Сообщество Империал: Китай в XX веке - Сообщество Империал

Dezperado

Китай в XX веке

История Китая в XX веке
Тема создана: 24 июля 2015, 13:35 · Автор: Dezperado
 1 
 Dezperado
  • Imperial
Imperial
Форумчанин

Дата: 24 июля 2015, 13:35

К сожелению, до сих пор на нашем форуме не было темы, посвященной истории одной из самых значимых стран мировой истории. Я, думаю, пора исправить это упущение.
Вынужден отметить, что до сих пор у многих существует убеждение, что Китай до сих пор строит социализм и коммунизм, что это последнее великое государство, оставшееся верным идеалам марксизма-ленинизма.
Увы, это не так. В 80-е гг 20 века в идеологической истории Китая произошел знаковый перелом, после чего было официально заявлено, что Китай проводит в жизнь идеи Дэн Сяопина и строит "социализм с китайской спецификой".
На практике это значит, что строится общество "сяокан" и "датун".
Прежде всего, термин сяокан или "общество среднего достатка" -- это конфуцианская утопия. Первый раз термин встречается в конфуцианском каноне "Шицзин" ("Книга песен") ( VIII-VI вв до н.э.), раздел "Великие оды"(“民亦劳止,汔可小康). Затем о похожем обществе писал конфуцианский философ Мэн-цзы в своем трактате "Мэн-цзы"(IV-III вв до н.э.), но полностью мы находим описание этой социальной утопии в конфуцианском каноне "Ли-цзи" ("Записки о ритуале") (IV-II вв до н.э.), гл. "Лиюнь"
Spoiler (expand)

小康 (xiăokāng) — сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.
Здесь же мы находим и описание другой конфуцианской социальной утопии Датун или "Великое единение".
Spoiler (expand)

