Седов
Цитата
Среднеевропейские переселенцы очень скоро, если не сразу, вступили в контакты с финскими аборигенами. Это, в частности, наблюдается в округе оз. Неро, в регионе концентрации пришлого населения. Здесь образовались единые поселения и могильники с общей «мерянской» культурой второй половины I тыс. н. э. Постепенно единая культура распространяется по всему междуречью Волги и Клязьмы. Финноязычная меря, по-видимому, все более и более втягивалась в единый этногенетический процесс, который вел к формированию древнерусского населения Ростово-Суздальской земли.
Цитата
На территории финской мери, наряду с характеризуемыми браслетообразными височными кольцами, появились и специфические — браслетообразные втульчатые.
Цитата
Носители браслетообразных височных колец с сомкнутыми или заходящими концами, осевшие в западных районах Волго-Окского региона и в междуречье Волги и Клязьмы, занятых балтскими и поволжско-финскими племенами, включили аборигенов в единый этногенетический процесс, и это новообразование стало ядром-основой древнерусского населения Северо-Восточной Руси.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Мурома
Цитата
Эти находки в памятниках муромы, безусловно, отражают инфильтрацию славянского населения в среду этого племени. Очевидно, вскоре традиция ношения височных колец воспринимается местным финноязычным населением. При этом вырабатывается своеобразный тип браслетообразных колец — щитковоконечных: один конец их оформлялся в виде овально-округлого щитка с отверстием, другой завершался крючкообразно (рис. 84).
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Инфильтрация носителей браслетообразных сомкнутых височных колец фиксируется и в Рязанском Поочье. Находки этих украшений встречены в Шатрищенском, Борковском и Старокадомском могильниках — памятниках культуры рязанско-окских могильников.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
Щитковоконечные кольца зарождаются, судя по материалам Малышевского и других муромских могильников, на завершающем этапе стадии «А», а их широкое бытование приходится на IX–X вв. Муромские женщины носили по четыре-пять таких колец с каждой стороны головы.[690] Они нередко дополнялись шумящими привесками или спиральными перстнями, нанизанными на их стержни. Это явно неславянская особенность, она указывает на принадлежность погребенной к местному финскому этносу.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Седов в целом не сомневается в финнской принадлежности мери, однако отмечал ранние славянские влияния на мерю и мурому и длительный период их славянизации.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Леонтьев А.Е. Археология мери. К предыстории Северо-Восточной Руси. М.: Геоэко, 1996.
Цитата
Потомки ассимилированной славянами мери влились в состав древнерусской народности. Мерянские традиции были ощутимы в материальной культуре и погребальной обрядности жителей Ростово-Суздальской Руси, наследие мери сказалось и в физическим облике древнерусского населения. До наших дней дошли переданные из поколения в поколение дорусские названия рек, озер, селений и урочищ, сохранились некоторые лексические и фонетические особенности народных говоров. Стертые временем следы финно-угорских традиций обнаруживаются в фольклоре и традиционной культуре жителей современных Ярославской, Владимирской, Ивановской и Костромской областей.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
А.Ю. Данилов, А.Л. Каретников - Ойконимы ростовской мери
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
рассмотренный топонимический материал ясно показывает, что язык Ростовской мери был не только лексически, но и фонетически наиболее близок марийскому языку с некоторым приближением к прибалто-финским языкам. Во-вторых, уже на рассмотренных примерах видно, что интегрирование данных археологии и топонимики имеет большие перспективы. Мерянские ойконимы / археологические памятники могут стать ориентирами для археологов и топонимистов соответственно (особенно это актуально для изучения заселенности окраин Ростовской округи). Обнаружение на месте локализации топонима селища может продатировать время возникновения ойконима и, наоборот обнаружение ойконима в источниках и соотнесение его с селищем позволит определить этническую принадлежность памятника. Выявление новых финно-угорских названий (равно как и их отсутствие на определенной территории) дает новые факты по этническим контактам мери и славян. Например, открытое А.Е. Леонтьевым мерянское селище Вексицы 2 во время славянского заселения пустеет, но его название Тобола сохраняется, что свидетельствует о тесных контактах жителей этого поселка (или соседних) со славянами.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Цитата
при изучении Ростовской округи в топонимическом отношении – необычайная концентрация ойконимического субстрата. Причем, это явление четко укладывается в рамки карты расселения мери по археологическим данным. А.Е. Леонтьев отмечает, что «других районов с такой плотностью [мерянского] населения в Северо-Восточной Руси неизвестно»14. По концентрации ойконимов на –бал / –бол с ростовской округой может сравниться лишь территория вокруг Плещеева озера (тоже летописная территория мери) и группы озер в Ярославском Заволжье (район Красного Профинтерна).
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
До мери в Ростовской земле жило иноэтничное население оставившее еще слой топонимии. В связи с тем представляется возможным инфильтрацию или балтского или прибалтийско-финнского населения. Без влияния западных соседей не обошлось.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Рахконен Паули
Университет Хельсинки
Границы распространения мерянско-муромских и древнемордовских гидронимов в верховьях Волги и бассейне Оки
Вопросы ономастики. 2012. № 1 (12). С. 5–42
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Аннотация: В статье рассматривается топонимия мери, муромы и древней мордвы – финно-угорских народов, населявших в прошлом регион Центральной России. Опираясь на летописные и археологические данные, а также на ряд наиболее показательных топонимических атрибутов и формантов, автор заключает, что мерянский и муромский языки являлись близкородственными и были локализованы в пяти ареалах: ростовско-костромском, муромском, дьяковском, северном озерном крае и северной периферии. Древняя мордва, согласно выводам автора, была расселена значительно западнее современной территории проживания мордвы.
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Смирнова Ю. - К этимологии одного из гидронимов Ростовской земли XVII века
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
Цитата
Таким образом, сделать какие-либо точные выводы о фонетике говора,основываясь на вариативности букв
о/а/ы
в этом иноязычном слове, вряд ли возможно.Однако данные примеры позволяют обнаружить примечательную параллель втопонимии Ростовской земли и марийского региона, что еще раз указывает навзаимодействие русского и финно-угорского населения на территории вокруг Ростова ина возможную структурную близость мерянского и марийского языков
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Краснов Ю.А. - О некоторых сторонах взаимоотношениях балто-финнско-угорских племен западной части Волго-Окского междуречья
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
- - - Сообщение автоматически склеено - - -
Ахмедов И. - Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Археология славян и их соседей (Раннеславянский мир. Выпуск 9). Коллективная монография. М., 2007. – 431 с.: ил. 250.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -Akhmedov I.R. The problem of "final" period of the Ryazan-Oka Finn culture. The modern state of the issue// Arkheologia Vostochnoj Evropi v I tis. n.e. Ranneslavyanskij mir, vip. 13.
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь- - - Сообщение автоматически склеено - - -Вот некоторые из рязано-окцев некоторые вроде Аквила Аквилонис также рисуют индоевропейцев, хотя по исследованиям И. Ахмедова это финнские племена.