Chernish
Я обычно пускаю в первую линию лучников а штурмовики выплывают в промежутки между ними при сближении в последний момент
кмк, это была оптимальная тактика в Р2, где на море доминировали метатели дротиков. в Атилле, с лучниками, их особенностями и маневренностью, это путь к размену судами. тесные построения и штурмовики в промежутках не дают лучникам вовремя развернуться и отступить. у меня в таких случая получается каша и размен 1 к 1.
более удобно оказалось размещать корабли со стрелками на крыльях боевой линии. в центре - штурмовики, затем арта, и, наконец, пара стрелковых кораблей резерва, чтобы сменили первых на время пополнения боезапаса. арта выбивает корабли по одному, достаточно одного попадания, которое поджигает корпус на 87%. затем цель меняется. а поврежденный корабль добивают лучники. заодно они на флангах растаскивают строй противника - "парфянский выстрел" работает и на воде
штурмовики - на подхвате, особенно в моменты перезарядки. или в роли смертников - чтобы отвлечь на себя чужую арту и дать с ней расправиться своим кораблям с метательными машинами или другим штурмовикам.
в целом же арта упорядочивает морской бой, без нее комфортная игра возможна, похоже, на скоростях флота в ETW-NTW.
в любом случае, пока не выработаны идеальные алгоритмы победы, на море АИ - царь и бог. игроку с ним справляться очень непросто. вот пример: 3 (три!) римские гарнизонные либурны, потопившие половину орды моих саксов:
сначала саксы пытались сопротивляться: отстреливаться. идти на абордаж. но после потери трети кораблей остальные просто рванулись к берегу: успеть высадить войска, пока целы транспортные скорлупки. во время бегства были потеряны еще 4 судна.