Сообщество Империал: Язык династических имен в Домонгольской Руси - Сообщество Империал

alandon

Язык династических имен в Домонгольской Руси

Какими принципами руководствовались княжеские семьи при выборе родовых
Тема создана: 08 мая 2015, 16:10 · Автор: alandon
  • 2 Страниц
  • 1
  • 2
 alandon
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 08 мая 2015, 16:10

Imp
Изучение выбора династических имен — это особый отдел ономастики, лежащий на грани собственно лингвистики, чистой, так сказать, истории и истории культуры. Нередко случается так, что имя средневекового правителя, по сути дела, единственный квант информации, дошедшей до нас от целого хронологического периода. Но зато, будучи собраны и исследованы вместе, эти имена являют собой не беспорядочную россыпь изолированных единиц, а целостную систему, своеобразный язык, понятный современникам и ближайшим потомкам.
У каждой династии этот язык свой, хотя не все в нем, разумеется, автохтонно. Мы сталкиваемся и с общекультурными универсалиями, и со случаями типологически близкого развития, прямыми заимствованиями. Очевидно, что если простой обмен династическими именами — это первичный признак межъязыковых контактов, то заимствование принципов имянаречения — это свидетельство длительного культурного взаимодействия.
С русскими князьями Рюриковичами отечественному исследователю повезло, этот огромный род, правивший на Руси более шести столетий по праву крови, предоставляет достаточный материал для реконструкции языка имен (о принципах имянаречения у Рюриковичей подробнее можно прочитать в книге А. Ф. Литвиной и Ф. Б. Успенского «Выбор имени у русских князей в X — XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики»).

Основные принципы выбора династического имени
Со времен крещения для русских князей характерно такое явление, как двуименность. Иначе говоря, у каждого Рюриковича непременно есть христианское имя – Василий, Георгий, Михаил, Федор, Андрей, Иоанн. Поначалу у каждого из них есть еще и другое, родовое княжеское имя. Эти-то имена (Владимир, Ярослав, Святополк, Ростислав, Рюрик, Всеволод…) мы чаще всего и обнаруживаем в раннем русском летописании. На первых этапах христианизации две эти системы имен, христианских и родовых, функционируют как бы параллельно, почти независимо друг от друга. Имена христианские поддерживаются всем авторитетом церкви, имена же родовые обеспечивают связь князя с его предками, уже обладавшими властью на этой земле, вписывают фигуру новорожденного в стратегические замыслы его родни, прежде всего главы семьи — отца или деда. Эти родовые имена выбираются в соответствии с определенными принципами.

Ребенок должен получить имя в честь умершего члена рода. Парадоксальным образом, генезис и этимология имени почти безразличны династической традиции: славянское, скандинавское или тюркское — имя должно было отсылать к истории рода. При этом имена живых предков княжича, тех самых отца или деда, главных участников процедуры наречения, находятся под строгим запретом – в домонгольской Руси никакого Ростислава Ростиславича или Владимира Владимировича среди правителей быть не могло, разве что отец ребенка скончался пока тот был в утробе матери.

Разумеется, стремление установить связь с отцом и дедом, правящими на той земле, где когда-то предстоит княжить нарекаемому, очень важно для любой династии. И тут на помощь приходит еще один принцип имянаречения — варьирование основ двусоставных княжеских имен. В самых общих чертах этот принцип сводится к тому, что имя сына или дочери воспроизводит лишь одну из основ отцовского имени, оказываясь, таким образом, одновременно подобным и нетождественным ему. Сын Всеволода получает имя Володимир, дочь Рогволода становится Рогнедой, а целая плеяда братьев, например, оказывается объединена формантом – слав, почеркивающим их поколенческое единство.
Очевидно, что мы имеем дело с некоторыми династическими универсалиями: всякому средневековому правителю важно установление некой цепи преемственности. Однако яркой характеристикой конкретной культурной традиции может служить то, каким именно образом эти универсалии здесь реализуются. Замечательно, что все перечисленные принципы выбора имен у Рюриковичей — наречение в честь умерших, запрет на имена живых отца и деда, варьирование родового имени — выделяют русскую династию на фоне остального славянского мира и явно роднят их со скандинавами.
Варьирование двусоставных имен — это архаический принцип, с особенной виртуозностью представленный у ранних германцев, например, у готских правителей Пиринейского полуострова или у лангобардов (более подробно о варьировании имени у древних германцев см. в классической работе датского исследователя Густава Сторма «Вера в переселение душ и система имянаречения у наших предков»). Однако в интересуюшую нас эпоху своего пика он достигает, пожалуй, у скандинавов и англосаксов. Столь же актуален у скандинавов и запрет на повтор имени живого отца или деда, причем изначально он действенен здесь во всех семьях, не только коровлевских. Характерно, что варяжская по происхождению династия Рюриковичей оказывается в данном случае «святее папы римского»: запрет на родовые имена живущих предков, вывезенный ими со своей исторической родины, на Руси сохраняется гораздо дольше, чем в правящих домах скандинавского полуострова. Условно говоря, на датском престоле раньше появляется Эйрик Эйрикссон, чем на русском княжеском столе — Ярослав Ярославич, да и тот остается едва ли единственным недоразумением такого рода.
Если говорить о русских, автохтонных принципах выбора династического имени, то всего заметнее, пожалуй, обычай наречения в честь живого дяди. Здесь четко прослеживается следующая закономерность: если старший из мальчиков, главный наследник отца, оказывался тезкой своего дяди, это означало, что дядю стремятся по возможности оттеснить на периферию рода. Таких примеров исключительно много в черниговской ветви Рюриковичей, где соперничество за родовое наследие было особенно жестким и, соответственно, была очень велика теснота антропонимического ряда. Количество Олегов Святославичей и Святославов Ольговичей превышает здесь пределы, разумные с точки зрения современного человека.
Если же в честь дяди назывался кто-либо из младших княжичей, это с бóльшей вероятностью означало желание укрепить союзнические отношения между братьями, а позднее между племянниками и дядей, передать младших родичей «на руки» старшему. Нередко между братьями князьями заключался особого рода договор, согласно которому тот из братьев, кто переживет другого, принимает под свое покровительство племянников. Ближайший родившийся после этого княжич получал имя дяди и становился чем-то вроде живой печати на таком договоре.
Такой «работы» с именами дядьев мы совершенно не обнаруживаем на скандинавской почве, зато здесь есть, например, разработанная система выбора имени для незаконнорожденных сыновей конунга, совершенно не пригодившаяся на Руси (см. об этом подробнее в книге Ф. Б. Успенского «Имя и власть: Выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии»). При этом процесс усвоения христианских имен в Скандинавии и на Руси, несмотря хронологическую близость крещения этих стран, проистекал по-разному. В русской династической традиции христианские имена постепенно вытесняют родовые княжеские, парадоксальным образом, не уничтожая при этом самой системы династической двуименности. Упомяну только, что огромную роль в освоении церковного именослова на Руси сыграла гипокористика — уменьшительные имена создали своеобразную зону нейтрализации, устраняющую противопоставление исконных и новых календарных имен. Поначалу многие из русских князей, фигурирующих только под христианским именем, называются Василько, Гюрги, Михалко и никак иначе. Женщины в роду Рюриковичей начинают зваться только христианскими именами раньше чем мужчины, и эта черта как раз роднит русский династический обиход со скандинавскими. Здесь христианские имена получают не главные наследники, а принцессы и бастарды.

Выбор имени в «простой» княжеской семье
Попробуем теперь хотя бы краем показать как система имянаречения Рюриковичей работала на практике, обратившись к семейству князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха, человека, не совершившего, насколько мы можем судить по летописи, почти ни одного неприглядного поступка и вырастившего на редкость много детей. Начнем с того, что этот князь, в русской хронографии именующийся исключительно Мстиславом, обладал еще по крайней мере двумя именами — крестильным Федор, которое потом станет очень популярно у Рюриковичей, и европейским Харальд, которое мы обнаруживаем примененительно к нему только в западных источниках. Вообще говоря, присутствие этого скандинавского имени для международного употребления вполне объяснимо: Харальдом звали деда Мстислава по матери, англосаксонского короля, проигравшего Англию норманнам в битве при Гастингсе (1066 г.). Как же наш Мстислав-Федор-Харальд нарекает своих детей?
В именах мальчиков мы не найдем ничего из скандинавского ономастикона. Старший получает имя Всеволод в честь своего родного прадеда, Всеволода Ярославича. Почему в честь прадеда, а не, скажем, деда? По одной простой причине: к моменту рождения первого внука дед, Владимир Мономах, жив, здравствует и сидит на киевском столе. Сколь бы ни желательно было подчеркнуть прямое родство новорожденного с киевским князем, имя живого деда пока, так сказать, наглухо закрыто для династического употребления.
Второй по счету мальчик получает имя Изяслав, в честь своего рано погибшего дяди. Характерно при этом, что дядя до своей гибели успел занять курский стол. Именно курским князем станет впоследствии и его тезка-племянник. Скорее всего, таким образом, курское княжение и выбор имени Изяслав было частью единого плана, попыткой с младенчества задать династическую судьбу ребенка.
Выбор имен каждого следующего Мстиславича по-своему интересен: имя Ярополк, например, явно связано с желанием помириться с другой, несправедливо обойденной ветвью рода и снять с себя подозрения в политическом убийстве. Но всего любопытнее, пожалуй, то время, когда у немолодого уже Мстислава Великого рождаются последние сыновья и первые внуки. К этому моменту Владимир Мономах, едва ли не самый знаменитый из русских князей рубежа XI — XII веков, уже умирает, а его династическое имя освобождается и, разумеется, приобретает гипертрофированный спрос среди его прямых потомков. Почти одновременно Владимиром называют самого младшего сына Мстислава Великого, то есть Мономахова внука, и новорожденного правнука.
Этот правнук, собственно говоря, не должен был появиться на свет на Руси, потому что он был сыном дочери Мстислава. Той пришлось вернуться к отцу из-за крайне неблагоприятной обстановки на родине мужа. Ситуация была такова, что мальчику, казалось бы, предстояло всю жизнь провести на Руси среди материнской родни. Потому-то он и получил русское княжеское имя Владимир. Однако со временем обстоятельства переменились, он вернулся на родину своего отца и стал одним из самых знаменитых королей Дании — Вальдемаром Великим. Так древнегерманское по происхождению имя, обросшее славянской историей, совершило своеобразную «петлю» и вернулось, после столетий забвения, в северогерманский именослов.

Между Русью и Скандинавией: некоторые имена княжон и княгинь
Вальдемар Великий дает хороший повод отвлечься от мужского потомства Мстислава и обратиться к именам дочек этого князя. Надо сказать, что женские имена русские источники сохраняют несравненно хуже, чем мужские. Княжна или княгиня может строить монастыри, совершать паломничества, устраивать судьбу детей и племянников, но при этом чаще всего она будет именоваться по отцу или по мужу – Володимеряя, Ростиславна, Борисковна. Дочерям Мстислава повезло: шведки по матери, они фигурировали не только летописях, но и в западных источниках, и потому мы знаем личные имена хотя бы четырех из них – Рогнеда, Маль(м)фрид, Ингибьерг и Евфросинья. На первый взгляд, три из этих имен поражают своим явным скандинавским колоритом. На деле же, одно из них, Рогнеда, будучи по происхождению действительно скандинавским (Ragnheiðr), было давным давно освоено Рюриковичами и употреблялось в роду. Для Мстислава Великого оно являлось в первую очередь именем прапрабабки по отцу и уж только потом отсылало к вновь приобретенным скандинавским связям. Имя Маль(м)фрид, несмотря на свое германское происхождение, в собственно германском мире к XII в. было довольно редким, а в Скандинавии и вовсе появилось позже, когда наша Мальмфрид Мстиславна успела побывать замужем за двумя скандинавскими правителями, конунгом Норвегии и конунгом Дании. Именно благодаря королеве Маль(м)фриде это имя и прижилось в Северной Европе. Зато у Рюриковичей оно было известно в форме «Мальфредь» с X в. и не утрачивалось в династическом обиходе. Лишь имя Ингибьерг можно объяснить прямым и непосредсвенным влиянием скандинавских родовых связей ее матери, жены Мстислава Великого, шведки Христины. Любопытно и то, что младшая из дочек, рожденная во втором браке великого князя, известна только под христианским именем Евфросинья. Скорее всего, никакого иного имени у нее уже попросту не было, хотя утверждать это наверняка мы не можем. Общая картина и в Скандинавии, и на Руси, как уже говорилось, была такова, что внедрение исключительно христианских имен могло начинаться с второстепенных членов рода — бастардов и девочек.

Заключение
Исследование антропонимикона русских князей позволяет выявить тот довольно широкий круг ассоциаций, которым обрастало каждое из этих имен в династическом обиходе. Устойчивость этих ассоциаций была одним из важных факторов, обеспечивающих преемственность обширной русской династии в течение всех шести столетий ее существования. Очевидно, что княжеское имянаречение образовывало некий единый культурный язык, который передавался из поколения в поколение и в той или иной мере был понятен всем представителям рода и их окружению.
Как уже отмечалось выше, исходная этимологическая принадлежность имени зачастую могла отступать на второй план — славянское или скандинавское, языческое или христианское — имя должно отсылать к уже существовавшему в роде «прототипу», тем или иным образом связывать нарекаемого с родичами, уже располагавшими властью на этой земле. Такие имена, как Судислав, Рюрик, Изяслав, Даниил, Александр, Василий, могли на определенном этапе жизни династии восприниматься как «счастливые» или «несчастливые», подобающие первенцу или второму сыну князя, преимущественно полоцкие или черниговские, московские или тверские, хотя все эти «значения» и ассоциации никоим образом не были заложены в них изначально, до проникновения в княжеский род. Совокупность этих и многих других характеристик, которые приобретает имя, становясь элементом культурного языка, и составляют, так сказать, историческую семантику имени. Ее исследование может дать любопытные результаты не только в филологической, но и в историко-культурной перспективе.
В этой работе использованы результаты проекта «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 году.

Литература
  • А. Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский. «Выбор имени у русских князей в X — XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики». М., «Индрик», 2006.
  • Густав Сторм. «Вера в переселение душ и система имянаречения у наших предков» (пер. Е. Барилович). В изд.: «Именослов: Историческая семантика имени» / Сост. Ф. Б. Успенский. М., «Индрик», 2007.
  • Ф. Б. Успенский. «Имя и власть: Выбор имени как инструмент династической борьбы в средневековой Скандинавии». М., «Языки славянской культуры», 2001.
  • Ф. Б. Успенский. Скандинавы — Варяги — Русь: Историко-филологические очерки. М., «Языки славянской культуры», 2002.
     Gremlin
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 11 мая 2015, 18:10

    alandon

    выделяют русскую династию на фоне остального славянского мира и явно роднят их со скандинавами.

    Мне вот интересно, в честь каких скандинавских предков Святослав Игоревич имя получил? :038:
    И сыновей своих Святослав вероятно тоже в честь шведских прародителей назвал. :030:
       cheremis
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 11 мая 2015, 20:20

      у Пчёлова в книге "Рюрик" из серии ЖЗЛ есть ответ на этот вопрос (гипотеза) .
      "Однако чем объяснить такую популярность основы - СЛАВ в княжеском именослове ? В своё время была высказана гипотеза о том , что имя Святослав представляло из себя соединение двух имён - Рюрика , первой основой которого , как известно , было слово - слава , и Олега (Хельги) , в буквальном переводе означающего - священный ."

      У венгров кстати был примерно в эти же времена князь Чаба (его имя трактуется как Слава ) . Я своё имя на родной марийский пытался перевести - Станислав (если брать как Слава) то выходит Чапай (забавно что у моего предка было такое же прозвище в деревне (в чсть командарма) и я могу называться там Чапайоз - Чапаевич ) . У венгров и у марийцев слово СЛАВА это тюркизмы .
         Gremlin
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 12 мая 2015, 00:47

        cheremis

        "Однако чем объяснить такую популярность основы - СЛАВ в княжеском именослове ? В своё время была высказана гипотеза о том , что имя Святослав представляло из себя соединение двух имён - Рюрика , первой основой которого , как известно , было слово - слава , и Олега (Хельги) , в буквальном переводе означающего - священный ."

        В переводе на славянский? А по "шведски" это как будет, Хелгихрорк? :068: Такая гипотеза очень сильно мне напоминает пресловутую сову на глобусе.
        Если бы подобную гипотезу сваяли антинорманисты их тухлыми помидорами закидали бы. А Ярополка Пчёлов из чего выводит?

        cheremis

        У венгров и у марийцев слово СЛАВА это тюркизмы

        Возможно. Но СЛАВА в славянских языках на германизм точно не похоже.
           Avtocrator
          • Imperial
          Imperial
          Gorthaur2488

          Дата: 27 мая 2015, 22:32

          alandon

          в домонгольской Руси никакого Ростислава Ростиславича или Владимира Владимировича среди правителей быть не могло

          А что есть по поводу нарушения данного правила?
          Вообще насколько его нарушение было возможным?

          Сам могу привести лишь два примера, и те под вопросом:
          -Мстислав Мстиславич Удатный, дата рождения которого, правда, не известна, по некоторым предположениям мог родиться до смерти своего отца.
          -Рогволод(Василий) Рогволодович(Борисович) - однако здесь нельзя на все 100% утверждать, что Рогволод Борисович был по отцу еще и Рогволодовичем.
             ИВК
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 25 августа 2015, 23:46

            Avtocrator

            Мстислав Мстиславич Удатный, дата рождения которого, правда, не известна, по некоторым предположениям мог родиться до смерти своего отца.

            Эти предположения едва ли обоснованны. Но очевидно, что у Мстислава Удатного карьера столь же необычна, как и имя-отчество. Имею в виду то, что он на постоянно занимал в роду Ростиславичей (а значит - и среди князей вообще) гораздо более высокое положение, чем полагалось по лествичному праву. Связаны ли как-то между собой эти две необычности - вопрос.
               Alexios
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 24 февраля 2017, 05:29

              Avtocrator

              Сам могу привести лишь два примера, и те под вопросом:
              -Мстислав Мстиславич Удатный, дата рождения которого, правда, не известна, по некоторым предположениям мог родиться до смерти своего отца.
              -Рогволод(Василий) Рогволодович(Борисович) - однако здесь нельзя на все 100% утверждать, что Рогволод Борисович был по отцу еще и Рогволодовичем.

              Так самый же известный пример - Ярослав (Афанасий) Ярославич (Федорович). Князь родился в 1230 г., потому имянаречение вполне себе "домонгольское". Данный пример, к слову, показывает, что особых резонов предполагать "посмертное" рождение Мстислава Удатного не существует. Не вижу также веских причин опровергать и существование у Мстислава сына по имени Мстислав, упомянутого среди участников княжеского сейма 1231 г. в Киеве. Возможно, он же под своим крестильным именем Юрий назван "шюрином Ярослава" в 1232 г., посаженным последним на псковский стол. Собственно, и существование пронского князя Святослава Святославича, убитого в 1217 г. в Исадах не выглядит невозможным.

              ИВК

              Но очевидно, что у Мстислава Удатного карьера столь же необычна, как и имя-отчество.

              Конец блестящей карьеры был довольно жалок. Князя-выскочку снова "задвинули"...
                 alZarif
                • Imperial
                Imperial
                Форумчанин

                Дата: 20 октября 2018, 21:11

                Княжеские имена на Руси (рассказывает филолог Фёдор Успенский)

                  [Nickrbrtbba]

                  Удалённый пользователь

                  Дата: 13 августа 2019, 22:44

                  Может быть у Миронова еврейские корни, но мне он так нравится Великий, талантливый актер Такие люди оставляют в душе человека хороший след.
                  А вот всякие разоблачители и подноготники вызывают не самые лучшие чувства и исчезают бесследно как утренний туман.
                     C. Petronius Magnus
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 14 августа 2019, 10:39

                    Nickrbrtbba

                    А вот всякие разоблачители и подноготники вызывают не самые лучшие чувства и исчезают бесследно как утренний туман.


                    Самокритично...
                      • 2 Страниц
                      • 1
                      • 2
                      Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                      РегистрацияВход на форум 
                      Сообщество ИмпериалИсторические Форумы Форум Средневековья Славянский Мир Обратная Связь
                      Стиль:Language: 
                      «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 28 мар 2024, 19:39 · Зеркала: Org, Site, Online · Эльдорадо казино · Gold казино · Счётчики