Сообщество Империал: Самолеты непосредственной поддержки - Сообщество Империал

  • Поиск
  • Законы
  • Сообщество
  • Репутация
  • Экономика
  • Больше

Самолеты непосредственной поддержки
История штурмовой авиации

  • 6 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Последняя »

Олег ответил:

    2 690

    18

    0

    3

    10
  • Статус:Всадник

Дата: 27 Декабрь 2008, 09:32

В СССР впервые требование к самолёту-штурмовику было сформулировано в 1924г. 16 августа было утверждено "Временное наставление по боевому применению воздушных сил СССР":

Цитата

Штурмовые самолёты должны обладать большой вертикальной, горизонтальной скоростью и маневренностью. Кроме того, самолёт должен иметь сильное вооружение для стрельбы вниз (кроме пулемётов для стрельбы сквозь винт), а мотор и кабина пилота должны быть снизу защищены бронёй.
Первый реальный проект такого самолёта представил Поликарпов в 1926г. Самолёт "Боевик", моноплан с двумя Liberty-12 и бронёй на передней чати фюзеляжа и двигателях, весом 6 тонн, был отклонён.
В марте 1927г. было предложено использовать в качестве штурмовика разведчик Р-3, который к тому времени прошёл испытания и готовился к запуску в серию. Его штурмовой вариант предлагали вооружить четырьмя пулемётами "Виккерс" для стрельбы вперёд и одним турельным для защиты задней полусферы. В результате испытаний самолёт показал нормальную прочность при пикировании, но ухудшившаяся управляемость, скорость и скороподъёмность заставили отклонить и этот проект.
Т.о. в конце 20-х годов определились два направления создания штурмовика:
1. проектирование специальной машины;
2. переделка других типов самолётов.
Главная задача состояла в компенсации значительного увеличения массы самолёта соответствующей мощностью моторов.
Туполев в 1931г. доожил, что ЛТД, заданные для нового штурмовика ТШ-1

Цитата

не могут быть осуществлены ввиду большой массы неработающей навесной брони и отсутствия моторов мощностью в 1300 л.с.
Предлагались и явно утопические варианты: А.Н. Гроховский предложил переделать в штурмовик ТБ-3.
Огромный четырёхмоторный бомбардировщик с 76мм зенитным орудием на носу и с двумя полевыми орудиями того же калибра должен был стрелять 6,5кг снарядами на дальность до 18км, а появившись над полем боя

Цитата

уже одним своим видом вселит в противника ужас.
Самое удивительное впрочем, не это, а то, что этот "штурмовик" прошёл гос испытания в декабре 1935г. Но в серию его не пустили.
Более перспективным казался всё-таки вариант использования истребителя, на который надо навесить бомбы и установить пушки.

Таким самолётом стал И-5 Поликарпова с мотором М-22 (копия лицензионного Bristol ?Jupiter? VII). Сконструрованный в 1927г. он переделывался в штурмовик и в 1930 опытный экземпляр совершил пробный полёт. И-5 образца 1930г. имел полётный вес 1355кг и максимальную скорость (теоретическую) 286 км/ч. Вооружение: два 7,6мм ШКАСа.
Первый вариант истребителя прорабатывала бригада Сухого ещё при туполевском КБ, однако из-за того, что самолёт постоянно тормозили с постройкой по причине загруженности бюро другими проектами проект передали Поликарпову, который в это время сидел в тюрьме но, одновременно с осуждением, его от работы решили не освобождать. Параллельно с суховской машиной Поликарпов разрабатывал свой истребитель ? И-6. После недолгих раздумий начальство переключило деятельность отдела Сухого на другой самолёт, а полуготовый проект отдали ?врагам народа?. Менее чем за два месяца Поликарпов и Григорович совместными усилиями переработали проект и уже 28 апреля 1930 года состоялся первый полёт опытного истребителя ВТ-11 ? прототипа будущих серийных И-5.
Решение о запуске И-5 в серийное производство было принято практически сразу, причем к концу 1932 года планировали выпустить 200-250 (!) самолётов, с последующим увеличением производства. Для серийного производства выделили завод ?1, хотя раньше планировали освоить серию И-5 на заводе ?135. За первый год серийного выпуска предприятие собрало 66 истребителей, часть из которых имели фирменные английские моторы, и лишь некоторые ? отечественные М-22. С 1931 года началось освоение новой техники в частях ВВС и уже в мае И-5 публично продемонстрировали на военном параде.

