на боевых картах подходящие домики встречаются редко. Еще реже в домах укрепляется враг — если это все же произошло, а пушек у вас нет, загоните в дом (именно внутрь дома — не перепутайте команды) мечников с катанами.


  • Лучшая оборона — в собственной крепости. Несколько отрядов лучников и пара отрядов яри-асигару в крепости способны отогнать огромную армию. Дело не в достоинствах крепостей — просто ИИ в их взятии откровенно слаб.


  • В атаке используйте не только рельеф, но и погоду. Туман, например, снижает эффективность лучников, а дождь делает неэффективными пороховые отряды.









Общая тактика обороны




Враг сильнее и имеет преиму-
щество по стрелкам, так что наша армия спряталась в лесу. Красные «поля смерти» — сектора обстрела наших лучников.




Перейдя под обстрелом мост, враг оказывается в смертельном «кармане» в окружении наших яри-асигару.


В общем и целом, сражение в обороне выглядит примерно так: вы находите хорошую позицию или просто выстраиваете армию на краю карты. Если армия заняла холм, лучников можно поставить позади линии пехоты, если нет — впереди (но будьте готовы вовремя увести их назад, так как враг непременно попытается ударить по ним конницей, а сами лучники время для отступления выбирают не всегда разумно). Если ожидается перестрелка, заранее выберите разреженный строй. Обязательно прикройте фланги копьеносцами — флангами всегда очень интересуется вражеская конница. Генерала поставьте позади в центре, чтобы ваши ключевые отряды видели его поблизости.


В позиции на краю карты смысл еще и в том, чтобы хоть слегка, но утомить неприятеля долгим походом. Когда враг подходит близко, в дело вступают лучники. Если они стояли впереди, то, скорее всего, через несколько выстрелов их придется быстро уводить в тыл. Сразу примените огненные стрелы — потом можете не успеть.


После этого уже потрепанный враг вступает в контакт с линией пехоты. На этом месте часто имеет смысл подбодрить генералом ключевой отряд, особенно если он сражается с более сильным врагом. Лучники продолжают осыпать врага стрелами (небольшие потери от «дружественного огня» тут неизбежны). Обычно на этой стадии некоторые отряды врага начинают беспокоиться из-за потерь. Значит, возможно, наступил хороший момент для удара конницей по флангу или с тыла, чтобы подтолкнуть колеблющиеся отряды и обеспечить цепную реакцию паники и бегства. На этом месте часто имеет смысл перенести огонь лучников в тыл врага, чтобы не подвергать опасности пехоту и особенно преследователей.




Апофеоз войны.




Компьютерные полководцы совершенно не умеют штурмовать крепость одновременно с
разных сторон.


Это важно: будьте внимательны — приказ лучникам «остановиться» теперь выключает у них режим «огня по усмотрению», то бишь они затыкаются и совсем перестают стрелять.


Не рискуйте генералом без надобности. Не давайте генеральскому отряду телохранителей ввязываться в бой, не ставьте его под обстрел — потеря даймё или опытного генерала того не стоит. Тем не менее использовать его для «боулинга» с вражеским отрядом, который уже теряет уверенность, вполне можно и нужно. Главное — после того, как генерал на полной скорости врежется во врага, сразу же отвести отряд прочь. Ну и конечно, всегда используйте генералов при преследовании бегущего врага.


Оборонять крепость или переправу очень легко. На переправе займите ближайшие броды и мосты, выставив на берегу тяжелую пехоту, а позади — лучников (чем больше, тем лучше). Толпа солдат неприятеля на мосту — идеальная мишень для огненных стрел. В крепости не суйте лучников к бойницам, а расставьте их внутри крепости разреженным строем поближе к стене. Пехотой прикрывайте участки стены, на которые попытается забираться враг. Вот и все!


Общая тактика в атаке




Стены небольшой крепости плохо защищают от стрел.




Наши огненные залпы ненароком сожгли ворота вражеской крепости. Путь открыт!


В нападении нам поможет эксплуатация того факта, что ИИ не умеет противостоять обстрелу из луков. Сблизившись с врагом на расстояние выстрела, выведите вперед лучников разреженным строем, подавите лучников врага и отстреляйте весь запас стрел по самым выгодным целям (слабо защищенным и при этом опасным в близком бою). Берегитесь конных контратак, при опасности уводите лучников в тыл и старайтесь поймать конницу врага на копья. Измотав врага обстрелом, атакуйте его с нескольких сторон и обратите в бегство.


При атаке небольших крепостей тоже можно засыпать защитников стрелами, чтобы потом спокойно лезть на все стены и во все ворота сразу. С крупными крепостями повозиться придется дольше — лучше сразу приготовиться морально к большим потерям.


Нападать на переправы... лучше не надо. Но, если пришлось, постарайтесь опять же подавить лучников в первую очередь.


Больше всего проблем — при атаке на лесистый холм. Тут уже особо не поробингудить — волей-неволей придется, стиснув зубы, брать холм штурмом снизу вверх.





Краткий словарь для начинающих даймё


Асигару — воины незнатного происхождения.


Даймё — предводитель клана, князь.


Мэцукэ — тайная полиция даймё.


Нанбан — португальский торговец («южный варвар»).


Нодати — длинный меч.


Нагината — глефа, нечто среднее между мечом и копьем.


Сёгун — военный правитель Японии.


Яри — копье.






***


Зная эти основные правила, вы без проблем одолеете компьютерного соперника. А о более тонких принципах использования разных видов войск мы расскажем позже в «Советах мастеров».


http://www.lki.ru/text.php?id=6309

    cc31 ответил:

      953

      9

      0

      59

      606
    • Статус:Центурион

    Дата: 06 Ноябрь 2014, 17:09

    Turkan

    Все провинции различаются по плодородности, и надо учесть, что отнюдь не каждая может прокормить большой замок (дает доступ к улучшенным зданиям), — если забыть про это, может начаться голод и бунты.

    плодородность никак не связанно с едой, только с кол-вом денег.
      Ответить в темуВведите Ваш логин  
      [Регистрация нового аккаунта]
      Введите Ваш пароль 
      [Восстановить пароль]
      Создать новую тему
      или Войти на форум через соцсеть
        Стиль:
          09 Дек 2016, 04:53
      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики