Сообщество Империал: Хазарский каганат - Сообщество Империал

Стратегии, Игровые Миры, История, Total War
mindd

Хазарский каганат

И все, что с ним связано
Тема создана: 08 Декабрь 2014, 11:03 · Автор: mindd
Сообщений: 23 · Просмотров: 3 162
  • 3 Страниц
  • 1
  • 2
  • 3
 mindd
  • Imperial
Imperial
Форумчанин
416
11
61
575
1

Дата: 08 Декабрь 2014, 11:03

Удивительно, что темы до сих пор не было. История каганата имеет большое количество вопросов, ответы на которые дать затруднительно по причине очень небольшого количества источников. Есть немалый массив источников на арабском,персидском,древнеармянском,древнегрузинском, сирийском,среднегреческом и древнерусском языках.Письменных источников, происходящих из Хазарии, не много - всего лишь 1 - известное письмо еврейского сановника испанских Омейадов Хасдая Ибн Шафрута хазарскому царю Иосифу. С 20 века лапидарность источников начала компенсироваться археологией. В 1900 г. учитель сельской школы В.А.Бабенко случайно открыл знаменитый салтовский могильник, а затем и Верхне-Салтовское городище, дав название археологической культуре. Сейчас хазароведы почти полностью полагаются на археологию. Предлагаю здесь разобрать известные проблемы и мифы хазарской истории, а также все, что связано с Хазарским каганатом.
     Серый Кардинал
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин
    790
    15
    239
    1 495
    0

    Дата: 08 Декабрь 2014, 11:05

    Литература, которую видел по хазарам:
    1. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    2. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    3. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    4. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
    5. Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
       mindd
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин
      416
      11
      61
      575
      1

      Дата: 08 Декабрь 2014, 11:12

      Для начала, конечно, стоит прочитать "Историю хазар" Артамонова - фундаментальное исследование. Очерки его, равно как и "Хазары" Плетневой - обзорные книжки. "Хазары:Миф и история" - хороший сборник, охватывающий историю, археологию каганата, отдельной главой идет проблема иудаизма и мифологизации истории хазар в худ.литературе. Гумилева же стоит отложить в долгий ящик.
         mindd
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин
        416
        11
        61
        575
        1

        Дата: 08 Декабрь 2014, 12:28

        Проблема №1. "Города" в Хазарском каганате.
        Проблема городов в Хазарском каганате была впервые поднята крупнейшим археологом–хазароведом – С.А.Плетневой в 1967. Мнение Плетневой на этот счет выразилось уже в названии её книги – «От кочевий к городам», в самой книге был раздел «Города», в котором к таковым относились Итиль, Семендер, Саркел и Семикаракорское городище[Плетнева С.А. 1967. С.44]. В 2002 г. в попытке пересмотра прежних взглядов, исследовательница определила городища Верхний Чир–Юрт и Андрей–Аул, Ютановское и Маяцкое в города, вероятным городом назвала Верхне–Салтовское городище, городом среднего размера назвала городище Маяки. Эта статья также шла в русле той же идеи «от кочевий к городам», которая не разделяется авторитетными номадологами[Хазанов А.М. 2008. С.422]. Своеобразным ответом на крайностную позицию Плетневой была статья не менее крупного исследователя – В.С.Флерова, «Были ли в Хазарском каганате города? Археологический аспект»[Флеров В.С. 2005]. Далее одни и те же тезисы с некоторыми дополнениями звучали на конференциях и публиковались в периодике на протяжении 5 лет[Флеров В.С.2007;2008;2010]. Главная их мысль заключается в следующих слова : «По имеющимся на сегодня чрезвычайно скудным археологическим данным, ни одно городище, или конгломераты открытых поселений салтово–маяцкой культуры, не позволяет определять их как «город» ни по одному из проявлений материальной культуры. Четко различимой дифференциации города и села в каганате археология не фиксирует» [Флеров В.С. 2010. С.120]. Такая позиция была обусловлена объективными археологическими данными, а вернее их отсутствием. В заключительной монографии[Флеров В.С. 2011] исследователь, по-моему, ударился в противоположную Плетневой крайность, провозгласив свой тезис об отсутствии городов в Хазарском каганате[Там же. С.10]. По сути, все предыдущие статьи и доклады исследователя затрагивали только археологическую сторону проблемы, в заключительной же книге Флеров рассматривал Таманские и Крымские города каганата, которые были несомненной его частью. Очевидно, формулировка главного положения была выбрана неверная. В дальнейшем становится понятно, что исследователь имел ввиду отсутствие городов этнических хазар и болгар[Там же. С.140]. Такая постановка вопроса некорректна.
        Номады никогда самостоятельно города не создавали. Создавая «кочевые» империи, они всегда сажали на землю захваченные пленников, которые и строили города, они же составляли и основную часть населения. Такая практика известна еще со времен античности[Киселев С.В. 1957; Кляшторный С.Г. 1977; Байпаков К.М. 2012; Байпаков К.М. 1986; Данилов С.В. 2004] . Согласно китайским источникам хунну ежегодно совершали набеги на Китай, в ходе которых уводили людей в плен. Большого значения в пасторальной экономике они не имели, посему хунну сажали их на землю[Там же. С.258-259; Бернштам А.Н. 1951. С.68]. Таким образом китайские пленники пополняли различные категории зависимого и эксплуатируемого, но не рабского населения, которое, вероятно, и образовывало основное население хуннуских городищ, 15 из которых наиболее более или менее исследованы и опубликованы[Данилов С.В. 2004. С.131-142]. Среди 15 городищ выделяется Иволгинское – площадью 348 х 216 м., окруженное четырьмя линиями валов и тремя рвами между ними[Там же. С.35]. На 20% исследованной площади были обнаружены остатки 54-х жилищ и здание правителя на центральной площади. На городище существовали керамическое и металлургическое производство, кузнечное дело и различные промыслы. Жители городища занимались земледелием и скотоводством[Там же. С.36]. Поселение было плотно застроено, что говорит о большой концентрации гетерогенного населения, занимавшегося ремеслами и сельским хозяйством. Кроме явной производственной функции оно так же, вероятно, выполняло оборонительно–таможенные функции, учитывая его пограничное месторасположение и относительно сложную фортификацию. В целом явный образ крупного поселения со сложной внутренней структурой позволяет некоторым исследователям (Миняев Сергей Степанович) говорить о том, что оно являлось протогородом. Посадка на землю пленников была характерна и для тюркютов. В «Таншу» при описании владений тюркютов в восточном Туркестане говорится: «Малых городов считается до трех сот. Они населены китайцами, которых тукюесцы(то есть тюрки) увели в плен»[Бичурин Н.Я. 1950. С.300]. В данном случае естественно под городами имеются в виду небольшие аграрные поселения. Тюркютские города Суяб и Тараз(Талас) были основаны в 5-6 вв. согдийцами[Байпаков К.М. 2012. С.223; Kyzlasov L.R. 2010. C.252]. В дальнейшем тюркюты и тюргеши не мешали, а скорее даже способствовали созданию и процветанию таких городов как Испиджаб, Отрар, Навакет и пр.. Примечательно, что Навакет, где жил последний западнотюркский каган, в согдийских источниках назван согдийским городом, а населением Суяба в китайских источниках названы «купцы из разных стран и хусцы» т.е. согдийцы[ [Байпаков К.М. 2012. С.225-226]. Городская культура Западнотюркского каганата была создана при превалирующем участии согдийцев, рано начавших возводить торгово–земледельческие колонии на Великом шелковом пути – в Семиречье, Джунгарии, Восточном Туркестане, Северном Китае. В V-VII вв. интенсивная согдийская колонизация в долинах рек Талас, Чу и Или привела к созданию там десятков городов и укреплённых посёлков[Кляшторный С.Г. 2005. С.97-98]. В городищах юга Казахстана и юго–западного Семиречья четко прослеживается прямоугольный план, близкий топографии согдийских городов. Такая топография присуща прежде всего городищам, отождествленным с городами, носящими согдийские названия, – Испиджабу, Навакету, Бунджикету[Байпаков К.М. 1986. С.93-94]. Согдийской является архитектура цитаделей Баба-Ата, Куйрук-тобе, Краснореченского и Луговского замков в Чуйской долине. Архитектура одного из буддийских храмов на Ак-Бешиме, который отождествляется с Суябом, близка архитектуре пенджикентских храмов. Второй храм, по мнению исследователей, возведен согдийскими мастерами. В целом можно констатировать, что такие тюрко–согдийские города начинали свое существованием торговыми эмпориями, через которые проходил Шелковый путь[Байпаков К.М. 1986. С.91], а затем уже становились полноценными городами с цитаделями, шахристанами и рабадами. Такой же путь проходили, в частности, города Северной Европы[Сванидзе А.А. 1999. С.133]. Что касается собственно тюркского населения, то оно вероятнее всего было незначительным, обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших пограничных городах – Испиджабе, Отраре, Дех–Нуджикесе[Байпаков К.М. 1986. С.91]. Столичный характер Суяба при тюркютах и тюргешах проявлялся лишь в том, что в его окрестностях располагались зимние ставки кочевников, тогда как летние располагались в Мин-Булаке[Хазанов А.М. 2008. С.420]. Карлуки прибегали к помощи арабских зодчих при строительстве Касрибаса[Байпаков К.М. 2012. С.224]. Уйгурский каган Элетмиш Бильге, пожелав построить Байбалык, обратился к пресловутым согдийцам и китайцам[Кляшторный С.Г. 2005. С.277], основным населением продолжали оставаться согдийцы. Огузский Янгикент в нижнем течении Сырдарьи был зимней резиденцией ябгу. Сам же город, по видимому, был перестроен или даже отстроен заново в X в. хорезмийскими архитекторами, и именно хорезмийцы составили значительную его часть[Хазанов А.М. 2008. С.420]. В кимакском каганате имелись города. Cудя по письменным источникам столица Хакан–Кимак имела базары и храмы, была окружена стеной с железными воротами, однако исследователи сами отмечают, что «даже косвенных данных для определения этнической принадлежности того населения, которому была обязана своим возникновением раннесредневековая оседлая культура этой обширной области, ни один из средневековых нарративных источников IX-XI вв. не дает» [Кумеков Б.Е. 1972. С.99;101]. Впрочем там же отмечена роль «носителей среднеазиатского (западносемиреченской) культурной (ремесленной и оседлоземледельческой) традиции[Там же. С. 108]. Более тесные узы между городами и кочевыми правителями установились в Центральной Азии в караханидский период, когда Баласагун и Кашгар служили ставками восточных каганов, а Тараз и позднее Самарканд и Бухара – западных. Хотя караханидские правители продолжали вести кочевой образ жизни большую часть года, они покровительствовали городскому строительству в своих владениях[Хазанов А.М. 2008. С.420]. Первая монгольская столица Каракорум в целом не сильно отличалась от более ранних и синхронных ей городов тюркоязычных номадов. Она была построена китайцами. Монголы всегда составляли меньшинство ее жителей; в основном там жили китайцы и мусульмане из Центральной Азии, а также значительное число ремесленников и мастеровых, насильно переселенных в Каракорум из самых различных стран, такик как Уйгуристан, Южная Сибирь, Тибет, Волжская Болгария, русские княжества и даже Франция. Угедей и Мункэ имели сезонные резиденции вне Каракорума, а Хубилай жил в Пекине только в течение зимних месяцев. Примечательно, что когда монголы вернулись в степь после падения династии Юань в 1368 г., это не сопровождалось возобновлением градостроительства. В улусе Хулагуидов ситуация ничем не отличалась – когда ильхан Улджейту построил новую столицу Султанию, он приказал переселить туда много персидских ремесленников и торговцев. Однако очень немногие монголы поселились в этом городе. Итак, наиболее типичны для кочевнических империй два пути создания городов – самовольное возведение торгового эмпория зависимым оседлым населением, чему кочевые правители покровительствовали, и создание города зависимым некочевым населением на пустом месте по повелению кагана с последующим насильственным или вольным переселением в него торгово-ремесленного люда. Тем не менее можно утверждать, что города для собственно кочевых обществ не свойственны, тем не менее, соприкасаясь с оседлым населением, объединяя его в рамках большой империи, во главе которой стояли сами номады, они нередко содействовали возрождению разрушенных городов и созданию новых. Несмотря на осознание самими кочевниками важности городов, они очень неохотно переселялись в города на постоянное жительство, поскольку они стремились сохранить кочевой образ жизни и плохо адаптировались к городской жизни[Хазанов А.М. 2008]

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Проблема существования городов также тесно связана с уровнем общественного развития общества, о котором нам вообще почти ничего не известно. Артамонов говорил "о формах социально-экономических отношений в Хазарии мало известно...по всей видимости, внеэкономическая и экономическая зависимость соплеменников облекалась у хазар, как и у болгар, в формы патриархально-родового строя"[Артамонов М.И. 1962]. Мнение Новосельцева было иным - «хазарское общество X в. было раннеклассовым, где процесс формирования феодальных отношений еще не зашел далеко» [Новосельцев А.П. 1990. С.117].
        В политиях кочевников чаще всего получали распространение даннические отношения. Бывшие пленники обеспечивали кочевников ремесленной и земледельческой продукцией. Данничество по своей сути (производство прибавочного продукта в собственном хозяйстве работника, внеэкономическое принуждение) близко к феодальной эксплуатации, в которую чаще всего и перерастало в своем дальнейшем развитии(Алексеев В.П.,Першиц А.И. 1990. С.279). У бедуинов Аравии получаемая дань присваивалась шейхом, либо распределялась среди верхушки племени[Першиц А.И. 1976. С.295]. Первоначальное данническое угнетение перерастало в настоящую феодальную зависимость, собственниками отобранных земель становились шейхские семьи, которые получали ренту с обрабатываемых земель. Еще во время существования Западного Тюркского каганата отмечены походы тюрок в Закавказье – в 627 году вторгшиеся в Албанию и Атрапатакан войска тюркского шада , произведя большие опустошения, захватили много пленных[Артамонов М.И. 1962. С.146]. По сути, основной силой являлись хазары, кроме них, судя по всему, в состав тюркютских войск входили савиры и барсилы[Там же. С.156]. Вторгшись в Албанию в следующий раз шад – сын хазарского ябгу-кагана, разорил эту страну. В то же время тюркский каган – Тун-Джабгу отправил в Албанию смотрителей за ремесленниками, имевшими познания в золотопромывании, добывании серебра, железа и выделки меди[Там же. С.153]. Мовсес Каланкатуаци сообщает, что царь албан Джеваншир вернул 1200 пленников после набега гуннов в 664 году[Каганкатваци М. 1861. С.153-154].

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        В Хазарском каганате были экономические предпосылки для возникновения и существования городов – самодостаточная сырьевая база для развития ремесла, самообеспеченность населения каганата зерном и продукцией скотоводства, с этим согласен и В.С.Флеров(Флеров В.С. 2011. С.218-219). В целом, скептический подход Флерова относительно территорий без античных традиций представляется разумным, но города Крымского и Таманского полуостровов( такие как Сугдея, Боспор, Фанагория, Херсон, Таматарха) несомненно были в составе каганата, на что указывает ряд письменных и эпиграфических источников. Византийские источники зафиксировали наличие хазарских тудунов и тарханов в Сугдее, Херсоне, Боспоре и Фанагории - Должность хазарского чиновника тудуна в Херсоне, Боспоре и Фанагории упоминается Феофаном и Никифором, позже в 40-50-х годах 8 века известен "правитель Сугдеи" - тархан Георгий. Ибн-аль-Факих в «Книге стран» указывает, что на рубеже IX-X вв. на берегу Чёрного моря существовал хазарский таможенный пункт под названием Самкерц или, по чтению в другой рукописи, Самкуш[Калинина Т.М. 2006]. То же мы видим в пространной редакции письма царя Иосифа, правда в искаженном виде – С-м-к-р-ц, там же – К-р-ц(Керчь), Суг-дай(Сугдея) [Коковцов П.К. 1932. 102]. Примечательно, что в византийской традиции Черное и Азовское моря именовались Хазарскими[Калинина Т.М. 2006]. В дальнейшем видно, что Флеров имел в виду города этнических хазар и болгар, такая постановка вопроса некорректна.(Флеров В.С. 2011. С.140). В этом смысле представляется перспективным использование в дальнейшем понятий типа «хазаро-византийский город», поскольку они охватывают и политический и культурно-архитектурный характер поселения. К слову, известный археолог и востоковед Леонид Романович Кызласов использовал понятие «тюрко-согдийский город» по отношению к западно-тюркскому городу Суябу (Kyzlasov L.R. 2010).
        Тезис Флерова об отсутствии городов в Хазаском каганате представляется преждевременным - да, археология пока что не фиксирует городов, в полном смысле этого слова, в тоже самое время ни одно салтово-маяцкое городище не раскопано более чем на 50%. Археологии нужно время. Тем не менее, теоретически, города, в полном смысле этого слова, могли существовать, чему способствовало традиционное понимание номадами важности городов, уровень общественного развития каганата, исторические закономерности возникновения городов в «кочевых» империях. Не следует также забывать о крымско-таманских городах, которые на определенных этапах, несомненно, входили в состав каганата.

        - - - - - - Сообщение автоматически склеено - - - - - -

        Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь - Литература по проблеме существования городов в Хазарском каганате :
        1. Артамонов М.И. Саркел и некоторые другие укрепления в северо-западной Хазарии //CА,VI. 1940
        2. А. П. Новосельцев - Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, 1990
        3. Флеров В.С. Города хазарии. Что это такое.София, 2007
        4. Заходер Б.Н. - Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1 - 1962
        5. Плетнева С.А. Саркел и шелковый путь. 1996
        6. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-Маяцкая культура. 1967
        7. Флеров В.С. Хазарский каганат: крепости, значительные населенные места или города? Тезисы к конференции «Поселение как исторический источник», М. Ноябрь, 2008.
        8. Хазарский альманах, 2002. - Статья Плетневой
        9. Флеров В.С. Города и замки Хазарского каганата. Археологическая реальность. 2010
        10. Хазары- миф и история - 2010. - Статья Флерова
           Аорс
          • Imperial
          Imperial
          Принц Персии
          8 981
          387
          1 781
          21 140
          31

          Дата: 08 Декабрь 2014, 13:10

          Хазария - в некотором отношении, предшественник Руси. Это первое государство, распространившее свою власть на значительную часть восточных славян и, по-видимому, оказавшее на них определённое влияние. Во всяком случае, правитель русов первоначально назывался каганом. Вообще, проблема раннего взаимодействия Руси с Хазарией - интересный и малоразработанный вопрос. Позже хазары составляли значительную часть русских подданных в Тьмутаракани и Белой Веже, могли они присутствовать и на Юго-Востоке Руси. Гумилёв считает хазар предками терских и яицких казаков. Вполне возможно, что они имеют отношение к появлению бродников.
             Laszlo
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин
            6 218
            106
            1 354
            6 329
            0