В 1933г. был испытан вариант с 4мя пулемётами (120 пуль в сек.) Затем установили бомбодержатель для 50 кг ФАБ-50, общий вес при этом составил 1414кг. Однако самолёт удалось разогнать до 285 км/ч. и поднять на 7520м. Зато скороподъёмность уменьшилась с 8,5 до 11,5 минут. Расход бензина: 0,3 литра на километр. Кроме того, полёты выявили

Цитата

простой взлёт, удобное управление, неплохой обзор из кабины. Фигуры проделывались уверенно.
Недостатки: вероятность попадания в круг диаметром 25м - 5%; большой вес машины.
Алкснис предупредил директора горьковского авиазавода, что тот не уделяет должного внимания борьбе за облегчение веса и устранению дефектов бомбардировочной установки:

Цитата

Смонтировано безобразно, небрежно, детали изготовлены грубо.
Имея относительное превосходство в маневре, он проигрывал по другим основным параметрам таким самолётам, как SPAD-51, Bristol ?Bulldog?, Gloster ?Gauntlent? и истребителям серии Curtiss. Особенно болезненным был случай происшедший в 1934 году. Тогда звено И-5, выделенное для сопровождения самолёта посла Франции отстало от курьерской машины после того, как её пилот дал полный газ. В результате И-5 стали постепенно заменять на другие истребители, а с 1938 года полностью сняли с вооружения.
Осенью 1941 года И-5 снова встал в строй. Острая нехватка авиации, особенно штурмовой, побудило советское командование использовать этот истребитель как лёгкий штурмовик и ближний бомбардировщик.



На штурмовом варианте И-5 иногда устанавливали дополнительные пулемёты ШКАС и подвеску для РС-82.

    Jackel ответил:

      5 078

      72

      1

      771

      5 585
    • Статус:Легат

    Дата: 27 Декабрь 2008, 14:55

    Были ли случаи воздушных побед на И-5 в ВОВ?

      Олег ответил:

        2 690

        18

        0

        3

        10
      • Статус:Всадник

      Дата: 27 Декабрь 2008, 16:31

      Jackel

      27.12.2008 - 18:25

      Были ли случаи воздушных побед на И-5 в ВОВ?
      Разве что знаменитый "Максим Горький", который был был "сбит" именно И-5. Это в порядке оффтопа.

      Про сбитых немцев не нашёл.
      А в рамках темы И-5 использовался как штурмовик.
      При обороне Крыма в составе 11-го ШАП находились штурмовые варианты истребителей И-5 и И-153. Штурмовики этого полка отличились в боях под Перекопом и Севастополем, а 5 ноября капитан Н.Т.Хрусталёв таранил на своем подбитом штурмовике немецкую танковую колонну.
      05.11.41 г. во втором вылете ударная группа из разных частей ВВС ЧФ вступила в бой с четверкой Bf-109. В качестве объекта атаки одна из пар ?мессершмиттов? выбрала И-5 капитана Н.Т.Хрусталева. Летевший рядом лейтенант В.Фомин попытался защитить командира и сбил одного из нападавших (не подтверждается). Второй немецкий самолет завершил атаку и поджег машину Хрусталева. И-5 в этот момент летел на небольшой высоте и его пилот мог без труда посадить машину и спасти свою жизнь. Но внизу были немцы, а перспектива плена не прельщала летчика. Вместо посадки он под крутым углом направил свой старый истребитель в скопление немецкой техники...

      Огненный таран Хрусталева стал первым в авиации Черноморского флота.

      1. Морозов М. Воздушная битва за Севастополь. 1941?1942. ? М.: Яуза, Эксмо, 2007.
      2. Денисов К.Д. Под нами ? Черное море. ? М.: Воениздат, 1989.

      Интересно, что на 3 ноября авиация Черноморского Флота располагала 44 самолётами, из них почти половину составляли И-5. Один из штурмовых полков эксплуатировал эти самолёты вплоть до 1943 года, используя их вместе с УТ-1 как приманку для прожекторов.

      Как легкие ночные бомбардировщики И-5 участвовали в битве под Москвой. На них воевали, 604-й и 605-й полки. Они базировались в Быкове, Пушкине, Клине и сменили И-5 на новую технику в феврале 1942 г. На Западном фронте пробовали применить И-5 как ночные истребители, но без существенных успехов.

      Последние И-5 сохранились на фронте до 1943 г.

        Jackel ответил:

          5 078

          72

          1

          771

          5 585
        • Статус:Легат

        Дата: 27 Декабрь 2008, 16:52

        Олег (27.12.2008 - 16:31):

        05.11.41 г. во втором вылете ударная группа из разных частей ВВС ЧФ вступила в бой с четверкой Bf-109. В качестве объекта атаки одна из пар ?мессершмиттов? выбрала И-5 капитана Н.Т.Хрусталева. Летевший рядом лейтенант В.Фомин попытался защитить командира и сбил одного из нападавших (не подтверждается).

        Мог повредить... Вообще, по идее И-5 с хорошим пилотом для месса должен быть довольно сложной целью - при его -то маневре, хрен собьешь.

          Олег ответил:

            2 690

            18

            0

            3

            10
          • Статус:Всадник

          Дата: 27 Декабрь 2008, 21:24

          27.12.2008 - 20:22

          Мог повредить
          Да мог не только повредить, но и сбить, тем более мессер-то атаковал Хрусталева, значит вряд ли видел, что его самого атакуют. Но конечно, будучи в своё время лучшим истребителем, следует признать, что это время уже прошло...а вот для штурмовки малая скорость - то что надо, лишь бы истребители прикрывали...

            Олег ответил:

              2 690

              18

              0

              3

              10
            • Статус:Всадник

            Дата: 31 Декабрь 2008, 01:32

            Следующей попыткой создания штурмовика следует назвать модификации И-16.
            Это был первый советский истребитель-моноплан с убирающимся шасси и скоростью свыше 400 км/ч.
            Конструкторы настаивали на использовании на истребителе мотора семейства Райт ?Циклон?. Первые серийные ?Циклоны? начали выпускать в США в 1925 г., к 1933 г. двигатель был значительно усовершенствован и все еще имел большой запас для модернизации. В СССР широко применялись моторы Райт ?Уирлуинд?, которыми оснащались в частности самолеты АНТ-9. Пока велись дискуссии, Алкснис предложил поставить на перспективный истребитель двигатель М-22 (французский Гном-Рон ?Юпитер VI?). Даже учитывая явно недостаточную мощность этого мотора, с ним прототип мог достигнуть скорости 300 км/ч на высоте 5000 м.
            Между тем было принято решение о закупке в США двигателей Райт ?Циклон F2? (это будет советский М-25) в маловысотном варианте. Второй прототип И-16 предстояло оснастить именно таким мотором и трехлопастным воздушным винтом фирмы Гамильтон Стандарт.
            И-16 стал на заводе ?21 четвертым типом выпускаемой продукции после И-5, ХАИ-1, И-14. Первые самолеты, оснащенные двигателями М-22, получили, таким образом, обозначение ? тип 4.
            В сентябре того же 1934г. проходили госиспытания И-16 с мотором М-25. Эта модификация получила обозначение "тип-5" и была самой массовой.
            А с 28 августа по 3 ноября 1935 года 10 самолетов И-16 выпуска завода ?39 проходили войсковые испытания в 107 авиаэскадрилье Брянской авиабригады. Отрабатывались темы:
            - одиночный и звеньевой бой;
            -атака аэростатов заграждения;
            -стрельба по наземным целям.
            Именно тогда И-16 и был опробован в качестве штурмовика.
            Известно, что появление И-16 в Испании коренным образом изменило характер воздушных схваток. Он оказался первым в мире самолетом способным вести бои на вертикали. Основные противники ? немецкий истребитель He-51 и итальянский C.R.32 значительно уступали ему по своим летным данным ? настолько, что пилотам этих машин было настоятельно не рекомендовано ввязываться в бой, не имея численного преимущества. Здесь-то И-16 и получил своё прозвище "крыса".
            По другой информации, это прозвище было ему дано ещё во время учебных боёв с И-7, когда выяснилось, что у ишака очень чувствительное управление. Именно это обстоятельство плюс характерная сплющенная форма и послужили причиной для такого прозвища.
            В течение 1936г. произошло несколько аварий во время пикирования.
            Усиливалось вооружение. И-16П (пушечный) испытывался в декабре 1936г. Такую машину можно было уже реально использовать в качестве штурмовика. В январе 1937г испытывался вариант с четырьмя пулемётами. Сначала был установлен третий синхронный ШКАС в нижней части фюзеляжа (тип 6). Затем появилась и модификация с двумя синхронными пулеметами ШКАС, установленными в верхней части фюзеляжа. Этот четырехпулеметный И-16, обозначенный как тип 10, в Испании стал называться ?Супер Моска? или просто ?Супер?.

            Попутно проходили испытания И-16 с химическим вооруженим. На самолёт монтировались два прибора ВАП-6. При распылении жидкости с высоты 25м они поражали площадь в 1,5га, а с высоты 100м - 4,3га. Можно было, смешивая две струи химических веществ, разливать над проивником горючую жидкость - на 1га с высоты 25м.

            В январе 1938г. на заседании межведомственной комиссии было решено выпускать И-16 сразу в пяти модификацях:
            -стрелковой;
            -пушечной;
            -ночной;
            -бомбардирвочно-стрелковой;
            -учебно-тренировочной.
            При этом пушечная и бомбардировочно-стрелковая модификации предусматривали использование И-16 именно в качестве штурмовика.
            Однако освоение этой машины проходило в сложных условиях. Кризисное состояние производства послужило основанием для репрессий в авиапроме, которые фактически лишь способствовали дальнейшей дезорганизации производства. В итоге выпуск штурмового варианта И-16 был сорван.
            Плюс к этому продолжались аварии и катастрофы во время пикирования при больших углах, причиной которых была объявлена недостаточная прочность конструкции самолёта.

            В результате работ и переделок появилась новая модификция - тип 24, по сути представлявший собой истребитель-бомбардировщик с двумя пулемётами ШКАС и двумя синхронизирванными пушками ШВАК. На него могли быть подвешены шесть 82мм неуправляемых ракетных снарядов (НУРС) или две 250-кг бомбы.

              Jackel ответил:

                5 078

                72

                1

                771

                5 585
              • Статус:Легат

              Дата: 31 Декабрь 2008, 13:09

              Олег (31.12.2008 - 01:32):

              В результате работ и переделок появилась новая модификция - тип 24, по сути представлявший собой истребитель-бомбардировщик с двумя пулемётами ШКАС и двумя синхронизирванными пушками ШВАК. На него могли быть подвешены шесть 82мм неуправляемых ракетных снарядов (НУРС) или две 250-кг бомбы.

              Не все так просто с этим 24-м. Есть мнение, что реально все машины были вооружены 4 ШКАСами, а тюльку с вооружением впервые прогнал Шавров со своей библией - ну а с него все остальные и драли.

              http://www.airwar.ru...ww2/i16-24.html

                Олег ответил:

                  2 690

                  18

                  0

                  3

                  10
                • Статус:Всадник

                Дата: 31 Декабрь 2008, 19:29

                Jackel

                31.12.2008 - 16:39

                Есть мнение, что реально все машины были вооружены 4 ШКАСами

                Цитата

                ЦКБ-12 - прототип. Изготовлен на заводе ?39.
                ЦКБ-12П (И-16П) - прототип пушечного истребителя. Изготовлен на заводе ?39.
                ЦКБ-18 - опытный штурмовик. Отличался увеличенным размахом крыльев, бронезащитой кабины пилота, 4 крыльевыми пулемётами ШКАС или ПВ-1, бомбовым вооружением. Изготовлен в 1935 году.
                ЦКБ-29 (СПБ, "изделие164") - скоростной пикирующий бомбардировщик. Изготовлен в 1936 году.
                И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис) - первый серийный вариант. Оснащался мотором М-22. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов ШКАС. Выпускался в 1934-1935 годах на заводах ?39 и ?21. Изготовлено 400 экземпляров. В 1934 году на заводе ?21 выпускались самолёты И-5, ХАИ-1 и И-14. И-16 стал четвёртым типом, откуда и пошло его официальное обозначение.
                И-16 тип 5 - самолёт с двигателем М-25 (лицензионный Райт "Циклон" F-3). Капот двигателя оснащён лобовыми жалюзи, изменён механизм уборки шасси. Поставлялся в Испанию и Китай.
                И-16 тип 6 - истребитель с 3 пулемётами ШКАС (1 синхронный в нижней части фюзеляжа). В 1937 году на заводе ?21 изготовлено 30 самолётов.
                И-16 тип 9 - штурмовик. Вооружение состояло из 6 пулемётов ШКАС. Испытывался в конце 1937 года.
                И-16 тип 10 - истребитель с 4 пулемётами ШКАС (2 синхронных в верхней части фюзеляжа). Оснащался форсированным двигателем М-25В и посадочными щитками. В зимнее время могли устанавливаться лыжи. Поставлялся в Испанию и Китай. В Испании часть самолётов (эскадрилья ?4 под командованием А.Ариаса) была оснащена американскими двигателями Райт "Циклон" F-54 и кислородными приборами. Всего изготовлено 934 самолёта.
                И-16 тип 11 - штурмовик. Отличался неубирающимся шасси. Разработан на заводе ?21.
                И-16 тип 12 - истребитель с пушечным вооружением. Оснащался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС и 2 пушками ШВАК. Выпускался на заводе ?21 в 1937-1938 годах.
                И-16 тип 17 - пушечный истребитель. Отличался размещением пулемётов ШКАС в фюзеляже и форсированным двигателем М-25В. Выпускался в 1938 году на заводе ?21. Изготовлено 314 самолётов.
                И-16 тип 18 - истребитель с двигателем М-62. На заводе ?21 в 1939 году изготовлено 177 самолётов. В тип 18 переоборудовано 134 ранее выпущенных И-16. Впервые применён на Халхин-Голе.
                И-16 тип 19 - вариант И-16 тип 10 с крыльевыми пулемётами СН. Выпускался с 1939 года.
                И-16 тип 20 - истребитель сопровождения с подвесными баками. Прошёл испытания в 1939 году.
                И-16 тип 24 - истребитель с двигателем М-63. Вооружение состояло из 4 пулемётов ШКАС. Выпускался на заводах ?21 и ?153.
                И-16 тип 27 - пушечный истребитель с двигателем М-62. Изготовлено 59 самолётов.
                И-16 тип 28 - пушечный истребитель с двигателем М-63. Изготовлено 293 самолёта.
                И-16 тип 29 - истребитель с 12,7-мм пулемётом БС и 2 синхронными ШКАС. Выпускался с 1940 года.
                И-16В - высотный. Отличался наличием турбокомпрессора. На заводе ?156 переоборудовано несколько самолётов.
                И-16П - пушечный. Отличался двигателем Райт "Циклон". Вооружение состояло из 2 синхронных пулемётов ШКАС и 2 пушек ШВАК. Переоборудован из И-16 тип 5.
                И-16П (ЦКБ-12П) - пушечный. Отличался установкой 2 пушек в торцах центроплана. Переоборудован из И-16 тип 10.
                И-161 - модернизированный. Вооружение состояло из 4 крыльевых пулемётов ШКАС и 4 20-кг бомб. Разработан в 1935 году.
                И-161 (второй с таким обозначением) - облегчённый вариант И-16. Разработан в 1937 году.
                И-163-1 - эталон 1937 года. Отличался посадочными щитками. Масса снижена до 1600 кг.
                И-163-2 - вариант с посадочными щитками увеличенной площади.
                И-164 (И-16с) - истребитель сопровождения (сопроводитель). Оснащался двигателем М-25В и 2 дополнительными топливными баками. Испытывался в феврале 1938 года.
                И-165 (И-16бис) - модернизированный. Отличался двигателем М-62, новой конструкцией крыла, имненённой формой фюзеляжа, новым капотом двигателя и дополнительными топливными баками. Изготовлено 2 самолёта.
                И-166 - облегчённый до 1383 кг. Отличался двигателем М-25В, капотом NASA с регулируемой задней щелью и лобовым кольцевым маслорадиатором.
                УТ-2 (8211) - учебно-тренировочный (опытный). Отличался двухместной кабиной с общим фонарём. Разработан в начале 1935 года на заводе ?21. Изготовлено 3 самолёта.
                УТИ-2 тип 14 - серийный учебно-тренировочный. Отличался раздельными кабинами и неубирающимся шасси. Оснащался двигателем М-22. Выпускался в 1935-1937 годах на заводе ?21.
                УТИ-3 - учебно-тренировочный с двигателем М-58 (опытный). Построен и испытан в 1935 году.
                УТИ-4 тип 15 - учебно-тренировочный с двигателем М-25. Отличался убирающимся шасси. Выпускался на заводах ?21, ?153 и ?458. Изготовлено 3189 самолётов.
                УТИ-4Б тип 15Б - боевой вариант УТИ-4. Вооружение состояло из 2 крыльевых пулемётов БС, 6 РС-82 и 2 50-кг бомб. Вторая кабина закрывалась дюралевым колпаком. Разработан на заводе ?458 (эвакуированном в Баку) в 1941 году.
                C.8 - испанский вариант И-16. Вооружался 2 крыльевыми пулемётами ШКАС. Занимал промежуточное положение между типами 5 и 10. В 1938-1939 годах изготовлено 14 самолётов. Находился на вооружении в ВВС Испании до 1953 года.
                "Чжун 28-Цзя" - китайский вариант И-16. Отличался двигателем Райт "Циклон" R-1820-F, обшивкой из бамбука. В 1938-1939 годах изготовлено 3 истребителя и 30 двухместных учебно-тренировочных самолётов.

                http://aeroram.narod...amolet/i-16.htm
                Ворожейкин:

                Цитата

                Два пулемета ШКАС и две пушки ШВАК, стоявшие на И-16, ? сила, какой мы еще не видели.
                Ворожейкин А.В. Истребители. ? М.: Воениздат, 1961

                  Jackel ответил:

                    5 078

                    72

                    1

                    771

                    5 585
                  • Статус:Легат

                  Дата: 31 Декабрь 2008, 19:41

                  Но он ведь про тип ни слова не сказал. Значит, у него был тип 27 или 28, либо какое-нить старье вроде 12 или 17...

                  Спасибо за ссылку. Я думал этот сайт сдох начисто, давно не проверял.

                  И что касается И-16, имхо, "Боевой ишак сталинских соколов" - тоже неплохой источник.

                  http://wunderwaffe.n...ar/41/index.htm

                  http://wunderwaffe.n...ar/42/index.htm

                  http://wunderwaffe.n...ar/43/index.htm

                    Олег ответил:

                      2 690

                      18

                      0

                      3

                      10
                    • Статус:Всадник

                    Дата: 31 Декабрь 2008, 22:01

                    Jackel

                    31.12.2008 - 23:11

                    Но он ведь про тип ни слова не сказал. Значит, у него был тип 27 или 28, либо какое-нить старье вроде 12 или 17
                    А, дошло до меня - ты именно про тип 24 говоришь. Это я списал с книги, где речь про И-16 именно в качестве пикировщика. Там пушечным назван тип 24, видимо опечатка, а я не проверил. Сорри.

                    31.12.2008 - 23:11

                    И что касается И-16, имхо, "Боевой ишак сталинских соколов" - тоже неплохой источник
                    Спасибо.
                      • 6 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      • 4
                      • 5
                      • Последняя »
                      Ответить в темуВведите Ваш логин  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Создать новую тему
                      или Войти на форум через соцсеть
                        Стиль:
                          10 Дек 2016, 21:36
                      © 2016 «Империал». Условия предоставления. Ответственность сторон. Рекрутинг на Империале. Лицензия зарегистрирована на: «Империал». Счётчики