大同 (dàtóng) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времён мифических императоров Яо и Шуня.
Эти положения довольно интенсивно развивались всю историю Китая.
Концепция сяокан не забывалась и в средние века. Это понятие встречается в отдельных трактатах эпох Цзинь (265‑420) и Сун (960‑1279), в которых оно использовалось в двух значениях: внутри государства как символ спокойствия и экономического улучшения; внутри семьи как символ относительной зажиточности, когда семья уже не тоскует о тепле и сытости. Именно в этих значениях понятие сяокан и закрепилось в сознании современных китайцев.
Характерно, что в новейшее время идея датун фигурировала как конечная цель для партии Гоминдан, которая была злейшим врагом КПК. В 1953г Чан Кайши, лидер Гоминдана, указал на невозможность немедленного перехода к обществу всеобщего благоденствия в духе «великой гармонии» {датун), на необходи­мость длительного переходного периода. И аргументирует этот свой тезис опять-таки обращением к классическим книгам.
Чан Кайши напомнил, что в обществе, которое хочет по­строить в конце концов Гоминьдан, «…целью производства явля­ется удовлетворение потребностей населения; в обществе великой гармонии труд служит всему обществу, а не является трудом ра­ди заработной платы. Поэтому экономическая система общества великой гармонии основывается на сотрудничестве, а ее цель — служить народу. Это и есть экономическая система общества всеобщего благоденствия». Иной характер имеют экономические отношения на предшествующем предшествующем историческом этапе, который сейчас и переживает Китай, отметил Чан Кайши, — на этапе стабилизации, или «малого спокойствия» {сяокан): «В этом обще­стве товары производятся ради прибыли, а люди трудятся ради получения заработной платы. Предприниматели стремятся к по­вышению прибыли, трудящиеся стремятся к повышению зара­ботной платы. Это и есть "свободное общество"». Чан Кайши был вынужден признать, что своих социальных целей Гоминь­дан может достичь, только пройдя через неизбежный этап рыноч­ного, буржуазного развития. «При сопоставлении двух этапов развития общества — сяокан и датун — выясняется, что стро­ительство общества народного благоденствия идет по ступеням лестницы — от малого спокойствия к великой гармонии. Дело нашей революции и национальной реконструкции должно про­двигаться вперед по ступеням этой лестницы, чтобы достичь общества свободы и спокойствия, общества великой гармонии». После чего Гоминдан приступил к построению свободной рыночной экономики.
К этим же идеям обратился и Дэн Сяопин ( то есть к идеям Чан Кайши) на оче­редном XIII съезде КПК (сентябрь 1987 г.). На съезде была на­мечена программа дальнейшего проведения экономических ре­форм и поставлена задача к началу следующего тысячелетия удво­ить душевой показатель ВНП с тем, чтобы примерно к 2050 г. Китай мог достигнуть уровня среднеразвитых стран и осуществить таким образом в основном задачу модернизации страны (сяокан).
При формировании этой стратегической задачи Дэн Сяопин обращается к конфуцианскому понятию сяокан, использованно­му уже в 50-е гг. Чан Кайши при выдвижении профаммы мо­дернизации Тайваня. На уровне обыденного сознания словосоче­тание сяокан шуйпин, употребленное Дэн Сяопином, может быть переведено как «уровень среднезажиточной жизни». Однако для китайца, знакомого с конфуцианской традицией, понятие сяокан оказывается наполненным гораздо более значимым содержанием, связанным с концепцией Конфуция об идеальном государст­венном устройстве. Можно, вероятно, сказать, что поня­тие сяокан взято Дэн Сяопином в качестве символа построения социализма с китайской спецификой (рыночного социализма). Этот процесс был прерван тяньаньмэнской трагедией, но уже в 1992 г., полагая, что полити­ческие и экономические последствия тяньаньмэньской трагедии преодолены, Дэн Сяопин во время поездки по южным райо­нам страны высказался за возобновление и активизацию эко­номических реформ. Этот призыв был воспринят руководством КПК, которое на XIV съезде партии осенью 1992 г. официально провозгласило курс на строительство «социалистической рыноч­ной экономики». Это было принципиально важным решением, ибо наконец-то была определена социально-экономическая цель реформ.
Эти идеи были развиты на XV съезде КПК, состоявшемся в середине сентября 1997 г. — через полгода после смерти Дэн Сяопина и через два месяца после официального возвращения Гонконга под суверенитет КНР, что широко и торжественно отмечалось в стране. Как и в ходе предыдущих высших фору­мов правящей коммунистической партии, этому съезду предстоя­ло сформировать новый состав высших органов партии, а также принять решения, касающиеся будущего политических и эко­номических реформ.
Значительная часть доклада съезду была посвящена оценке Дэн Сяопина, который был поставлен в один ряд с такими деятелями китайской истории XX в., как Сунь Ятсен и Мао Цзэдун. Наряду с марксизмом-ленинизмом и «идеями Мао Цзэ-дуна» теория построения «социализма с китайской спецификой» ( т.е. сяокан и датун), выдвинутая Дэн Сяопином, получила статус «руководящей идео­логии партии». Соответствующее положение было внесено в ка­честве добавления и в программу КПК, в которой было за­писано, что существо «теории Дэн Сяопина» состоит в выдви­нутом им положении о «необходимости раскрепощения сознания и производительных сил».
Стремясь разъяс­нить логические противоречия, возникающие в результате оче­видного разрыва между продекларированными в программных партийных документах конечными целями и практической сто­роной государственной политики, Цзян Цзэминь подробно ос­тановился на концепции «начальной стадии построения соци­ализма», выдвинутой на рубеже 80-х гг. В его трактовке не только коммунизм является отдаленной перспективой, но и соци­ализм — это «весьма продолжительный этап исторического раз­вития», который может длиться в течение «нескольких поколе­ний или даже нескольких десятков поколений». Очевидно, что, выдвинув это положение, руководство КПК стремилось развя­зать себе руки для продолжения проведения истинно прагмати­ческой линии, сформулированной как «развитие — наш прио­ритет».
Хотелось бы напомнить, что одно поколение -- это 30 лет, десять поколений -- 300 лет, несколько десятков поколений -- около тысячи лет. Вот на какую отдаленную перспективу перенесло руководство КПК построение социализма в стране.
А пока страна вернулась к конфуцианским идеям и строит обычную бюрократическую империю.
     Jackel
    • Imperial
    Imperial
    Форумчанин

