Сообщество Империал: Греческая трагедия - Сообщество Империал

Ярославец

Греческая трагедия

эволюция древнегреческой трагедии
Тема создана: 23 февраля 2015, 18:10 · Автор: Ярославец
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 Ярославец
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 23 февраля 2015, 18:10

Источником древнегреческой трагедии считаются дионисийские мистерии. По мнению немецкого философа Ф. Ницше, древние греки нашли в искусстве противоядие от бессмысленности реальности и порождаемого осознанием безнадёжного пессимизма. С этим трудно согласиться. Древняя Греция создала первую в истории европейскую цивилизацию, нашу с вами цивилизацию. К тому же поэзия поэта Пиндара позволяет считать, что древним грекам были нечужды идеи реинкарнации. Какой уж там пессимизм! Рассмотрим последовательно идеи, заложенные в произведениях основных трагиков Древней Эллады.
Эсхил, «Прикованный Прометей». Основная идея – неотвратимость рока и бессмысленность борьбы с ним. Однако так ли все однозначно? Совершенное существо (Прометей) не имеет альтернативы своим поступкам и не имеет проблемы выбора – он следует тому пути, которому должен следовать несмотря на неотвратимость наказания. Так устроено совершенное существо, будь то титан или человек.
Софокл, «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне». Если в первой драме Эдип берет на себя ответственность за вину, то во второй он настаивает на своей невиновности с точки зрения человеческой логики и права.
Еврипид, «Медея». Автор уделяет главное внимание человеческой страсти, не высказываясь определенно о природе это страсти. Еврипид увлечен своей любовью к страдающему человеку и требования, выдвинутым разумом. Трагика интересуют события, обусловленные действиями человеческой психики.
(использованы материалы: Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки»,1872; А.Боннар, «Греческая цивилизация»,1994.)
Таким образом, имеет место эволюция древнегреческой трагедии, постепенное ее приближение к существующим реалиям.
Прошу высказываться, если есть соображения.
     BARON000
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 30 апреля 2015, 23:17

    Ярославец, сразу скажу, что с точкой зрения Ницше не знакомился, но, поскольку творчество Пиндара, также относимо к произведениям искусства, то противоречий в высказывании не наблюдаю. Получается, что и трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид)и поэзия (Пиндар)противостоят предполагаемому Ницше "осознанию безнадёжного пессимизма". Хотя признаюсь, понятие пессимизм в приложении, что к древнему эллину, что к современным обитателям Греции, как-то нехарактерно (ИМХО разумеется).
    Хотя...в греческой трагедии сами эллины считали важнейшим ощущение катарсиса. А вот противостоять пессимизму должны были бы комедии. Может Менандр, что скажете?
       Ярославец
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 01 мая 2015, 18:10

      BARON000

      в греческой трагедии сами эллины считали важнейшим ощущение катарсиса

      Спасибо, как-то вылетело из головы это понятие. Но возникают вопросы: что способствовало появлению катарсиса (в отношении трагедии) именно в Древней Греции?Только ли в этой стране существовало данное понятие (именно по отношению к трагедии)?

      BARON000

      Может Менандр, что скажете?

      Вы правы, ЕМНИП: он был менее политизирован, чем Аристофан
         BARON000
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 02 мая 2015, 00:12

        Ярославец
        Я не силен в истории театра, но вроде общепринято, что родиной театра является Греция 6-5 веков до н.э. Потому уверен, что хотя понятие катарсиса впоследствии распространилось широко, но родилось оно именно в Древней Греции. По крайней мере Аритотель в своей "Поэтике" уже вовсю оперирует этим термином (катарсис).
        Другое дело - почему именно там? Вероятно это следует из самой идеи театрализованных представлений. Спектакль не должен оставлять равнодушным зрителей, не так ли?! Вот потому, как только театр выкристаллизовался из религиозных церемоний, так пошло сочинения сюжетов, которые вызывали у зрителей сочувствие.
           Ярославец
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 02 мая 2015, 05:38

          BARON000

          театр выкристаллизовался из религиозных церемоний,

          Скорее всего, именно это и является причиной явления катарсиса в трагедии: театр возник из греческих мистерий. Мистерия заставляла неофита сопереживать, очищала его душу. К театральному действу, в отличие от некоторых мистерий, допускались все без исключения, и трагедия, воспроизводимая в театре, оказалась одним из эффективных способов воспитания личности.
          В этой связи мне имхуется, что явление катарсиса к "пессимизму греков" по Ницше никакого отношения не имеет.
             cc31
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 02 мая 2015, 08:06

            BARON000

            Ярославец
            Я не силен в истории театра, но вроде общепринято, что родиной театра является Греция 6-5 веков до н.э. Потому уверен, что хотя понятие катарсиса впоследствии распространилось широко, но родилось оно именно в Древней Греции. По крайней мере Аритотель в своей "Поэтике" уже вовсю оперирует этим термином (катарсис).
            Другое дело - почему именно там? Вероятно это следует из самой идеи театрализованных представлений. Спектакль не должен оставлять равнодушным зрителей, не так ли?! Вот потому, как только театр выкристаллизовался из религиозных церемоний, так пошло сочинения сюжетов, которые вызывали у зрителей сочувствие.
            Сообщение отредактировал BARON000: Сегодня, 02:14

            явления народных представлений (от которых пошел театр или его аналоги) есть в каждой стране/народе. просто элллада первая заявила о театре, как культурном явлении.
               BARON000
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 02 мая 2015, 23:45

              Ярославец - Согласен с Вами, и считаю, что такая вещь не должна была появиться, как противопоставление чему-то. По крайней мере приятнее думать, что театр некая ступень религиозных таинств, которые представляются мне чистыми и светлыми, как их храмы. Хотел прилепить фотку мемориала Менандра, расположенного около театра Диониса в Афинах, но загрузчик мне не позволил в силу моего ограниченного статуса на форуме. :017:

              сс31 - Во-первых, народные представления, довольно расплывчатый жанр. И далеко не от каждых "пошел театр или его аналоги", я знаю только ещё одну страну, которая "родила" этот жанр по-видимому самостоятельно. Это Япония с их к театром кабуки.
              Во-вторых, ИМХО Эллада не просто первая заявила, а действительно была первой. Ни у одной из предыдущих цивилизаций такого явления не наблюдалось. И даже в самой Элладе, знаменитый Солон был противником театральных новшеств. Он был возмущен лицедейством, как профессией, которая портит людей. Ведь артисты притворяются другими людьми и даже богами.
                 Восток
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 03 мая 2015, 04:13

                В книге найден отрывок из трагедии Прометей
                "Раньше люди
                Смотрели и не видели, и слыша
                Не слышали;
                В каких-то грезах сна
                Влачили жизнь:
                Не знали древоделья,
                Не строили домов из кирпича,
                Ютились в глубине пещер подземных
                Бессолнечных, подобно муравьям.
                Они тогда еще не различали примет зимы, весны- поры цветов И лета плодоносного;
                Без мысли свершали всё."
                (И.М. Тронский История античной литературы)

                Далее говорится о "передовом" подходе автора к человеку, отказе от представления о "золотом веке" идее постепенного развития общества. Античная религия Эсхилу видимо только помогает в этом своими яркими художественными образами. Автор книги считает что Эсхил искренно верит в богов но это не мешает ему вкладывать в произведение вот такие идеи. Такая действительно светлая античная культура.
                   Ярославец
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 03 мая 2015, 09:11

                  BARON000

                  приятнее думать, что театр некая ступень религиозных таинств, которые представляются мне чистыми и светлыми, как их храмы.

                  Видимо, "путь в народ" греческой трагедии (по крайней мере, некоторых трагедий)не был легким:
                  «…тема эта составляла часть Мистерий сабеян, мы знаем это от нескольких древних писателей; среди других и от Цицерона и Климента Александрийского. Последние писатели являются единственными, которые приписывают истинной причине тот факт, что Эсхил был обвинен афинянами в святотатстве и был присужден к побитию камнями на смерть. Они говорят, что, не будучи посвященным, Эсхил профанировал Мистерии, выдав их в своей Трилогии, представленной на публичных подмостках.. Но он подвергся бы тому же осуждению, если бы и был посвященным… Во всяком случае, не «отец греческой трагедии» изобрел пророчество Прометея; ибо он лишь повторил в драматической форме то, что открывалось жрецам во время Мистерии Сабасиа…» (Блаватская, "Антроопогенезис", часть 2).
                  Упоминал Эсхил и о таинствах элевсинских мистерий, чем также не добавил себе популярности у афинян.
                     BARON000
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 03 мая 2015, 13:23

                    Неужели Эсхилл был казнен? Попробую поискать, не знал этого. Ведь он герой Марафона и многократный победитель состязаний. Да и потом Эсхилл не был первым драматургом, а всего лишь одним извеличайших.
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                       Похожие Темы
                      ДДревнегреческая демократия
                      И её выдающиеся деятели...
                      Автор j jlaev
                      Обновление 04 ноября 2019, 19:27
                      КЮнайтед. Мюнхенская трагедия (United)
                      Великобритания. Жанр: драма, история, спорт. Год: 2011
                      Автор K Kosss
                      Обновление 04 июля 2016, 12:22
                      КОптимистическая трагедия
                      СССР, 1963 год, Драма.
                      Автор Т Тварий фон Мел...
                      Обновление 08 мая 2016, 17:54
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Древнего Мира Культура Древнего Мира Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 29 мар 2024, 01:45 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики