Jakov Lev:
31.01.2009 - 14:47
Присутствие индоевропейской основы названия является подтверждением присутствия и обитания в ареале индоевропейских народов. Но, на мой взгляд, нельзя на этом строить концепцию формирования индоевропейской культуры (и языка в частности) в данном регионе.
В данном регионе одна индоевропейская культура сменяла другую, и мы не можем однозначно сказать, не трансформировался ли тот или иной гидроним из скифского, аланского, готского, языков.
Серьезное и справедливое замечание. У Рассохи речь идет о том, что :
31.01.2009 - 13:41
Можно утверждать, что открытие преобладающего древнейшего индоевропейского топонимического фона в гидронимии Левобережной и отчасти Центральной Украины является новым независимым доказательством правильности предложенного Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Ивановым варианта фонетической реконструкции индоевропейского языка. Ведь гидронимы получают убедительную индоевропейскую этимологию именно на основе этой фонетической реконструкции.
В других индоевропейских языках и в другие эпохи была бы другая фонетика.
31.01.2009 - 14:47
К тому же нам потребуется определить временной интервал хронологических пауз в жизни региона, т.е. периодов, когда компактное проживание населения (а значит и традиция) прерывалось.
ИМХО, конечно.
Тоже абсолютно справедливо. Рассоха настаивает на непрерывной этнической преемственности населения Левобережной Лесостепи со времен среднестоговской культуры и до иранцев хазарской и древнерусской эпохи (которые затем слились с северянами):
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Кстати, первооткрыватель среднестоговской культуры Д. Телегин считал среднестоговцев иранцами.
Тут есть еще одна тема, о которой никто как-то не говорил. Вообще-то ряд ученых (Трубецкой, Пизани, Бартольди и др.) вообще отрицают, что у индоевропейских народов был единый предок. Т. е. они утверждают, что близость индоевропейских языков - результат вторичного сродства. Т. е. ЕДИНОГО НАРОДА-ПРЕДКА, по мнению этих ученых у индоевропейцев вообще не было.
Между прочим, Рассоха присоединяется к точке зрения о гибридном характере индоевропейской культурной общности. т. е. он считает, что в среднестоговскую эпоху индоевропейская общность возникла на основе смешения минимум ДВУХ неродственных племенных групп:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Этому можно найти прямые этнографические параллели с индейскими народами, которые в Северной и Южной Америке в 16-18 ст. освоили коневодство. А индоевропейцы затем еще и изобрели колесо.
Это значит, что и язык индоевропейцев имел гибридное, смешанное происхождение (как считали многие лингвисты).
О возможности существования гибридных языков очень убедительно написано в статье Беликова:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
"В ситуации устойчивого развитого двуязычия может возникать новый социум, дистанцирующийся от существовавших ранее. В качестве символа складывающейся новой этничности в рамках нового социума в значительной степени сознательно конструируется новый язык как намеренное смешение различных языковых традиций. В том случае, если исходные традиции в результирующем языке представлены достаточно равномерно, этот язык вряд ли можно привязать к одной из "старых" языковых семей, и следует говорить о возникновении новой, "скрещенной" языковой традиции (как в языках медиа-ленгва, мичиф, и, возможно, в хэжоу)". Так, в креольском языке креол бербис (на р. Бербис, восток Гайяны), в 100-словном списке Сводеша 57 единиц этимологизируются из нидерландского и 38 - из восточного иджо (Нигерия). А язык ма?а (мбугу) на северо-востоке Танзании одни исследователи относят к языкам банту, а другие - к кушитским."