    Дата: 25 апреля 2020, 00:17

    Shamilboroda (17 сентября 2019, 13:20):

    Второе рождение Поднебесной. Китай глазами советских операторов. Серия 1. Пекин | Фильм Алексея Денисова. Студия Град (2019)

    Живой Китай 70 лет назад. Уникальные кадры цветной архивной кинохроники впервые демонстрируются зрителю.


    Старый Китай пал, полностью проиграв цивилизационное соперничество с "Западом", Японией и Россией. Потом пришли коммунисты - чтобы добить его, тот Старый Китай, его остатки. И...подняли страну из руин, научив людей гордится своей родиной. Древняя страна восстала из разрухи - аки Феникс из пепла... Про начало пути нового Китая - эта картина.

    Фильм целиком.



       Аорс
      • Imperial
      Imperial
      Принц Персии

      Дата: 16 марта 2016, 10:51

      Савромат
      Вы совершенно правы. До сегодняшнего дня не то что коммунизм, но даже и социализм нигде не построен. Просто мне нужно было как-то назвать строй, при котором правит коммунистическая партия. "Рабочее государство", что ли? Деформированное :).

      - - - Сообщение автоматически склеено - - -

      Причём, замечу, на этом этапе диктатура пролетариата не только неизбежна, но и необходима, чтобы не взбунтовались либерасты.
         Аорс
        • Imperial
        Imperial
        Принц Персии

        Дата: 16 марта 2016, 11:51

        Кое-какие мои соображения по этому поводу: Для просмотра ссылки Зарегистрируйтесь
           Dezperado
          • Imperial
          Imperial
          Форумчанин

          Дата: 16 марта 2016, 12:36

          Савромат

          Маркса читать не пробовали? Социализм возможен только на базе максимального развития капитализма, когда интересы роста производительных сил потребуют и заставят перейти к обобществлению средств производства. Какой, в красную армию, социализм в Китае?! или советской России? Модернизация не равна социализму. Что Сталин что Дэн выполняли объективные задачи капитализма - которые не мог выполнить национальный капитал в силу своей подавленности международными финансовыми силами. Так что это, хотя и не капитализм, но и не социализм. Третье состояние - предсоциализм, что ли. Маркс не мог его предвидеть т.к. а)не представлял насколько его прогнозы отодвинуты в реальности от его времени (намного актуальнее сейчас чем в 1848 г.) и б) понятия не имел о "русском пути" к социализму - Чернышевский и народники поставили его в тупик. О "китайском" я и не говорю. Он разрабатывал какие-то основы в рамках западной ментальности, а о наличии в мире иных цивилизаций и иных вариантов развития - только начинал догадываться.
          А Ленин просто мудак. :003:

          Что касается Марка и Энгельса, то в разные периоды своей деятельности они давали разные прогнозы о времени наступления социализма. Напомню, что их программное сочинение начиналось со слов: "Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма". И что там были таковые слова:
          ролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
          Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства".
          И там же содержалась программа из 10 пунктов:
          Spoiler (expand)

          Как мы видим, никакого перерастания, а экспроприация, конфискация и централизация. А перерастание, это уже позднее, это ближе к концу жизни. Так чем же Ленин мудак, если он раннего Маркса осуществлял?
          Что же касается социализма в Китае или СССР, то это вопрос, конечно, сложный, так как те, кто жил в этих государствах, были уверены, что у них социализм. Возможно, где-то существовал какой-то НАСТОЯЩИЙ социализм, но вот где?
          С тем, что Сталин и Мао осуществляли модернизацию, и тем самым расчищали дорогу капитализму, не поспоришь, и тот же Деопик отмечал, что при Мао в Китае были пик вестернизации.
          Что же касается предсоциализма, то это конечно, интересно, но то, что сейчас в Китае, это самая обычная бюрократическая империя, проходящая через промышленную стадию развития. Кстати, сейчас она, по некоторым признакам, готовится к переходу уже к следующей стадии, к постпромышленной, или постэкономической. И это не смотря на то, что деревня до сих пор живет в 18 веке. :facepalm:
             Аорс
            • Imperial
            Imperial
            Принц Персии

