В СССР впервые требование к самолёту-штурмовику было сформулировано в 1924г. 16 августа было утверждено "Временное наставление по боевому применению воздушных сил СССР":Первый реальный проект такого самолёта представил Поликарпов в 1926г. Самолёт "Боевик", моноплан с двумя Liberty-12 и бронёй на передней чати фюзеляжа и двигателях, весом 6 тонн, был отклонён.
В марте 1927г. было предложено использовать в качестве штурмовика разведчик Р-3, который к тому времени прошёл испытания и готовился к запуску в серию. Его штурмовой вариант предлагали вооружить четырьмя пулемётами "Виккерс" для стрельбы вперёд и одним турельным для защиты задней полусферы. В результате испытаний самолёт показал нормальную прочность при пикировании, но ухудшившаяся управляемость, скорость и скороподъёмность заставили отклонить и этот проект.
Т.о. в конце 20-х годов определились два направления создания штурмовика:
1. проектирование специальной машины;
2. переделка других типов самолётов.
Главная задача состояла в компенсации значительного увеличения массы самолёта соответствующей мощностью моторов.
Туполев в 1931г. доожил, что ЛТД, заданные для нового штурмовика ТШ-1Предлагались и явно утопические варианты: А.Н. Гроховский предложил переделать в штурмовик ТБ-3.
Огромный четырёхмоторный бомбардировщик с 76мм зенитным орудием на носу и с двумя полевыми орудиями того же калибра должен был стрелять 6,5кг снарядами на дальность до 18км, а появившись над полем бояСамое удивительное впрочем, не это, а то, что этот "штурмовик" прошёл гос испытания в декабре 1935г. Но в серию его не пустили.
Более перспективным казался всё-таки вариант использования истребителя, на который надо навесить бомбы и установить пушки.
Таким самолётом стал И-5 Поликарпова с мотором М-22 (копия лицензионного Bristol ?Jupiter? VII). Сконструрованный в 1927г. он переделывался в штурмовик и в 1930 опытный экземпляр совершил пробный полёт. И-5 образца 1930г. имел полётный вес 1355кг и максимальную скорость (теоретическую) 286 км/ч. Вооружение: два 7,6мм ШКАСа.
Первый вариант истребителя прорабатывала бригада Сухого ещё при туполевском КБ, однако из-за того, что самолёт постоянно тормозили с постройкой по причине загруженности бюро другими проектами проект передали Поликарпову, который в это время сидел в тюрьме но, одновременно с осуждением, его от работы решили не освобождать. Параллельно с суховской машиной Поликарпов разрабатывал свой истребитель ? И-6. После недолгих раздумий начальство переключило деятельность отдела Сухого на другой самолёт, а полуготовый проект отдали ?врагам народа?. Менее чем за два месяца Поликарпов и Григорович совместными усилиями переработали проект и уже 28 апреля 1930 года состоялся первый полёт опытного истребителя ВТ-11 ? прототипа будущих серийных И-5.
Решение о запуске И-5 в серийное производство было принято практически сразу, причем к концу 1932 года планировали выпустить 200-250 (!) самолётов, с последующим увеличением производства. Для серийного производства выделили завод ?1, хотя раньше планировали освоить серию И-5 на заводе ?135. За первый год серийного выпуска предприятие собрало 66 истребителей, часть из которых имели фирменные английские моторы, и лишь некоторые ? отечественные М-22. С 1931 года началось освоение новой техники в частях ВВС и уже в мае И-5 публично продемонстрировали на военном параде.
В 1933г. был испытан вариант с 4мя пулемётами (120 пуль в сек.) Затем установили бомбодержатель для 50 кг ФАБ-50, общий вес при этом составил 1414кг. Однако самолёт удалось разогнать до 285 км/ч. и поднять на 7520м. Зато скороподъёмность уменьшилась с 8,5 до 11,5 минут. Расход бензина: 0,3 литра на километр. Кроме того, полёты выявилиНедостатки: вероятность попадания в круг диаметром 25м - 5%; большой вес машины.
Алкснис предупредил директора горьковского авиазавода, что тот не уделяет должного внимания борьбе за облегчение веса и устранению дефектов бомбардировочной установки:Имея относительное превосходство в маневре, он проигрывал по другим основным параметрам таким самолётам, как SPAD-51, Bristol ?Bulldog?, Gloster ?Gauntlent? и истребителям серии Curtiss. Особенно болезненным был случай происшедший в 1934 году. Тогда звено И-5, выделенное для сопровождения самолёта посла Франции отстало от курьерской машины после того, как её пилот дал полный газ. В результате И-5 стали постепенно заменять на другие истребители, а с 1938 года полностью сняли с вооружения.
Осенью 1941 года И-5 снова встал в строй. Острая нехватка авиации, особенно штурмовой, побудило советское командование использовать этот истребитель как лёгкий штурмовик и ближний бомбардировщик.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
На штурмовом варианте И-5 иногда устанавливали дополнительные пулемёты ШКАС и подвеску для РС-82.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Штурмовые самолёты должны обладать большой вертикальной, горизонтальной скоростью и маневренностью. Кроме того, самолёт должен иметь сильное вооружение для стрельбы вниз (кроме пулемётов для стрельбы сквозь винт), а мотор и кабина пилота должны быть снизу защищены бронёй.
В марте 1927г. было предложено использовать в качестве штурмовика разведчик Р-3, который к тому времени прошёл испытания и готовился к запуску в серию. Его штурмовой вариант предлагали вооружить четырьмя пулемётами "Виккерс" для стрельбы вперёд и одним турельным для защиты задней полусферы. В результате испытаний самолёт показал нормальную прочность при пикировании, но ухудшившаяся управляемость, скорость и скороподъёмность заставили отклонить и этот проект.
Т.о. в конце 20-х годов определились два направления создания штурмовика:
1. проектирование специальной машины;
2. переделка других типов самолётов.
Главная задача состояла в компенсации значительного увеличения массы самолёта соответствующей мощностью моторов.
Туполев в 1931г. доожил, что ЛТД, заданные для нового штурмовика ТШ-1
Цитата
не могут быть осуществлены ввиду большой массы неработающей навесной брони и отсутствия моторов мощностью в 1300 л.с.
Огромный четырёхмоторный бомбардировщик с 76мм зенитным орудием на носу и с двумя полевыми орудиями того же калибра должен был стрелять 6,5кг снарядами на дальность до 18км, а появившись над полем боя
Цитата
уже одним своим видом вселит в противника ужас.
Более перспективным казался всё-таки вариант использования истребителя, на который надо навесить бомбы и установить пушки.
Таким самолётом стал И-5 Поликарпова с мотором М-22 (копия лицензионного Bristol ?Jupiter? VII). Сконструрованный в 1927г. он переделывался в штурмовик и в 1930 опытный экземпляр совершил пробный полёт. И-5 образца 1930г. имел полётный вес 1355кг и максимальную скорость (теоретическую) 286 км/ч. Вооружение: два 7,6мм ШКАСа.
Первый вариант истребителя прорабатывала бригада Сухого ещё при туполевском КБ, однако из-за того, что самолёт постоянно тормозили с постройкой по причине загруженности бюро другими проектами проект передали Поликарпову, который в это время сидел в тюрьме но, одновременно с осуждением, его от работы решили не освобождать. Параллельно с суховской машиной Поликарпов разрабатывал свой истребитель ? И-6. После недолгих раздумий начальство переключило деятельность отдела Сухого на другой самолёт, а полуготовый проект отдали ?врагам народа?. Менее чем за два месяца Поликарпов и Григорович совместными усилиями переработали проект и уже 28 апреля 1930 года состоялся первый полёт опытного истребителя ВТ-11 ? прототипа будущих серийных И-5.
Решение о запуске И-5 в серийное производство было принято практически сразу, причем к концу 1932 года планировали выпустить 200-250 (!) самолётов, с последующим увеличением производства. Для серийного производства выделили завод ?1, хотя раньше планировали освоить серию И-5 на заводе ?135. За первый год серийного выпуска предприятие собрало 66 истребителей, часть из которых имели фирменные английские моторы, и лишь некоторые ? отечественные М-22. С 1931 года началось освоение новой техники в частях ВВС и уже в мае И-5 публично продемонстрировали на военном параде.
В 1933г. был испытан вариант с 4мя пулемётами (120 пуль в сек.) Затем установили бомбодержатель для 50 кг ФАБ-50, общий вес при этом составил 1414кг. Однако самолёт удалось разогнать до 285 км/ч. и поднять на 7520м. Зато скороподъёмность уменьшилась с 8,5 до 11,5 минут. Расход бензина: 0,3 литра на километр. Кроме того, полёты выявили
Цитата
простой взлёт, удобное управление, неплохой обзор из кабины. Фигуры проделывались уверенно.
Алкснис предупредил директора горьковского авиазавода, что тот не уделяет должного внимания борьбе за облегчение веса и устранению дефектов бомбардировочной установки:
Цитата
Смонтировано безобразно, небрежно, детали изготовлены грубо.
Осенью 1941 года И-5 снова встал в строй. Острая нехватка авиации, особенно штурмовой, побудило советское командование использовать этот истребитель как лёгкий штурмовик и ближний бомбардировщик.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
На штурмовом варианте И-5 иногда устанавливали дополнительные пулемёты ШКАС и подвеску для РС-82.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь