Теперь о Черчилле. Очень скоро выйдет монография, посвященная ему (возможно, в ЖЗЛ). Я общался с автором - она сказала, что уже скоро. Учитывая характер предметного подхода к вопросу у автора, вряд ли мы увидим там что-либо в духе Чендлера, а скорее всего - больше "личного и дипломатичного", так сказать.
Это маленькое отступление. Касательно его полководческих дарований длинно говорить не буду, так как плотно конкретно им я не занимался. Приведу лишь пример того, какую порой жесткую и наглую, но при этом искусно завуалированную ложь содержат источники, а она уже, не будучи проверенной должным образом, плодится в интернете, аки венерическая болезнь в пригородном борделе.
На одном Киевском реконструкторском форуме один из старожилов форума, который работает преимущественно ВМВ, решил поведать всем о "доблести Петра I под Фридрихштадтом". Я был обескуражен, так как никогда не слыхал об этом. Масси и Павленко тоже "молчали", но у них я узрел нестыковки по датам, декларируемым в интернет-мусоре о "битве под Фридрихштадтом". Залез в книги о Петре 1813 (J.Bancks) и 1837 (J. Burrow) годов издания - а там прямо черным по белому... Вот ссылка:
Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
В итоге - совокупными усилиями еще пары реконструкторов ВСВ обнаружилась, мягко говоря, "научная дешевизна" данной информации. И пошел переход на личности. Но это уже отдельная история об отдельных личностях с их "скрытыми и не очень" мотивами...
Сообщение автоматически склеено в 1301319851
condottieri
Данные о потерях (если на секундочку абстрагироваться от реальности и поверить в их чистоту и подлинную достоверность) - это все равно сухие цифры. Это как анализ хозяйственной деятельности предприятия исключительно по фин. показателям или оценка спортивности автомобиля лишь по его паспортным характеристикам (некогда выпускался на русском языке такой себе "Autocar", одна из рубрик которого намеренно не принимала во внимание позитивистский подход к "оценке" автомобиля. Она так и называлась - "Сухие цифры").
Кстати, данные о потерях сторон при Мальплаке, например, и по сей день достаточно спорны, ЕМНИП. А ведь их составляли те самые полководцы и их подчиненные.