            Дата: 16 марта 2016, 12:45

            Dezperado

            Что касается Марка и Энгельса, то в разные периоды своей деятельности они давали разные прогнозы о времени наступления социализма. Напомню, что их программное сочинение начиналось со слов: "Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма".

            В этом они ошибались, как и Ленин.

            Dezperado

            Что же касается предсоциализма, то это конечно, интересно, но то, что сейчас в Китае, это самая обычная бюрократическая империя, проходящая через промышленную стадию развития. Кстати, сейчас она, по некоторым признакам, готовится к переходу уже к следующей стадии, к постпромышленной, или постэкономической. И это не смотря на то, что деревня до сих пор живет в 18 веке.

            Можете объяснить, почему вы предпочитаете периодизацию истории по Ростоу периодизации по Марксу-Энгельсу?
               Dezperado
              • Imperial
              Imperial
              Форумчанин

              Дата: 16 марта 2016, 13:02

              Аорс

              В этом они ошибались, как и Ленин.

              У них статус Пророков, Пророки не ошибаются, а иначе какие они Пророки?

              Аорс

              Можете объяснить, почему вы предпочитаете периодизацию истории по Ростоу периодизации по Марксу-Энгельсу?

              Потому что она не идеологизирована. Периодизация по Марксу-Энгельсу напрямую связана с учением о социально-экономической формации, с классовой борьбой, а это все спорные понятия, которые много раз критиковали. Кроме того, периодизация М-Э напрямую связана с пятичленкой, а от нее отказались уже даже самые верные защитники. Здесь мы этот момент подробно разбирали.
              Периодизация Ростоу просто фиксирует стадии экономического роста, она не несет такого груза негатива.
                 Аорс
                • Imperial
                Imperial
                Принц Персии

                Дата: 16 марта 2016, 13:17

                Dezperado

                У них статус Пророков, Пророки не ошибаются, а иначе какие они Пророки?

                Это ненаучный подход. Диалектический материализм не знает пророков.

                Что касается пятичленки. Основная проблема в ней - разграничение рабовладения и феодализма. Но это не так уж принципиально. В конце концов, можно рассматривать их как одну аграрную формацию. Я лично предпочитаю вместо них использовать понятия древнего и средневекового обществ, а границу между ними провожу там, где общинная собственность на землю была заменена государственно-феодальной. В остальном же марксистская периодизация истории представляет собой комплексную непротиворечивую систему, основанную на материалистической философии истории, и как таковая, актуальна по сей день. Что же касается периодизации Ростоу, то она плоха уже тем, что не имеет единого критерия периодизации, а строится на комплексе критериев. Кроме того, с нахождением в реальной истории периодов Ростоу проблем не меньше, чем с нахождением истматовских периодов.
                   Савромат
                  • Imperial
                  Imperial
                  Форумчанин

                  Дата: 16 марта 2016, 14:00

                  Dezperado

                  Периодизация Ростоу просто фиксирует стадии экономического роста,

                  Она бесполезна. Т.к. критерий неверный. Единственный научный критерий - энергия, которая лежит в основе общества, ибо это единственный всеобщий и естественнонаучный критерий. Физика...

                  Dezperado

                  Потому что она не идеологизирована.

                  :0142:

                  Dezperado

                  и тем самым расчищали дорогу капитализму

                  Кто сказал такую ерунду? Они делали это вместо капитала. Потому что национальный капитал не мог выполнить эти задачи.
                  В Китае не произошло отката к капиталистическому способу производства. То, что случилось в СССР - историческая случайность. Могло и не случится.
                     Jackel
                    • Imperial
                    Imperial
                    Форумчанин

                    Дата: 16 марта 2016, 14:22

                    Савромат

                    А Ленин просто мудак. :003:

                    Не понял.
                       Dezperado
                      • Imperial
                      Imperial
                      Форумчанин

                      Дата: 16 марта 2016, 14:29

                      Аорс

                      Quote

                      Это ненаучный подход. Диалектический материализм не знает пророков.

                      Беда в том, что социализм и коммунизм как практика их знают. Так нет пророков? Тогда Маркс и Ленин ошибались? Как часто? Не ошиблись ли они, придумав коммунизм? Строй, который никто не видел?

                      Quote

                      Я лично предпочитаю вместо них использовать понятия древнего и средневекового обществ, а границу между ними провожу там, где общинная собственность на землю была заменена государственно-феодальной.

                      Интересно. Что такое государственно-феодальная собственность? Есть, например, в Китае со времен Восточного Чжоу, как с этим быть?

                      Quote

                      Она бесполезна. Т.к. критерий неверный. Единственный научный критерий - энергия, которая лежит в основе общества, ибо это единственный всеобщий и естественнонаучный критерий. Физика...

                      Все это попытки рассматривать "вещь в себе" с разных позиций. Видна ли личность Мухаммеда с точки зрения революции углеводородов? Не видна. Важна ли она для истории? Ой как важна. Следовательно, инстрУмент слишком грубый.

                      Quote

                      Кто сказал такую ерунду? Они делали это вместо капитала. Потому что национальный капитал не мог выполнить эти задачи.

                      Прежде чем писать такое, хорошо бы уяснить разницу между капитализмом и капиталом. Я написал: "расчищали дорогу капитализму". Под "капитализмом" я имел ввиду современные индустриальные-постиндустриальные об-ва. А капитал в Китае еще в эпоху Чжаньго возник. Мао проводил модернизацию аграрного общества в Китае, вот как это выглядит в терминах Ростоу.

                      Quote

                      В Китае не произошло отката к капиталистическому способу производства. То, что случилось в СССР - историческая случайность. Могло и не случится.

                      Как мог произойти в Китае откат к капиталистическому способу производства, если его в Китае и не было? Никак не мог. А то, что случилось в СССР, можно рассматривать как модернизацию аграрных обществ.
                         Аорс
                        • Imperial
                        Imperial
                        Принц Персии

                        Дата: 16 марта 2016, 14:55

                        Dezperado

                        Беда в том, что социализм и коммунизм как практика их знают. Так нет пророков? Тогда Маркс и Ленин ошибались? Как часто? Не ошиблись ли они, придумав коммунизм? Строй, который никто не видел?

                        Коммунизм - это научный прогноз и политическая цель. Это лучше, чем считать нынешний порядок концом истории.

                        Dezperado

                        Интересно. Что такое государственно-феодальная собственность? Есть, например, в Китае со времен Восточного Чжоу, как с этим быть?

                        Нет, в Чжоу наряду с феодализмом ещё сохранялись сильные родовые общины. Китайское средневековье начинается с Цинь.
                           Похожие Темы
                          ДДревний Китай
                          Обсудим зарю истории нашего великого и опасного соседа
                          Автор L Laszlo
                          Обновление 02 апреля 2024, 11:22
                          ИРусско-китайские конфликты и столкновения
                          С 17-го века по 20-й
                          Автор V Valerius
                          Обновление 04 марта 2024, 14:48
                          АВлияние китайского искусства на искусство других стран мира
                          Хорасанская миниатюра, дагестанский фаянс, шинуазри и многое другое.
                          Автор И Из деревни при...
                          Обновление 27 февраля 2024, 17:30
                          Воспользуйтесь одной из соц-сетей для входа
                          РегистрацияВход на форум 
                          «Империал» · Условия · Ответственность · Визитка · 25 апр 2024, 02:42 · Зеркала: Org, Site, Online · Счётчики