Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
 1 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Spoiler (expand)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Spoiler (expand)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       Савромат
      • Imperial
      Imperial
      Форумчанин

      Дата: 16 марта 2016, 18:29

      Jackel

      Не понял.

      "На Россию, господа хорошие, мне наплевать!"
      Нехороший человек. Редиска.
         Dezperado
        • Imperial
        Imperial
        Форумчанин

        Дата: 17 марта 2016, 12:59

        Аорс

        Цитата

        Коммунизм - это научный прогноз и политическая цель.

        Эхххх, да какой это прогноз? Маркс и Энгельс очень хорошо описывали индустриальное общество 19 века. Но они и представить не могли, что в 1970-80гг на Западе появится постиндустриальное общество, которого просто нет в их системе координат. Они все сводили к дихотомии буржуазия-пролетариат, а вот то, что появится множество новых социальных групп, что пролетариат станет не господствующим классом, а просто одной из групп, в их теорию просто не укладывается. Так что их теория не выдержала проверки временем, такие дела. Как можно строить коммунизм при диктатуре пролетареата, если в развитых странах пролетариат исчезает, его просто переносят в развивающиеся страны вместе с промышленным производством?

        Цитата

        Нет, в Чжоу наряду с феодализмом ещё сохранялись сильные родовые общины. Китайское средневековье начинается с Цинь.

        Во-первых, родовые отношения в Китае сохранялись вплоть до 20 века, а во-вторых, что такого феодального было в империи Цинь? Появление соседской общины? Но она появилась еще раньше. И как в концепцию феодализма укладывается создание централизованной бюрократической империи? Где там феоды, если по-простому?
           Jackel
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 17 марта 2016, 13:43

          Dezperado

          Аорс

          Цитата

          Коммунизм - это научный прогноз и политическая цель.

          Эхххх, да какой это прогноз? Маркс и Энгельс очень хорошо описывали индустриальное общество 19 века. Но они и представить не могли, что в 1970-80гг на Западе появится постиндустриальное общество, которого просто нет в их системе координат. Они все сводили к дихотомии буржуазия-пролетариат, а вот то, что появится множество новых социальных групп, что пролетариат станет не господствующим классом, а просто одной из групп, в их теорию просто не укладывается. Так что их теория не выдержала проверки временем, такие дела. Как можно строить коммунизм при диктатуре пролетареата, если в развитых странах пролетариат исчезает, его просто переносят в развивающиеся страны вместе с промышленным производством?

          Так это ж не "постиндустриализм", а просто глобально-территориальное перераспределение производственных мощностей и соц. групп (безмерное разрастание "белых воротничков", под коими можно подразумевать в данном случае почти всё мыдло и часть примыкающих классов). Так что всё верно они прогнозировали - просто без учета того, что и у капиталистов мозги имеются ("лучше отдать часть, чем потерять всё" - к вопросу о высоких налогах и государственном контроле), и СССР станет мощным стимулом для построения "общества всеобщего благоденствия" на Западе, а глобализация уйдёт далеко вперёд по сравнению с 19-м веком - и капиталы можно станет переводить легко и непринуждённо. Ну, не ошибается только тот, кто ничего не делает).

          Грубо говоря мыдло и высокие социальные льготы - своего рода подушка капиталистов против пролетариата для несбычи марксовских прогнозов. На местах к тому же и другие факторы есть - наподобие КПК.
             Dezperado
            • Imperial
            Imperial
            Форумчанин

            Дата: 17 марта 2016, 14:16

            Jackel

            Цитата

            Так это ж не "постиндустриализм", а просто глобально-территориальное перераспределение производственных мощностей и соц. групп (безмерное разрастание "белых воротничков", под коими можно подразумевать в данном случае почти всё мыдло и часть примыкающих классов).

            Нет, ничего подобного, причиной появления постиндустриального общества стала НТР, которую Маркс и Энгельс никак не предвидели. И дело не в том, что пролетариат отправляют на периферию, а в том, что большая часть прибавочного продукта сегодня в развитых странах производится вовсе не в промышленности.

            Цитата

            Грубо говоря мыдло и высокие социальные льготы - своего рода подушка капиталистов против пролетариата для несбычи марксовских прогнозов. На местах к тому же и другие факторы есть - наподобие КПК.

            Да ничего подобного, просто пролетариат исчез в промышленных масштабах. А высококвалифицированным и образованным людям и платить нужно соответственно. Конечно, все это не пришло просто так. В 1968г армии пришлось в очередной раз брать Париж и наводить порядок. Вообще, все 1970-е и 1980-е прошли на Западе под знаком борьбы, когда в Англии, например, ликвидировали целую отрасль, угольную промышленность.
               Jackel
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 17 марта 2016, 15:36

              Dezperado

              Нет, ничего подобного, причиной появления постиндустриального общества стала НТР, которую Маркс и Энгельс никак не предвидели. И дело не в том, что пролетариат отправляют на периферию, а в том, что большая часть прибавочного продукта сегодня в развитых странах производится вовсе не в промышленности.


              Только это никак не отменяет самой промышленности - без которой всё равно ни туда и ни сюда. О "постиндустриализме" же всерьёз можно будет говорить только при переходе на качественно новый уровень развития, которого пока не наблюдается.
              Вы ж то что едите, носите и на чем ездите, и даже что читаете, слушаете и смотрите - не из воздуха берёте, верно?

              Dezperado

              Да ничего подобного, просто пролетариат исчез в промышленных масштабах. А высококвалифицированным и образованным людям и платить нужно соответственно. Конечно, все это не пришло просто так. В 1968г армии пришлось в очередной раз брать Париж и наводить порядок. Вообще, все 1970-е и 1980-е прошли на Западе под знаком борьбы, когда в Англии, например, ликвидировали целую отрасль, угольную промышленность.


              Здрасьте приехали. А сотни миллионов китайцев, индусов, жителей ЮВА и других регионов мира, занятых именно что низкоквалифицированным низкооплачиваемым промышленным и сельскохозяйственным трудом - вы к кому их отнесёте?
              Да, на западе "классического" пролетариата мало. Ну так и мир оным "Западом" же не ограничивается. Тем более что понятие "пролетариат" можно толковать тоже по разному - в первую очередь это тот, кто вынужден продавать свой труд, наёмный работник. Масса мелких клерков думает что они уже мыдло - так ничего подобного, вполне себе пролетариат, благо работает по-найму за недорого. Ну да, не совсем по-Марксу - так а кто сказал что он не ошибался и марксизм - это догма на века, да еще в том виде, в котором он был 150 лет назад?

              Я ж говорю - глобально-территориально-национальное перераспределение. Условно, Запад - буржуи и "белые воротнички", Восток - промышленные рабочие, Юг - промышленное и сельскохозяйственное сырьё. Правда это уже скорее не по Марксу, а по Бульвер-Литтону)
                 Аорс
                • Imperial
                Imperial
                Принц Персии

                Дата: 17 марта 2016, 15:41

                Dezperado

                Эхххх, да какой это прогноз? Маркс и Энгельс очень хорошо описывали индустриальное общество 19 века. Но они и представить не могли, что в 1970-80гг на Западе появится постиндустриальное общество, которого просто нет в их системе координат. Они все сводили к дихотомии буржуазия-пролетариат, а вот то, что появится множество новых социальных групп, что пролетариат станет не господствующим классом, а просто одной из групп, в их теорию просто не укладывается. Так что их теория не выдержала проверки временем, такие дела. Как можно строить коммунизм при диктатуре пролетареата, если в развитых странах пролетариат исчезает, его просто переносят в развивающиеся страны вместе с промышленным производством?

                Постиндустриальное общество - это симулякр буржуазной науки :). Пролетприат - это не только рабочие, но и любые наёмные работники. Так что современное общество состоит из тех же классов, что и в 19 веке - пролетариат, буржуазия, мелкая буржуазия.

                Dezperado

                Во-первых, родовые отношения в Китае сохранялись вплоть до 20 века, а во-вторых, что такого феодального было в империи Цинь? Появление соседской общины? Но она появилась еще раньше. И как в концепцию феодализма укладывается создание централизованной бюрократической империи? Где там феоды, если по-простому?

                Вот поэтому я и предпочитаю говорить "Средневековое общество", а не "Феодальное". Китайское средневековье - это бюрократическая империя. А феодализм там был эпизодическим, например, при Тоба-Вэй.
                   Jackel
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 17 марта 2016, 15:43

                  Аорс

                  Dezperado

                  Эхххх, да какой это прогноз? Маркс и Энгельс очень хорошо описывали индустриальное общество 19 века. Но они и представить не могли, что в 1970-80гг на Западе появится постиндустриальное общество, которого просто нет в их системе координат. Они все сводили к дихотомии буржуазия-пролетариат, а вот то, что появится множество новых социальных групп, что пролетариат станет не господствующим классом, а просто одной из групп, в их теорию просто не укладывается. Так что их теория не выдержала проверки временем, такие дела. Как можно строить коммунизм при диктатуре пролетареата, если в развитых странах пролетариат исчезает, его просто переносят в развивающиеся страны вместе с промышленным производством?

                  Постиндустриальное общество - это симулякр буржуазной науки :). Пролетприат - это не только рабочие, но и любые наёмные работники. Так что современное общество состоит из тех же классов, что и в 19 веке - пролетариат, буржуазия, мелкая буржуазия.

                  Любые... да тоже наверное не любые. Грубо говоря, клерки - то только если самые мелкие и нищие, остальные - вполне себе уже БВ и мыдло)
                     Dezperado
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 18 марта 2016, 13:03

                    Jackel

                    Цитата

                    Только это никак не отменяет самой промышленности - без которой всё равно ни туда и ни сюда. О "постиндустриализме" же всерьёз можно будет говорить только при переходе на качественно новый уровень развития, которого пока не наблюдается.
                    Вы ж то что едите, носите и на чем ездите, и даже что читаете, слушаете и смотрите - не из воздуха берёте, верно?

