Пума
Ну в 4 веке семьи как таковой не было вобще. И ето факт, бо Августин свои "семейные проповеди" в веке 16 ваял. Так что Аттила "законным мужем" быть не мог.
Есть мужской союз, есть женский союз - перечитайте Ветхий Завет например.
Далее - какие ОБЪЕКТИВНЫЕ факторы могут быть для переселения? Тем более обширного? Понятно, когда на единице площади пребывает большое количество особей - ето плохо. Но по ДОБРОЙ воле НИКТО и с места не двинется. Пример - Москва сегодняшняя.
Еще дальше - какой голод может быть в тайге, где навалом дичи, грибов и ягод?
Еще дальше - отгонным скотоводством можно заниматься в теплое время. А зимой чобаны возвращаются домой.(я знаю данную тему лучше вас) И смысла кочевать из одной удаленной географической точки в другую - нет. Таких отар и стад просто в природе не существует.
Единственный объективный метод - ЗАЧИСТКА ТЕРРИТОРИИ. Активно применялся Катей-бис. Т.е. поджог населенных пунктов с последующим уходом оттуда жителей на другое место. А потом можно заселить совершенно новых жильцов.
Другое дело - езотерический сакральный подход. Конечно, вам, воспитанному в духе диалектического материализма, подобных сентенций не понять. Но на досуге рассмотрите например устройство крупных населенных пунктов. Будете неприятно удивлены. Так вот - если сакральное место было испоганено, то жить в окрестностях НЕЛЬЗЯ (опять же говорю как человек, владеющий темой). Нужно перебазироваться на новое место.
И древние "кочевые племена" об етом знали ( уж мадьяры точно).
Вот цитата из этнографического сборника по Африке:
"Народы Южной Африки тонга, тсвана, зулу подразделяют пространство на три основные зоны. Зону 1 образует территория деревни ? это ?центр? социальной активности и социального порядка. Зона 3 соответствует бушу. Что же касается зоны 2, то она является как бы буфером между деревней и бушем и включает в себя искусственные насаждения и обработанные поля. Если деревня ? обитель порядка, то буш мыслится как обитель хаоса. Космологическое различие двух сфер явственно проступает во всевозможных табу, ритуалах, обрядах инициации, а также ритуальных действиях, следующих за смертью старейшины рода. После кончины патриарха люди покидают деревню и селятся на новом месте, ибо существует поверье, что со смертью патриарха ?умирает? и его деревня. Но прежде чем заново обосноваться, они вынуждены провести некоторое время в буше. Этот период длится обычно около месяца и сопровождается строжайшим соблюдением двух табу ? категорически запрещено вступать в половые сношения, а также умываться. Жизнь в буше воспринимается как временное возвращение к состоянию первозданного хаоса, поэтому ребенок, зачатый в этот период, по убеждению тонга и зулу, непременно родится либо колдуном, либо каким-нибудь чудовищем...
После того как для новой деревни выбран подходящий участок, мужчины снимают крыши со старых хижин и переносят их на новое место. Этнограф А. Жюно так описывает эту процедуру: ?Мужчины быстро идут по прорубленной в буше дороге, держа над головой крыши. Они поют непристойные песни и осыпают рядом идущих женщин градом оскорблений... Деревня прекратила свое существование,? комментирует Жюно,? и с ее крахом прекратили свое существование и социальные нормы и законы. Оскорбления, которые были табу, дозволены? . Таким образом, налицо ритуальная инверсия: то, что в этом мире (деревня) было разрешено, в том мире (буше) стало запретно и, наоборот, что было в деревне запрещено, в буше стало дозволено.
После окончания строительства хижин приступают к очередной ответственной процедуре ? возведению ограды и ворот. Служители культа заговаривают, освящают ограду, а под основание входных ворот закладывают сильнодействующие снадобья, дабы не допустить проникновения в деревню вредоносных, враждебных человеку сил. Затем следует заключительная церемония, табу снимаются, все жители деревни принимают участие в ритуальном омовении, и старшая жена нового патриарха запирает ворота. Деревня восстановлена, восстановлен социальный порядок, жизнь вновь входит в обычную колею. Эти примеры, а их число можно было бы умножить, свидетельствуют о том, что лес, необработанная земля, в космологиях африканских народов является аналогом ?не-мира?, или ?иного? мира".