"
Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι,лат. Sacae) — собирательное название скифской группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов.
Andrew Dalby, Dictionary of Languages: the definitive reference to more than 400 languages, Columbia University Press, 2004, pg 278
Sarah Iles Johnston, Religions of the Ancient World: A Guide, Harvard University Press, 2004. pg 197
Edward A Allworth,Central Asia: A Historical Overview,Duke University Press, 1994. pp 86.
О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. P. 110 f.; Струве. Этюды. С. 60; Руденко.
Массаге́ты (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — имя, используемое античными авторами для обозначения кочевых и полукочевых племен Скифии. Геродот, ссылаясь на некоторых современников, писал, что по их мнению массагеты — это скифское племя.
«В современной науке установилось мнение о скифском (иранском) происхождении массагетов на основании родства их культуры с культурой исседонов, савроматов, скифов и саков». Массагеты говорили на одном из иранских языков.
Связи массагетов с саками не ясны, поэтому можно встретить термин «культуры сако—массагетского круга». Продолжением этой версии являются предположения о том, что одними из потомков массагетов являются хорезмийцы, покоренные Дарием I и упоминаемые в «Бехистунской надписи», которые, якобы, входили в некий «массагетский союз племен». Однако «Бехистунской надписью», собственно, массагеты не упоминаются. Геродот не включает массагетов, в отличие от саков, ни в перечень народов подвластных Ахеменидам при Дарии, ни в перечень народов, представленных в войске Ксеркса.
Массагеты. // БРЭ. — М., 2011. Т. 19.
Массагеты. // Советская историческая энциклопедия.
Геродот. История (I, 201). Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. С. 85.
Герен. — Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. С. 181—182.
О родстве культур массагетов, исседонов, савроматов, скифов и саков смотри: Minns. P. 110 f.; Струве. Этюды. С. 60; Руденко. Горноалтайские находки. С. 16 и след.; Смирнов К. Ф. Савроматы. С. 277 и след.; Толстов. Итина. С. 173 и след.; Смирнов А. П. Скифы. С. 88 и след.; Вишневская. Итина. С. 207 и след.; Kothe. Herkunft. S. 22 f.; Дандамаев. Поход Дария. С. 180; Пьянков. Саки. С. 17; Он же, Массагеты. С. 67; Вишневская. Культура. С. 60 и след., 100 и след., 127 и след.
Ilya Gershevitch. The Median and Achaemenian periods. The Cambridge History of Iran, 1985. P. 48.
Antony Karasulas. Mounted Archers Of The Steppe 600 BC-AD 1300. Osprey Publishing, 2004. P. 7.
Peter Wilcox. Rome’s Enemies: Parthians and Sassanids. Osprey Publishing, 1986. P. 9.
René Grousset. The Empire of the Steppes. Rutgers University Press, 1989. P. 547.
Иссык. // БРЭ. — М., 2008. Т. 12.
Бакрия. // БРЭ. — М., 2005. Т. 2.
Бактра. // БРЭ. — М., 2005. Т. 2.
Хорезмийцы. // БСЭ.
Геродот. История (III, 89—97). — Г. А. Стратановский.
Геродот. История (VII, 61—96). — Г. А. Стратановский.
Европейская Сарматия. «Восьмая карта Европы». Составлено по «Географии» Птолемея. Отпечатано: Страсбург (1513 г.)
Азиатская Сарматия. Отпечатано: Лондон (1770 г.)
Переселение саков было частью перемещения кочевых народов, запущенного вытеснением юэчжей племенем сюнну (хунну) около 175 года до н. э. Саки, вынужденные покинуть бассейн реки Или, двинулись на Фергану и Согдиану. Ок. 145 года до н. э. они вторглись в Греко-бактрийское царство и сожгли Александрию Оксианскую.
При продвижении на юг саки в середине II в. до н. э. заселили южные области современного Афганистана — т. н. Сакастан. Ок. 80 г до н. э. индо-скифский царь Май двинулся на восток и овладел Гандхарой и Таксилой. Примерно через 20 лет индо-скифы взяли крупнейший город тогдашней Индии — Матхуру. На востоке их набеги доходили до Паталипутры. Ок. 10 г. до н. э. под напором индо-скифов пало Индо-греческое царство.
О скифах (саках) в Индии упоминают такие античные источники, как дренеримская «Пейтингерова таблица» и древнегреческий «Перипл Эритрейского моря», называющий Барбарикон и Миннагару (современный Карачи) портами скифов. При этом «Перипл» различает «Скифию» и «Ариаку» на востоке, которой управлял Нахапана (названный Намбаном), один из западных кшатрапов.
Вместе с саками во вторжении в Индию принимали участие камбоджи, парады, пахлавы, ришки и другие племена с северо-запада, которые часто рассматриваются как сакские кланы. Часть их интегрировалась в состав индийской варны кшатриев.
На протяжении четырёх столетий индо-скифские правители соседствовали с индо-греческими и индо-парфянскими государственными образованиями. Они оставили по себе памятники ювелирного искусства в традиционном для скифов зверином стиле. В I в. н. э. их стали вытеснять на юг двигавшиеся с севера кушаны — ветвь племени юэчжей. На землях, прежде принадлежавшим индо-скифам, они создали могущественное Кушанское царство.
Последний этап скифского присутствия в Индии представляет династия Западных Кшатрапов, царствовавшая на западе Деккана с 110 по 395 гг. Их столицей служил священный для индусов город Уджайн. На исходе IV в. н. э. конец власти Западных Кшатрапов в Деккане положил своими завоевательными походами Чандрагупта II из династии Гуптов, убивший последнего сакского правителя Рудрасимху III.
________________________________________________________
Сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι)— самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте:
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов.
Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
— Геродот. История. IV.5 — 6
Василий Абаев сопостовлял этноним skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять). В свою очередь К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причём форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов — оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. — времени визита в Ольвию Геродота — уже произошёл переход *δ > *l.
Античные схолии к «Илиаде» упоминают следующую этимологию:
Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них всё эллинство … скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными (греч. απεσκυθισμενοι)».
Скифо-европейские изоглоссы, В.И. Абаев, стр. - 25
Древние схолии к Илиаде. II. 11 // В. В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе
Отсутствие в легенде о происхождении скифов от Геракла, в частности, «золота» указывает на её большую древность по сравнению со сказаниями самих скифов о временах Таргитая. При этом по одной из версий скифы существовали и до Геракла, которого обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.
По мнению ряда современных лингвистов, «сколоты» является формой иран. *skuda-ta- «лучники», где -ta- являются показателем собирательности (в том же значении -тæ- сохранилось в современном осетинском). Примечательно, что самоназвание сарматов «Σαρμάται» (Sauromatæ), как считает Я. Харматта, имело то же значение.
Переход древнеиранского *d в скифское l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами, например:
Скифское Παραλάται — племенное название, означающее, по словам Геродота (IV, 6), правящую скифскую династию и разъясняемое им в других местах с помощью выражения ΣκύÞαι βασιλητοι, то есть «царские скифы»; < иран. *paradāta-«поставленный во главе, по закону назначенный», авест. paraδāta- (почётный титул владыки, букв. «поставленный впереди, во главе»).
Harmatta, J. (1996), "Scythians", «History of Humanity Volume III: From Seventh Century B.C. to the Seventh Century A.D», Routledge for UNESCO, с. 182
Геродот писал, что образ жизни и одеждой массагеты сходны со скифами. У них имеются и всадники и пешие воины, и лучники, и копейщики, так же массагеты имели обыкновение носить секиры. Для изготовления наконечников копий и секир массагеты употребляли медь, а головные уборы и перевязи украшали золотом, так как, со слов Геродота, этих металлов в их стране было несметное количество, в отличии меди и серебра. Так же Геродот сообщал, что массагеты надевали на грудь своим лошадям медные панцири.
Они ничего не сеют, но живут разведением домашнего скота и рыбной ловлей, рыба в изобилии добывается ими из реки Аракс. Пьют они молоко. Из богов почитают только солнце, которому они приносят в жертву коней. Смысл этого жертвоприношения таков: самому быстрому из богов они отдают самое быстрое из смертных существ.
Геродот. История (I, 215). Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. С. 93.
Геродот. История (I, 216). Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. С. 93.
____________________________________________________________
Индо-скифские племена в Индии именовались «шака», как вариант индийского наименования сака. Шаки упоминаются во множестве текстов: «Пураны», «Ману-смрити», «Рамаяна», «Махабхарата», «Махабхашья» Патанджали, «Брихат-Самхита» Варахи Михиры, «Кавьямиманса», «Брихат-Ката-Маньяри», «Ката-Саритсагара» и других древних текстах. Термин «шака» используется как собирательное наименование воинственных племен северо-запада.
Некоторые источники приписывают сакское происхождение Будде Гаутаме, его отец принадлежал к касте кшатриев. Титул Шакьямуни означает «мудрейший из шакья». Но, возможно, что это одно из заблуждений. Будда принадлежал к индоарийскому племени, называемому сакья/шакья (не сака/шака).
Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.
Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу.
Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.
Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.
По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока[10]. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.
Armstrong, Karen (2000), «Buddha», (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340-9
Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм — СПб.:Петербургское Востоковедение,1999 — ISBN 5-85803-132-3.
Sacred-texts.com
Buddhanet.net"