                    Ээээх. А кто-то говорил об отмене промышленности? Между прочим, и в индустриальную эпоху сохранялось мелкое ремесло, даже в развитых гос-вах. Просто оно перестало служить локомотивом развития. Так и теперь доля промышленности в ВВП сократилась, а пролетариат из класса превратился в социальную группу, и он вовсе не численно преобладает. А стало это возможным именно благодаря НТР. Так что промышленность все производит, только она теперь не локомотив роста, а пролетариат не гегемон.
                    Кстати, можно было сравнить столкновение армий аграрно-индустральной страны (Ирак) и постиндустриальной (США и коалиция) в ходе "Бури в пустыне".

                    Цитата

                    Тем более что понятие "пролетариат" можно толковать тоже по разному - в первую очередь это тот, кто вынужден продавать свой труд, наёмный работник. Масса мелких клерков думает что они уже мыдло - так ничего подобного, вполне себе пролетариат, благо работает по-найму за недорого.

                    За последние 50 лет во всех странах мира наблюдалось снижение удельного веса занятых и доли промышленности в ВВП. В среднем по миру за 1960—2007 гг. доля промышленности в ВВП сократилась с 40 % до 28 %, а доля занятых — до 21 %.
                    Под пролетариатом, я имел в виду промышленный пролетариат, ведь именно он является гегемоном. А человек работающий по найму, это пардон, наемный рабочий, разные вещи. А то вы еще Рафаэля в пролетариат запишите.

                    - - - Сообщение автоматически склеено - - -

                    Аорс

                    Постиндустриальное общество - это симулякр буржуазной науки . Пролетприат - это не только рабочие, но и любые наёмные работники. Так что современное общество состоит из тех же классов, что и в 19 веке - пролетариат, буржуазия, мелкая буржуазия.

                    Промышленный пролетариат, вот что главное для марксизма. Кстати, все топ-менеджеры -- тоже наемные рабочие, а значит, пролетариат по-вашему. Вот пункт, где марксистская методология пролетае.

                    Аорс

                    Вот поэтому я и предпочитаю говорить "Средневековое общество", а не "Феодальное". Китайское средневековье - это бюрократическая империя. А феодализм там был эпизодическим, например, при Тоба-Вэй.

                    Я в удивлении. Какое средневековье при Цинь? Какой феодализм при Тоба Вэй? То есть Средневековье началось в Китае с создания бюрократической империи и централизации, а в Европе с распада Империи и децентрализации? Как это возможно? И что такое "Средневековье" тогда? Кстати, при Тоба Вэй была все та же бюрократическая империя, там просто принципы комплектования армии немного отличались.
                       Аорс
                      • Imperial
                      Imperial
                      Принц Персии

                      Дата: 19 марта 2016, 20:42

                      Dezperado

                      Промышленный пролетариат, вот что главное для марксизма. Кстати, все топ-менеджеры -- тоже наемные рабочие, а значит, пролетариат по-вашему. Вот пункт, где марксистская методология пролетае.

                      Для современного марксиста главное - интеллигенция. Даже в программе КПРФ она названа главной опорой партии. Топ-менеджеры не пролетариат, потому что участвуют в эксплуатации работников, забирая больше прибавочной стоимости, чем они заслуживают.

                      Dezperado

                      То есть Средневековье началось в Китае с создания бюрократической империи и централизации, а в Европе с распада Империи и децентрализации?

                      Я считаю, что европейское средневековье началось с системы колоната в Римской империи.

                      Dezperado

                      И что такое "Средневековье" тогда?

                      Период доминирования государственной собственности на землю, либо прямо, либо через посредство феодальной системы, всё это при аграрной экономике, конечно.

                      Dezperado

                      Кстати, при Тоба Вэй была все та же бюрократическая империя, там просто принципы комплектования армии немного отличались.

                      В любом случае, это средневековье.
                         mindd
                        • Imperial
                        Imperial
                        Форумчанин

                        Дата: 20 июля 2016, 19:56

                        Все-таки 20 век это не только КПК и Мао Дзэдун. Меня вот раньше больше интересовали сюжеты Синьхайской революции, тёрки советов, беляков(Унгерна и Семенова) и китайцев по поводу внешней Монголии и "гражданская война"(не уверен что в китайской историографии имеется такое же понятие) 1910-20-х гг. Сейчас, кстати, читаю "мемуары" Чан Кайши("Советская России в Китае"). Возник тут вопрос, какое сейчас отношение к Чану и Гоминьдану в китайской историографии, Dezperado?
                           Похожие Темы
                          ДДревний Китай
                          Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                          Автор L Laszlo
                          Обновление 02 апреля 2024, 11:22
                          ИРусско-китайские конфликты и столкновения
                          С 17-го века по 20-й
                          Автор V Valerius
                          Обновление 04 марта 2024, 14:48
                          АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                          Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление 27 февраля 2024, 17:30
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 19 апр 2024, 14:37 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики