Так, значит - кое что проясню по поводу развития и стрельбы шеренгами.
Друзья, изучите внимательно, что дают военные технологии! Это - одно. И другое - в игре существуют два внешне не различимых мушкета, один - для тех, кто не способен изучать стрельбу шеренгами; второй - для тех, кто на это способен. Понятно, что первый мушкет стреляет хуже и убой от него меньше. Поэтому стрелки шеренгами должны перестреливать тех, кто не способен изучить ранжир, в частности - это милита и всякие восточные, и прочие этнические отряды.
Что касается двух одинаковых линпехов, то в "поздний" кастом нельзя вывести одного - со стрельбой по ранжиру, а второго - без ранжира. Вы этого не сможете. В раннем - они все без ранжира. Но я экспериментировал и с таким тестами, и вытягивал стрельбу по ранжиру на большую эффективность за счёт скорострельности.
Теперь - о тех. развитии.
Рекрутинг - изучив его, вы получаете набор неприятных обременений, в число которых входит ухудшение строевой и огневой подготовки. Увеличивается число осечек, ухудшается боевой дух отрядов, меткость при стрельбе и мощь штыковой атаки. Хотя, - найм становится дешевле, а восполнение потерь - быстрее. Всё это - следствия рекрутских наборов. И понятно - почему. Но! - Через это нужно пройти, чтобы получить более эффективную армию, чем она была до этого. Как это происходит? - В том числе и через изучение строевых технологий, типов стрельбы и т.д., т.е. - широкой и всеобъемлющей подготовки войск. Каждая технология понемногу компенсирует все издержки военной реформы и по изучении всего положенного, войска становятся лучше. Не говоря уже о том, что появляются новые - более сильные войска. Например, пошаговая огневая атака и по-взводная стрельба требуют и, в связи с этим, повышают уровень строевой подготовки(возвращают его на прежнее место).
Поэтому, на каких-то этапах развития, а так же при различных перках генералов, в кампании может показаться, что ваша стрельба по ранжиру менее эффективна, чем беспорядочная стрельба противника, но на самом деле, это всего лишь вопрос ситуации. Ну а в кастоме, как я уже написал, убойности при этой разнице, в принципе - не тестируемы для игрока. Может быть, при сложности ВХ, 220 ваших ранжирных линпехов в кастоме и перестреляют 240 бойцов ИИ-милиты, но это - не тест, на ВХ статы ИИ огромны и людей у них больше. Но и то - вряд ли, что перестреляют.