Аорс (17 ноября 2014, 14:22):
Анархист
Темные века , до раскола Православной Церкви, у нас вообще мирные, без социально-политических катаклизмов. А в Высокое Средневековье в Западной Европе появляется политическая оппозиция и постепенно нарастает недовольство народных масс новым политическим курсом, которые вылились в масштабные вооруженные внутренние конфликты, с ярко выраженным классовым характером, в эпоху Возрождения. В Православном мире то же самое началось в 17 веке, начиная со Смутного времени.
Византию постоянно сотрясали народные восстания. Чего стоят хотя бы Ника, Фома Славянин и павликиане. В общем, восстаний хватало, вы просто мало про это знаете.
Восстание Ника - дальше Константинополя не распространилось. Главная особенность в нем то, что оно вспыхнуло на ипподроме и было подавленно после того как
часть сенаторов была перекуплена людьми императора. Это указывает на то, что это не народное восстание. Слишком напоминает Майдан - под прикрытием спровоцированных политиками-сенаторами массовых беспорядков имелась попытка государственного переворота. Когда сенаторы с которыми договорились убрали из рядов "восставших" своих онижедетей, правопорядок был наведен.
Восстание Фомы Славянина имело ярко выраженную иностранную поддержку. У него имелся даже флот , победа над которым, по свидетельству современников, была одержана только благодаря греческому огню. Крестьяне не могут построить и воевать на военных кораблях. Это скорее восстание не народа, а антиимперское восстание феодалов и племенной знати соседних народов-вассалов.
Павликиане - имеет признаки аналогичные движению катаров и старообрядцев. Это движение можно включить в список.
Аорс (17 ноября 2014, 14:22):
Анархист
Восстания крестьян и горожан против отдельных князей не рассматриваем , как бунты против политического режима , поскольку князья и бароны не определяли политическое устройство и действующее в государстве и в их вотчине Право.
А крестьянину было наплевать на политический режим. Для него власть символизировал конкретный барон.
Средневековый крестьянин конечно не знал законы Ньютона и теорию эволюции, но в отношении Права он был достаточно высоко образован. Это для современного человека нормативные акты издаваемые президентом, парламентом и министерствами выглядят как равноценные - все законы. Это объясняется тем , что в сознании современного человека- все это одна вертикаль власти.
В период феодальной раздробленности система была иная: такой жесткой вертикали не существовало. Феодалы конечно были сувереннами , но все они (включая своих сюзеренов) в своей управленческой деятельности подчинялись Каноническому Праву. Движение катаров и выступало поэтому против усиления монархии, опасаясь ослабления юридической силы Канонического Права.
В средневековье закон был один - Божий. Все остальное - это подзаконные акты, которые имели подчиненное положение к Каноническому Праву (как реализации Божьего Закона в тогдашних социаьно-политических реалиях) . Поэтому когда отдельный феодал-суверен отдавал
распоряжения противоречащие Закону (а крестьяне знали Закон), крестьяне прекрасно понимали, что это самовольство феодала и их гнев не распространялся дальше этого чиновника.
Люди потому и требовали перевода латинской Библии на национальные языки потому что перестали верить, что Каноническое Право соответствует Божьему Закону. ( и надо сказать их недоверие было обоснованным)
К началу Французской революции во Франции , если я не ошибаюсь , было более 200 региональных гражданских кодексов и только одно Каноническое Право, которое (уже только формально) имело высшую юридическую силу.
Вносим изменение в список народных восстаний:
5 - 15 век Западная или Католическая Европа
1. 1209-1255 гг - Альбигойские войны (катары) -
политическое движение, поддерживаемое крупными феодалами и духовенством юга Франции, направленно против централизации власти. Но не посредственно в боевых действиях широкие народные массы не участвовали (кроме обороны некоторых городов), воевали феодалы. Но все равно это оппозиционное политическое движение, хотя, надо заметить, не носило классового характера.
2.1381 г Восста́ние Уо́та Та́йлера - вызвано тяжелым положением в связи с войной и чумой.
3. 1358 г. Жакерия , католическая Европа - вызвано тяжелым положением в связи с войной и чумой.
с 15 века по конец 18 - Возрождение
1. 1419-1434 гг. Гуситские войны - восстание вызвано налоговым гнетом и бесправием простого народа, в участниках замечены рыцари.
2. 1524 -1526 Крестьянская война в Германии - восстание вызвано налоговым гнетом и бесправием простого народа, в участниках замечены рыцари.
3. 1593- 1654 гг Казацкие войны в Речи Посполитой - причина гнет.
4. 1642-46 Английская Революция
5. 1568-1648 Революция в Нидерландах - под вопросом , потому что она была направленна против иностранного господства . а не местного режима? Ваше мнение?
6. 1735-68 Гайдамаки.- гнет.
7. Французская революция ( окончательный конец Средневековья). - гнет.
Православная Европа с 5- 15 века.
1. Движение Павликианцев - 7-9 век.
После 15 века
1. 1603 г Восстание Хлопка - голод и гнет.
2. 1606-07 г Восстание Болотникова .
3. 1670-71 Восстание под предводительством Разина - гнет (хотя Возрождение на Руси началось с отцом Петра Великого
4. Старообрядчество - политическое движение 1650-1775 гг. (ограничиваю 1775 годом потому что после подавления Восстания Пугачева перестало играть значимую роль в жизни страны).
5. 1773-75 Пугачевщина - гнет.
Все таки до 15 века с народными волнениями в христианском мире дела обстояли на порядок лучше.