            Дата: 08 Декабрь 2014, 14:31

            Бродники это не потомки хазар, а скорее аланов и булгар в составе Хазарского каганата. Терские и яицкие казакт явно не их потомки. Хазарское влияние очевидно было стимулом к государственому строительству у славян. До того Великая Буллшария находилась в Приазовье и прямыми поддаными булгар скорее были адыге и аланы. Касательно же собственно хазар то их следы начинают терятся в 11 веке. Правда в грузинском историческом сочинении История и восхваление венценосцев в 12 веке упоминались дербентские хазары, а в Дербенд-наме сообщалось о выселении хазар из Дагестана. Ал-Гарнати упоминал о хазарах в районе Саксина. Наконец летописи говорили о хазарах в Тмутаракани-Самкерце. Хазары Иоанна Плана Карпини это просто население Крыма, а Хазариейв 13-15 вв. называли Крым на Западе.
               mindd
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин
              416
              11
              61
              575
              1

              Дата: 08 Декабрь 2014, 14:55

              Аорс
              Хазария, в лице алано-болгарского населения Северо-Западных рубежей, действительно оказывала влияние на славян. В материалах волынцевской и роменской арх.культур находят фрагменты салтовской керамики и металлические изделия салтовских мастеров. На Юго-Востоке Руси они вполне себе могли присутствовать. Т.н. Киевское письмо упоминает Кьябара, Когена и другие тюркские имена, среди подписавшихся под письмом евреев Киевской общины."Проблема раннего взаимодействия Руси с Хазарией" действительно интересная тема - над ней работали и работают Колода,Михеев,Винников,Тортика и пр. В историографии и археологии хазарского каганата есть два противоположных мнения - 1) о добрососедских отношениях и культурном обмене славян подонья-придонечья и алано-болгар и 2) о применении хазарами военной силы, сборе дани со славян. Позже предоставлю информацию с ссылками.
                 mindd
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин
                416
                11
                61
                575
                1

                Дата: 08 Декабрь 2014, 20:47

                Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь

                Вот ссылочка, для тех, кто не видел - неформальный отчет о раскопках салтово-маяцкого городища этого года
                   Штирлиц
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин
                  1 093
                  4
                  68
                  2 039
                  0

                  Дата: 09 Декабрь 2014, 15:25

                  Imperial

                  Так все таки, господа историки, хазарская тамга или герб Рюриковичей? :)
                     mindd
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин
                    416
                    11
                    61
                    575
                    1

                    Дата: 09 Декабрь 2014, 15:42

                    Ну да, как же без этой "тамги". В интернетах хоть раз говорили в каком фонде содержится эта "хазарская тамга"?
                      • 3 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      • 3
                      Дата: 17 Декабрь 2018, 02:26
                      Дата: 06 Декабрь 2018, 23:42
                      Дата: 06 Декабрь 2018, 19:45
                      Дата: 02 Декабрь 2018, 19:45
                      Дата: 09 Август 2018, 17:32
                      Дата: 25 Июль 2018, 01:32
                      Дата: 12 Июль 2018, 21:31
                      Дата: 30 Май 2018, 20:36
                      Дата: 22 Май 2018, 20:16
                      Дата: 24 Апрель 2018, 19:45
                      Дата: 26 Март 2018, 16:29
                      Дата: 15 Март 2018, 20:21
                      Дата: 21 Февраль 2018, 20:56
                      Дата: 11 Январь 2018, 20:38
                      Дата: 30 Ноябрь 2017, 20:16
                      Дата: 28 Ноябрь 2017, 21:49
                      Дата: 14 Ноябрь 2017, 19:08
                      Дата: 26 Октябрь 2017, 20:23
                      Дата: 12 Октябрь 2017, 15:04
                      Дата: 10 Октябрь 2017, 04:11
                      Дата: 28 Сентябрь 2017, 15:04
                      Дата: 19 Сентябрь 2017, 15:50
                      Дата: 25 Август 2017, 03:15
                      Дата: 24 Август 2017, 10:32
                      Дата: 24 Август 2017, 10:27
                      Введите Ваше имя  
                      [Регистрация нового аккаунта]
                      Введите Ваш пароль 
                      [Восстановить пароль]
                      Уважаемый Гость, для скрытия рекламы, зарегистрируйтесь на форуме.
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа на форум:
                      © 2019 «Империал» · Условия использования · Ответственность · Визитка Сообщества · 21 Мар 2019, 21:17 · Счётчики